Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии
В случае прекращения исключительного права у правообладателя по какой-либо причине договор коммерческой концессии не прекращает своего действия в отношении оставшегося комплекса исключительных прав. Договор коммерческой концессии (франчайзинг) должен содержать в себе условия о территории использования комплекса исключительных прав, а также перечень конкретных способов их использования. Сервисный… Читать ещё >
Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • особенности договора коммерческой концессии;
- • особенности налогообложения по договору;
- • принципы бухгалтерского учета операций у сторон договора;
уметь
- • определять момент исполнения обязательств по договору;
- • отражать конкретные хозяйственные ситуации с помощью методов бухгалтерского учета;
- • формировать налогооблагаемые базы по налогам;
владеть
• навыками отражения на счетах бухгалтерского учета правообладателя и пользователя операций по договору.
Правовая характеристика договора коммерческой концессии
Правоотношения сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинговую деятельность) регламентирует гл. 54 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также нрава на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии в силу своей правовой природы возможен только в отношениях между юридическими лицами или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
По договору коммерческой концессии может:
- 1) передаваться право использования товарного знака, знака обслуживания, а также право на коммерческое наименование и секрет производства;
- 2) быть предусмотрено условие использования (помимо исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД)) деловой репутации, коммерческого опыта стороны-правообладателя, а также определенных деловых связей.
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и в соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК РФ подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Предмет договора коммерческой концессии — это передача исключительных прав от их правообладателя (франчайзера) пользователю (франчайзи). В зависимости от предоставляемых в пользование прав различают три основных вида франчайзинга:
- • товарный франчайзинг, представляющий собой продажу продукции, производимой франчайзером и маркированной его товарным знаком (например, реализация одежды, обуви, косметики и т. п.);
- • производственный франчайзинг, суть которого заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. При этом франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом (например, производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании);
- • сервисный франчайзинг, когда франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя (например, сети «быстрых» закусочных).
Договор коммерческой концессии (франчайзинг) должен содержать в себе условия о территории использования комплекса исключительных прав, а также перечень конкретных способов их использования.
В случае прекращения исключительного права у правообладателя по какой-либо причине договор коммерческой концессии не прекращает своего действия в отношении оставшегося комплекса исключительных прав.
Договором коммерческой концессии (субконцессии) может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии — это определенная, твердо зафиксированная в договоре сумма. В соответствии со ст. 1030 ГК РФ вознаграждение правообладателю может выплачиваться в следующих формах:
- • в фиксированной разовой сумме (паушальный платеж);
- • в фиксированной сумме или в виде отчислений от выручки (роялти);
- • наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи (данная форма вознаграждения на российском рынке часто используется вместо роялти);
- • в любой иной форме.
В договоре франчайзинга может быть прописано:
- 1) что пользователь выплачивает вознаграждение только в виде паушального платежа или только в виде роялти;
- 2) использование комбинированного способа: после заключения договора — паушальный платеж и в течение срока его действия — ежемесячные или ежеквартальные роялти.