Южная и Юго-Восточная Азия: традиционная структура и колониализм
Как легко заметить, исторический путь стран Южной и ЮгоВосточной Азии в период колониализма имеет немало общего. Все они, если не считать Африку, были в числе наиболее ранних объектов колониальной экспансии. Все, кроме Сиама, затем превратились в колонии. Для всех было характерно длительное сопротивление колониализму со стороны традиционной восточной структуры власти-собственности… Читать ещё >
Южная и Юго-Восточная Азия: традиционная структура и колониализм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как легко заметить, исторический путь стран Южной и ЮгоВосточной Азии в период колониализма имеет немало общего. Все они, если не считать Африку, были в числе наиболее ранних объектов колониальной экспансии. Все, кроме Сиама, затем превратились в колонии. Для всех было характерно длительное сопротивление колониализму со стороны традиционной восточной структуры власти-собственности с централизованной редистрибуцией (т.е. развитых авторитарных режимов и обществ восточного типа). И всюду это сопротивление в сочетании с постепенным вынужденным приспособлением, хотя подчас и в ситуации ожесточенных крестьянских войн, порой возглавлявшихся компартиями, завершилось деколонизацией и достижением политической независимости.
Конечно, эта общность судеб не была случайной. Географическая близость и природно-климатическое сходство стран двух упомянутых регионов, и прежде всего наличие в них тех продуктов и ресурсов, в которых остро нуждались колонизаторы, во многом объясняют причины, по которым именно эти страны южных морей оказались первым страстно желанным объектом вторжения колониального капитала. Южная и ЮгоВосточная Азия — два весьма больших и достаточно заселенных региона, в рамках которых на протяжении многих веков существовали, часто гибли и заново возникали немало народов и государств. Разумеется, все они развивались по-своему, однако есть один весьма существенный аспект, который тоже в определенной мере связан с общностью исторических судеб интересующих нас регионов.
Речь об идейно-институциональном фундаменте, окрашенном в определенный религиозно-цивилизационный цвет, формировавшемся веками и тысячелетиями в условиях господства сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок. С точки зрения этого потенциала духовной культуры и тесно связанной с ним социальной ориентации общества и государства обоих регионов они, за незначительными и легко объяснимыми исключениями (имеется в виду сравнительно поздняя исламизация части этого древнего индо-буддийского региона), весьма близки друг к другу. Именно по этому генеральному признаку страны Южной и Юго-Восточной Азии объединены в некий единый блок родственных стран. Это не означает, что упомянутый потенциал одинаков и однозначен у всех. Как раз напротив, он весьма различен по мощи и даже фактуре составляющих его идейно-институциональных основ и цивилизационных пластов, что в немалой степени усложняет анализ, заставляя делать оговорки либо выделять варианты. Но в целом перед нами все же единый блок народов и государств, нуждающийся в аналитической оценке в первую очередь с точки зрения раскрытия роли и значимости их религиозно-цивилизационной традиции.