Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мао Цзэдун, Дэн Сяопин и «холодная война»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны, это игра на чувстве превосходства, а с другой — акцентирование значимости родства по крови. Думается, в свое время генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и председатель военного совета ЦК КПК Цзян Цзэминь не случайно говорил, что кровь китайцев гуще, чем вода в Тайваньском проливе. А в своем нынешнем Уставе КПК, в частности, именуется «авангардом нации Китая»; таким… Читать ещё >

Мао Цзэдун, Дэн Сяопин и «холодная война» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почти четверть века тому назад завершилась «холодная война». Этим термином принято обозначать состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, в рамках которой осуществлялась гонка вооружений, применялись экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), создавались военно-политические блоки и союзы, военно-стратегические плацдармы и базы. «Холодная война» началась вскоре после Второй мировой, а прекращена была во второй половине 1980;х — начале 1990;х годов, главным образом в связи с исчезновением с политической карты мира Советского Союза. Все предшествующие десятилетия в состоянии «холодной войны» находились в первую очередь СССР и США. Сегодня есть возможность заново, освободившись от власти эмоций, попытаться осмыслить события, уже ставшие достоянием истории.

Мировая война: как это воспринимается в Китае

Одним из значимых сюжетов этой истории остается позиция Китая времен «холодной войны». И начать следует с характеристики особенностей восприятия категорий войны и мира в этой стране. Как известно, китайцы составляют самую многочисленную часть населения Земли, а потому не удивительно, что ощущение своей принадлежности к столь многочисленной национальной общности определяет и китайские оценки многих важных вопросов. Так, например, в китаеязычных СМИ, ориентированных на диаспору за пределами страны, подчеркивается, что китайцы никогда и нигде не будут национальным меньшинством.

С одной стороны, это игра на чувстве превосходства, а с другой — акцентирование значимости родства по крови. Думается, в свое время генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и председатель военного совета ЦК КПК Цзян Цзэминь не случайно говорил, что кровь китайцев гуще, чем вода в Тайваньском проливе. А в своем нынешнем Уставе КПК, в частности, именуется «авангардом нации Китая»; таким образом, понятия «кровь» и «нация» оказываются, по существу, нераз­дельными. Уже сама численность китайского народа является гарантией его вечного существования на Земле, вне зависимости от каких бы то ни было катаклизмов или войн. Считается, что для китайцев как сообщества не существует вопроса о выживании — оно обеспечено ему навечно.

Следует учесть и тот факт, что в Китае в ХХ веке войны никогда не затрагивали всего населения страны. Так, например, в канун начала войны 1941 года военный атташе посольства СССР в Чунцине, будущий герой Сталинграда (и будущий маршал) генерал-лейтенант В. И. Чуйков спросил у главы Китайской Республики маршала Чан Кайши, почему Китай так долго воюет с Японией. С точки зрения наших военных очевидно, что любая война смертельно опасна для народа и страны, и воевать надо не на жизнь, а на смерть, стремясь как можно скорее победить врага и вновь обрести вожделенный мир. Однако Чан Кайши, руководивший страной, которая к тому времени уже десять лет подвергалась агрессии со стороны Японии и не нанесла ни одного сокрушительного поражения японским агрессорам, думал иначе: «Япония не может победить Китай! …Китай вообще не может быть побежден. Война для Китая — это болезнь, и только, а все болезни проходят». «Но болезни вызывают смерть», — сказал Чуйков. «Мы не считаем, что болезни вызывают смерть. Смерть — это не болезнь; она приходит помимо болезни».

Отсюда понятно, почему Чан Кайши считал войну с Японией не более, чем «сыпью на теле» Китая. В то же время действия КПК и Мао Цзэдуна были, с точки зрения китайского лидера, «бо­лезнью, которая поражала сердце» страны. В силу таких представлений борьба за власть оказывалась для Чан Кайши, да и для Мао Цзэдуна, важнее отпора внешней агрессии со стороны Японии.

Если говорить о числе людей, погибших в войнах, то в современных китайских СМИ можно обнаружить сведения, что за четырнадцать лет Тайпинского восстания (1850—1864) население страны уменьшилось с 400 до 240 миллионов человек (то есть вспыхнувшая тогда война унесла 160 миллионов человек!). Полагаю, что утверждения такого рода не случайно появляются именно сегодня. У современных китайцев создается представление, что хотя в прошлом и погибали десятки миллионов, однако нация Китая продолжала (и продолжает!) существовать.

Впрочем, существует и иная точка зрения. Так, Чжао Цзыян, занимавший пост генерального секретаря ЦК КПК в 1987—1989 годах, считал, что за последние сто пятьдесят лет только одно десятилетие, 1980;е годы, было по-настоящему мирным для Китая и его народа, в чем и состоит подлинная ценность означенного периода. Позитивные оценки мирного состояния страны во второй половине ХХ века высказывали также председатель КНР Лю Шаоци, а также генеральные секретари ЦК КПК Ху Яобан и Чжао Цзыян. Кстати, все они выступали и за дружественные, мирные отношения с нашим народом и нашей страной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой