Налоговая система ФРГ
В Германии законодательно закреплено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав (т.е. субъектами федерации). Соответственно разделению функций между федерацией и землями осуществляются и расходы. Часть социально-экономических функций возложена также на местный уровень — общины, в компетенцию которых входит формирование местных бюджетов… Читать ещё >
Налоговая система ФРГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика
Федеративная Республика Германия (ФРГ) — одна из наиболее развитых стран не только Европы, но и мира.
В Германии законодательно закреплено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав (т.е. субъектами федерации). Соответственно разделению функций между федерацией и землями осуществляются и расходы. Часть социально-экономических функций возложена также на местный уровень — общины, в компетенцию которых входит формирование местных бюджетов. Бюджетная система ФРГ в целом характеризуется как кооперативная модель бюджетного федерализма, которая подразумевает выравнивание региональных диспропорций, активное скоординированное сотрудничество центра и субъектов федерации в осуществлении крупных социально-экономических программ, широкое привлечение региональных властей к перераспределению национального дохода.
В связи с этим налоговая система ориентирована на обеспечение бюджетов доходами. Основной чертой германской системы налогообложения является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня. При том что каждый уровень власти полномочен устанавливать и (отчасти для субнационального уровня) администрировать налоги и сборы, значительная часть налоговых доходов перераспределяется по утвержденным нормативам между бюджетами различных уровней. Налоги, поступления по которым подлежат распределению между бюджетами, носят название совместных налогов.
В результате в налоговой системе Германии можно выделить не три, а четыре составляющих (или уровня) — совместные налоги, федеральные налоги, налоги земель и налоги общин (налоги муниципальных образований), а также стоящий особняком в этой системе церковный налог (рис. 2.5).
Общие правила, действующие для всех видов налогов, закреплены в Положении о налогах и платежах. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливаются базовые определения: налогоплательщики, налоговые органы, объект налогообложения и т. д., а также закрепляются основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, имеются специальные законы по каждому налогу и всем связанным с ними вопросам.
Налоговая система ФРГ характеризуется высокой налоговой нагрузкой (более 36%), которая, прежде всего, обусловлена высоким уровнем социального обеспечения, финансируемого за счет взносов и налогов. В 2010 г. общая налоговая нагрузка составила 36,3%, из которых почти 40% (14,2% ВВП) приходилось на социальные взносы. На протяжении второй половины XX в. — первого десятилетия XXI в. налоговое бремя в Германии превышало налоговое бремя в иных федеративных государствах. Распределение налоговых доходов по уровням бюджетов в 2010 г. было следующим: 11,4% ВВП приходилось на федеральный бюджет; 7,7% поступало в бюджеты субъектов федерации; 2,9% - в местные бюджеты. Структура налоговых поступлений в 2009 г. характеризовалась следующими данными (рис. 2.6).
Рис. 2.5. Структура налоговой системы Германии На примере ФРГ остановимся на сопоставлении налогов и неналоговых: платежей. Различие между налогами и неналоговыми сборами имеет в ФРГ особое значение для государственного устройства. Полномочия федерации, земель и общин по регулированию и взиманию публично-правовых платежей, их использованию регулируются по-разному: для налогов действуют специальные положения финансовой конституции, для неналоговых сборов — общие нормы так называемой предметной компетенции. К неналоговым сборам относятся пошлины, взносы и особые сборы. Рассмотрим их подробнее.
Рис. 2.6. Структура налоговых поступлений и сборов в бюджет расширенного правительства Германии (2009 г.).
Пошлина взимается за реально совершаемое действие государственного органа (например, судебные пошлины, пошлины за пользование детскими садами, за предоставление права на строительство, за обеспечение безопасности полетов и за пользование автодорогами). Взносы — это платежи, взимаемые для полного или частичного покрытия расходов публичного учреждения с тех, кому этим учреждением потенциально предоставляются услуги или выплаты. Взнос делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом. К взносам относятся взносы на социальное и пенсионное страхование, плата за освоенные местности, за расширение дорог, за иностранный туризм, за подключение к водоснабжению или к системам удаления сточных вод. Специальные сборы представляют собой властно установленные платежи, которые не предполагают каких-либо встречных действий государственных органов в пользу плательщика. Взимание специального сбора оправдывается особой предметной близостью плательщика к финансируемой задаче. Поступления от этих сборов направляются не в государственный бюджет, а в специальный фонд. Эти сборы также называют парафискальными. К специальным сборам относятся: плата за отвод сточных вод, сбор для поддержки кинематографии, сбор на профессиональное обучение, сбор, взимаемый для покрытия расходов на обучение по уходу за пожилыми людьми, и др.