Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пояса. 
Костюм северной губернии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тканые пояса имели обычно геометрический орнамент в виде продольных полос, «елочек», треугольников, зигзагов, ромбов, ромбов с крючьями, и т. п. (илл. 363−368). В северо-восточных уездах губернии зафиксированы пояса со свастическим орнаментом. В центральных и восточных уездах губернии широко бытовали пояса кустарного производства с разноцветными поперечными полосами и характерным зигзагообразным… Читать ещё >

Пояса. Костюм северной губернии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До начала ХХ в. пояс («пояс», «опояска», «кушаю» был обязательной деталью как мужского, так и женского крестьянского костюма. Его носили, главным образом, с неприталенной одеждой. Пояс был не только необходимым дополнением костюма, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции. Охранительную силу пояса признавали старейшие жители деревни до недавнего времени: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не доспеется» (то есть ничего плохого с тобой не случится, никто тебя не сглазит). В традиционной культуре выход на улицу без пояса считался неприличным. А женская рубаха обязательно подпоясывал ась и в том случае, когда была единственной деталью одежды (на жатве, на покосе, во время сна). В начале ХХ столетия пояса постепенно выходят из употребления.

На мужском поясе (у домохозяина) нередко имелось колечко, на котором крепился ключ от сундука. В некоторых деревнях до начала ХХ в. старухи носили на поясе пришивной карман, который мог быть украшен вышивкой.

В XIX — начале ХХ в. на территории Новгородской губернии повсеместно бытовали пояса домашнего, кустарного и фабричного производства. Выполнялись они из льняных, конопляных, хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Для изготовления поясов использовали также полосы ткани, тесьму, галун. Кроме этого, бытовали кожаные пояса-ремни.

По технике изготовления пояса из растительных материалов были плетеными, вязаными, полуткаными, ткаными, витыми.

Самой сложной техникой считается тканье, оно требовало наличия специальных приспособлений для разделения нитей на основу и уток и для получения механического чередования зева, пропускающего нити утка. В качестве таких приспособлений могли использовать дощечки (кружки), палочки (для тканья «на ниту»), бердечко или ткацкий стан.

В результате витья, плетения и вязания получались круглые или узкие плоские пояса. Полутканые и тканые пояса имели вид более широкой узорной полосы.

Длина поясов обычно составляла 150−280 см при ширине 1−5 см. Часто их делали с кистями или помпонами («шаркунами») (илл. 370−379). Поясом подпоясывались в зависимости от его длины один или два раза и завязывали концы на левом боку, а у женщин еще и спереди.

Тканые пояса имели обычно геометрический орнамент в виде продольных полос, «елочек», треугольников, зигзагов, ромбов, ромбов с крючьями, и т. п. (илл. 363−368). В северо-восточных уездах губернии зафиксированы пояса со свастическим орнаментом. В центральных и восточных уездах губернии широко бытовали пояса кустарного производства с разноцветными поперечными полосами и характерным зигзагообразным узором (илл. 386−390). В восточных уездах декор таких поясов могли дополнять вышитые по краям стилизованные женские изображения.

Цветовая гамма поясов была очень многообразна. В первой половине XIX в. цвета были более сдержанные, большое значение имели красный и белый цвета. Во второй половине столетия, после распространения анилиновых красителей, цветовая гамма стала более разнообразной, она включала все основные цвета и их оттенки.

Кожаные пояса («ремни», «ремешки») были распространены меньше. Их носили только мужчины. Такие пояса состояли обычно из кожаной полосы, шириной 2−6 см, и металлической пряжки. Иногда на ремне крепились медные или бронзовые бляшки.

Пояса, изготовленные из фабричного материала, обычно представляли собой полосу ткани и имели незначительное распространение. Цвет такого пояса соответствовал цвету сарафана или юбки, с которыми он носился. Кроме этого, использовались пояса из фабричной тесьмы, а праздничные — из позумента.

Кушак представлял собой особый вид пояса, которым подпоясывали верхнюю одежду прямого и халатообразного покроя: неприталенные кафтаны, шубы, а также армяки, балахоны, тулупы. Кушаки были более широкими, чем в горничном костюме и обычно ткаными (илл. 3 944 399). В рабочей и повседневной одежде малосостоятельных крестьян кушак заменяли веревочной опояской.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой