Железный век: самое начало
С непреклонной волей «борисфенитов» познакомились враги, которым не удавалось победить этих людей, живущих в войлочных кибитках. Прислушаемся к рассказу Геродота: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной равниной, родился первый человек, по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая они называют Зевса и дочь реки Борисфена (т. е… Читать ещё >
Железный век: самое начало (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь! Широко наше Дикое поле, Глубока наша Скифская степь!
М. Волошин
С самого рассвета племена кочевали по бескрайней степи. В первых рядах — на приземистых лошадях — скакали смуглолицые длинноволосые и бородатые всадники в кирбасиях — остроконечных войлочных шапках. Вооруженные обоюдоострыми железными мечами, акинаками, они были одеты в анаксириды, узорчатые кожаные штаны, и в распашные рубахи с вышивкой, их животы и чресла защищали особые боевые пояса. Позади войска громко скрипели, но ползли запряженные волами, покрытые войлоком четырехколесные кибитки, из которых выглядывали их немногословные женщины и хохочущие ребятишки. Стада коров, отары овец и коз следовали за караванами, глухой топот приземистых лошадей, мерное движение могучих волов в упряжках, — так в середине 1 тыс. до н. э. начиналось вторжение в Европу кочевников, людей Азии, живущих в войлочных кибитках. Греки называли их номадами, кочевниками, долгие века они будут властвовать в пестром беспредельном пространстве Великой Степи.
Древнее сказание о появлении скифских племен из «глубин» Азии, вероятно, содержит полумифическое воспоминание о могучих ордах кочевников. Скифские сказания относили появление своего народа ко времени за тысячу лет до похода персидского царя Дария в Скифию, что соответствует примерно середине 2 тыс. до н. э. Заметим, родоначальником скифов греки считали легендарного героя Геракла. Сами себя эти номады прозывали «сколотами», что значит «лучники», а согласно эллинской традиции, племена, кочевавшие на берегах Эвксинского Понта, севернее греческой Ольвии, именовались скифами. Впоследствии скифами называли многие племена — савроматов, язигов, роксаланов, готов. Персы звали их саками. Кочевые племена вторглись в Северное Причерноморье в VII в. до н. э. В IV в. до н. э. в междуречье Дона и Дуная возникла Скифия, государство номадов. Скифо-сарматский и аланский языки из иранских языков и предтечи современного осетинского языка.
В период расцвета Афинского полиса при Перикле дикие соседи эллинов рождались, жили и умирали в бескрайних первобытных пространствах на окраине Ойкумены, лежавшей на север от земель обитателей степей, скифов Эвксинского Понта. Железный век только начинался, пришедшие из Азии скифы принесли войну в Понтийские степи, акинаки, короткие железные мечи, даровали им неизменные победы, ибо большинство цивилизованных жителей Европы в это время применяли тяжелые бронзовые клинки. Пущенные на полном скаку из тугих луков, скифские стрелы неизменно приносили военное преимущество в боях. Скифские стратегические и тактические приемы ведения конных сражений вскоре решили судьбу племен, попадавшихся под горячую руку воинственных кочевников.
Геродот отметил, что племена скифов разделялись на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. По свидетельству отца истории в V в. до н. э. скифы обитали в междуречье Истра (Дуная) и Танаиса (Дона). Гиппократ, Аристотель, Страбон, Птолемей и многие другие авторы также писали о скифах. Скифы-пахари жили на севере, за Петром (Дунаем), в среднем течении рек Борисфена и Танаиса, — так именовали могучие Днепр и Дон древнегреческие географы. Геродот писал, что на Буге рядом с городом Ольвией жили эллины-скифы, а в междуречье Днестра и Буга их звали — алазонами. Скифы-кочевники обитали к востоку от Днепра, а в прибрежных степях до Танаиса селились царские скифы. А с востока к Танаису, вытесняя скифов, уже двигались новые волны кочевников — савроматы.
С непреклонной волей «борисфенитов» познакомились враги, которым не удавалось победить этих людей, живущих в войлочных кибитках. Прислушаемся к рассказу Геродота: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной равниной, родился первый человек, по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая они называют Зевса и дочь реки Борисфена (т. е. Днепра, причем вместо ног у нее извивались змеи. — Е. К.). Общее их название сколоты, по имени одного царя. Скифами их назвали эллины». У Таргитая было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В других сказаниях прародителями скифов называют Геракла и Ехидну — полуженщину-полузмею, — от такого союза произошел их сын Скиф — родоначальник народа.
Орды кочевников азиатов осели и обосновались на северных берегах Понта. А вот и еще одна метафора из древнего мифа: упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Закрадывается подозрение, не символ ли это четырех разных «варн», как их называют индусы, или каст. Старший из братьев, рожденных от полубожественного брака, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. Потом подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, Колоксая, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. По закону архаического минората он получил царскую власть, а старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.