Этапы улучшения качества как основа формирования принципов системы управления качеством
Концентрация внимания на контроле характеристик рассеяния процесса наряду с контролем средних значений параметров процесса; Культивирование в процессе производства принципа «исполнитель последующей производственной операции — твой потребитель»; Доказать, что используемые процессы производства способны обеспечить выполнение поставленных задач в области качества. Основополагающие принципы работы… Читать ещё >
Этапы улучшения качества как основа формирования принципов системы управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главное требование в организации работы по качеству — это комплексность охвата всех факторов, обеспечивающих качество на всем жизненном цикле продукции, увязка их по конечному результату, определяемому системой стандартов (включая международные стандарты ИСО) и дополнительными договорными условиями между заказчиком и производителем.
Согласно философии доктора Д. М. Джурана работа по улучшению качества может быть разделена на три этапа (триада качества Джурана): планирование, контроль, совершенствование.
На этапе планирования необходимо:
- — определить состав потребителей;
- — выяснить запросы потребителей;
- — разработать продукцию, отвечающую запросам потребителей;
- — сформулировать задачи в области качества, отвечающие запросам потребителей и поставщиков ресурсов производства при минимальных суммарных издержках;
- — отладить процесс, обеспечивающий выпуск продукции с требуемыми характеристиками;
- — подтвердить возможности процессов производства;
- — доказать, что используемые процессы производства способны обеспечить выполнение поставленных задач в области качества.
На этапе контроля следует:
- — выбрать объекты контроля (этапы производства);
- — определить единицы измерения результатов производства (в том числе промежуточных);
- — обеспечить проведение измерений результатов производства;
- — разработать стандарты на рабочие характеристики процессов и продукции;
- — провести измерения реальных рабочих характеристик процессов и продукции;
- — проанализировать отличие реальных рабочих характеристик процессов и продукции от заданных в стандартах и принять необходимые меры по устранению этих различий.
На этапе совершенствования необходимо:
- — доказать потребность в улучшении процессов и продукции;
- — определить меры по улучшению процессов и продукции;
- — организовать руководство этими мерами;
- — провести диагностирование для выявления причин несоответствия процессов и продукции заданным требованиям;
- — осуществить корректирующие мероприятия;
- — доказать, что корректирующие мероприятия эффективны в режиме производства;
- — обеспечить контроль достигнутых результатов совершенствования.
Взаимосвязь процессов триады качества Джурана (приводящая к новым значениям параметров: процесса, контроля и допустимых отклонений) представлена на рис. 2.1[1].
Процесс улучшения качества дополняет процесс контроля качества, но не заменяет его.
Суть управления сводится к непрерывному повторению цикла «планирование — действие — контроль результатов -.
Рис. 2.1. Взаимосвязь процессов триады Джурана по улучшению качества.
корректирующее воздействие" - " plan — do — check — action" (PDCA) (рис. 2.2). Применительно к процессу улучшения качества используется цикл качества Э. Деминга (цикл Деминга): «проектирование — производство — проверка, сбыт — изучение спроса, обслуживание» (рис. 2.3).
Цикл направлен на постоянное совершенствование процессов и продукции, а также закрепление достигнутых результатов на каждом новом витке с помощью стандартизации характеристик, процедур и методов.
Рис. 2.2. Цикл PDCA
Рис. 2.3. Цикл качества Э. Деминга.
Совершенствование качества сопровождается совершенствованием стандартов. Применительно к стандартам говорят о цикле SDCA {standart — do — check — action) — «стандартизация — действие — контроль результатов — корректирующее воздействие» .
Основополагающие принципы работы по повышению качества делятся на три группы, связанные с этапностью внедрения.
Первая группа (первый этап внедрения) — " фундаментальная основа" :
- — качество — прежде всего (обеспечению качества в процессах производственно-хозяйственной деятельности отдается наивысший приоритет);
- — уважение к человеку как основной производительной силе;
- — обучение и тренировка персонала.
Вторая группа (второй этап внедрения) — " основные идеи" :
- — участие всех членов трудового коллектива в управлении;
- — ориентация на рынок с целью учета и удовлетворения требований потребителя;
- — культивирование в процессе производства принципа «исполнитель последующей производственной операции — твой потребитель» ;
- — концентрация внимания на предшествующих операциях при анализе проблем, возникающих на текущем этапе процесса;
- — выбор наиболее важного элемента процесса;
- — осуществление управления и контроля на основе анализа реальных фактов.
Третья группа (третий этап внедрения) — " методы и технологии ноу-хау" :
- — повторение цикла PDCA каждый раз на новом уровне;
- — признание важности процесса, а не результата;
- — разработка стандартов и систем и их активное использование;
- — активное применение статистических методов контроля и регулирования технологических процессов;
- — концентрация внимания на контроле характеристик рассеяния процесса наряду с контролем средних значений параметров процесса;
- — использование прошлого опыта при анализе текущих ситуаций.
Опираясь на рассмотренные этапы улучшения качества, перейдем к описанию основных принципов построения систем управления качеством.
- [1] Тебекин Л. В. Основы управления качеством продукции (менеджмент качества). М.: Руда и металлы, 1999.