Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы построения бухгалтерского баланса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Двухуровневая система построения номеров счетов бухгалтерского учета. На балансе открываются счета первого порядка, которые имеют трехзначный номер. Эти счета являются инструментом синтетического учета, поскольку на них операции банка отражаются в укрупненном виде. К счетам первого порядка для детализации учета операций открываются счета второго порядка, которым присваиваются пятизначные номера… Читать ещё >

Принципы построения бухгалтерского баланса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основу формирования плана счетов (Приложение, А План бухгалтерского учёта) положены следующие принципы:

  • 1. Разделение счетов на активные и пассивные и отказ от использования активно-пассивных счетов. Для отражения операций, по которым возможно образование либо дебетового, либо кредитового сальдо, в Плане счетов предусматривается открытие двух парных счетов: активного и пассивного. В начале операционного дня операции по таким счетам будут отражаться по счету, имеющему остаток по результатам предыдущего дня. Нельзя допускать образования в конце дня дебетового сальдо (овердрафта) по пассивному счету или кредитового — по активному счету.
  • 2. Двухуровневая система построения номеров счетов бухгалтерского учета. На балансе открываются счета первого порядка, которые имеют трехзначный номер. Эти счета являются инструментом синтетического учета, поскольку на них операции банка отражаются в укрупненном виде. К счетам первого порядка для детализации учета операций открываются счета второго порядка, которым присваиваются пятизначные номера. Возьмем для примера балансовый счет первого порядка № 106 «Добавочный капитал». В дополнение к нему открыты три счета второго порядка № 10 601, 10 602, 10 603 для детализации источников формирования добавочного капитала. Исключение составляют счета главы Д, которые имеют пятизначную нумерацию.
  • 3. Единая временная структура активных и пассивных операций по срокам их проведения. При отражении в балансе кредитной организации активных и пассивных операций с целью оперативного контроля за обеспечением его ликвидности применяется, где это необходимо, единая структура счетов второго порядка по срокам привлечения и размещения:
    • * до востребования;
    • * сроком на 1 день;
    • * сроком на 7 дней;
    • * сроком на 30 дней;
    • * сроком от 30 до 90 дней;
    • * сроком от 91 до 180 дней;
    • — сроком от 181 дня до 1 года;
    • — сроком от 1 года до 3 лет;
    • * сроком свыше 3 лет.
  • 4. Разделение счетов по типам клиентов. При отражении операций используется единая классификация клиентов, основанная на выделении резидентов и нерезидентов, формы собственности и вида деятельности. Так, по юридическим лицам — резидентам выделены отдельные счета для отражения операций по таким банковским клиентам:
    • * кредитные организации;
    • * предприятия и организации, находящиеся в федеральной собственности, в том числе финансовые, коммерческие, некоммерческие;
    • * предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности, кроме федеральной, в том числе финансовые, коммерческие, некоммерческие;
    • * прочие предприятия и организации, в том числе финансовые, коммерческие, некоммерческие.

На балансе банка открываются отдельные счета для учета операций по предприятиям без образования юридических лиц, физическим лицам и нерезидентам.

5. Принцип отражения в учете банковских операций по экономическому содержанию. В соответствии с этим принципом банковские операции отражаются по счетам бухгалтерского учета в зависимости от экономического содержания операции, а не от вида валют или другого признака. В связи с этим в новом Плане счетов не выделяется отдельный раздел для учета операций в иностранной валюте. Все эти операции должны отражаться в едином ежедневном бухгалтерском балансе банка только в рублях. С целью разграничения операций в рублях и в иностранной валюте на едином балансовом счете открываются отдельные лицевые счета с введением в их номера трехзначного кода валют.

Все счета в балансе банка сгруппированы в разделы.

Балансовые счета сгруппированы в 7 разделов по принципу экономического содержания совершаемых банком операций (табл. 1).

Таблица 1 — группировка балансовых счетов по разделам.

А. Балансовые счета.

Раздел 1.

Капитал и фонды.

Раздел 2.

Денежные средства и драгоценные металлы.

Раздел 3.

Межбанковские операции.

Раздел 4.

Операции с клиентами.

Раздел 5.

Операции с ценными бумагами.

Раздел 6.

Средства и имущество.

Раздел 7.

Результаты деятельности.

Рассмотрим разделы баланса коммерческого банка.

Раздел 1. «Капитал и фонды» — содержит счета по учету средств, выделенных банку в виде уставного и добавочного капитала акционерных и паевых банков, резервного фонда, а также по учету фондов специального назначения, фонда экономического стимулирования и т. д. Средства фондов используются на выплату заработной платы, премий, на социальные цели, строительство зданий, приобретение техники, транспорта и др.

Раздел 2. «Денежные средства и драгоценные металлы» — содержит счета, на которых учитываются денежная наличность банков в кассах и в пути, платежные документы, денежные средства в банкоматах, а также драгоценные металлы и камни, которые наряду с другими активами банка являются обеспечением эмиссии.

Раздел 3. «Межбанковские операции» — включает счета для отражения операций по корреспондентским отношениям между банками, включая ЦБ РФ, расчеты с филиалами, расположенными на территории РФ и за границей, а также расчеты на организованном рынке ценных бумаг, по брокерским операциям и обслуживанию выпуска ценных бумаг.

В нем учитываются кредиты, полученные от Банка России и других кредитных организаций, а также депозиты и другие привлеченные средства банков, просроченная задолженность и проценты по межбанковским операциям.

Раздел 4. «Операции с клиентами» — содержит расчетные (пассивные) и ссудные (активные) счета по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. В нем также открыты счета для учета просроченной задолженности по, ссудам. Счета разделены по предприятиям и организациям, имеющим государственную, федеральную и негосударственную собственность. Внебюджетные фонды представлены пенсионным, социального и обязательного медицинского страхования, занятости населения, экологическим, дорожным и др. Средства в расчетах отражают аккредитивы к оплате, расчетные чеки, акцептованные банком платежные поручения, инкассированную денежную выручку, невыплаченные переводы из-за границы, транзитные счета. Все депозиты и кредиты сгруппированы по срокам и субъектам привлечения и предоставления соответственно. Здесь же отражаются расчеты по отдельным операциям.

Раздел 5. «Операции с ценными бумагами» — отражает вложения в долговые обязательства, акции, учтенные векселя, которые группируются по срокам и принадлежности. В нем учитываются и ценные бумаги, выпущенные самим банком.

Раздел 6. «Средства и имущество» — отражает расчеты с дебиторами и кредиторами, учитывает основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и их износ, а также нематериальные активы.

Раздел 7. «Результаты деятельности» — содержит счета для учета операционных и других доходов и расходов, штрафов, пени, неустоек, расходов на содержание банковского аппарата управления, прибылей и убытков, а также, использования прибыли отчетного года и предшествующих лет. коммерческий банк баланс отчетность Внебалансовые счета сгруппированы в 5 разделов по принципу однородности учитываемых ценностей и совершаемых с ними операций (табл. 2). При этом первый раздел внебалансовых счетов остается незаполненным.

Таблица 2 — Группировка внебалансовых счетов по разделам.

В. Внебалансовые счета.

Раздел 2.

Неоплаченный уставной капитал кредитных организаций.

Раздел 3.

Ценные бумаги.

Раздел 4.

Расчетные операции и документы.

Раздел 5.

Кредитные и лизинговые операции.

Раздел 6.

Задолженность, списанная и вынесенная за баланс.

  • 6. Предоставление банкам права открытия дополнительных счетов с целью обеспечения точного отражения проводимых операций. Для учета отдельных операций, проведение которых необходимо как для самого банка, так и для его клиентов, кредитные организации вправе открывать дополнительные счета второго порядка. Так, клиент банка может воспользоваться специальным транзитным счетом. Этот счет открывается для проведения операций, связанных главным образом с приемом платежей от клиентов для последующего перечисления непосредственным получателем средств. Кредитные организации имеют право на определенный срок открывать клиентам для зачисления средств накопительные счета, режим функционирования которых имеет особенности. Расходование средств с этих счетов не допускается. По истечении срока средства с накопительных счетов должны быть перечислены на оформленные в установленном порядке расчетные или текущие счета.
  • 7. Расчеты с филиалами. Согласно действующему Плану счетов, сохраняются счета для учета расчетов кредитной организации со своими филиалами; при этом сделано разграничение по филиалам, функционирующим на территории РФ и за границей. Кредитной организации предоставлена свобода выбора порядка учета и документооборота по местным дополнительным офисам, которые должны функционировать на основании утвержденных в соответствующем порядке положений о них.
  • 8. Принцип односторонней группировки счетов бухгалтерского учета означает, что в одном разделе банковского баланса могут присутствовать как активные, так и пассивные счета. Это касается и разделов, где сгруппированы балансовые счета, и разделов по внебалансовому учету.
  • 9. Нумерация лицевых счетов клиентов. При открытии клиенту лицевого счета банк присваивает ему номер и наименование. Номер лицевого счета состоит из двадцати знаков.

В основу проведения операций по счетам бухгалтерского учета положен метод двойной записи. Это относится в полной мере и к балансовым, и к внебалансовым счетам и означает, что каждая операция должна найти свое отражение по дебету одного счета и по кредиту другого (по счетам глав А, Г, Д), по приходу одного счета и по расходу другого (по счетам главы В).

Соблюдение всех перечисленных принципов составления банковского баланса позволяет обеспечить формирование качественной бухгалтерской отчетности, позволяющей пользователям этой информации в оперативном порядке выявить слабые участки в деятельности коммерческого банка и принять своевременные меры по нормализации ситуации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой