Исследование мотивационно-ценностных характеристик среди осужденных при обучении в вузе в условиях пенитенциарного учреждения
Всего в анкетировании участвовало 402 необучающихся осужденных, 397 осужденных мужчин получающих высшее образование и 25 осужденных женщин, обучающихся в вузе, 30 преподавателей и 47 сотрудников ИУ из Приволжского федерального округа (Самарской, Ульяновской, Пензенской области, Республики Мордовия, Димитровград, Башкортостан). Сравнительный анализ личностных характеристик анкетируемых осужденных… Читать ещё >
Исследование мотивационно-ценностных характеристик среди осужденных при обучении в вузе в условиях пенитенциарного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пенитенциарное образование в России уходит корнями в историю, максимальные темпы своего развития оно имело в советский период нашего государства [2].
Начиная со сталинской эпохи и до начала перестройки была создана вся структура пенитенциарной образовательной системы, включающей начальные и средние школы, ПТУ, а также систему переподготовки и дополнительного образования сотрудников исправительных заведений. Кроме того, в систему пенитенциарного образования входят высшие и средние профессиональные образовательные заведения, готовящие специалистов различных профессий для исправительных заведений России.
Однако сегодня в структуре пенитенциарного образования, или главного фактора перевоспитания исправления осужденных, отсутствует высшее образование.
В связи с данным фактом в Самарском филиале Современной гуманитарной академии был осуществлен проект по высшему образованию для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Самарской области.
При реализации проекта, начиная с 1999 года, проводился социологический мониторинг ценностно-нормативных характеристик личности осужденных, не обучающихся в вузе во время отбытия наказания в ИУ и получающих высшее образование в ГУФСИН Приволжского федерального округа, на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения СГА.
Кроме того, отдельный мониторинг устойчивости динамики ценностно-нормативных характеристик осужденных получающих высшее образование при отбытии наказания в ИУ ГУФСИНа Самарской области осуществлялся на I, II, и III курсах обучения в вузе. Для критериальной оценки устойчивости трендов нормативно-ценностных характеристик исследования использовался разработанный автором статьи энтропийный метод [1].
Всего в анкетировании участвовало 402 необучающихся осужденных, 397 осужденных мужчин получающих высшее образование и 25 осужденных женщин, обучающихся в вузе, 30 преподавателей и 47 сотрудников ИУ из Приволжского федерального округа (Самарской, Ульяновской, Пензенской области, Республики Мордовия, Димитровград, Башкортостан). Сравнительный анализ личностных характеристик анкетируемых осужденных, получающих высшее образование в пенитенциарной системе, и группы осужденных, которые не учатся (рис. 1 и 2), позволяет утверждать, что образование гарантирует позитивное, предметное будущее. В отличие от осужденных, не получающих высшего образования, подавляющее большинство осужденных мужчин студентов СГА, уверены в востребованности получаемой специальности и в перспективах профессионального роста.
Более того, почти 90% из них собираются продолжать образование после освобождения, что несомненно является гарантией социализации личности на свободе. Следовательно, образование позволяет управлять процессом социализации личности осужденного. Фактор социализации отчетливо прослеживается в ответах на вопрос о значимости уважения и занимаемого положении в коллективе.
Рис. 2. Результаты социологического мониторинга ценностно-нормативных характеристик осужденных в ИУ
Следует отметить, что среди осужденных мужчин-студентов почти в два раза больше тех, кто утвердительно ответил на вопрос о знании современного Уголовно-исполнительного кодекса, по сравнению с неучащимися. Тем не менее, в обеих анкетируемых группах прослеживается негативное отношение к современной системе права и законодательства.
В пользу процесса социализации личности осужденных, получающих высшее образование в ИУ, свидетельствуют их отрицательные ответы на вопрос о возможности совершения уголовного преступления в дальнейшем, в то время как осужденные, не обучающиеся в данный момент, предполагают возможность совершения преступления, а некоторые в этом убеждены, что говорит об отсутствии социально приемлемых моделей и установок поведения.
Общим позитивным моментом следует признать готовность осужденных заботиться о семье после освобождения, однако лишь в группе анкетируемых, не получающих образования, встречался вариант ответа «не буду», «не хочу». Среди наиболее значимых ценностей для себя и своей семьи абсолютное большинство осужденных-студентов выбирают позитивные и социально приемлемые ценности, при этом доминирующими вариантами выступают образование, перспективная работа и семья, что становится дополнительным подтверждением факта социализации, учитывая, что семья является определяющим институтом социализации.
Значительно большее число осужденных-студентов уверены в завтрашнем дне, перспективы они видят благодаря получаемой специальности и связанной с обучением социальной направленностью мышления и сознания, подтверждением чему может служить сравнительный анализ ответов, полученных на вопрос о том, с чем анкетируемые связывают эту уверенность. Только в группе осужденных, не получающих образование, встречались варианты ответов «не знаю» и «затрудняюсь ответить».
Таким образом, образование позволяет осужденным связать свое будущее с образованием и самообразованием, что является залогом социализации личности осужденного, причем образование позволяет управлять этим процессом.
Проведенное анкетирование преподавателей, работающих в ИУ показывает, что практически все респонденты отмечают улучшение эмоционального фона осужденных в процессе обучения в вузе, изменения настроения с нервозного и равнодушного на спокойное и уравновешенное.
При этом подавляющее большинство опрошенных отметили улучшение поведения осужденных в процессе обучения (51% «значительное», 49% «незначительное»), выбрав изменение с беспокойного и подозрительного на тактичное и скромное поведение.
На вопрос об изменении речи осужденных в процессе обучения 100% дали положительный ответ, указав, что, хотя словарный запас не богат, осужденные умеют выразить свои мысли, в их речи отсутствуют нецензурные выражения.
Значительное улучшение отношения осужденных к учебе отмечают 100% опрошенных. 50% анкетируемых считают отношение к учебе серьезным и вдумчивым, 50% заинтересованным. Кроме того, 50% преподавателей добавили характеристику «готовность помочь другим».
Подавляющее большинство опрошенных преподавателей считают, что осужденные в процессе обучения соблюдают их нормы и требования.
На вопрос об изменении отношения к жизни у осужденных, проходящих обучение, 100% анкетируемых отметили значительное улучшение, при этом наиболее значимым для них становится: 70% интересная работа, образование; 12% семья и карьера, 10% уверенность в завтрашнем дне, 8% быть богатым.
Изучение результатов анкетирования личного состава ИУ о жизни осужденных в ИУ показывает, что все респонденты (100%) также отмечают улучшение эмоционального фона и настроения осужденных в процессе обучения в вузе.
При этом 80% опрошенных отметили безусловное улучшение поведения осужденных в процессе обучения, 20% признают улучшение поведения, но считают его незначительным.
Подавляющее большинство сотрудников ИУ (80%) отметили изменение в общем поведении осужденных-учащихся с подозрительного и недоверчивого на тактичное и скромное в процессе обучения, 20% изменений не увидели.
На вопрос об изменении речи осужденных в процессе обучения 80% дали положительный ответ, указав расширение словарного запаса и исчезновение нецензурных выражений, а остальные (20%) существенных изменений не заметили.
Улучшение отношения осужденных к учебе отмечают 100% опрошенных (80% значительное, 20% незначительное), 60% анкетируемых считают отношение к учебе серьезным и вдумчивым, 20% заинтересованным и 20% равнодушным.
Все опрошенные сотрудники считают, что отношение к режиму у осужденных в процессе обучения меняется в лучшую сторону, они начинают соблюдать распорядок дня и не конфликтуют с администрацией (как отметили 80%), не имеют взысканий (мнение 20% опрошенных).
Улучшение отношения осужденных к труду и общественной жизни в процессе обучения признают все анкетируемые (100%), выбрав характеристику «ответственное и добросовестное» 80% и «серьезное, исполнительное» 20%).
Почти 100% членов личного состава считают, что в процессе обучения для осужденных становится значимым интересная работа; из них 40% добавляют образование и карьеру, 20% крепкую семью и 20% уверенность в завтрашнем дне.
Рис. 3. Энтропия ценностей студента-осужденного в ИУ
осужденный образование мотивационный пенитенциарный Как отмечено выше [3], для анализа динамики нормативно-ценностных характеристик личности осужденного в процессе обучения в СГА использовался морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) и разработанный автором энтропийный метод анализа устойчивости нормативно-ценностных характеристик личности.
Мониторинг студентов-осужденных СГА осуществлялся на I, II и III курсах обучения. Из рис. 3 видно, что ценность профессии устойчиво возрастает, так как аппроксимация тренда условной энтропии ценности профессии представляет собой выпуклую кривую (выпуклая кривая определяет устойчивость динамики соответствующего характера). К концу третьего курса ценность профессии несколько завышена (Ноптим = 0,62). Однако, судя по форме тренда условной энтропии ценности профессии, можно прогнозировать к окончанию обучения (5 курс) устойчивое достижение оптимального значения данного показателя. Ценность образования у осужденных практически достигает оптимальных значений на 3 курсе обучения (Н = 0,6) и наблюдается достижение оптимального значения ценности образования в конце обучения на 5 курсе (Н = 0,62).
Таким образом, прослеживается конвергенция значений ценности образования и профессии у осужденных, получающих высшее образование в ИУ. Данный факт можно трактовать как сознательную связь осужденного перспектив своей профессиональной деятельности после освобождения с образованием. Ценность материального благополучия у осужденных существенно ниже оптимальных значений и достигает своего минимума на 2 курсе обучения (Н = 0,3), что можно объяснить невозможность зарабатывать и тратить деньги в ИУ. Затем тренд условной энтропии ценности материального благополучия неустойчиво (кривая тренда вогнутая) постепенно растет и к окончанию обучения приближается к своим оптимальным значениям, что в частности подтверждается проведенным мониторингом ценностно-нормативной сферы приведенной выше.
Резюмируя результаты проведенного мониторинга мотивационно-ценностных характеристик осужденных ИУ, можно заключить, что высшее профессиональное образование на базе спутниковых информационных технологий является высокоэффективным фактором самоорганизации, исправления, социализации и социальной адаптации осужденных в обществе. Полученные результаты исследования требуют детального осмысления и изучения с привлечением специалистов и ученых психологов, педагогов, социологов, криминалистов, юристов.