Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Родо-племенной строй в эпоху расселения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такова была в общей схеме общественная организация славян, выработавшаяся у них еще до расселения. О существовании ее приходится заключать главным образом по пережиткам ее, сохранявшимся в быту славян в позднейшее время, после расселения и даже после образования первоначальных славянских государств. Но есть и некоторые прямые исторические свидетельства, подтверждающие справедливость… Читать ещё >

Родо-племенной строй в эпоху расселения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До расселения славяне, по всем данным, жили в формах родо-племенной организации. Общую схему ее можно представить в следующем виде. Разросшаяся семья, состоявшая из отца и матери, сыновей с женами и детьми, а иногда и третьего и четвертого поколений, заселяя «весь», составляла общину, соединенную узами кровного родства, иначе род. Община-род носила общее имя от своего родоначальника (с окончанием наичи, -овичи, -вцы), владела сообща имуществом и управлялась своим старшим — старостою, владыкою, господарем, который поддерживал мир и согласие в общине, разбирал недоразумения в ее среде и распоряжался трудом ее членов. Первоначально старейшиной был естественный глава семьи — отец, дед, иногда прадед, а по смерти его старший или способнейший по выбору сын или внук и т. д. Род, разрастаясь в дальнейшем, распадался на несколько родов, которые, расселяясь по соседству и сознавая свое родство, образовывали следующую ступень общественной организации жупу, во главе которой стоял жупан. Жупа, разрастаясь в дальнейшем или соединяясь с другими жупами, образовывала племя, во главе которого стоял воевода, князь. Жупаны, воеводы и князья выходили обыкновенно из старших членов старшего рода. Общественная жизнь и частные отношения во всех этих соединениях нормировались распоряжениями и судом этих властей, которые в свою очередь руководствовались выработавшимся в обществе правосознанием и обычаем, правом и законом, а также и решениями родовых и племенных совещаний — вече.

Такова была в общей схеме общественная организация славян, выработавшаяся у них еще до расселения. О существовании ее приходится заключать главным образом по пережиткам ее, сохранявшимся в быту славян в позднейшее время, после расселения и даже после образования первоначальных славянских государств. Но есть и некоторые прямые исторические свидетельства, подтверждающие справедливость вышеизложенной ученой конструкции. Так, существование мелких родственных союзов у славян подтверждается известием Иордана, что кроме общих названий «славяне» и «анты» существует множество частных их названий, по родам и местностям — per varias familias et locas. С этим же сходятся и известия императора Маврикия о многочисленных филах, племенах, на которые распадаются славяне, и о племеначальниках, филархах или царьках (ppf|ye<;). О существовании веч говорит сообщение Прокопия, что славяне и анты не подчиняются одному мужу, но искони живут в народовластии. Однако у тех же писателей находим известия о существовании у славян и более крупных соединений и их вождей. Иордан рассказывает, что остготский король Виштар через несколько лет по прибытии гуннов напал на антов, разгромил их, а царя Божа с сыновьями его и семьюдесятью старейшинами для устрашения распял (regemque eorum Boz nomine cum filiis suis et septuaginta primatibus in exemplum terroris affixit). Здесь выступает таким образом уже целый союз племен и старейшин с одним вождем во главе. Такой же союз выступает позднее в сообщении Менандра о посольстве аварского хана до славянского князя Давриты и союзных с ним вождей (кои a ?6v авто pyepovei;). Эти вожди на общем собрании решают все дела, представляя собою весь объединенный народ. Объединенные в крупные союзы славяне изображаются названными писателями как родственные племена, единоплеменники. Анты, по словам Прокопия, действовали против славян как единоплеменники (paxopevoq 5s фЗу тоц opoysvem Ttpoq Zrj? ia (3rivoD (;); антские старейшины, по рассказу Менандра, посылая Мезамира к аварскому хану, наказывали ему выкупать соплеменников (xiva<; топ oikeiod срв^ов) из плена.

Собственно, при расселении первоначальная родо-племенная организация славян должна была подвергаться разрушению: расселялись по разным местам как члены родов, так и родственные роды — братства и племена; разрывались старые родственные связи и заменялись новыми — связями соседства. Но с течением времени, когда первоначальное брожение улегалось, мало-помалу восстанавливались и прежние формы быта. Отделившиеся семьи, разрастаясь, превращались в роды; роды, разрастаясь, превращались в племена. Даже группы разных родов и племен, поселяясь вместе, устраивали свое общежитие по прежним формам родо-племенных организаций, образовывали как бы искусственные роды и племена. Этот процесс был общим для всего славянства, в том числе, конечно, и для западных славян.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой