Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Раннехристианская традиция в истории общественной мысли России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общей характерной чертой исторических исследований советского периода является абсолютное господство марксистской методологии, которая признавалась высшим достижением мирового обществознания. Поэтому основное внимание при изучении истории светской науки и общественной мысли дореволюционной России уделялось сопоставлению ее с марксистским методом, выявлению соответствия или несоответствия ему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Раннехристианская историческая традиция в православной церковной мысли России (XI — начало XX вв.)
    • 1. Античное христианство в общественной мысли и идеологии XI — XVII вв
    • 2. Раннее христианство в православной церковной мысли XIX — начала XX вв
  • Глава II. Античное христианство в научной мысли XVIII — начала XX вв
    • 1. Раннехристианская традиция в научной мысли XVIII — первой половины XIX вв
    • 2. Античное христианство в отечественной науке второй половины XIX — начала XX вв
    • 3. Русское византиноведение об античном христианстве
  • Глава III. Раннехристианские сюжеты в общественно-политической и педагогической мысли
    • XIX. — начала XX вв
    • 1. Христианская идеология и историческая традиция в общественно- политической мысли
    • XIX. — начала XX вв
    • 2. Античное христианство в дореволюционном школьном учебнике

Раннехристианская традиция в истории общественной мысли России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История русской общественной мысли составляет неотъемлемую часть эволюции отечественной и мировой культуры. Крупнейшие отечественные мыслители стремились к разрешению актуальных мировоззренческих и культурно-исторических вопросов современности и при этом неизменно обращались к сюжетам христианской традиции.

Христианство было одной из важнейших черт отечественной духовной культуры, фактором, во многом определившим ее сущность и эволюцию. Воспринятое европейскими народами, оно на века становится стержнем средневекового мировоззрения, европейской культурной и материальной жизни. Оно определило все многообразие форм и способов культурного бытия Россиисо времени принятия христианства Русью можно говорить о становлении русской христианской культуры в самом широком понимании этого явления. Таким образом, в условиях опосредованного усвоения Русью — Россией античного наследия, христианство становится основным его элементом, через который происходило приобщение нашей страны к мировому культурно-историческому опыту. В этих условиях усвоение и самостоятельное осмысление античного христианства приобрели значение важнейших факторов развития русской духовой культуры.

Изучение всех аспектов освоения христианской традиции в русской культуре (философии, богословии, науке, искусстве, литературе) в рамках одной диссертации невозможно и представляется значительно более масштабной задачей. Предметом исследования в настоящей работе является процесс и результат усвоения и самостоятельного осмысления раннехристианской исторической традиции в российской общественной мысли. Религиозная и светская (со времени ее возникновения) общественная мысль рассматривали античное христианство по-разномувместе с тем, их развитие до 1917 г. обусловливалось общими факторами и происходило примерно в одинаковых социально-политических условиях. Поэтому хронологическими рамками работы является период со времени принятия христианства до 1917 г.

Термин «общественная мысль» рассматривается в настоящей работе в самом широком его смысле — как система идей и взглядов общества на общезначимые проблемы1. Общественная мысль, являясь частью духовной культуры общества, представляется «социально-значимым отображением реально существовавшей и существующей действительности"2. В этой связи в сфере внимания общественной мысли всегда находятся вопросы, идеи, представляющие неизменный интерес для всего общества в целом3.

Одной из таких актуальных в общественной мысли тем было раннее христианство (I — V вв.). От степени и направленности осмысления христианской исторической традиции во многом зависела эволюция русской духовной культуры, вся духовная атмосфера в обществе, так как христианство со времени его принятия превращается в важнейший нормативно-регулирующий институт. Обращение к раннехристианской тематике становится неотъемлемой чертой российской общественной мысли и в связи с развитием идеи о России как носительнице ортодоксального, «чистого» христианства. Представители православного клира, политические деятели, просветители, ученые, участники политической борьбы, мыслители, философы обращались к вопросам античного христианства для обоснования своих воззренийхристианская традиция, таким образом, становится не только объектом изучения, но и средством религиозной, политической, научной, философской аргументации.

Христианство, вместе с тем, является и сегодня одним из важнейших факторов общественной, культурной, личной жизни. Осмысление христианской традиции является сегодня не только целью сугубо научного исследования, но и предметом для общественной мысли, политики, искусства, — словом, остается одним.

1 О содержании термина «общественная мысль» см.: Пушкарев Л. Н. Содержание и границы понятия «общественная мысль». //Отечественная история, 1992, № 3. С. 73−81.

2 Там же. С. 75.

3 Там же. С. 76 — 77. из элементов современного мировоззрения в целом. Это обстоятельство стимулирует современную науку к более глубокому исследованию роли и значения раннехристианской традиции в истории отечественной светской и религиозной мысли.

Таким образом, научная значимость и актуальность темы сводится к следующим аспектам. Во-первых, исследование эволюции взглядов на проблемы античного христианства в российской общественной мысли XI — начала XX вв. позволит более полно воссоздать ее историю, существенно расширить содержание тех или иных ее направлений. Во-вторых, рассмотрение данной проблемы открывает возможность познания общих закономерностей осмысления раннехристианской исторической традиции, значения этой темы в процессе развития русской общественной мысли.

Источники настоящего исследования представляется возможным разделить на несколько групп. Во-первых, при подготовке настоящей работы были исследованы основные произведения комплекса традиционной христианской литературы, получившие распространение в Древней Руси (библейские тексты, раннехристианские апокрифы, агиография, патристика, произведения византийских хронистов).

Во вторую группу источников вошли произведения деятелей Русской Православной церкви XI — начала XX вв., в той или иной степени посвященные раннехристианской тематике. Их объединяют общие методологические установки, свойственные для христианской историософии, ориентация на сложившийся канон христианской истории, специфическое отношение к источникам, значительная часть которых рассматривалась в религиозной мысли как священные тексты. К этой группе источников относятся сочинения проповеднической и паломнической литературы домонгольского периода, древнерусские летописи и другие произведения хронографической литературы, сочинения нравоучительного характера, религиозные произведения, составленные в периоды внутрицерковной борьбы, постановления церковных соборов. Особое внимание при изучении этой группы источников было уделено анализу исследований по истории первохристианства православных авторов XIX — начала XX вв. Раннехристианская проблематика представлена в этих группах источников в виде канонических сведений, которые не подвергались сомнению церковью. Тем не менее, их информативность велика: они позволяют проследить начальный период освоения христианской традиции на Руси, выявить роль и значение раннехристианских сюжетов в процессе развития религиозной и общественно-политической мысли, обнаружить главные стимулы и результаты осмысления античного христианства в церковной среде.

Следующую группу источников составляют исторические произведения светских исследователей XVIII — начала XX вв. Для них свойственна значительно большая свобода в отношении к раннехристианской литературе, более широкий диапазон оценок тех или иных аспектов античного христианства, ориентация на достижения западной методологии и науки и, вместе с тем, стремление к самостоятельному осмыслению христианской традиции. В рамках данной группы источников были исследованы основные произведения и университетские курсы лекций крупнейших русских дореволюционных специалистов по отечественной истории, ориенталистике, антиковедению, медиевистике, византиноведению, истории религии и культуры.

В-четвертых, особую группу источников составили произведения деятелей общественного движения, особенно радикальной его части. Их исторические изыскания, не составляющие собственно научных исследований, выполняли роль аргументации их общественно-политических, философских взглядовраннехристианская проблематика играла здесь далеко не последнюю роль.

В следующую группу источников вошли основные наиболее распространенные в дореволюционной России школьные учебные пособия по истории, содержание которых отражало не только эволюцию педагогической мысли, но и общественную ситуацию вокруг преподавания истории в школе. В составе источников этой группы были также исследованы и наиболее значительные пособия для церковных учебных заведений.

Для выяснения общей направленности эволюции общественной мысли, характеристики социально-политической ситуации в России в тот или иной период ее истории привлекались и данные других источников — философских, богословских, дидактических сочинений, произведений литературной критики, исследований зарубежных ученых.

Попытки исследования роли и значения раннехристианской проблематики в процессе эволюции русской общественной мысли предпринимались еще в XIX в. Большое внимание уделялось изучению древней русской литературы домонгольского периода. Этой теме были посвящены исследования крупнейших русских историков и филологов (И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, А. А. Шахматова, В. М. Истрина, Н. С. Тихонравова)1, где неизменно рассматривались проблемы распространения на Руси переводной христианской литературы, усвоения и оригинального осмысления древнерусскими книжниками сведений из истории первохристианства.

Представители православного ученого клира также проявляли интерес к процессу освоения христианской традиции русской религиозной мыслью. Так, А. П. Лебедев предпринял обзор изучения первохристианства (точнее, истории древней церкви) в русской религиозной мысли2 В своем исследовании автор стремится выяснить основные достижения и недостатки церковной концепции данной темы, наметить пути ее дальнейшего развития.

В дореволюционной науке также составлялись общие обзоры, посвященные описанию развития отечественной исторической мысли3. В них рассматривался процесс изучения российскими учеными основных вопросов истории, в том числе и истории первоначального христианства.

Вместе с тем, исследование места истории античного христи.

1 Библиографию дореволюционных исследований по древней русской литературе см. в примеч.: Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 1956. С. 5 — 214.

2 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. в./Собр. соч. Т. I. М., 1903.

3 Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. Репринт, изд. М., 1997; Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1905. — См.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I./ Ред. М. Н. Тихомиров. М., 1955. С. 436. анства в русской общественной мысли носило в дореволюционной науке несистематический характерспециальных работ, посвященных этой проблеме, создано не было.

Новый этап исследования места и роли христианской традиции в российской общественной мысли составляет советская историография. Исследования советских ученых, связанные в той или иной степени с рассматриваемой проблемой, можно разделить на несколько групп. Во-первых, это исследования по истории науки в целом1. Они посвящены анализу развития отечественной научной мысли, ее организации, общей методологии, ис-точниковой базырассматривается правительственная политика по отношению к науке, общественной и религиозной мысли.

Во-вторых, советская наука продолжила дореволюционные традиции изучения истории русской литературы. Отечественные ученые исследовали процесс осмысления русскими книжниками отдельных вопросов истории, ими обстоятельно рассмотрена эволюция знаний средневековой Руси о христианской переводной литературе2.

Особая группа исследований была посвящена общим вопросам развития отечественной исторической науки. В советский период был составлен ряд историографических обзоров, в которых анализировался процесс развития дореволюционной исторической науки3 Особое внимание советские исследователи уделили периоду становления исторической мысли в Древней Руси4. Предпринимались в советской науке и специальные исследования, посвященные развитию отдельных направлений русской ис.

1 Чесноков В. И. Правительственная политика и историческая наука России 60 — 70-х годов XIX в. Воронеж, 1989; Щетинина Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976: Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985.

2 Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. П., 1984; Кпибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности.//ТОДРЛ. Т. XIII (1957). С. 158−181- Мещерский Н. А. Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы XI — XV вв.//ТОДРЛ. Т. XX (1964). С. 180 — 231- Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978.

3 Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и в начале XX в. Ч. 1. Л., 1929; Очерки истории исторической науки в СССР Т. I — III. М., 1955 — 1963.

4 Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XII — XVII вв. М., 1973; Лихачев Д. С. 1) Возникновение древнерусской литературы. М.-Л., 1952; 2) Исследования по древнерусской литературе. Сб. ст./Ред. О. В. Творогов. Л., 1986 (здесь же см. библиографию работ о древнерусских летописях — с. 399 — 400) — Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. торической науки1.

К названной группе работ примыкают и специальные историографические исследования. Их главной задачей было рассмотрение научного творчества крупнейших русских историков, их вклада в изучение истории античного христианства. Вместе с тем, изучение взглядов дореволюционных исследователей на проблемы истории первохристианства рассматривалось в советской историографии как часть общих исследований по истории исторической науки в России, но не как специальная тема2.

Процесс осмысления христианской традиции в дореволюционной России рассматривался и советскими исследователями истории русской общественной мысли3. Главное внимание при этом, однако, было уделено истории освободительного движения. В этой связи наибольшее внимание советских исследователей привлекали концепции радикальных представителей общественного движения в России XIX — начала XX вв.

Значительное внимание советская историография уделила эволюции русской религиозной мысли: изучались вопросы истории религиозных движений в России, внутрицерковная борьба, церковная полемика по основным догматическим и организацион.

1 Курбатов Г Л. История Византии (историография). Л., 1975; Историография античной истории./Ред. В. И. Кузищин. М., 1980; Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970.

2 Алпатов М. А. Лекционные курсы П. Г. Виноградова 80-х г. г. по античной истории.//ВДИ, 1957, № 4. С. 127 -141- Алпатов М. А. Мировоззрение М. С. Куторги и его концепция истории Древней Гре-ЦИИ.//ВДИ, 1955, № 3. С. 179−191- Архангельский С. И. Исторические взгляды С. В. Ешевско-го.//СВ, 1955, вып. VI. С. 324 — 344- Асиновская С. Древняя история в лекциях Т. Н. Грановско-Г0.//ВДИ, 1956, № 2. С. 135 — 145- Большакова Л. Н. С. В. Ешевский — русский медиевист. Автореферат дис.. к. и. н. М., 1950; Бороздин И. Н. П. Н. Кудрявцев как историк Древнего мира.//ВДИ, 1951, № 2. С. 179 — 187- Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: содержание и эволюция. Л., 1988; Плотникова Е. Ф. Римская история в трудах Грановского и Ешевского. Автореферат дис. к. и. н. М., 1951; Сафронов Б. Г Вопросы исторической теории в работах М. С. Корели-на. М., 1984; Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М., 1976; Удальцова 3. В. Из истории русского буржуазного византиноведения//ВВ. Т. 20. 1961. С. 32 — 63.

3 Общие работы: Георгиева Н. Г. Революционное движение в России в конце XIX — начале XX в. М., 1986; Дьяков В. А. Освободительное движение в России в 1825 — 1861 гг. М., 1979; Карпачев М. Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России. Воронеж, 1985; Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60 — 70-е годы XIX века. М., 1958; Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972; Общественное движение в пореформенной России. Сб. ст./Ред. Л. М. Иванов и др.- Пантин И. К. и др. Революционная традиция в России. М., 1986; Лиру-мова И. М. Земское либеральное движение. М., 1977; Сладкевич Н. Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 1850 — начале 60- гг. Л., 1962; Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870 — 1880-х годов. М., 1969; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986. ным вопросам1. Эти проблемы рассматривались советскими учеными как часть общей истории Русской Православной церкви и ее роли в обществе и политической жизни.

Общей характерной чертой исторических исследований советского периода является абсолютное господство марксистской методологии, которая признавалась высшим достижением мирового обществознания. Поэтому основное внимание при изучении истории светской науки и общественной мысли дореволюционной России уделялось сопоставлению ее с марксистским методом, выявлению соответствия или несоответствия ему концепций русских мыслителей. Эволюция религиозной мысли рассматривалась советскими учеными на фоне отрицательного отношения их к религии и церкви и общей атеистической направленности подобного рода исследований. Вовсе не получил освещения процесс осмысления античного христианства православными авторами XIX — начала XX вв. (например, в пятитомных «Очерках истории исторической науки в СССР» о работах А. М. Иванцова-Платонова, А. П. Лебедева, В. В. Болотова и других крупных исследователей-богословов упоминается в одной строке2).

Таким образом, проблема усвоения и осмысления христианской традиции религиозной и светской общественной мыслью дореволюционной России в советской науке не подверглась комплексному изучению.

В настоящее время интерес к христианству и религии в целом резко возрастает. Это находит отражение и в развитии исторической науки последнего десятилетия. Современные исследователи обращаются к изучению процесса возникновения и эволюции христианстваосознается необходимость осмыслить тот путь, который прошла мировая и отечественная наука и общественная мысль в исследовании этой темы. Поэтому в современной рос.

1 Гагарин Ю. В. Старообрядчество. Сыктывкар, 1973; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV — начала XVI века. М. — Л., 1955; Катунский А. Е. Старообрядчество. М., 1972; Клибанов А. И. Реформационные движения в России XIV — первой половины XVI в. М., 1961; Корецкий В. И. Христологические споры в России (середина XVI в.).//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. XI. М., 1963. С. 334 — 361- Никольский Н. М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988.

2 Очерки истории исторической науки в СССР Т. III./ Ред. М. В. Нечкина. М., 1963. С. 409. сийской историографии появляются исследования, посвященные изучению развития дореволюционной российской науки, общественной светской и религиозной мысли, в том числе роли и места в них античного христианства.

Так, в диссертации о советской историографии раннего христианства Ю. В. Шаляевой отдельная глава посвящена краткому анализу дореволюционной русской историографии. Однако здесь процесс осмысления христианской традиции рассматривается только в рамках развития отечественной исторической науки, тогда как процесс усвоения христианской традиции русской религиозной мыслью XI — XVII вв., сыгравший огромную роль в судьбе дальнейшего осмысления в России истории античного христианства, остается за рамками исследования. Поэтому автор приходит к выводу, что «в российской историографии изучение раннего христианства началось с XVIII в."1.

В современной науке также созданы серьезные исследования по русской историографии античной истории2, по проблеме рецепции античного наследия русской духовной культурой3- рассматривается процесс становления русской исторической мысли и факторов ее эволюции4, изучается значение христианства в развитии русской литературы5, в творчестве крупнейших русских писателей6.

Эти исследования свидетельствуют о серьезном внимании современной науки к прошлому русской общественной мысли, в том числе и к такому фактору ее развития, как христианская историческая традиция. Вместе с тем, до сих пор не существует предметного исследования вопроса о месте и значении истории античного христианства в процессе эволюции русской духовной.

1 Шаляева Ю. В. Советская историография раннего христианства. Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 1998. С. 10.

2 Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999.

3 Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 2000.

4 Мильков В. В. 1) Древнерусские апокрифы. СПб., 1999; 2) Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000.

5 Евангельский текст в русской литературе. XVIII — XX вв. Петрозаводск, 1994.

6 Христианство и русская литература: Сб. ст./РАН, Ин-т рус. лит./Отв. ред. В. А. Котельников. СПб., 1994; Юрьева И. Ю. Пушкин и христианство. М., 1998. культуры. В науке не получил значительного освещения вопрос о влиянии христианской традиции на процесс становления русской религиозной и исторической мысли. Не решен вопрос о значении канонической схемы истории античного христианства в ходе религиозной и даже политической борьбы в России XV — XVII вв. Недостаточно полно освещены в современной науке роль и место раннего христианства в работах светских мыслителей XVIIIначала XX вв., вовсе не исследованы работы по этой теме представителей православного ученого клира. Не рассматривались такие вопросы, как осмысление истории первохристианства деятелями общественного движенияне выявлено значение христианской традиции в процессе развития общественно-политической мысли. Наконец, не был освещен вопрос о месте и значении раннехристианских сюжетов в дореволюционном школьном преподавании истории и вообще в ходе развития педагогической мысли.

Таким образом, научная новизна настоящего исследования сводится к следующим аспектам. В диссертации по-новому рассматривается роль и значение раннехристианской традиции в истории русской общественной мысли. Здесь представлена комплексная оценка воззрений русских мыслителей по проблемам раннего христианства, рассматривается вопрос о влиянии процесса осмысления первохристианства на развитие религиозной, научной, общественно-политической, педагогической мысли. Как отдельная проблема исследуется роль сюжетов первохристианства в ходе общественно-политической и идеологической борьбы. Христианская традиция рассматривается в диссертации как один из важнейших элементов античной культуры, что дает возможность проанализировать значение первохристианства в процессе рецепции античного наследия, преломления его в процессе эволюции русской духовной культуры.

Целью диссертационной работы является определение и исследование места, роли и значения раннехристианской исторической традиции в процессе эволюции российской общественной мысли XI — начала XX вв. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

1.выяснить источники формирования знаний о раннем христианстве в Древней Руси, проследить процесс усвоения комплекса традиционной христианской литературы в русской религиозной мысли и формирования на его основе канонической схемы христианской традиции;

2. рассмотреть процесс и специфику осмысления раннехристианских сюжетов представителями русского ученого клира и становления православной конфессиональной доктрины христианской традиции;

3.установить роль и значение раннехристианской тематики в ходе внутрицерковной и политической борьбы в России XV — XVII вв.;

4.изучить роль и значение раннехристианской тематики в процессе развития гуманитарных наук;

5.исследовать значение сюжетов и идей античного христианства в ходе развития общественно-политической мысли в России XIX — начала XX вв.;

6. проанализировать изложение сюжетов раннего христианства в дореволюционных школьных учебниках и борьбу мнений по этому вопросу в русской педагогической мысли.

Диссертация выполнена на основе таких общеметодологических принципов, как научная объективность и историзм. В основе исследования лежит общенаучный метод системного анализа, который предполагает рассмотрение явления во взаимосвязи и развитии его существенных элементов. В соответствии с этим российская общественная мысль рассматривается как система взаимосвязанных аспектов и направлений с присущими им характерными чертами и закономерностями развитияона, в свою очередь, составляет часть более широкой системы — русской духовной культуры в целом. В процессе исследования также применялись логический и сравнительный методыпри обработке источников использовались основы литературоведческого анализа.

Структура диссертационной работы определяется на основе заявленных цели и задач исследования.

Сюжеты и идеи античного христианства прежде всего становятся достоянием русской религиозной мысли. Представители православного клира стремились к усвоению и самостоятельному осмыслению христианской традиции на основе специфической методологии. Опора на канонические данные об античном христианстве приобретает значение важнейшего аргумента в борьбе мнений по важнейшим социально-политическим и догматическим вопросам. Это порождало пристальный интерес православного ученого клира к основным вопросам первохристианства. Данной проблеме посвящена первая глава исследования. Первый этап осмысления христианской традиции в церковной среде составляет время от принятия христианства до подчинения церкви государству (то есть до начала XVIII в.). С начала XIX в. происходит постепенное возрождение на новом уровне самостоятельной церковной религиозной мысли, поэтому период XIX — начала XX вв. выделен в настоящей работе как отдельный этап процесса рассмотрения ею античного христианства.

На рубеже XVII — XVIII вв. античное христианство становится объектом внимания и для зарождавшейся светской общественной мысли. Светских мыслителей интересовал, в основном, историко-культурный аспект, то есть они рассматривали раннее христианство прежде всего как элемент античной и русской культуры. Место и роль раннехристианской тематики в развитии светской науки рассматриваются во второй главе диссертации. При этом первый этап истории светской общественной мысли рассматривается со времени ее возникновения (начало XVIII в.) до эпохи либеральных реформ. Вторым этапом осмысления вопросов первохристианства либеральной дореволюционной наукой был пореформенный период (середина XIX — начало XX вв.).

К сюжетам и идеям первохристианства систематически обращались и представители радикального направления общественной мысли, независимо от его внутреннего многообразия. Эта тема служила и в данном случае способом обоснования их общественно-политических концепций, то есть выходила за рамки собственно научного или богословского осмысления. Этой проблеме посвящена третья глава настоящего исследования. Кроме.

15 того, в данной главе также рассматривается и процесс освещения раннехристианской тематики в дореволюционной педагогической мысли, который нашел отражение в школьных пособиях по истории. Борьба вокруг преподавания тех или иных периодов или тем всемирной (в том числе древней) истории составляла важную часть общего движения идей в русском обществе и также выходила за рамки сугубо научного или канонического исследования истории раннего христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Христианская историческая традиция в России была одним из постоянных сюжетов для общественной мысли XI — начала XX вв. Процесс усвоения и самостоятельного осмысления античного христианства начинается в церковной средесведения о перво-христианстве становятся объектом переосмысления в ходе внут-рицерковной борьбы, а также одним из аспектов развития политических теорий. Со времени возникновения светской общественной мысли христианская традиция становится сферой ее постоянных интересов.

При этом осмысление христианской исторической традиции в России выходило за рамки научного исследования данной темы. Факторы, обусловливавшие интерес к античному христианству в религиозной, общественно-политической и научной мысли, не сводились только к изучению истории раннего христианства как периода всеобщей истории. Исследование христианской исторической традиции было для русской общественной мысли, как правило, способом познания общих закономерностей культурно-исторического развития, одним из путей выработки новой парадигмы.

Рассмотрение раннехристианской тематики выступало как часть общественно-политических, философских, богословских, общеметодологических воззрений русских мыслителей, позволяло решать кардинальные вопросы о соотношении веры и разума, науки и религии, человека и общества, церкви и государства. Христианская традиция рассматривалась как одна из имманентных основ русской духовной культуры, что делало возможным в процессе ее осмысления наметить пути для выяснения важнейшей проблемы идентификации России, вопроса об ее уникальности или тождестве с мировой цивилизацией.

Усвоение и самостоятельное осмысление раннехристианской традиции становится в России средством социально-политической и идеологической аргументации и полемики, так как христианство выполняло роль государственной идеологии и приобрело значение одной из важнейших черт русской духовной культуры. Главным направлением осмысления сюжетов христианской традиции становится стремление использовать их в качестве одного из способов обоснования своих идеологических и общественно-политических позиций. Источником сведений о христианской исторической традиции, была литература, как правило, священного для христиан характера, что придавало раннехристианским сюжетам значение идеологического аргумента огромной важности.

Так как интерес к раннехристианским идеям и сюжетам стимулировался объективными обстоятельствами общественно-политической, идеологической борьбы, научной полемики, то осмысление христианской исторической традиции стало одним из важнейших факторов становления и эволюции русской общественной мысли. Действительно, необходимость постоянного переосмысления сюжетов античного христианства в религиозной, общественно-политической, педагогической, исторической мысли становится одним из стимулов их развития. Раннехристианская тематика занимает одно из центральных мест в процессе эволюции не только общественной мысли, но и в целом отечественной духовной культуры (литературы, художественного искусства, философии).

Изначально христианская традиция вообще отождествлялась на Руси с античной историей и культурой. Впоследствии, по мере обогащения исторических знаний сюжеты раннего христианства начинают восприниматься как самостоятельный элемент античной истории, не исчерпывающий ее. Тем не менее, как в религиозной, так и в светской мысли до начала XX в. христианская традиция воспринималась как один из важнейших элементов античной истории и культуры, поэтому осмысление раннехристианских сюжетов становится одним из важнейших способов рецепции всего античного наследия русской духовной культурой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Концепции всемирной истории в русской исторической традиции XII XVIII вв.//ВИ. — 1968. — № 12. — С.59 — 71.
  2. М. А. Лекционные курсы П. Г. Виноградова 80-х г. г. по античной истории.//ВДИ. 1957. — № 4. — С.127 — 141.
  3. М. А. Мировоззрение М. С. Куторги и его концепция истории Древней Греции.//ВДИ. 1955. — № 3. — С.179 — 191.
  4. М. А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX в. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. — 403 с.
  5. М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XII XVII вв. — М.: Наука, 1973. — 472 с.
  6. М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVIII первая половина XIX в. — М.: Наука, 1985. — 270 с.
  7. И. Д. Об одной забытой публикации тартусского профессора Александра Васильева.//Ученые записки Тартусского университета. Тарту, 1975. — Вып. 365. — С.296 — 301.
  8. Античное наследие в культуре России./Общ. ред. Г. С. Кнабе. -М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1995. 260 с.
  9. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии./Пер., исслед. статьи, примеч. и коммент. И. С. Свенциц-кой, М. К. Трофимовой. М.: Мысль, 1989. — 333 с.
  10. Ю.Архангельский С. И. Исторические взгляды С. В. Ешевско-го.//СВ. 1955. — Вып. VI. — С.324 — 344.1 1. Асиновская С. Древняя история в лекциях Т. Н. Грановского. //ВДИ. 1956. — № 2. — С.135 — 145.
  11. М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М.: ИВИ РАН, 1998. — 307 с.
  12. Е. О воздействии апокрифов на обряд и иконопись.//ЖМНП. 1885. — № 12. — С.98 — 115.
  13. Н. И. История первобытной христианской проповеди. -СПб.: Изд. СПбДА, 1885. 371 с.
  14. Л. П. Д. И. Писарев как историк философской и общественной мысли. М.: Изд. МГУ, 1983. — 126 с.
  15. Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики: (Летописцы России)./Сост. С. С. Москаленко. Репринт, изд. -М.: ВЕК, 1997. 318 с.
  16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В 2 т. С ил. Г. Доре. Репринт, изд. СПб.: Библейские комиссии «Духовное просвещение», 1991.
  17. А. Г. Источниковедение Древнего Рима: Учеб. пособие для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов./Авт. введ. И. Л. Маяк. -М.: Изд. МГУ, 1981. 1 59 с.
  18. В. В. Лекции по истории древней церкви. Т.т. I -IV./Под ред. и с предисл. А. Бриллиантова. Репринт, изд. -М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. монастырь, 1994.
  19. Л. Н. С. В. Ешевский русский медиевист. Автореферат дис. канд. ист. наук. — М.: Изд. МГУ, 1950. — 20 с.
  20. И. Н. П. Н. Кудрявцев как историк древнего мира. //ВДИ. 1951. — № 2. — С.179 — 187.
  21. В. А. Нил Сорский: Историческое повествование. -СПб.: Б. м., 1992. 160 с.
  22. В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и в начале XX в. Ч. 1. Л.: Изд. АН СССР, 1929. — 218 с.
  23. Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты./Отв. ред. ак. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1984.277 с.
  24. Быт и история в античности: Сб. ст./Отв. ред. Г. С. Кнабе. М.: Наука, 1988. 272 с.
  25. Г. К. Искусство мыслить в камне: (опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры)./Ин-т археологии. М.: Наука, 1990. — 256 с.
  26. О. Л. Очерки развития философии и методологии истории в XIX XX вв. — Л.: Наука, 1979. — 269 с.
  27. А. Б. Некоторые замечания о статусе монахов и монастырей по светскому и церковному законодательству IV в.//ВДИ. 2000. — № 1. — С.153 — 159.
  28. Василий Великий, архиеп. Кесарийский. Творения. В 3 т. -СПб.: П. Сойкин, 1911.
  29. А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.)./Прим., перев. А. Г. Грушевого. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2000. — 512 с.
  30. А. А. Лекции по истории Византии. Т. I. Пг., 1917. -355 с.
  31. Введение в православное богословие Д. Б. Макария, архиепископа Харьковского и Ахтырского. Минск: Харвест — М.: ACT, 2000. — 608 с.
  32. Введение христианства на Руси./Отв. ред. А. Д. Сухов. М.: Мысль, 1987. — 302 с.
  33. Г. В. Русская историография./Сост. В. Н. Козляков. М.: Аграф, 1998. — 448 с.
  34. Р. Ю. История древнего мира.//История древнего мира./Р. Ю. Виппер. История средних веков./А. А. Васильев. М.: Республика, 1993.- 511 с.
  35. Р. Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Избр. соч. Т. I./Вступит, ст. Ю. Е. Журавлева. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. 480 с.
  36. А. И. Герцен. М.: Мысль, 1970. — 215 с.
  37. А. И. Проблемы религии и науки в идейном творчестве А. И. Герцена. М.: Знание, 1987. — 62 с.
  38. К. Ф. Избранные атеистические произведения./Пер. с фр. Сост., ред. и вступит, ст. X. Н. Момджяна. М.: Изд. АН СССР, 1962. — 320 с.
  39. А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. Л.: Изд. ЛГУ, 1966. — 148 с.
  40. И. Церковная история с первых времен христианства до второй половины XIX в. Т. I. Харьков: Б. м., 1867. — 169 с.
  41. Н. Г. Революционное движение в России в конце XIX начале XX в. — М.: Высш. школа, 1986. — 190 с.
  42. А. И. об атеизме, религии и церкви./Сост. В. С. Панова. М.: Мысль, 1976. — 279 с.
  43. Э. История упадка и крушения Римской империи./Пер. с англ. В. Н. Неведомского. Сост. Б. С. Попов, В. И. Уколова. М.: Прогресс. Культура- СПб.: ТОО «Ювента», 1994. — 527 с.
  44. Н. В. О преподавании всеобщей истории. //Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М.: Русская книга, 1994. — 560 с.
  45. А. В. Жизнь св. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. — 122 с.
  46. А. В. История евангельская и церкви апостольской: Академич. лекции. М.: Изд. МДА, 1883. — 688 с.
  47. Т. Н. Лекции по истории средневековья./Сост. А. С. Асиновская. Отв. ред. Е. В. Гутнова, С. С. Дмитриев. М.: Наука, 1987. — 427 с.
  48. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский, творения. В 2 т. СПб.: П. Сойкин, 1912.
  49. Григорий Турский. История Франков: Пер. с патин./Подг. и примеч. В. Д. Савукова. М.: Наука, 1987. — 461 с.
  50. Д. С. Лихачев./Сост. М. А. Салминой, Г. Н. Финашиной. Вступ.ст. В. П. Андриановой-Перетц, М. А. Салминой. 3-е изд. — М.: Наука, 1989. — 299 с.
  51. А. П. Р. Ю. Виппер как историк античности.//ВДИ. -1984. № 1. — С.160 — 175.
  52. А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. 2-е изд. М.: Политиздат, 1989. — 364 с.
  53. В. А. Освободительное движение в России в 1825 -1861 гг. М.: Мысль, 1979. — 288 с.
  54. Ф. Ф. История античной культуры./Ред. и прим. С. П. Заикина. 2-е изд. СПб.: Марс, 1995. — 380 с.
  55. Ф. Ф. Соперники христианства: Лекции, читанные ученикам выпускных классов с-петербургских гимназий и реальных училищ. М.: Школа-Пресс, 1996. — 416 с. 67.3еньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ростов — н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
  56. В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: содержание и эволюция. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. — 160 с.
  57. Н. М. Иосиф Волоцкий. М.: Юрид. лит., 1981. -102 с.
  58. Н. Учебная книга по всеобщей истории. Ч. I. СПб.: Издво Гл. Штаба Е. И. В., 1856. 249 с.
  59. Е. П. Содержание, движущие силы и этапы освободительного движения в XIX в.//ПИШ. 1996. — № 7. — С.13 — 16.
  60. Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Ч. 1. М.: Универс. типография М. Каткова, 1877. — 349 с.
  61. Иванцов-Платонов А. М. Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V в. в. М.: Универс. типография М. Каткова, 1881. — 238 с.
  62. Избранные жития святых (III IX вв.). — М.: Молодая гвардия, 1992. — 41 2 с.
  63. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в./Общ. ред. и вступит, ст. В. Я. Щипанова. Т. I. -М.: Госполитиздат, 1952. 711 с.
  64. Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история. М.: Современник, 1997. — 525 с.
  65. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Творения. В 8 т. Пг.: П. Сойкин, 1914 — 1917.
  66. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т./Пер. с греч. Г. Генкель. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
  67. Л. М. Д. И. Писарев и его роль в истории русской общественной мысли. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1988. — 150 с.
  68. Историография античной истории./Ред. В. И. Кузищин. М.: Высш. школа, 1980. — 415 с.
  69. Историография истории нового времени стран Европы и Америки./ Ред. И. П. Дементьев. М.: Высш. школа, 1990. — 511 с.
  70. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви /Вступит, ст. Ю. Б. Пишина. 2-е изд. — М.: Мысль, 1986. — 669 с.
  71. Н. А. Максим Грек в советской историографии.//ВИ. 1973. — № 5. — С.149 — 157.
  72. Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV начала XVI века. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1955. 542 с.
  73. Н. И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. Тульская обл., пос. Заокский: Источник жизни, 1993. — 384 с.
  74. М. Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е начало 80-х гг. XIX в.). — Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1985. — 248 с.
  75. Л. П. Аполлинарий Сидоний как представитель общества падающей Римской империи и как источник для изучения эпохи.//ЖМНП. 1908. — № 2. — С.285 — 336.
  76. Л. П. Католичество. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. — 151 с.
  77. Л. П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1 992. — 191 с.
  78. Л. П. Св. отцы и учители церкви (раскрытие Православия в их творениях)/Предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. -М.: Изд. МГУ, 1994. 176 с.
  79. Л. П. Философия истории. СПб.: Марс, 1993. — 351 с.
  80. А. Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. -120 с.
  81. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, творения. СПб.: П. Сойкин, 1913. — 262 с.
  82. Эб.Клибанов А. И. Реформационные движения в России XIV -первой половины XVI в. М.: Изд. АН СССР, 1960. — 411с.
  83. В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник./Ред. и послесл. А. И. Плигузова, В. Л. Янина. Репринт, изд. М.: Наука, 1988. — 512 с.
  84. В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. М.: Правда, 1990. — 624 с.
  85. В. О. Курс русской истории. Ч. 3./Сочинения. В 9 т. Т. З./Под ред. В. Л. Янина. М.: Мысль, 1988. — 414 с.
  86. ЮО.Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М.: Российск. гос. гу-манит. ун-т, 2000. — 240 с.
  87. С. И. Основные вопросы происхождения христианства./Сост. и авт. вступит, ст. М. М. Кубланов./Под общ. ред. акад. В. В. Струве. М.-Л.: Наука, 1964. — 258 с.
  88. ЮЗ.Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской империи). СПб.: Изд. Политехнического музея, 1895. — 161 с.
  89. В. И. Христологические споры в России (середина XVI в.).//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. XI. — М.: Изд. АН СССР, 1963. — С.334 — 361.
  90. Юб.Коровкин Ф. П. Вопросы научно-методического обоснования учебника истории в средней школе.//Известия АПН РСФСР. -Вып. 112. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 192 с.
  91. Е. А. Историография средних веков. М.: Изд. МГУ, 1 963. — 425 с. 1 07. Крачковский И. Ю. Б. А. Тураев и христианский Восток. Пг.: Изд. Петрогр. ун-та, 1921. — 16 с.
  92. П. Причины возникновения и успеха христианства.//Европа + Америка. № 2. — С.53 — 57.
  93. ЮЭ.Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980. — 309 с.
  94. Ю. А. История Византии. Т. I. Киев: Унив. ти-погр., 1910. — 533 с.
  95. Ю. А. Христианская церковь и римский закон в течение первых двух веков. Киев: Унив. типогр., 1892. — 58 с.
  96. Г. Л. История Византии (историография). Л.: Изд. ЛГУ, 1975. — 256 с.
  97. В. В. Чаадаев. М.: Юрид. лит., 1986. — 110 с.
  98. А. П. Духовенство древней Вселенской церкви: (От времен апостольских до IX века). М.: И. Тузов, 1905. — 494 с.
  99. А. П. История Вселенских Соборов. В 2 ч./Собр. соч. Т. III. М.: И. Тузов, 1896. — 284 с.
  100. А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. в./Собр. соч. Т. I. М.: И. Тузов, 1903. — 610 с.
  101. А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом./Собр. соч. Т. II. М.: И. Тузов, 1897. — 326 с.
  102. Лев Диакон. История./Пер. М. М. Копыленко- Отв. ред. Г. Г. Литаврин- Ст. М. Я. Сюзюмова. М.: Наука, 1988. — 237 с.
  103. Левин 111. М. Общественное движение в России в 60 70-е годы XIX века. — М.: Соцэкгиз, 1958. — 512 с.
  104. Г. М. Атеизм Л. Фейербаха. Минск: Вышэйш. школа, 1978. — 223 с.
  105. Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск: Вышэйш. школа, 1970. — 408 с.
  106. Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX начало XII в.)/РАН, Ин-т Славяноведения. — СПб.: Алетейя, 2000. -413 с.
  107. А. П. История христианской церкви в XIX в. Т. 2. -СПб.: Изд. СПбДА, 1 901. 758 с.
  108. Г. Г. Цицерон и античная философия религии. М.:1. Знание, 1989. 61 с.
  109. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия./Пер. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. Вступит, ст. и прим. И. А. Гончарова. СПб.: Азбука, 2000. — 271 с.
  110. В. А. Философия революционного народничества. -М.: Наука, 1972. 340 с.
  111. Н. А. Д. М. Петрушевский как историк Римской империи.//СВ. 1946. — Вып. II. — С.33 — 40.
  112. В. А. Культ римских императоров и его значение в борьбе язычества с христианством. Харьков: Мирный труд, 1912. — 46 с.
  113. Д. С. Больная Россия. Л.: Изд. ЛГУ, 1991. -272 с. 1 34. Месяцеслов. М.: Типогр. Сел ивановского, 1838. — 508 с.
  114. В. В. Древнерусские апокрифы. СПб.: Изд. РХГИ, 1999. — 894 с.
  115. В. В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб.: Алетейя, 2000. — 384 с.
  116. Михаил Пселл. Хронография./Пер., ст. и примеч. Я. Н. Любарского. М.: Наука, 1978. — 319 с.
  117. А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. -Киев: Наук, думка, 1984. 240 с.
  118. Т. История Рима./Подг. текста и прим. Ф. М. Лурье. СПб.: Лениздат, 1993. — 269 с.
  119. Н. А. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре. Репринт, изд. М.: Изд. «АОН», 1991. -304 с.
  120. Н. А. Новый взгляд на историю Русского государства./Сост. В. Б. Бирюков. Приложен. С. И. Валянского. М.:1. КРАФТ+ЛЕАН, 2000. 888 с.
  121. Н. А. Христос. В 8 т./Предисл. С. И. Валянского. -М.:КРАФТ + ЛЕАН, 1997 1998.
  122. А. Н. Первые четыре века христианства. СПб.: II отд. С. Е. И. В. к., 1866. — 364 с.
  123. В. Устройство христианской церкви в первые два века. Сергиев Посад: Изд. МДА, 1909. — 475 с.
  124. И. В. Обзор Римской истории. Харьков: Печатник, 1912. — 410 с.
  125. H. М. Избранные труды по истории религии. М.: Мысль, 1974. — 269 с.
  126. H. М. История русской церкви. 4-е изд./Ред., вступит, ст. и комментарий Н. С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. — 448 с.
  127. H. М. Раннее христианство.//Критическое обозрение. 1908. — Вып. III. — С.13 — 22.
  128. H. М. Спор исторической критики с астрономией: По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». -М.: Типолит. Рус. т-ва печат. и издат. дела, 1908. 32 с.
  129. В. М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977. — 192 с. 153.0 гонениях на христиан в течение первых трех веков христианской церкви. — М.: Изд. МДА, 1854. — 168 с.
  130. Общественное движение в пореформенной России. Сб.ст./Ред. Л. М. Иванов и др. М.: Наука, 1965. — 382 с. 155. Озеров В. С. Н. А. Морозов. — Л.: Лениздат, 1966. — 36 с. 156. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I./Ред. M. Н.
  131. Тихомиров. М.: Изд. АН СССР, 1955. — 692 с. 157. Очерки истории исторической науки в СССР. T. II./Ред. М. В.
  132. Нечкина. М.: Изд. АН СССР, 1960. — 852 с. 158. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. III./Ред. М. В.
  133. А. И. Афанасий, епископ Александрийский и его епархия.//ВДИ. 2001. — № 1. — С.60 — 87.
  134. Памятники древней христианской письменности. Т. I V./Coct. и коммент. П. Преображенского. М.: Приложение к журналу «Православное обозрение», 1860 — 1865.
  135. И. К. и др. Революционная традиция в России: 1783 -1883 г. г. М.: Мысль, 1986. — 343 с.
  136. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским./Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1993. — 432 с.
  137. Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М.: Научное слово, 1907. — 326 с.
  138. Н. М. Александр Герцен революционер, мыслитель, человек. — М.: Мысль, 1989. — 254 с.
  139. Н. М. Земское либеральное движение: Социальные корни и эволюция до начала XX в. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  140. Н. М. П. А. Кропоткин. М.: Наука, 1972. — 223 с.
  141. Писания мужей апостольских./Пер., введ. и примеч. П. Преображенского. 2-е изд. — СПб.: И. Тузов, 1895. — 328 с.
  142. Д. И. об атеизме, религии и церкви: Сборник./Сост., авт. предисл, примеч. и указ. Э. И. Розенберг. М.: Мысль, 1984. 416 с.
  143. Е. Ф. Римская история в трудах Грановского и Ешевского. Автореферат дис. канд. ист. наук. М.: Изд. МГУ, 1951. — 15 с.
  144. Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г./Ред. В. П. Андрианова Перетц. Т. I. — М.: Изд. АН СССР, 1950. — 404 с.
  145. И. В. Изучение истории и древних языков в Московском университете в 50 70-е г.г. XVIII в.//ВДИ. — 1962. — № 3. — С. З — 23.
  146. Н. В. Церковная археология. Пг.: Изд. ПгДА, 1916. — 222 с.
  147. Полное собрание сочинений Т. Н. Грановского. Т. I II. -СПб.: Н. Мертц, 1905. — 368 с.
  148. . С. Эдуард Гиббон в России.//Европейский альманах. История. Традиции, культура. М.: Наука, 1995. — С.103 -120.
  149. М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). — Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1964. -614 с.
  150. Ф. Сочинения./Под ред. и с предисл. И. П. Еремина. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. — 502 с. 1 81. Пустозерская проза: Сборник./Сост., предисл., коммент., пер. М. Б. Плюхановой. М.: Московский рабочий, 1989. — 354 с.
  151. Л. Н. Содержание и границы понятия «общественная мысль». //Отечественная история. 1992. — № 3. — С.73 — 81.
  152. Э. Жизнь Иисуса. Репринт, изд./Пер. с фр. Е. В. Свят-ловского. М.: Вся Москва, 1990. — 336 с.
  153. Э. Святой Павел. Антихрист. Репринт, изд./Пер. с фр. 3. Н. Журавлевой. М.: Советский писатель, 1991. — 656 с.
  154. M. И. История переводов Библии в России. Новосибирск: Наука, 1978. — 208 с.
  155. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. Сб./Сост. Н. В. Солнцев. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2001. — 496 с.
  156. . Г. Вопросы исторической теории в работах М. С. Корелина. М.: Изд. МГУ, 1984. — 152 с.
  157. . Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М.: Изд. МГУ, 1976.- 221 с.
  158. Словарь книжников и книжности Древней Руси./АН СССР, Инт рус. лит./Отв. ред. Д. С. Лихачев. Вып. 1 2 (в 2 ч.). — Л.: Наука, 1987 — 1988.
  159. В. Г. Феофан Прокопович. М: Тов. «Соратник», 1994. — 221 с.
  160. И. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб.: Изд. СПбДА, 1820, — 667 с.
  161. Смирнова 3. В. Социальная философия А. И. Герцена. М.: Наука, 1973. — 291 с.
  162. Е. В. Организация науки в пореформенной России.- Л.: Наука, 1983. 261 с.
  163. В. С. Чтения о Богочеловечестве./Ред., вступ. статья и комментарии С. П. Заикина. СПб.: Азбука, 2000. — 384 с.
  164. Сочинения древних христианских апологетов./Пер., введ. и примеч. П. Преображенского. 2-е изд. — СПб.: И. Тузов, 1895.- 272 с.
  165. П. Н. Кудрявцева. В 3 т. T.l. M.: Н. Мертц, 1887.- 633 е.- т. III. M., 1889. — 534 с. 201 .Сочинения С. В. Ешевского. В 3 т. T.l. M.: Н. Мертц, 1870. 577 с.
  166. Справочный богословский, преимущественно церковно-исто-рический словарь./Сост. прот. Л. Петров. СПб.: Типогр. Департамента Уделов, 1889. — 303 с.
  167. В. Н. История Российская ./Сост. и предисл. А. И. Андреева. Т. I. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962. — 498 с.
  168. В. А. Н. А. Морозов в русском освободительном движении. М.: Наука, 1983. — 190 с.
  169. В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870 1880-х годов./Предисл. М. Гефтера. — М.: Наука, 1969. — 241 с.
  170. Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной академии. В 68 т. М.: Изд. МДА, 1843 -1912.
  171. О. В. Древнерусские хронографы. Л.: Наука, 1975. — 320 с.
  172. Удальцова 3. В. Из истории русского буржуазного визан-тиноведения//ВВ. Т. 20. — 1961. — С.32 — 63.
  173. С. Ф. Кропоткин. М.: Юрид. лит, 1989. — 141 с.
  174. К. Н. Очерки по истории Византии. Ч. I. М.: Изд. Высш. Женек, курсов, 1917. — 265 с. 211 .Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. — 827 с.
  175. Учебники дореволюционной России по истории./Сост. Т. В. Естеферова. М.: Просвещение, 1993. — 384 с.
  176. И. А. Революционное движение в России во второй четверти XIX в. (Революционные организации и кружки). М.: Соцэкгиз, 1958. — 415 с.
  177. Г. П. Святые Древней Руси. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 384 с.
  178. Л. Избранные философские произведения. Т. 1./Общ. ред. и вступит, ст. М. М. Григорьяна. М.: Госполитиздат, 1955. — 676 с.
  179. Г. Л. Церковь, религиозность и политическая культурана закате старой России.//История СССР. 1991. — № 2. — С.107 — 118.
  180. Хрестоматия по истории СССР, 1861 1917: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «История». /Сост. В. Ф. Антонов и др- Под ред. В. Г. Тюкавкина. — М.: Просвещение, 1990. — 416 с.
  181. Церковь Христова./Сост. И. М. Косов. Саранск: Мордов. кн. изд., 1 991. — 400 с.
  182. Н. И. Славянофильство: Из истории рус. обществ, мысли XIX в. М.: Изд. МГУ, 1986. — 269,2. с.
  183. Цицерон. Философские трактаты./Пер. с латин. М. И. Рижский. Отв. ред., сост., авт. вступит, ст. Г. Г. Майоров. М.: Наука, 1985. — 382 с.
  184. В. А. Мировоззрение Д. И. Писарева. М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. — 352 с.
  185. П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма./Сост. и вступит, ст. 3. А. Каменского. Т. I. М.: Наука, 1991. — 798 с.
  186. И. В. История христианской церкви. Т. I. СПб.: Изд. Типографии уделов, 1861. — 327 с.
  187. М. П. Христианство и политика.//ЖМП. 1994. — № 3. — С.54 — 66.
  188. В. И. Правительственная политика и историческая наука России 60 70-х годов XIX в. — Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1989. — 208 с.
  189. И. М. Цензурная регламентация исторической нау191ки в России второй половины XIX в.//Вестник РАН. 1998. — № 1. — С.62 — 71.
  190. . Н. Наука и религия./Вступ. ст. В. Н. Жукова. М.: Республика, 1999. — 495 с.
  191. Ю. В. Советская историография раннего христианства. Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск: Изд. Томского унта, 1998. — 19 с.
  192. А. Л. Историография с древнейших времен по XVIII в. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — 239 с.
  193. Д. Жизнь Иисуса. Кн. 1 и 2./Пер. с нем. В. Ульриха. -М.: Республика, 1992. 528 с.
  194. Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. М.: Наука, 1976. — 230 с.
  195. Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. -М.: Наука, 1985. 346 с.
  196. Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2./Пер. с англ. Общ. ред., вступит, ст. и примеч. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1966. — 927 с.
  197. И. Ю. Пушкин и христианство. М.: Изд. «Муравей», 1998. — 278 с.192
Заполнить форму текущей работой