Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности самоопределения в юношеском возрасте у индивидов с различным типом гендерной идентичности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составленный методический пакет для исследования и психодиагностики содержания самоопределения личности позволяет диагностировать различные компоненты структуры самоопределения, что поможет оптимизировав’Йзуче j, ние конкретных параметров самоопределения и гендерной идентичности, и может быть применен в специализированных организациях, занимающихся тендерным образованием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Тендерная идентичность в контексте социально-психологического развития личности. Социальный конструкционизм, как методологическое основание тендерных исследований
    • 1. 2. Самоопределение как показатель социально-психологического развития личности
    • 1. 3. Особенности самоопределения личности в юношеском возрасте
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Организация и методы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых
    • 2. 2. Выявление и характеристика типов тендерной идентичности испытуемых
    • 2. 3. Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы как конативного компонента самоопределения у студентов с различными типами тендерной идентичности
    • 2. 4. Особенности эмоционально-ценностного самоотношения, как аффективного и когнитивного компонентов самоопределения студентов

    2.5. Анализ структурно-содержательных особенностей самоопределения как интегрального показателя социально-психологического развития личности в юношеском возрасте у индивидов с различными типами тендерной идентичности.^.'.'.'.'ЛЛчГи.

Особенности самоопределения в юношеском возрасте у индивидов с различным типом гендерной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В современной психологической науке и практике все большее значение приобретает гуманитарная парадигма. Все большее внимание уделяется изучению сущностных характеристик человека и специфики его функционирования в качестве члена общества. В этой связи совершенно закономерной представляется тенденция к интеграции отраслей психологического знания, в частности социальной психологии и психологии развития. Как показано в целом ряде работ Г. М. Андреевой, А. А. Деркача, М. Ю. Кондратьева и других ведущих специалистов, на современном этапе развития психологической науки уже происходит формирование новой интегративной дисциплины — социальной психологии развития.'В «центре исследований, построенных в логике данной парадигмы, находится человек как носитель социального опыта и в то же время обладающий неповторимостью. Предметом все чаще выступают глубинные смысловые аспекты индивидуального сознания человека, его активность в освоении и преобразовании социально-психологической реальности и собственной жизни в условиях конйр&тного социума. чмре.

Одним из важнейших аспектов процесса вхождения человека в< -социальную среду является его способность к самоопределению и самореализации в различных жизненных сферах и обстоятельствах. В силу того, что самоопределение как социально-психологический феномен и как научное понятие является многоаспектным, в науке наблюдаются различные подходы к его определению и изучению. Так, самоопределение понимается учеными как свободное избрание человеком своей судьбы (С.Л.Рубинштейн) — осознание личностью''своей л. ' позиции (К.А. Абульханова-Славская) — формирование у индивида'^йсдзнания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности (Л.И. Божович) — содержательное конструирование человеком своего' «жизненного поля» (М.Р. Гинзбург) — относительно самостоятельный этап соцйали’зации (Г.П. Ников, В.Ф. Сафин) — серия задач, которые общество ставит перед-личностью и которые ей необходимо решить (Е.А. Климов). Механизм возникновения феномена самоопределения детально рассматривается в работах В. В. Столинавозрастные особенности личностного самоопределениятрудах Л. И. Божович, Л. И. Шумской, И. Г. Шендрикпроблема самоопределения в контексте профессиональной деятельности — в работах А. А. Бодалева, т.

А.А. Деркача, Е. А. Климова, Л. Б. Шнейдерсамоопределение личности в группе — в исследованиях А. В. Петровского, В. А. Петровского.

Вместе с тем в современной психологической науке пока не сложился целостный подход к пониманию самоопределения как интегративной личностной структуры. Несмотря на многообразие подходов к изучению данного феномена (событийно-смысловой, деятельностный, профориентационный и т. д.), многие аспекты проблемы самоопределения (такие, в частности, как проработкапонятийного аппарата, выявление динамики формирования и соотношейиЗГ-р&лич-ных структурных компонентов самоопределения в контексте социалй-зации личности) нуждаются в дальнейших исследованиях.

В этой связи особо следует отметить проблему взаимосвязи самоопределения и тендерной идентичности личности. В контексте рассматриваемой проблематики она представляется первостепенно значимой хотя бы уже потому, что, как показано в ряде работ, в частности, B.C. Агеева, В. Е. Кагана, И. С. Кона, И. С. Клециной, С. Бем и др., сформированные на определенном этапе развития личности тендерные особенности оказывают существенное^Ш^ияние на ее дальнейшее социально-психологическое развитие, во многом сшрвДеляя жизненную позицию, эмоциональную направленность, свободный в’ыбор'/йнди-видуального жизненного пути, содержание и структуру мотивационно-потребностной сферы, а в конечном счете, уровень самосознания и Самоопределения. При этом большинство исследователей сходятся в том, что* ключевым, в известной степени критическим возрастным этапом социально-психологического развития индивида в плане формирования как тендерной идентичности, так и личностного самоопределения является юношеский возраст. В то же время в настоящее время мало исследований, направлёмнйх на углубленное изучение особенностей формирования и структуры само6'гтр?деле — ь ния у молодых людей с различными типами тендерной идентичности, а также типичных проявлений этих особенностей в широком социально-психологическом контексте.

Между тем такого рода исследования потенциально позволяют существенно продвинуться на пути решения целого ряда научно-исследовательских й прикладных задач, связанных, в частности, во-первых, с выявлением'^М'ёйаниз-мов преобразования внешних тендерных норм, образцов и ролей в индивидуализированный опыт, функциональности различных типов тендерной идентичности в контексте самоопределения и социализации личности в юношеском возрастево-вторых, реальным переходом к личностно-ориентированнои'образовательной модели в системе среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, актуальность проблематики исследования обусловлена, во-первых, объективной потребностью в углубленном исследовании^широкого круга прикладных задач процесса формирования и взаимосвязи^лШзд&рной идентичности и самоопределения личности в юношеском возрасте, во-вторых, объективными тенденциями развития современной психологической науки и, в-третьих, недостаточной теоретической разработанностью и эмпирической изученностью ряда проблем, связанных не только с самоопределением, но: и социально-психологическим развитием личности в юношеском возрасте в целом.

Цель исследования: изучить тендерные аспекты самоопределения как одного из ключевых факторов социально-психологического развитияличности в юношеском возрасте. -г.

Объект исследования: социально-психологическое развитие" лй^Шсти в юношеском возрасте. ¦

Предмет исследования: взаимосвязь типов тендерной идентичности и структурных компонентов самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: для современных молодых людей, кавКюношей, так и девушек, характерны. три варианта самоопределения: созидательный, потребительский и ригидный, каждый их которых носит своеобычный характер и м! напрямую связан с определенными типами тендерной идентичности.'/ t.

Частные гипотезы:

1. Среди современных молодых людей, как юношей, так и девушек!, преобладает традиционный тип тендерной идентичности. В то же время достаточно отчетливо представлен изомерный тип тендерной идентичности. Недифференцированный и андрогинный типы тендерной идентичности выражены слабо.

2. Как у юношей, так и девушек с различным типом тендерной идентичности мотивационно-потребностная сфера имеет ряд характерных особенностей. В частности, у студентов с традиционным и недифференцированным типами тендерной идентичности мотивационно-потребностная сфераносит*5преимущественно потребительский характер. Для студентов с изомерным типом тендерной идентичности отсутствует сколько-нибудь выраженный вектор мо-тивационно-потребностной направленности. У студентов с андрогинный типом тендерной идентичности в мотивационно-потребностной сфере преобладают созидательные тенденции в мотивах над тенденциями к потребительству.

3. С точки зрения степени осознанности профессионального и личностного самоопределения, для студентов обоих полов с андрогинным типом тендерной идентичности характерно наличие отчетливо выраженного видеМйь! который включает целый ряд значимых переменных, образующих достато^ШГцело-стную структуру, ориентированную на перспективу, прежде всего-,! в ''плане профессионального развития. У студентов с изомерным и недифференцированным типом тендерной идентичности такого рода видение перспектив* профессионального и личностного развития практически отсутствует. Студенты с традиционным типом тендерной идентичности занимают в данном положении промежуточную позицию.

4. В юношеском возрасте наиболее распространенными являются три варианта самоопределения: созидательный, потребительский и ригйдщЗгй.' При этом созидательный вариант самоопределения характерен, прежде" -'ёсе^Й,' для испытуемых обоих полов с андрогинным, а также традиционнымтипашТ тендерной идентичности, в то время как ригидный — с изомерным и недифферен I «цированным типами тендерной идентичности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-теоретические подходы к изучению самоопределения и тендерной идентичности личности в юношеском возрасте.

2. Выявить индивидуальные особенности формирования геЙ" $фной идентичности у испытуемых обоих полов и «удельный вес» каждого из’типов тендерной идентичности личности в юношеском возрасте.

3. Осуществить сравнительный анализ особенностей структуры и содержания мотивационно-потребностой сферы у юношей и девушек с различными типами тендерной идентичности.

4. Осуществить сравнительный анализ особенностей эмоционально-ценностного самоотношения у юношей и девушек с различными типами тендерной идентичности. ° «:

5. Выявить взаимосвязь между параметрами конативного, аффективного и когнитивного компонентов и в конечном счете вариантом’самоопределения в целом и типом тендерной идентичности испытуемых.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: психосоциальная концепция идентичности Э. Эриксонатеория социальной идентичности X. Тэджфелатеория социальной самокатегоризации Дж. Тэрнераконцепция социального конструкционизма в социологии и психологии, разработанная П. Бергером, Т. Лукманом, К. Гергеномконцептуальная схема структуры самоопределения личности В. В. Столинаконцептуальная схемахтрукту-ры тендерной идентичности В. Е. Кагана. '. -^ЧШ'.

Методы исследования. Для решения задач исследования применялись ч следующие методы: сравнительный и системный анализ, контент-анализ, включенное и внешнее наблюдение, семантический дифференциал в'-модификации В. Е. Кагана, методика изучения мотивационной сферы -! личности В. Э. Мильмана, методика управляемой проекции В. В. Столина. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 16.0.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.' • «.

1. На основании анализа литературы по проблематике исследования' обоснована правомерность рассмотрения самоопределения личности в качестве репрезентативного показателя социально-психологического развития в юношеском возрасте. Показано, что когнитивная (самопознание), аффективная (самоотношение) и конативная (самореализация) составляющие являются взаимосвязанными компонентами единого процесса самоопределения, определяющими в совокупности характерные особенности данного процесса и его конечного результата.

-¦и. i * ' 14″ .

2. Выявлено, что наличествует общая тенденция в формировании гёндер-ной идентичности у современных юношей и девушек. У испытуемых обоих полов преобладает традиционный тип тендерной идентичности. В то жеf время достаточно отчетливо представлен изомерный тип тендерной идентичности. Недифференцированный и андрогинный типы тендерной идентичности выражены слабо.

3. Установлено, что у испытуемых обоих полов имеет место отчетливая взаимосвязь между типом мотивационного профиля и типом тендерной'•идентичности. '.-.—'Н1 ч i l>

4. Показано, что структура эмоционально-ценностного самоотШпМшя у.

Г ''••" ••}' испытуемых обоих полов с различным типом тендерной идентичности4 различается как в аффективном, так и в когнитивном аспектах. При этом наиболее продуктивным, прежде всего в плане профессионального самоопределения, является андрогинный тип тендерной идентичности. — -" ''.

5. Установлено, что содержание конативного (расположение мотивов по оси «созидание — потребление»), аффективного (расположение эмоционального компонента самоотношения по оси «позитивность — негативность») и когнитивного (расположение ценностного компонента самоотношения по оси «пёрспективность — ситуативность») компонентов самоопределения напрямуй?<�сёШйно с.

• v.')/" типом тендерной идентичности у испытуемых обоих полов. Различноё-" -со'чета-ние и смысловое наполнение данных компонентов определяют варианты' самоопределения личности в юношеском возрасте (созидательный, потребительский, ригидный).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что как полученные результаты, так и апробированный методический пакет • мокут использоваться: • ¦' -'f^HV.-j/r-'.

— при разработке и реализации программ профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов-практиков, педагогов, социальных. работниковв целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высших и средних учебных заведенийв консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике как индивидуальной, так и групповой направленности;

— в дальнейших исследованиях в области социальной психол’огйн^'цсихо-логии развития, а также возрастной и педагогической психологии. ?'.>•" .

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты «Исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и этнической психологии Национального института образования при МО РБ, на’заседаниях кафедры прикладной психологии факультета психологии БГПУ им. М. Танка, на 13-ом и 18-ом Методологических семинарах молодых ученых (БГПУ им. М. Танка). Материалы диссертационного исследования докладывались на 26-ти научных конференциях различного уровня по проблемам социальной психологии, психологии развития, психологии семьи, тендерной психойбйш.

Основные положения диссертационного исследования нашли Ътрайсение в содержании авторских курсов «Актуальные проблемы тендерной' пЬЙхоло-гии» и «Тендерная психология», читаемых студентам 4−5 курсов факультетов естествознания и психологии БГПУ им. М. Танка, в работе проблемной студенческой группы «Тендерные исследования в психологии» на факультете психологии БГПУ им. М. Танка, в ряде авторских публикаций общим объемом свыше 15 печатных листов.

Материалы диссертационного исследования использовались в' процессе подготовки справочно-энциклопедического издания «Современная* сексология» (Минск, изд-во Беларуская Энцыклапедыя тя Петруся Броую, 2008). пт{)а>к.

Диссертация прошла апробацию на расширенном заседании кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью теоретико-методологической базы цели и задачам исследования, качественным анализом литературы по рассматриваемой проблематике, надежностью методического обеспечения, достаточным объемом выборки гир, ПБггуе-мых, использованием методов статистической обработки данных, — апробацией промежуточных и конечных результатов исследования. г-:.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью теоретико-методологической базы цели и задачам исследования, качественным анализом литературы по рассматриваемой проблематике, надежностью методического обеспечения, достаточным объемом выборки испытуемых, использованием методов статистической обработки данных, апробацией промежуточных и конечных результатов исследования. •.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Самоопределение личности как достаточно устойчивый]РР^Шово-стилевой способ реагирования индивида на разнообразные жизненные обстоятельства является одним из наиболее репрезентативных показателей социально-психологического развития. При этом в структурно-содержательном плйне самоопределение правомерно рассматривать как целокупность трех базовых составляющих: когнитивной, конативной и аффективной, которыми в конечном счете и определяются индивидуальные особенности самоопределения.

2. В условиях современного общества имеет место общая тенденция в формировании тендерной идентичности у юношей и девушек, а именншу испытуемых обоих полов преобладает традиционный тип гендерной’идентичностив то же время достаточно отчетливо представлен изомерный типгсндЪ’рной идентичностинедифференцированный и андрогинный типы гендерной идентичности выражены слабо.

3. Для юношеского возраста характерны три основных вида самоопределения: созидательный, потребительский, ригидный. Наиболее распространен ным является потребительский вариант. Реже всего встречается созидательный вариант самоопределения. Ригидный вариант самоопределения занимаёт^ точки зрения представленности в молодежной среде, промежуточное положение.

4. У испытуемых обоих полов имеет место прямая взаимосвязь типа тендерной идентичности, как с каждым из базовых компонентов, так и со структурой самоопределения в целом. При этом созидательный вариант самоопределения в наибольшей степени характерен для испытуемых с андрогинным типом тендерной идентичности, потребительский вариант — для испытуемых с тради-ционнм типом тендерной идентичности, в то время, как ригидный вариант самоопределения имеет место исключительно у испытуемых с изомерным" ^ дифференцированным типами тендерной идентичности. ' с.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 261 наименование источников на русском и английском языках, приложений. Полный объем работы составляет 173 страницы машинописного текста, включая 9 рисунков, 25 таблиц и 9 приложений на 13 страницах.

Результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики. Результаты также могут быть полезны для совершенствования социальных отношений в высшей школеповышения эффективной адаптации субъектов к требованиям новой социально-экономической средысовершенствования процесса социально-психологической подготовки специалистов к работе в условиях транбсрорми-рующегося и открытого обществаорганизации многокультурного образования.

На их основании можно разработать конкретные рекомендации по формированию системы ценностных ориентаций, оптимизации взаимоотношений, развития мотивационно-потребностной сферы студентов в учебно-воспитательном процессе.

Составленный методический пакет для исследования и психодиагностики содержания самоопределения личности позволяет диагностировать различные компоненты структуры самоопределения, что поможет оптимизировав’Йзуче j, ние конкретных параметров самоопределения и гендерной идентичности, и может быть применен в специализированных организациях, занимающихся тендерным образованием, социально-психологической поддержкой личности (кризисные центры, профильные и инновационные образовательные учреждения — школы и вузы, центры психологического консультирования).' Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентировочной основы деятельности по оказанию юношам и девушкам психологической помощи и поддержки в вопросах личностного и профессионального самоопределения на этапах оптации и овладения профессией, а также в целях совершене^вс^ания процедурных аспектов психологического мониторинга личности студентов. Теоретические и прикладные результаты могут использоваться в учебных курсах «Социальная психология», «Гендерная психология», «Психология развития», «Психология труда», «Психологическое консультирование», а также в системе повышения квалификации психологов.

Разработанная модель самоопределения личности юношей и девушек создает основы для более точной и обоснованной психологической работы с личностью, находящейся в кризисе «реализации гендерной идентичности» (JI.H. Ожигова). Целью такой работы становиться не типологизация личности, а психологическая поддержка целостности, адаптированности и самореализации личности в постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Полученные теоретические и эмпирические результаты должны послужить развитию гендерной психологии и определить перспективы развития нового направления отечественных исследований в области психологии — гендерной психологии., дев" .

• рашг.

• * «f.

IV.UO'.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение особенностей самоопределения в юношеском возрасте у индивидов с различным типом тендерной идентичности позволило сделать следующие выводы:

1. Самоопределение личности представляет собой сложное, динамическое образование, имеющее трехкомпонентную структуру. В структуру само," yfr^HV't определения входят когнитивный (самопознание), аффективный (самоотношение, самопринятие) и конативный (самореализация) компоненты. Эти составляющие являются компонентами единого процесса самоопределения, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Когнитивный компонент самоопределения раскрывает «внутренний» план самоопределения, процесс мысленного поиска человеком себя и своей позиции в различных ситуациях, порождаемых обстоятельствами жизни или конструируемых самим субъектом. Самоопределение невозможно без самопознания. Аффективный компонент самоопределения предполагает эмоциональное отношение к себе. Этот компонент выво*дйт анализ самоопределения в плоскость самопринятия. Конативный компднёНМ^сшо-определения предполагает включение мотивационной сферы самоопределения личности. Этот компонент презентирован как визуально наблюдаемые действия, подвергающиеся регистрации. Этот уровень наиболее открыт для изучения, выводит анализ самоопределения в плоскость проблемы самореализации.

2. Тендерная идентичности играет важную роль в самоопределении, т.к. тендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности, поскольку определяет ее поведение и характер взаимодействия в обществе. Главный фокус пригодности тендерной идентичности как системы социальных конструктов находится в зоне сохранения определенности, приспос'&рйейия к изменяющимся условиям социальной среды, определения своего мёста—'в социуме, построения модели поведения и прогнозирования. В таком ракурсе тендерная идентичность выступает как первичное и необходимое условие в целом для развития личности, и самоопределения личности, вчастности. Различные связи между компонентами самоопределения и гендерной идентичности^ бу {,< * tij* ' j дут обусловливать его особенности.

3. Среди юношей и девушек преобладает традиционный тип гендерной идентичности (маскулинные юноши и фемининные девушки). В то же время достаточно отчетливо представлен изомерный тип гендерной идентичности (фемининные юноши и маскулинные девушки). Недифференцированный и ан-дрогинный типы гендерной идентичности выражены слабо. Наиболее функционален, с точки зрения гендерной психологии, андрогинный тип гендерной идентичности, т.к. позволяет пользоваться «женским» или «мужским» способом поведения в зависимости от параметров ситуации. Такая возможнбс^в гибкого реагирования образует значительный личностный потенциал дляь$ффек-тивного решения проблем, психологической адаптации и общей удовлетворенности жизнью. <.

4. У большинства юношей и девушек с традиционным и недифференцированным типом гендерной идентичности доминирует потребительская моти-вационная направленность, что проявляется в соответствующих характеристиках, вытекающих из оснований потребительской системы ценностей. У студентов с изомерной гендерной идентичностью наличествует недостаточная диффе-ренцированность мотивационной иерархии личности, что является результатом конфликтности мотивационных тенденций. У большинства студентбШ’с.^кдро-гинной гендерной идентичностью в мотивационно-потребностной сферФ" преобладают созидательные тенденции над тенденциями к потребительству, Что свидетельствует о развитой социально направленной позиции. 'г~.

5. Юноши и девушки с традиционным и андрогинным типом гендерной идентичности имеют средний и высокий уровень ценностного компонента самоотношенияюноши и девушки с изомерным и недифференцированным типом гендерной идентичности — низкий и средний уровень. Высокий уровень характеризуется преобладанием в профессиональном и личностном самШйреде-лении перспективных стремлений. Средний уровень — наличием в р’авн8ШЙтепени перспективных и ситуативных стремленийнизкий уровень — преобладанием «ситуативных стремлений.

6. Позитивное самоотношение свойственно юношам и девушкам с традиционным и андрогинным типом тендерной идентичности. Для юношей и девушек с изомерным типом тендерной идентичности, напротив, характерно негативное самоотношение. Представители недифференцированнного. fifth тендерной идентичности склонны к негативному либо амбивалентному с&мботно-шению.

7. Для современных молодых людей, вне зависимости от половой принадлежности, характерны три варианта самоопределения: созидательный, потребительский и ригидный. При этом каждый из них достаточно отчетливо связан с определенными типами тендерной идентичности. Наиболее типичным вариантом самоопределения для юношеского возраста является потребительский вариант, характеризующийся средним1 уровнем ценностного компонента самоотношения, наличием си^этивноперспективных стремленийпреобладанием потребительской тенденцШ^Моти * «пг вов (содержательный компонент мотивации отличается регрессивной направленностью) — позитивным либо амбивалентным отношением к себе, тенденциями к закрытости и ригидностикак четким разграничением, так и нечеткостью маскулинных и фемининных черт.

Реже встречается созидательный вариант. характеризующийся высоким уровнем ценностного компонента самоотношения, стремлением юношей и девушек иметь интересную, содержательную работу или профессию, получить моральное удовлетворение от своей будущей профессии, осознашгост<�ь%:выбо-pa своей профессии, в соответствии со своими собственными желаниями," знаниями объективной необходимости, видение своего профессионального й личностного будущее в перспективе. Этот вариант также характеризуется проявлением перспективно-творческих стремленийпреобладанием творческих-созидательных тенденций в мотивах над тенденциями к потребительствупозитивным эмоциональным отношением к будущему и к планированию собственной жизнинепротиворечивым совмещением маскулинных и фемининных черт (андрогинный и традиционный тип тендерной идентичности).

Третий вариант самоопределения — ригидный вариант характеризуется стремлением юношей и девушек к ограничению своей активности, к прагматичности, поиску конкретной выгоды от профессиональной деятельности, игнорированием образования как фактора, способствующего развитию себя. Сделали выбор профессии по принципу «лишь бы что-нибудь», и свое профессиональное и личностное будущее видят ситуативно. Не заинтересованы в широком круге социальных контактов в сфере общественной жизнинацелены на получение практической выгоды от результата своей общественной деятельног" * > сти, причем стараются достичь этого результата любыми путями (низкий-уровень ценностного компонента самоотношения). Этот вариант также характеризуется преимущественно ситуативными стремленияминедостаточной диффе-ренцированностью мотивационной иерархии личности (содержательный компонент мотивации отличается уплощенной направленностью) — противоречивым и амбивалентным самоотношениемригидной типизацией тендерных ролей (недифференцированный и изомерный тип тендерной идентичности).

В заключение необходимо отметить, что проведенное исследование не исчерпывает круга психологических проблем, связанных с гендернойФдёнтич-ностью и самоопределением, как показателя социально-психологической раз= вития личности юношеского возраста. Исследование позволяет наметить’дальнейшие перспективы и исследования научных проблем. Более глубоко следует проанализировать основы социально-психологического сопровождения личности, находящейся в кризисе реализации тендерной идентичности, условия его формирования, пути его разрешения, устраненияизучить методические основы, а '" эффективности психологической поддержки личности, что может обеспечить снижение поляризации внутри личности, в сфере тендерных отношений^обра ' ."•,¦*" • зовании, профессиональной деятельности, семье. Представленные' 'дШяШ могут быть полезны для дальнейшей интеграции педагогического (предое^авлё1 ние информации) и психологического (выработка личностных смыслов и смысловых установок) аспектов формирования самоопределения, а также представ1 ляют перспективы для работы службы психологического обеспечения в вузе.

Данные о значении гендерной идентичности в самоопределении, как показателя социально-психологического развития личности, позволяю^'Совершенствовать социально-психологическую теорию и практику. Это для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов работе в новых социально-экономических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 152−157.
  4. B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие- сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М: АспектПресс, 2003. С. 349−355. :
  5. А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 3−9.
  6. Ю.Е., ВоловичА.С. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74−82.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  8. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−143. • ¦
  9. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психологияличности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный’п^ь: сб.itст.- под ред. Б. Ф. Ломова, К.А. Абульханова-Славской. М.: Наука, 1990. -С. 7−17.
  10. Ю.АронсонЭ. Общественное животное. Введение в социальную психологию- под ред. B.C. Магуна. М.: АспектПресс, 1998. — 426 с.
  11. Асеев В: Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследованиям— М.: МГУ, 1984.- 104 с. ¦ исихол
  13. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятий'"социальная идентичность" // Социальная психология: хрестоматия- сост. Е.П.
  14. , О.А. Тихомандрицкая. М: АспектПресс, 2003. — С. 356−363.
  15. БелинскаяЕ.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М.: АспектПресс, 2001. 289 с.
  16. БемС. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. — 336 с. f
  17. БергерП., ЛукманТ. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  18. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с.
  19. Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1994.- 16 с.с.
  20. БессоноваТ.Л., Дьяченко И. С. Психологические особенности поло^рбйёвого1. Vt. самосознания и самопринятия личности // Материалы науч. сессии’по итогам науч.-исследовательской работы Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова за 1991 г.-М., 1992.-С. 6−8.
  21. С.С. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности в юношеском возрасте // Адукацыя i выхаванне. -1998.-№ 10.-С. 22−23.21 .Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. — 60 с.
  22. А.А. О перспективах использования идей А. Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии // Мир психологии. 1998. — № 2^уШ217−221. ' !чно
  23. Бодал ев А. А., КуницынаВ.Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах ^"стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество: сб. ст. Ленинград. гос. ун-та- под ред. А. А. Бодалева. Л., 1971. — Вып. 9. — С. 151−160.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с. ге1. Ч Ни
  26. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола // Семья и формирование личности: сб. ст.- под ред. А Я. Варга. М.: НИИОП, 1981.-С. 21−26.
  27. ВаргаА.Я. Структура и типы родительского отношения: дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.01.-М., 1986.-206 с.
  28. А.В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии.-2001.-№ З-С.91−100.
  29. В.К. Психологические механизмы развития мотивации Г авторсф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 1990. -36 с. «
  30. А.С. Особенности процесса социализации выпускников» средней школы: дис.канд. психол. наук: 19.00.05. -М., 1990. 168 с.
  31. О.А., Клименкова Т. А. Тендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) — отв. ред. З. А. Хоткина. М.: Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН, 1992.-С. 16. '
  32. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы псйхоло- гии. 199.8. — № 4. — С. 65−70. -игдао! К'
  33. ГергенК.Дж. Движение социального конструкционизма в современной' психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-: хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. — С. 60−71.
  34. К.Дж. Социальная психология как история // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. — С. 23−49.
  35. Д.Д. Становление мужественности: Культурные концепты 'маскулинности. М.: РОССПЭН, 2005. — 264 с. ^
  36. ГинзбургМ.Р. Сформированность личностной идентичности как’поЙар^тель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском: ёоз^астах// Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 21−26. ' :
  37. ГоловахаЕ.И: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев: Навукова думка, 1988. 142 с.
  38. ГулякинаВ.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05- Орловский гос. ун-т. Курск, 2000. — 22 с. <�о><*-А
  39. Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: автореф. дисс. канд. психол., наук: 19.00.04- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1998. — 16 с.
  40. А.И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире: учеб. пособие- под ред. Г. М. Андреевой. М.: АспектПресс, 2002. — С. 76−95.
  41. И.В., КругловБ.С. Психологические аспекты формирования ценt < Jностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации Си ин1. НЗКЧГК’тересы школьников: сб. ст.- под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1983. -С. 17−23.
  42. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и’прак-тики. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  43. ДунчевВ. Психометрический подход в изучении творческой индивидуальности (по материалам зарубежных исследований) // Психологические проблемы индивида- под ред. Б. Ф. Ломова. М.: О-во психологов- Л.: ЛГУ, 1984.-Вып. 2.-С. 9−13. • •1.xL
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический слойа’рь. -Минск: Народная асвета, 1996. 399 с. 1. Г.'*
  45. Жизненное самоопределение учащихся Республики Беларусь. Опыт социологического исследования / А. И. Левко и др.- под общ. ред. А.И. ЛевкО.— Минск: НИО, 1995. 136 с.
  46. Жизненные пути одного поколения / М. Х. Титма и др.- ' под ред. М. Х. Титма. М.: Наука, 1992. — 186 с.
  47. С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол-детей и подростков в норме и патологии: сб. ст.- под ред. Д. Н. Исаева. Л.: ЛПМИ, 1986.-С. 26−29.
  48. Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Изд-во «Университетское», 1988. — 159 с.
  49. ИжвановаЕ.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13- Моск. гос.'уй-т им. М. В1. Ломоносова. М., 2004. — 28 с. г
  50. ИльинВ.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13- Московский городской психолого-педагогический ун-т. М., 2009. — 58 с.
  51. В.А. Тенденции психосоциального развития в российском обществе. Уфа: Вагант, 2007. — 312 с.
  52. В.А. Эпигенетическая карта жизненного цикла как интепретациЪнный ключ к типичным поведенческим паттернам индивида в социальном*- сообществе // Социально-психологические проблемы образования. Вопр&сй теории и практики. Вып. 5 М.: МГППУ, 2007.
  53. Исаев Д.Н., Каган-В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. -Л.: Медицина, 1979. 184 с.
  54. Д.Н., КаганВ.Е. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986. -336 с.
  55. В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии:141• I. -Х':'' ¦дис.д-ра мед. наук: 19.00.04, 14.00.13. Л., 1991.-413 с.
  56. В.Е. Стереотипы маскулинности фемининности и «образ — Я» у подростков // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 53−62.
  57. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  58. КлецинаИ.С. Тендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: РГПУ, 1998. -77 с.
  59. КлецинаИ.С. Психология тендерных отношений. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004. -408 с.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -t Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с. ' «'
  61. КоваленкоМ.В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротиЧности личности в юношеском возрасте: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07- Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2002. — 25 с.
  62. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителя (мотивационный аспект): автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1993. — 20 с.
  63. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 165−170. --.&bdquo-Р:> i >
  64. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 319 с.%
  65. Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Тендерный каЙейдо tскоп: учеб. пособие- отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1996.-С. 81−106.
  66. КонИ.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования- под ред. И. А. Жеребкиной. -Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. Ч. 1. — С. 562−606.
  67. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 367 с. →«- •
  68. КонИ.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //'Соотvношение биологического и социального в человеке- под ред. В. М. Банщикова, Б. Ф. Ломова. М.: Б.и., 1975. — С. 763−776. :
  69. КонИ.С. Психология половых различий // Вопросы психологии.'- 1981.4 J t2. С. 47−57.
  70. КонИ.С. Юность как социальная проблема // Социология молодежи: курс лекций- под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 188−242.г ' *
  71. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-Арактика. Справочно-энциклопедическое издание. М.: ПЕР-СЭ, 2007. — 464 с. 'г
  72. КоннеллР. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы- под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Д. Буланин, 2000. — С. 258−266.
  73. Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте: дис.канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 1988.- 153 с.
  74. Т.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2.-С. 51−59.
  75. КуницынаВ.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации // Человек и общество: сб. ст. Ленинград, гос. ун-та- под ред. А. А. Бодалева. -Л., 1990.-Вып. 9.-С. 184−193.
  76. КухарчукA.M., ЦенциперА.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  77. В.Л. Проблемы руководства жизненным самоопределением старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05- Моек: гоё1<�Ун-т им.
  78. М.В. Ломоносова. М., 1974. — 21 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,-'' 1975. -304 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
  81. Д.А., ПилипкоН.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995'. — № 1. С. 97−110.
  82. Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. -№ 1. — С. 57−66.
  83. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерми• унации личности // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 1 .-ЧЙ Ш-25.•ti
  84. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
  85. ЛибинА.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000. — 549 с.'
  86. Е.В. Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте в ситуации нестабильности общества: автореф. дис.. канд. психол. наук- Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2005.-25 с.
  87. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося поведения•г.»: l-Ь '<•-<•'гребенка: дис.канд. психол. наук: 19.00.04. Л., 1988. — 242 с. «-''оу ./'
  88. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 684 с.
  89. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. — 352 с.
  90. Macjioy Психология бытия. М.: Рефл-бук Киев Ваклер, 1997. — 300 с.
  91. О.Ю. Взаимодействие семьи и социально-психологическогокомплекса в процессе ценностного самоопределения подростков: дис. .л.канд. пед. наук: 13.00.05. М.5 1992. — 150 с.
  92. Д. Психология и культура. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,'2002. -230 с.
  93. B.C. Психология индивидуальности. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  94. М.А., Сидоренко С. Ф. Особенности профессиональной социализации и жизненной ценности студенческой молодежи // Адукацыя i выхаванне. 1998. — № 8. — С. 18−24.
  95. .Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 20−31.
  96. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с. °0
  97. МильманВ.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. -М.: МГУ, 1990.-С. 23−43.
  98. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С. 5−14.
  99. МильманВ.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 1. — С. 27−40. — л
  100. МильманВ.Э. Психодиагностика мотивационной направленности^личноп~<�с.сти // Мотивация и регуляция деятельности и поведения личности: сб. ст. Моск. гос. ун-та- под ред. А. Г. Асмолова. М., 1988. — С. 88−92.
  101. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  102. МудрикА.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  103. МуксимовР.И. Социальная ситуация жизни и ее самовосприятие '// Вопросы функционирования семьи. Проблемы семьи: сб. ст. Тарт. гос.^ун-т. -Тарту, 1988. С. 74−77. 1 оти^и
  104. B.C. Возрастная психология: учебник. М.: Академия, 1997.431 с.
  105. А.В. Взаимосвязь полоролевых образов // Семья в представлении современного человека: сб. ст.- под ред. Г. А. Заикиной. — М.: ИС, 1990. С. 115−142.
  106. НаследовА.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004'.392 с,
  107. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лйбидь, 1990.- 191 с.
  108. Общая психология. Фундаментальный курс / И. А. Петухова. М.: Акад. изд-во «МЭГУ», 1992. — 164 с.
  109. Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01- Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2006. — 46 с.
  110. Л.Н. Психология тендерной идентичности личности. —-Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. — 290 с. •••: -f и 391
  111. Е.В. Формирование и изменение социальных стереотипов ^ процессе социального познания: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05- Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1992. — 17 с.
  112. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991.-110 с.
  113. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: МГУ, 1983.- 176 с.
  114. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 133−143. ^
  115. Г. П. Жизненные планы как фактор профессионального&само-определения молодежи: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07- Моск. гос: ун-т им. М: В. Ломоносова. М., 1984. — 19 с.
  116. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: Инфра-М, 1998. 525 с.
  117. Ю.П., Харитонов М. В. Этнические стереотипы // Введение вэтническую психологию- под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1995. — С. 91−100.
  118. ПовзунВ.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01- Сургутский гос. ун-т ХМАО. СПб., 2005. — 46 с.
  119. Практическая психология образования- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Творч. центр «Сфера», 1997. — 527 с.
  120. Прикладная социальная психология- под ред. А. Н. Сухова, А. А. Держача.- М.: Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 668 с. 5 }.-
  121. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию- под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. -С. 146−158.
  122. ПрусоваЭ.В. Проблемы взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворением профессиональным выбором в юношеском возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01- Кубанский гос. ун-т. Краснодар'? 2006. -24 с.. 1-Ж>-,.-1
  123. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение^— М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: БОЛО «МОДЭК», 1996.-256 с.
  124. Н.С., Пряжников Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: ВЛАДОС, 2001. — 480 с.
  125. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: учеб. пособие- под ред. Д. И. Исаева, В. Е. Кагана. СПб.: ПМИ, 1991. — 80 с.
  126. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии.- 1987. № 2. — С. 15865:
  127. И.В. Особенности половой идентичности у подростков '//©-опросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 39−47. ! .
  128. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009.-720 с.
  129. Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопросы психологии. 1981. — № 5.iv-Hh1. С. 96−105. ,
  130. Э.А. Лонгитюдное социологическое исследование. Проблемы: мето-дики изучения жизненного самоопределения молодежи // АН Эстонии, Ин-т философии, социологии и права. Таллинн: Олион, 1990.-144 с.
  131. СаарЭ.А. Образовательный путь как основа жизненного самоопределения // Выпускник в школе и семье: сб. ст. Ин-т философии, социологии и права: под ред. А. А. Матуленис. Вильнюс, 1986. — С. 27−88.
  132. СафинВ.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: ГПИ, 1986. — 142 с.
  133. Сидоренко Е. В: Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002. 350 с.
  134. СлепковаВ.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных отношений старшеклассников: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Минск: 1−990. -205 с. '
  135. Словарь практического психолога- сост. С. Ю. Головин. Минск: ООО «Харвест», 1998. — 800 с.
  136. Н. Социология. Ростов н/Д: Феникс, 1994. — 688 с.
  137. СмитН. Современные системы психологии- под. ред. А. А. Алексеева. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.1
  138. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возi! fV-, iрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
  139. СобкинВ.С., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. -1986. № 1. -С. 38−47.
  140. Т.С. Кто они мужественные женщины? // Вестник новых мед. технологий. — 1999. — Т. VI. — № 1. — С. 152−156.
  141. Современный словарь по психологии- сост. В. В. Юрчук. Минск: Современное слово, 1998. — 768 с. Iо «¦
  142. Е.Т., Бурлакова Н. С., ЛэонтиуФ. К обоснованиюШйнико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 3−16.j s >
  143. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1979.-215 с.
  144. Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности: учеб.-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2002. — 41 с.
  145. Л.Г. Психологическая диагностика тендерных характеристик личности. Мозырь: Содействие, 2006. — 72 с. .
  146. Л.Г. Актуальные проблемы гендерной психологии: йур&- лекций. Минск: БГПУ, 2009. — 68 с. <' В.
  147. Л.Г. Андрогиния / Современная сексология: энциклопедия- под общ. ред. В. А. Доморацкого. Минск: Беларуская Энцыклапедыя 1мя Петруся Броую, 2008. — С. 23.
  148. Л.Г. Тендер // Современная сексология: энциклопедия- под общ. ред. В. А. Доморацкого. Минск: Беларуская Энцыклапедыя 1мя Петруся Броую, 2008. С. 68−69. ': '
  149. JI.Г. Формирование тендерной идентичности у современных юношей и девушек // Психологическая наука и образование. 2009. — № 5-С. 67−72.
  150. Л.Г. Особенности полоролевых стереотипов студентов в зависимости от их уровня самоопределения // Пшхалопя. 2002. — № 4.-С.13−31.
  151. Л.Г. Тендерные роли: дихотомия или эгалитарность? // Психологический журнал. — 2006. № 3. — С. 18−25.
  152. Л.Г. Внутриличностная и социокультурная обусловленность тендерной идентичности современных юношей и девушек // Весшк Магшёускага дзяржаунага утверсггэта 1мя А. А. Куляшова. 2007. ^ № 1 (26).-С. 198−203.
  153. Л.Г. Самоопределение личности как важный фактор профессионализации молодежи // Психологические проблемы профессиойаЛМзации молодежи: сб. науч. ст. Мозырского гос. пед. ун-та- отв. ред. М. А//Дьйун. -Мозырь, 2006.-С. 146−150.
  154. Л.Г. Позитивная и негативная роль тендерных стереотипов в формировании самоопределения личности // Журнал практического психолога. 2006. — № 6. — С. 39−44.
  155. Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии тендерных ролей // Психология зрелости и старения. 2006. — № 4 (36). — С. 25−31.
  156. Л.Г. О возможности использования «Семантического ШЪваря1черт личности» при интерпретации результатов «Методики свободйых самоописаний» // Психологическая диагностика. 2006. — № 3. — С. 95−113.
  157. Л.Г. Особенности дифференциации полоролевых стереотипов у студенческой молодежи // Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф- в 2 ч.,• v Hi'
  158. Л.Г. Психологическая андрогиния как фактор психического здоровья личности // Особенные дети: трудности детского возраЬта}чи их1. Ч Ч t Jвлияние на психическое здоровье человека: материалы 5-ой «ё^ё'йэднойс
  159. Ставропольской конф. «Общество и психическое здоровье», Ставрополь- 2223 мая 2006 г.- под ред. А. Ю. Багуцкого. Ставрополь, 2006. — С. 16*8−17 Р:
  160. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1985. — 32 с.
  161. В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. 285 с.- ** *'
  162. А.В. Психологические критерии профессионального окШопре-деления: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. -М.: МГУ, 1987. 1 60с-
  163. Дж. Психология влияния. СПб.: Питер, 2003. — 398 с. V
  164. ТитмаМ.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. — 254 с.'
  165. М.Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогиче1 11 * .ского вуза: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07- Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2006. — 23 с.
  166. УэстК., ЗиммерманД. Создание тендера // Тендерные тетради. Труды СПбФ ИС РАН- под ред. А. Клецина. СПб., 1997. — Вып. 1. — С. 94−124.
  167. ФалунинаЕ.В. Структура взаимосвязи личностного и профессиойалыюгосх самоопределения студентов педагогических вузов: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2005. — 182 с.
  168. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-184 с.
  169. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  170. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. — С. 123−20,1,^-'чь11,
  171. О.В. Социальная и личностная идентичность в юности: ав-тореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05- Российский гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. СПб., 2006. — 22 с.
  172. Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07- Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2005.- 26 с.
  173. Частная сексопатология (руководство для врачей): в 2 т.- под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1983. — Т. 1. — 301 с. '
  174. ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наук£'*1977.- 143 с.
  175. Че.четина И. Д. Ценностные ориентации городской молодежи в непроизводительной сфере жизнедеятельности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. -Минск, 1980.- 125 с.
  176. И.Ш. Особенности профессионально-значимых качеств личности студентов с разным уровнем удовлетворенности избранной психологической специальностью: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. СПб (, 2002.- 165 с. fmibh
  177. ШавирП.А. Психология профессионального самоопределения в бранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  178. В.И. Социально-педагогические условия самоопределения личности в инициативных группах молодежи: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.07- Ленинградский гос. ун-т. СПб., 1991. — 16 с.
  179. ШендрикИ.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1989.-161 с.
  180. ШихиревП.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  181. ШлегельФ. Развитие философии // Эстетика. Философия. Критика: в 12 кн.-М.: Искусство, 1983.-Т. 2.-С. 186−188. «V
  182. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основы и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. — 158 с.
  183. А.Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантики (тезаурус личностных черт). М.: МГУ, 1988.-208 с.
  184. Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001 -256 с.
  185. ШумскаяЛ.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации. Минск: РИВШ, 2005. — 271 с. р
  186. ЭльконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 414-с. '
  187. ЭриксонЭ. Детство и общество. СПб.: ТКО «АСТ» и Фонд «Универ. книга», 1996.-590 с.
  188. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 342 с.
  189. И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза): автореф. дис.. канд. псих’олг-наук: 19.00.07- Ростовский-на-Дону гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2000.
  190. ЮфероваТ.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−90. <�•
  191. ЯнчукВ.А. Методология, теория и метод в социальной психологии и пер-сонологии: интегративно-эклектический подход. Минск: АПО, 1999.-480 с»
  192. Adams G.R. Ego identity status, conformity behavior and personality in late adolescence / G.R. Adams et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. — № 47. — P. 1091−1104.
  193. Anderson K. Androgyny, flexibility and individualism // Journal Personal. As-seam. 1986. — V. 50. — P. 265−278.
  194. Augoustinos M., Walker J. Social cognition: An integrated introduction. -London: Sage Publication, 1995. P. 264−265., ° r''
  195. BemS.L. Sex-role adaptability: one consequence of psychological a’rMrogyny // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. — № 31. — P. 634 — 643. «
  196. BemS.L., Lemney E. Sex-typing and the avoidance of cross-sex behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1976.-№ 33.-P. 48−54.
  197. Bern S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. — № 47. — P. 155 — 162.
  198. Bisaria S. Identification and elimination of sex stereotypes in and from education programs and school testbooks // UNE SCO, 1985-October-37p. -! •• г 'J.
  199. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.-N.Y.: Mithueri, 1986.-*V-*V*~J<
  200. GarciaL.T., CarrignaD. Individual and gender differences in sexuk?-self-perceptions // Journal Psychol. And Hum. Sex. 1998. — V. 10, № 2. — P. 59−70.
  201. GergenK. Realities and relationships // Sounding in Social Construction. -New York: Harvard University Press, 1994.
  202. GergenK. Toward transformation in social knowledge. New York: Spring. VerL, 1982.
  203. GoffmanE. Gender Display // Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication- Goffman Reader. Lemert, C. and Branaman, A.4>V
  204. Blackwell. Publ. 1997. — P. 208−227.
  205. GoffmanE. Studies of anthropology of visual communication. London: Routledge, 1976.
  206. Goodman Sh., Kantor D. Influence of sex-role identity on two induces of social activity // Journal Res. Pers. 1983. — V. 17, № 4. — P. 443150.
  207. Hall J., Taylor M. Psychological androgyny and the masculinity + femininityinteraction // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. — V. 4% № 2.-P. 424−435.-Hi
  208. KatzPh., Boswell S. Flexibility and traditionally in children’s gender roles // Genet Soc. and Gener. Psychol. Monogr. 1986. — V. 112, № 1. — p. 103−147.
  209. KoestnerR., Aube J. A Multifactorial Approach to the Study of Gender Characteristic // Journal of Personality 63:3, Duke University Press. September, 1995.-P. 681−710.
  210. KohlbergL. A cognitive developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes // The development of sex differences- E. Maccoby (ed.). -Stanford, 1966. P. 82−173. A
  211. Lippman W. Public Opinion. Toronto, 1965. — 272 p. -1-'
  212. Lucre J.C. Gender roles and sexual behavior among young women <'//• Sex Roles. 1998. — V. 39, № 3−4. — P. 273−297.
  213. LynnD.B. Parental and sex-role identification: A theoretical formulation. -Berkeley, 1969. 160 p.
  214. Maccoby E.E., JacklinC.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford, 1974.-634 p.
  215. Marcia J.E., Fridman M.A. Ego identity status in college women // Journal of
  216. Personality and Social Psychology. 1970. — V. 44. — P. 675−688. ' %
  217. Martin C.L. Attitudes and expectations about children with nontraditional and traditional gender roles//Sex roles. 1990.-V. 22.-P. 151−165.
  218. McGee J., Wells R. Gender Typing and Androgyny in Later Life // Human development. 1982. — № 25. — P. 116−139.
  219. Mezudlo L., Betz N. Perceptions of ideal sex roles as a function of sex- and fe-niinist orientation // Journal Consulting Psychology. 1980. — V. 27,!№}'3lr- P. 282−283.
  220. Money J., Ehrhardt A. Man and woman. Boy and Girl. The differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore-London, 1972.-311 p.
  221. Parsons Т., Piatt J. The American university. Cambridge: Harvard univ. press, 1975.-326 p.
  222. Smith G. Interaction’s orderliness: The sociology of Erving Goffman. , — London: Routledge, 1998. 4 —'
  223. Spence J.T. Gender-related traits and gender ideology: evidence for aWltifac-torial theory // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. — V. 64(4).1. P., 624−635. » ,
  224. Taguiri R. Person perception // The Handbook of Social Psychology- Lindzey J., Aronson E. (ed.). New York, 1969. — V. 3.
  225. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior- Turner J., Giles H. (ed.). Oxford: Basil Blackwell, 1984. — P. 144−167.
  226. Taylo M. Masculinity, femininity and androgyny: another-look at three androgyny according systems // Psychol- Repts. 1983. — V. 53, № 3. -P. 1149-Й50.
  227. Tillner G. Masculinity and xenophobia: the identity of dominance // UMSSCO-conference «Masculinity and male roles in the perspective of a culture of peace». -Oslo, 24−27 September 1997.
  228. Turner J. Social identification and psychological group formation // Social dimension- Tajfel H. (ed.). Cambridge Univ. press, 1984. -V. 2. — P. 518−538.
  229. Under R.K., Crawford M. Sex and gender. The troubled relationship between sex and gender // Psychol. Science. 1993. — V. 4. — P. 122−124.
  230. Vinacke E. Stereotypes as Social Concepts // Journal of Social Psychology. -1957. V. 46. — P. 229−239.
  231. Waterman A. Identity development from adolescence to adulthood: An! f, extension of theory and a review of research // Developmental Psychology. 1982. — V. 18.-P. 341−358.
  232. WidomC. Sex roles and psychopathology. New York, London: Plenym Press, 1984.-402 p.
  233. Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self viewed' crossiculturally. Beverly Hills: Sage, 1990. ^
  234. Witruol S., Werner A. Are boys more variable than girls? A call for published and unpublished experiments of sex differences // Journal Genet. Psychology. -1989.-V. 150, № l.-P. 113−115.iл Г *54' Ji Jj
Заполнить форму текущей работой