Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные школы мусульманского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым корнем из четырех был Коран, вторым — Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хадисам. Один из знатоков фикха и глава школы законоведения Абу Ханифа знал, по преданию, два миллиона хадисов по памяти. Третьим корнем довольно рано было признано мнение (иджма) ученых мужей Медины по каждому трудному для истолкования вопросу. Четвертым корнем стал кыяс — суждение по аналогии. Наиболее… Читать ещё >

Основные школы мусульманского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым корнем из четырех был Коран, вторым — Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хадисам. Один из знатоков фикха и глава школы законоведения Абу Ханифа знал, по преданию, два миллиона хадисов по памяти. Третьим корнем довольно рано было признано мнение (иджма) ученых мужей Медины по каждому трудному для истолкования вопросу. Четвертым корнем стал кыяс — суждение по аналогии. Наиболее ранняя попытка систематизации мусульманского права с позиций Сунны пророка была предпринята Маликом ибн Анасом (713−795), автором трактата под названием «Распаленная тропа». Это своего рода синтез и компромисс между сборником хадисов и трактатом по правоведению. В нем была одна существенная новация — он допускал, что хадисы, хотя и служат обязательной основой для вынесения решения судом, тем не менее, могут быть изменены в своем действии, если вступят в противоречие с интересами общего блага (принцип истислах). Наконец, в случае необходимости судья обращается к другому принципу — согласному мнению ученых мужей Медины по данному вопросу. Этот принцип весьма напоминает одну из традиций римской юриспруденции, называемую «консенсус докторум». Более того, Малик допускал индивидуальное толкование на основе велений совести (рай), что также напоминает римское «опинио пруденциум» с оговоркой, что оно допустимо в той мере, в какой не противоречит общему благу.

Почти одновременно со школой Малика (школа маликитов) формировались мазхабы в Сирии и Иране, где особенно прославился Абу Ханифа, который был одновременно педагогом и в отличие от судьи-практика Малика теоретиком.

Три принципа выдвинул Абу Ханифа в качестве основополагающих начал: рай (личное мнение, основанное на здравом смысле), кыяс (суждение по аналогии), а также исправление и корректирование этих начал по методу истихсана, роль которого аналогична истихлаху (требование соблюдения интересов общего блага) в школе Малика. Теория Абу Ханифы получила распространение на востоке, в империи Сельджуков. Влияние школы Малика сказалось на западе халифата, в Северной Африке.

Другой основатель мазхаба, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767−819), рекомендовал иджму, сведенную к мнению всех ученых мужей (но не всех времен). Именно с помощью иджмы стала возможной окончательная редакция Корана и шести сборников Сунны.

Шафия отрицал значение личного усмотрения судьи и ограничивал использование кияса. Ахмад ибн Ханбал был учеником Шафии и занял наиболее консервативную позицию, согласно которой источником может быть только священное предание. Он был против всяческих нововведений и нашел поддержку в движении такой же консервативной ориентации, получившем название движения ваххабитов. Его взгляды получили распространение в Сирии и Месопотамии, в особенности на территории Саудовской Аравии.

Различные школы и ученые долго расходились во взглядах. Отличие мазхаба (школы, толка) от шариата состоит в следующем. Мазхаб — это в переводе «обряд, путь», и шариат происходит от слова «путь» (надлежащий путь следования). Но шариат охватывает все свойства мусульманина-индивида в качестве верующего, человека и гражданина. Поэтому шариат иногда называют кораническим законом, т. е. сводом требований к мусульманину в его тройном социальном бытии. Мазхабы не всегда мирно уживались друг с другом. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник-3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА.2008.с.89. Самым главным достоянием каждой из школ был муджтахид мутлак, т. е. ученый, обладающий абсолютной (мупиак) способностью составлять личное мнение (иджтихад), применяя к Корану и Сунне принципы суждения по аналогии и другие методы, которыми он владеет. Это муджтахиды мутлаки создали основные принципы (корни) фикха. Те, кто впоследствии излагали выводы (фуру) из этих принципов или с помощью их, были муджтахидами не абсолютного ранга, а лишь по отношению к одной из школ. После этой плеяды знатоков фикха законоведы могли действовать, только давая юридические консультации (фетва — это арабские responsa prudentium), основанные па одном или нескольких прецедентах. Они получили название муфтиев (знающих фетву), но уже не муджтахидов, так как не высказывали личного мнения. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007 — с. 263.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой