Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Владимиро-Суздальское княжество. 
Феодальная раздробленность Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125−1157) вплоть до Даниила Московского (1276−1303) — носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности. Половники… Читать ещё >

Владимиро-Суздальское княжество. Феодальная раздробленность Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Занимало огромные территории на северо-востоке страны — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Именно в этом княжестве в 1147 году появляется город Москва, вокруг которого станут объединяться остальные русские города.

Считается классическим примером княжества периода феодальной раздробленности.

Во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125−1157) вплоть до Даниила Московского (1276−1303) — носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

Во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту — греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве.

Государственный строй.

Владимиро-суздальское княжество являло собой раннефеодальную монархию с сильной княжеской властью.

Великий князь Владимиро-Суздальского княжества был носителем верховной власти. Ему принадлежали законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и церковная власти.

Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир — сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами.

Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей — в сельской местности. Органы управления вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».

Общественный строй.

Класс феодалов состоял из князей, бояр, слуг вольных, дворян, детей боярских и церковных феодалов.

Практически ничем не отличался от киевского, за исключением того, что появлялась новая категория — «дети боярские», т. е. мелкие феодалы, потомки оскудевших дворянских родов.

Также появилась новая феодальная прослойка — дворяне, создаваемая княжеской верхушкой специально. Собственность дворян на землю носила условный характер, и право дворянина на пожалованную землю терялось в случае прекращения им службы. У дворян отсутствовало право свободного перехода от одного князя к другому. Дворяне, набираемые из княжеских слуг, тиунов и огнищан, и получавшие свои земли за службу князю, были лично преданы ему, и, следовательно, представляли собой надежную опору для княжеской власти в борьбе с боярской оппозицией.

Необходимо отметить такую категорию феодального класса, как церковные феодалы. Церковно-монастырская земельная собственность возникает из княжеских пожалований, земельных вкладов бояр, захвата монастырями и церквами крестьянских общинных земель.

Городское население состояло из ремесленников, купцов, духовенства белого (имеющего право на вступление в брак) и черного (таких прав не имеющего).

В связи с имущественными различиями произошла дифференциация городского населения во Владимиро-Суздальском княжестве на «лучших» (верхний слой) и «черных» (нижний слой).

К прежним категориям зависимого населения добавляются некоторые новые:

Половники представляли собой крестьян, которые, будучи беспомощными в хозяйственном отношении, шли в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Закладники — бывшие смерды-общинники, которые «закладывались» феодалам в поисках сносных условий жизни, попадая в зависимые от них отношения. Под страдниками понимали посаженных на землю холопов.

Право.

Источники права Владимиро-суздальского княжества не сохранились, однако, считается, что право там не отличалось от общерусского права. Основным источником была Русская Правда, которая применялась тут гораздо дольше, чем в остальных частях Руси. Действовали и общерусские уставы первых христианских князей — Устав князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устав князя Ярослава о церковных судах. Они дошли также в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой