Сражение при Кагуле 21 июля 1770 г
Выслав часть войск для задержания татар, если бы они появились, и для защиты вагенбурга, оставленнаго позади, армия Румянцова, в час ночи на 21-е июля, в пяти походных колоннах и соблюдая полную тишину, выступила из Гречени, перешла через Траянов вал, отделявший турок от расположения русских, и построилась затем пятью отдельными каре. Сражение при Кагуле показывает доблестное поведение русских… Читать ещё >
Сражение при Кагуле 21 июля 1770 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Славная победа Румянцева при Кагуле лучше всего знакомит с выработанным в это время русскими способом действий против татар и турок.
Армия Румянцова в 38 000 чел. должна была действовать против армий Крымскаго хана и турецкой — верховнаго визиря.
Румянцев двинулся против Крымскаго хана, соединившагося с 15 000 отрядом Абды-Паши и 7-го июля под Ларгою, с 14 000 челов. атакует и разбивает на голову 80 000-ю армию противников; трофеи — весь лагерь, 30 пушек, 2 мортиры и 8 знамен.
Узнавши о поражении Каплан-Гирея, верховный визирь поспешил переправой через Дунай и 16-го июля прибыл к р. Кагулу, где в лагере у Фильканешти (Вулканешти) сосредоточилось до 150 000 турецких войск. За выделением отрядов, у Румянцова оставалось всего около 23 000 чел. (17 т. пехоты и 6 т. кавал.); русская армия 17-го июля стала лагерем у д. Гречени. Положение ея было трудное: перед нею в 7 верстах 150 000-я турецкая армия, а с востока 80 000 Каплан-Гирея. Турки начали укреплять позицию. Румянцов решился предупредить нападение турок и на разсвете 21-го июля атаковать турок прежде, чем татары успеют оказать им содействие.
Выслав часть войск для задержания татар, если бы они появились, и для защиты вагенбурга, оставленнаго позади, армия Румянцова, в час ночи на 21-е июля, в пяти походных колоннах и соблюдая полную тишину, выступила из Гречени, перешла через Траянов вал, отделявший турок от расположения русских, и построилась затем пятью отдельными каре.
По плану Румянцова, атаку турецкой позиции надлежало произвести пятью каре: центральное каре Олица должно было вести удар с фронта, справа его поддерживает каре Племянникова; еще правее каре Баура двигается на Фолькинешти и оттуда атакует левый фланг турецких окопов. Каре Брюса, двинувшись левее Олица, атакует правый фланг турок, а левофланговое каре Репнина, поддерживая его, должно стараться взять неприятеля в тыл.
Едва русския войска окончили построение, как были атакованы массами турецкой конницы, прорвавшейся в промежутки, причем особенно старались отрезать каре Репнина и Брюса от каре Олица, так как оба эти каре выдвинулись несколько вперед. Румянцов отделил часть пехоты из каре Олица, которая, заняв Троянов вал, поражала своим огнем правый фланг и тыл турецкой конницы, которая поэтому отхлынула назад.
Теперь наша армия двинулась вперед и около 8 часов утра приступила к атаке турецких окопов: Баур первый атаковал левый их фланг и захватил батарею в 25 орудий. Атаку Баура хотел поддержать Племянников, который, по диспозиции, должен быль поддерживать Олица; но так как большое каре Олица двигалось медленно, а Баур нуждался в поддержке, то Племянников обогнал Олица и приближался уже к центральным окопам. Но в этот момент 10 000 янычар выскочили из-за валов и произвели на каре Племянникова контр-атаку в ятаганы, ворвались в него и отбросили на каре Олица, которое поэтому не могло продолжать наступления.
Румянцов, следовавший при каре Олица, вынесся вперед к войскам Племянникова и крикнул громким голосом: «Ребята, стой!» Бегущие стали группироваться вокруг героя-генерала. В тоже время Румянцов вызвал из каре Олица 1-й гренадерский полк, приказав ему ударить в штыки на янычар, продолжавших преследование каре Племянникова. Молодецкая атака гренадер решила победу.
Атакованные в тоже время кавалерией Салтыкова и князя Долгорукова, янычары бежали, понеся болыпия потери. Баур двинул им в тыл баталион егерей.
Теперь войска Племянникова, оправившись, тут же, под огнем турецкой артиллерии, построили каре и вместе с каре Олица двинулись в атаку. К этому времени наши фланговые каре имели большой успех, захватили 93 турецких орудия, а Репнин вышел в тыл туркам. Тогда неприятель, охваченный паникой, обратился в бегство; верховный визирь пытался остановить бегущих, поражая их саблею, но наконец и сам был увлечен ими. Русские преследовали бегущих на 4 версты от места столкновения, а потом преследование продолжалось кавалерией.
Трофеями нашими было 60 знамен, 140 пушек и огромный лагерь. Потери противника простирались до 20 000; наши-же около 900 чел. убитых и раненых. Граф Румянцов за эту победу был произведен в фельдмаршалы.
Результатами победы при Кагуле было отступление татар к Аккерману, а турок за Дунай, причем Баур при преследовании 23-го июля захватил неуспевшую переправиться артиллерию — 127 пушек и мортир, а 26-го числа Репнин овладел Измаилом.
Сражение при Кагуле показывает доблестное поведение русских войск и их начальника, выгоды построения войск в каре; но тут-же выяснилась опасность построения в одну линию, без резерва, который, впрочем, образовался случайно из каре Олица, вследствие того, что каре Племянникова выдвинулось вперед для поддержки Баура.