Образование и воспитание в Греции классического периода
В образовательной программе предусмотрены три основных дисциплины. Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. Педагог преподает грамматику в своем собственном доме… Читать ещё >
Образование и воспитание в Греции классического периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отношение к детям и принципы их обучения
Древние греки очень любили детей, поэтому уделяли довольно много времени и сил, как для воспитания, так и для образования детей. Письменности дети обучались в школах. Особое внимание уделялось физическим упражнениям, так как в Греции в тот период существовал культ здорового, сильного тела.
Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу для большинства культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией установился эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор. Примечательно, что к концу V в. до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать. Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой образования стало равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети обучались не только интеллектуально и музыкально, но и физически развивались.
В образовательной системе использовали благородные состязания, которые являлись искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов Винничук Л. Люд.нрав.-С.195. Афиняне использовали агонистикуАгонистика — принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.
В Греции существовало две системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанцы не пеленали детей в теплые ткани, а наоборот приучали их к переменам погоды, мыли их холодной водой и одевали легко даже в зимнее время. Афиняне пользовались более снисходительными приемами. Им ставили в упрек, что они воспитывали свое молодое поколение чересчур мягко. Однако, даже в Афинах находились сторонники спартанского воспитания — лакономаны. Было в обычае брать кормилиц из местностей, жители которых отличались хорошим здоровьем, например, из Фессалии, Пелопоннеса. Но многие отрицали этот эгоистический способ воспитания, благодаря которому ребенок отрывался от матери и передавался в наемные руки.
Обучение мальчиков
В образовательной программе предусмотрены три основных дисциплины. Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. Педагог преподает грамматику в своем собственном доме. Он вырабатывает у ребенка навыки чтения и письма на восковых или деревянных дощечках. Поскольку использовалась архаичная и весьма усложненная методика, весь этот процесс обучения мог занимать три или четыре года. Когда ученик уже овладел чтением, учитель заставляет его учить и читать наизусть стихи великих поэтов (Гомера и Гесиода). Арифметика — весьма многосложная, поскольку греки не знали числа ноль и, помимо того, использовали буквы алфавита вместо цифр К примеру, 22 записывалось КВ'; К=20, В'=2. Арифметика дополняла изучение грамматики. К этому добавлялись элементарные понятия о музыке. Музыка, столь важная для греков, является второй по значимости дисциплиной. Детей обучают пению, игре на музыкальных инструментах. Кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.
Третья и последняя основная дисциплина — это гимнастика. Обучение проходило в возрасте двенадцати или четырнадцати лет в палестрах Палестра (греч. ПаХгастра) — частная гимнастическая школа в Древней Греции. В общем смысле, слово Палестра может употребляться как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта., предназначенных для детей. Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Часто педотриб, не колеблясь, применял раздвоенную палку с целью исправления допускаемых учениками ошибок. Такими образом, дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.
Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом именно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца. Дети, как и взрослые атлеты, занимались обнаженными Слово «гимнос» означает «нагой»., что благоприятствовало педерастии. Во время занятий ребенок обязан был натираться маслом. Занятия в обнаженном состоянии и использование масла — это изобретения спартанцев (Фукидид, I, 6). Юному атлету всегда следует приносить с собой губку, флакон с маслом и стригиль Стригиль (Strigilis) — в античности до изобретения мыла серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи.
Во времена Перикла не существовало высшего образования. Оно создается во второй половине V в. софистами, первыми преподавателями экстра-класса. Они адресуются к молодым людям, которые желают сделать политическую карьеру и обрести успех. Мы знаем софистов главным образом благодаря Платону, который с большим удовольствием выводит их в карикатурном виде. Это не мыслители, но настоящие преподаватели и наставники. Протагор заявляет: «Я софист и воспитываю людей» (Платон, «Протагор», 317В). Они получают идеи из других мест. Софисты обучают человека арете Арете (др.-греч. арет^) — термин древнегреческой философии, означающий «добродетель», «доблесть», «совершенство», «достоинство» или «превосходство» любого вида. В своём самом раннем появлении в греческом языке это понятие было связано с понятием соответствия цели или функции, обозначая «собранность, слаженность, пригодность» всякой вещи или существа., — что означает совокупность достоинств, сотворяющую качественно нового человека, делающую его деятельным и приносящим ему славу.
Не существует софистических школ с постоянным местопребыванием. Софисты — великие путешественники, но им удается собирать большое число молодых людей, обещая всесторонне подготовить их к будущей карьере. Программа этих школ рассчитана на три или четыре года. Обучение обходится дорого. Протагор требует за полный курс обучения десять тысяч драхм. Здесь будет уместно вспомнить, что рабочий получает всего одну драхму в день. Исократ устанавливает тариф в тысячу драхм. Софисты создают себе рекламу, давая публичные лекции, созывая конференции. Гиппий же, к примеру, разглагольствует на Агоре, в том месте, где собираются менялы. Софисты имеют огромный успех. Под давлением своего друга Гиппократа Сократ отправляется к Калию, у которого как раз остановился Протагор, и Сократ с иронией созерцает там группу известных деятелей, окруживших Протагора. (Платон, Протагор, 314−315) Софисты обучали искусству риторики и искусству спора, дают типы ситуационных моделей, типы планов действий, учат тому, как изобретать идеи — для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.
Обучение девочек
Если говорить об образовании девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их воспитание напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.
В Афинах образованию девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были учиться письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны принимали участие в религиозных ритуалах и мистериях.