Особенности формирования технических умений в процессе организации продуктивной деятельности по аппликации с детьми средней группы
Низкий уровень сформированности технических умений в аппликации показали 50% детей средней группы. К «низкому» уровню были отнесены Артем А., Артем Л., Ангелина М. Саша Ю., Рита М. — дети плохо владеют ножницами, неровно, неаккуратно вырезают; при расположении деталей просят помощи педагога, плохо промазывают клеем детали, забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки. Высокий уровень… Читать ещё >
Особенности формирования технических умений в процессе организации продуктивной деятельности по аппликации с детьми средней группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы
Практическая часть исследования выполнялась на базе Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации — детский сад № 20 «Теремок» г. Клинцы, в средней группе, с участием десяти детей 4−5 лет.
С целью выявления уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы было проведено диагностическое мероприятие по методике, предложенной Г. С. Швайко [33, с. 11].
Каждому ребёнку предлагалось вырезать и наклеить цветок, состоящий из 4-х частей разной величины (квадрат большой и маленький для создания бутона, большой квадрат для листьев, полоска для стебля). (Приложение 1).
Результаты анализа детских работ были сопоставлены с основными требованиями к уровню освоения содержания раздела «Аппликация» в средней группе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, согласно которым дети должны уметь:
- — правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- — разрезать по прямой короткие и длинные полосы, составлять из полос изображения разных предметов;
- — вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника;
- — аккуратно наклеивать [25, с. 187].
На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы по трехбалльной шкале:
- 3 балла — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно выполняет основные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1−4 частей; умения в аппликации устойчиво сформированы, их проявление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого.
- 2 балла — ребёнок не всегда самостоятельно справляется с заданием, выполняет отдельные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1−4 частей с помощью взрослого; умения в аппликации имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля со стороны взрослого.
- 1 балл — ребёнок не владеет основными приёмами вырезания, расположения и наклеивания, с заданием не справляется; умения в аппликации не сформированы, их проявление носит случайный характер.
В соответствии с критериями были определены три уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы:
- — 13−15 баллов — высокий уровень сформированности технических умений в аппликации;
- — 9−12 баллов — средний уровень сформированности технических умений в аппликации;
- — 5−8 баллов — низкий уровень сформированности технических умений в аппликации.
Результаты выполнения диагностического задания представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка уровня сформированности технических умений в аппликации в средней группе.
№ п/п. | Имя ребёнка. | Технические умения в аппликации. | Общий балл. | ||||
Резание по диагонали. | Резание по кругу. | Аккуратность наклеивания. | |||||
Владение ножницами. | Резание по прямой. | ||||||
1. | Артем А. | ||||||
2. | Полина К. | ||||||
3. | Захар Б. | ||||||
4. | Маша Д. | ||||||
5. | Егор Т. | ||||||
6. | Саша Ю. | ||||||
7. | Даша Д. | ||||||
8. | Рита М. | ||||||
9. | Ангелина М. | ||||||
10. | Артем Л. |
Результаты диагностики уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы можно представить следующим образом:
Таблица 2. Количественные показатели уровней сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы.
Уровни. | Высокий. | Средний. | Низкий. |
Количество детей. | |||
Процентное соотношение. | 20%. | 30%. | 50%. |
На основании проведенного диагностического исследования, а также наблюдения за процессом аппликации, были сделаны следующие выводы об уровне сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы.
Высокий уровень сформированности технических умений в аппликации выявлен у 20% детей средней группы. К «высокому» уровню были отнесены Полина К. и Маша Д.: с предложенным заданием справились быстро, самостоятельно, хорошо владеют ножницами, Маша выполнила свою работу без ошибок, у Полины были неточности в вырезании по кругу и наклеивании деталей.
Средний уровень сформированности технических умений в аппликации имеют 30% детей средней группы. К «среднему» уровню были отнесены Захар Б., Егор Т., Даша Д. — дети владеют ножницами, допускают неточности при вырезывании, но располагают формы при помощи педагога; непрочно закрепляют детали на фоне.
Низкий уровень сформированности технических умений в аппликации показали 50% детей средней группы. К «низкому» уровню были отнесены Артем А., Артем Л., Ангелина М. Саша Ю., Рита М. — дети плохо владеют ножницами, неровно, неаккуратно вырезают; при расположении деталей просят помощи педагога, плохо промазывают клеем детали, забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки.
Полученные данные мы отразили в диаграмме:
Уровни сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы Таким образом, из проведенного анализа видно, что у детей средней группы преобладают низкий (50%) и средний (30%) уровни сформированности технических умений в аппликации.