Россия в эпоху реформ Петра Великого
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое… Читать ещё >
Россия в эпоху реформ Петра Великого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований, -важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде, отце, брате и сестрецарях Михаиле, Алексее, Федоре, царевне Софье. Перестройка тогда коснулась всех сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые им и не снились. Правда, начал он преобразования не в 1682 г., когда формально стал царем со своим братом, и не в 1689 г., когда женитьба Петра на Евдокии Лопухиной сделало его совершеннолетним пало правительство Софьи. Еще несколько лет продолжались его потехи и забавы, взросление и учение.
На протяжении XVII столетия Россия значительно продвинулась в своем развитии. Однако по некоторым важным показателям экономики она отставала от? ередовых стран Западной Европы, где шло становление буржуазного общества. У России не было ни торгового, ни военного флота. Еще в начале XVII в. шведский король говорил, что Россия не может спустить на воду ни одного корабля. Отрезана Россия была и от морей на юге. Выплавка металла в нашей стране многократно уступала Швеции. Природные ресурсы были еще слабо разведаны, и что неудивительно при малой плотности населения, особенно на окраинах, где и находились основные залежи полезных ископаемых. Не добывалось серебро и золото — материал для изготовления монет. Приходилось рассчитывать на поступление его из других стран. Недостаточной была отечественная промышленность для производства вооружений. В годы войны осуществлялись большие закупки оружия в иных государствах. Недостатки были и в деятельности государственных учреждений — приказов. Между ними не было согласованности, круг их обязанностей не определялся достаточно четко. Существовало много судов для разных групп населения, налоги собирали различные приказы, денежные расходы также не контролировались единым органом. Страна не имела годового бюджета. Потребности дальнейшего развития России выдвигали задачу активизации государственной политики в области образования, культуры, науки. Самобытная и богатая культура нашего народа создала предпосылки для воспитания достижений других государств в технике, науке и быту. 27 апреля 1682 года умер Федор Алексеевич. На престол был посажен его младший брат Петр. Некоторые исследователи полагают, что такой была воля умершего, поскольку он понимал, что средний брат Иван, достигший 16 лет, не способен править. На тот момент Петру было 10 лет. Под давлением Милославских вторым царем был провозглашен Иван. 25 июня 1682 г. оба царя были венчаны в Успенском соборе. Правительницей при малолетних царях была назначена Наталья Кирилловна Нарышкина, однако ей не получилось сформировать вокруг себя верный круг людей, способных крепко держать власть в своих руках. В результате Стрелецкого восстания 15 мая 1682 г. фактической правительницей стала старшая сестра царевичей Софья Алексеевна. Сразу же начались? ерестановки в правительстве, его главой стал В. В. Голицин. Стрельцы стали именоваться Надворной? ехотой. В 1686 г. с Польшей был заключен «Вечный мир», по условиям которого Левобережная Украина с Киевом закрепились навечно за русским государством. Взамен Россия присоединилась к «Священной лиге» против Турции. Софья всячески пыталась упрочить свое положение. Она участвовала в официальных церемониях, принимала послов, с 1684 г. на монетах стали чеканить ее изображение, в 1687 г. открыла Славяно-греко-латинскую академию — ?ервое высшее учебное заведение в стране. Все это время Петр вместе с матерью жили в подмосковном селе Преображенском, в Кремле бывал только на приемах иностранных послов и на других торжественных церемониях. Самым любимым его занятием были военные игры с «потешными полками», состоявшими из ребят-сверстников. Он с большой охотой начал постигать геометрию и навигацию. В 1688 г. Петр отправился на Переславское озеро и с помощью мастеров-голландцев строит там суда. В 1689 г. Наталья Кирилловна женила сына на Евдокии Федоровне Лопухиной. С этого момента он стал считаться взрослым и самостоятельным человеком, способным править страной. Летом того же года она вызвала сына в Москву, для того что бы он предъявил свои права на власть. В? ервые годы своего правления Петр почти не занимался государственными делами. Все чаще Петр устраивал маневры, смотры, совершенствует вооружение своих солдат, привлекает к обучению иностранных офицеров. 9 марта 1697 г. Петр в составе «Великого посольства» отправился в евро? ейские страны. Цель посольства: укрепление и расширение союза для борьбы с Турцией и Крымом за берега Черного моря, ознакомиться с западными техническими новинками, закупить вооружение, нанять с? ециалистов. Полтора года путешествовали они по Евро? е. Царь и посольство побывали в Риге и Курляндии, германских княжествах и Нидерландах, Англии и Австрии. Они ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, а также с музеями, театрами, лабораториями и обсерваториями. Было нанято более 800 мастеров разных специальностей для работы в России. Полученные в? ечатления были огромны. Будущий им? ератор понял, что его страна нуждается в кардинальных реформах и модернизации. Вернувшись, он принялся за дело.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра I.
1) Военная реформа Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.
Главным шагом Петра в первые годы царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя становились у него на пути. После того как Петр заявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский лад, он как бы дал понять, что время, когда стрельцы были самой боеспособной силой прошло. Таким образом стрельцы были осуждены на уничтожение. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» — Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится «стольный град Прешбург» .
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695—1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) — объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной войны в 1700 году стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей — дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии — периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т. д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. — Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию — 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- — создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- — появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- — создание мощного военного флота;
- — гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
- 2) Социальные и экономические реформы.
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI—XVII вв. существовали крупные промышленные предприятия — Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства — неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.
Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи — в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян — 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.).
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян — посессионных, приписных, оброчных и др. — делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность — металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: «А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они… получат милость» .
Возникают мануфактуры во многих отраслях — стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. — более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть (русскую кожу), поташ (щелочную соль), пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы — инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
3) Административные реформы.
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны (в 1721 году) получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
4) Реформа в области культуры и быта.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий — автор «Арифметики…». В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь — 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» — первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» — своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи — дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
5) Церковная реформа.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675−1690 гг.) и Адриан (1690−1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее — на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ — светское учреждение — для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа — Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами — Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискамлов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.
Однако на этом Петр не остановился — в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.
Образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717—1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактури Берг — коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс — коллегия — расходами, а Ревизион — коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, — дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие — Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. — подчинялись одной из коллегий.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент — документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие — с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719—1720 гг. были отменены «доли» и должности ландрамтов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.
Городское управление было передано в руки городских верхов. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления — магистраты — получили лишь представители «регулярного» населения — члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.
Наряду с разделением городского населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения — оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719−1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами. реформа петр великий преобразование Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах — свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить, и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из «подлого люда», а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». По Табели все должности делились на шесть частей — военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.
Значение реформ Петра I:
- 1. сократилось экономическое и культурное отставание России от передовых стран Европы;
- 2. Россия превратилась в могущественную державу с современной армией и флотом;
- 3. Россия вошла в число великих держав, повысился её авторитет;
- 4. Укрепилась центральная власть, усовершенствовался государственный аппарат.
Основные даты.
- 1672−1725 г. г. — годы жизни Петра I
- 1682−1725 г. г. — годы царствования Петра I (1682−1689г.г. -регенство его сестры Софьи; с 1721 г. — император)
«Птенцы гнезда Петрова» (А.С.Пушкин, «Полтава»):
- § А.Д.Меньшиков
- § Ф.М.Апраксин
- § Ф.А.Головин
- § Г.И.Головкин
- § Ф.Ю.Ромодановский
- § Патрик Гордон (шотландец)
- § Франц Лефорт
- 1695 г.(неудачный), 1696 г. (удачный) — Азовские походы Петра. Цель: прорваться к Черному морю, нанести удар по Крыму.
- 1696 г. — указ о строительстве флота
- 1697−1698г.г. — «Великое посольство». Цель: укрепление и расширение союза для борьбы с Турцией и Крымом за берега Черного моря, приглашение на русскую службу специалистов, заказы и закупка военных материалов и вооружения. На переговорах с польским королем Августом II был создан союз для борьбы со Швецией.
- 1699−1720г.ггородская реформа
- 1700 г. — заключение перемирия с Турцией.
«Северный союз» против Швеции: Россия, Дания, Саксония, Польша.
- 1700−1721г.г. — Северная война (30 августа 1721 г. -Ништадский мир)
- 1703 г. -основание Санкт-Петербурга (столица с 1712 г.)
- 1703 г.- указ о приписных крестьянах (приписные крестьяне — это черносошные, приписанные к мануфактурам за счет гос. подати)
- 1705 г. — создание Адмиралтейской верфи.
- 1711 г. — введение Сената (высшего органа управления)
- 1714 г. — Указ о единонаследии
- 1718−1724г.г. — введение подушной подати (дворяне, духовенство, казачество и солдаты — освобождались).
- 1720 г. — издание Генерального регламента (структура, функции, порядок деятельности служащих).
- 1721 г. — Петр I-император, Россия-империя.
- 1721 г. — введение Синода (духовной коллегии).
- 1721 г. — Указ о посессионных крестьянах (посессионные-купленные крепостные крестьяне)
- 1722 г. — «Табель о рангах»
- 1722 г. — указ Петра I о престолонаследии (престол может занять любой из родственников) ->одна из главных причин дворцовых переворотов (1725−1762 г. г.)
- 1722 г. — создание прокуратуры
- 1722−1723г.г. — Каспийский поход Петра I
- 1724 г. — введение таможенного покровительственного тарифа (высокие пошлины на иностранные товары, производящиеся у нас)