Социальный состав Земских соборов
Социальный состав земских соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения представительства, так и в сторону его сужения. В работах, касающихся истории соборов, идут споры о том, что считать настоящим или «полным» собором. Обычно под земским собором понимают совместное собрание Боярской Думы, «освященного собора» (собрания высшего духовенства) и представителей сословий… Читать ещё >
Социальный состав Земских соборов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальный состав земских соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения представительства, так и в сторону его сужения. В работах, касающихся истории соборов, идут споры о том, что считать настоящим или «полным» собором. Обычно под земским собором понимают совместное собрание Боярской Думы, «освященного собора» (собрания высшего духовенства) и представителей сословий (чаще всего дворянства, периодически — посадского населения: горожан, жителей посада из торгово-промышленной части города). В исключительных случаях собор включал черносошных крестьян и казаков. Часто могли приглашаться представители не всех сословий. До 1640-х гг. преобладала тенденция расширения состава. Если в 1566 г. на соборе присутствовали, помимо бояр и духовенства, дети боярские, служившие в Москве это, однако, не означает, что дворяне не были представлены как сословие в целом. «Государев Двор»^ Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. ?5. в XVI в. формировался за счет представителей дворянства из разных уездов. Дети боярские, которые несли службу в Москве, сохраняли связи со своими уездами, поэтому власти рассматривались по московскому списку как представителей уездного дворянства.
С начала XVII в. ситуация изменилась. При смене династий новые монархи (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов) нуждались в признании своего царского титула со стороны населения, что сделало сословное представительство более необходимым. Это обстоятельство способствовало некоторому расширению социального состава «выборных». В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов.
В частности, в своем исследовании, по священным земским соборам, Л. В. Черепнин писал: «В 1566 г. участники собора были разбиты на восемь групп, по которым и шел опрос:^ Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. ?5.
архиепископы, епископы, игумены, архимандриты, старцы, келари;
бояре, окольничие, казначеи, думные дьяки, печатник;
дворяне первой статьи;
дворяне и дети боярские второй статьи;
Особо выделены:
луцкие помещики;
торопецкие помещики;
дьяки и приказные люди;
гости и купцы (москвичи и смольняне) В Утвержденной грамоте 1598 г. об избрании Бориса Годунова нет разбивки членов собора по группам. Общая сословная схема остается и здесь, но появляются новые наименования служилых «чинов»: стольники, стряпчие, жильцы, выбор из городов. Номенклатура городского населения: вместо упоминания «гостей и торговых людей»^ Зерцалов А. Н. «К истории земских соборов». Москва, 1887. — ссылки на гостей, гостиную, суконную, черные сотни". С некоторыми изменениями такая картина сохранилась и в дальнейшем.