Отечественный исторический опыт противодействия коррупции
Бюрократия — относительно самостоятельный социальный слой людей, профессионально занятых властно-распорядительным и административно-управленческим трудом, объединенных определенным корпоративным интересом. Это особая форма реализации власти, материальный носитель административного процесса, характеризующийся профессиональной специализацией труда, дифференциацией и формализацией функций… Читать ещё >
Отечественный исторический опыт противодействия коррупции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках данной темы будет рассмотрен исторический опыт борьбы с коррупцией в дореволюционной России и в годы советской власти, а также организационноправовые основы реализации антикоррупционной стратегии в условиях современной России.
В результате освоения материала данной главы студент должен:
знать
• основные особенности зарождения коррупционных отношений, их развития и распространения как социального явления с российскими, а впоследствии советскими особенностями; зоны наибольшего коррупционного риска и базовые составляющие механизма противодействия коррупции в современных российских условиях;
уметь
- • научно интерпретировать и объективно оценивать состояние, тенденции развития и масштабность распространения коррупции в российском обществе на разных этапах его исторического развития;
- • обобщать и систематизировать накопленный опыт борьбы с коррупцией;
владеть
- • навыками поиска нужной информации и научного анализа исторически обусловленных социально-политических, экономических и культурно-нравственных источников коррупционных проявлений;
- • технологиями использования научных основ, исторического опыта и имеющейся современной информации в антикоррупционной управленческой практике.
Перед началом занятия рекомендуется ознакомиться с понятиями, являющимися ключевыми для данной темы.
Ключевые понятия Исторический опыт — опыт, относящийся к истории, прошлое, сохранившееся в памяти человечества во всем его многообразии и конкретности.
Бюрократия — относительно самостоятельный социальный слой людей, профессионально занятых властно-распорядительным и административно-управленческим трудом, объединенных определенным корпоративным интересом. Это особая форма реализации власти, материальный носитель административного процесса, характеризующийся профессиональной специализацией труда, дифференциацией и формализацией функций, юридической регламентацией полномочий, стандартизацией форм и методов работы.
Бюрократизм — нравственно отрицательная форма реализации государственновластных полномочий в корпоративных или личных интересах; осуществление власти замкнутой корпорацией, которой присущи «присвоение государства», превращение государственной должности в частную собственность, подчинение общественного интереса частным интересам конкретного чиновника, корпоративное своекорыстие, извращенное восприятие действительности, карьеризм, взяточничество.
Мздоимство — получение каких-либо преимуществ лицами, стоящими на государственной или общественной службе, за совершение законных действий (бездействий), предусмотренных их полномочиями по службе.
Лихоимство — получение каких-либо преимуществ, лицами, стоящими на государственной или общественной службе, за совершение ими противоправных действий (бездействий) по службе.
Казнокрадство — нецелевое использование бюджетных средств в форме внеправового перевода их из сферы социальной или инвестиционной предназначенности на потребительский рынок в частных корыстных интересах.
Кормление — средство вознаграждения за преданную службу князю из средств населения.
Рейдерство — вид коррупционного должностного злоупотребления, направленного на отказ законного владельца от своих прав на собственность в пользу рейдера или третьих лиц.
Борьба с коррупцией — система мер, направленных на устранение, ослабление и компенсацию факторов, способствующих возникновению и росту объемов и общественной опасности коррупции.
Искусство антикоррупционного управления — характеристика практической деятельности в сфере управления практикой противодействия коррупции сточки зрения субъективного фактора: неповторимости сложившихся обстоятельств, особенностей реакции, решений и конкретных действий управленца в условиях коррупционного риска, пределов личной инициативы и импровизации.
Коррупция — проблема любого государства, поэтому и отечественный, и мировой опыт противодействия этом узлу достаточно богат и поучителен. Иной раз даже кажется, что ответы на все самые острые вопросы противодействия коррупции давно получены. Однако это не совсем так. Далеко не каждое государство считает коррупцию серьезной проблемой и адекватным образом реагирует на нее. В одних случаях коррупция воспринимается как естественное и далеко не всегда социально опасное явление, в других — квалифицируется как некий атрибут устойчивости правящего режима, в третьих — как инструмент взаимодействия между правящей элитой, аппаратом управления и остальной массой населения. Терпимое отношение к коррупции нередко разменивается на политическую лояльность, возможность бесконтрольного властвования и беспрепятственного обогащения.
Но в целом люди давно осознали опасность коррупции и широким фронтом развернули работы по устранению ее предпосылок, причин, условий и последствий. Антикоррупционная деятельность становится все более действенной и во многих странах рассматривается в качестве самостоятельной функции государства[1]. Лучший отечественный и международный опыт реализации такой функции неоценим, он представляет как научный, так и большой практический интерес.
- [1] Антикоррупционная политика: учеб, пособие / под ред. Г. А. Сатарова. С. 262—263.