Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы процессного подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природа бизнес_процессов такова, что изначально в них заложена возможность инжиниринга, т. е. возможность проектировать и выстраивать их в соответствии с целями организации, в логике реализуемой стратегии, в рамках существующей или перспективной организационно_штатной структуры и организационной культуры банка, самыми консервативными элементами системы управления. Инжиниринг бизнес_процессов… Читать ещё >

Теоретические основы процессного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и сущность процесса и процессного подхода

В настоящее время в сфере управления предприятиями и организациями достаточно прочные позиции занимают два принципа управления — функциональный и процессный.

Процессный подход к управлению начал активно развиваться в конце XX_начале XXI вв. Процессное управление отличается от функционального тем, что организация рассматривается как бизнес_система, состоящая из взаимодействующих между собой бизнес_процессов, конечной целью которой является продукция, приобретенная потребителем, или оказанные услуги (удовлетворенный потребитель) [1, с. 33; 8; 20, с. 24]. Основной целью управления при этом является не столько контроль выполнения отдельных функций, сколько контроль результата.

В основе ориентированного на процессы предприятия лежит принцип регулирования последовательности операций. В то время как организационная структура представляет собой разделение системы на подсистемы (например, отделы, подразделения, должности), а также несет в себе информацию о задачах каждой подсистемы, организация процессов — это инструмент для контроля выполнения задач, а также координации временных и пространственных аспектов их выполнения (кто что делает, когда и как). Самые простые составляющие отдельной задачи — это операции, которые, в свою очередь, являются основными составляющими процессов. Операция является действием, необходимым для выполнения определенной работы [22, с.3].

Стержневой категорией процессного подхода является бизнес_процесс — устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [8]. Бизнес_процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес_целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Основными признаками бизнес_процесса являются точки соприкосновения этого процесса с бизнес_партнерами предприятия (например, клиенты, поставщики). Примерами бизнес_процессов являются: обработка заказов на производственном предприятии, торговая сделка на коммерческом предприятии или предоставление кредита в банке [22, с.3].

Посредством объединения в рамках бизнес_процессов разных по своему функциональному назначению операций в единые цепочки создания ценности достигается:

непрерывность менеджмента организации на стыках между отдельными подразделениями и должностными лицами при их взаимодействии;

сглаживание противоречий, связанных с иерархическим (вертикальным) построением менеджмента.

Любой бизнес_процесс имеет конкретные и измеримые «входы» — ресурсы — и «выходы» — результаты. К ресурсам процесса относятся персонал, оборудование, инфраструктура, среда и прочее. Результатом выполнения процесса является определенный продукт (услуга). Бизнес_процесс всегда ориентирован на потребителя (внешнего и/или внутреннего), что выражается в том, что требуемое качество продукта (ценность) как совокупность свойств продукта, обуславливающих его пригодность удовлетворять потребности клиента в соответствии с его назначением, определяется клиентом (потребителем результата процесса), а не исполнителем. Причем неважно — внешний (потребитель) или внутренний (соседний отдел). Поэтому каждый исполнитель внутри процесса четко представляет себе ожидаемый результат, ему делегируются полномочия и ответственность, право самому выбирать технологии, необходимые для достижения результата. Главный критерий эффективности управления — достижение целей группой, отделом, департаментом, банком.

Управление бизнес_процессом осуществляет его владелец. Владелец процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес_процессе, управляет ходом бизнес_процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес_процесса [1, с. 49].

Природа бизнес_процессов такова, что изначально в них заложена возможность инжиниринга [31], т. е. возможность проектировать и выстраивать их в соответствии с целями организации, в логике реализуемой стратегии, в рамках существующей или перспективной организационно_штатной структуры и организационной культуры банка, самыми консервативными элементами системы управления. Инжиниринг бизнес_процессов требует адекватности идентификации, классификации и определения их роли для всей системы в целом. В отечественной и зарубежной теории процессного подхода существует две точки зрения относительно границ бизнес_процесса [1, с. 5657]. Первая основана на рассмотрении деятельности организации как сети процессов. Сеть процессов — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес_процессов организации, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемой на предприятии. Идентификация процессов при этом осуществляется путем привязки процессов к функциональным подразделениям предприятия [12, с. 36].

Второй вариант реализации процессного подхода предполагает наличие так называемых «сквозных» процессов. Сквозной, или межфункциональный, бизнес_процесс — это процесс, в котором участвует несколько структурных подразделений предприятия, потребляющий ресурсы внешних и внутренних поставщиков и создающий ценность для внешних клиентов. Процесс пронизывает несколько функциональных подразделений (выполнение бизнес_операций в рамках бизнес_процесса может быть возложено на исполнителей из различных подразделений банка) и имеет владельца, который не является непосредственным начальником этих подразделений [12, с. 26−30].

Представленная ученым Портером М. в 1980 году модель цепочки создания добавленной стоимости разделяет процессы предприятия на основные и вспомогательные. Основным процессом является процесс, операции которого имеют прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияют на создание добавленной стоимости. Вспомогательный процесс, напротив, является процессом, операции которого не являются, с точки зрения клиента, важными для создания стоимости, однако они неотъемлемы при выполнении основного процесса. Вспомогательные процессы не имеют непосредственных точек соприкосновения с производимыми продуктами или предоставляемыми услугами. Также выделяют управляющие процессы — бизнес_процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить корпоративное управление. Несмотря на названные критерии, четкое разделение между основными и вспомогательными процессами осложняется тем, что в различных контекстах и для различных предприятий один и тот же процесс может являться как основным, так и вспомогательным. Кроме того, вспомогательные процессы могут переходить в основные процессы и наоборот. Например, в отличие от традиционных процессов торгового предприятия, при так называемом центральном регулировании продаж, торговое предприятие не занимается логистическими операциями в основном процессе, а концентрируется на операциях по управлению. Таким образом, логистика, традиционно являющаяся в торговле основным процессом, становится процессом вспомогательным [22, с.3−5].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой