Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура просвещения в европе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие французские просветители уделяли большое внимание вопросам этики. Жан-Жак Руссо (1712−1778) утверждал, что справедливость, добродетель свойственны человеку от природы, а их сохранение и развитие является задачей правильного воспитания. Люди рождаются свободными и равными, но возникновение частной собственности на заре человечества и дальнейший прогресс цивилизации, с присущим ей социальным… Читать ещё >

Культура просвещения в европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Просвещение как эпоха и идейное течение

Просвещение характеризуют мысли И. Канта, высказанные им в статье 1784 года «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Иммануил Кант отмечал, что Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Причину такого состояния Кант усматривал в недостатке решимости и мужества пользоваться рассудком. культура рококо литература идейный.

«Век Просвещения» — 18 столетие: период невиданного ускорения темпов социального и духовного развития европейского общества. Под Просвещением понимают широкое идейное течение. Само понятие «Просвещение» и хронологические рамки этого исторического явления достаточно условны. Просветительское движение возникло еще в конце 17 в., а последние очаги его угасли лишь в начале 19 в. Такая растянутость во времени объясняется нараставшей неравномерностью в темпах развития западных стран. Тем не менее, сохраняя национальную специфику, Просвещение превратилось в подлинно общеевропейский духовный феномен. В 18 в. взгляды просветителей стали отражением идей стремящегося к власти третьего сословия что особенно ярко проявилось в годы Французской революции конца столетия (во второй половине 18 века буржуазия становилась значительной силой, её влияние расширилось на культуру; она поддерживала самые смелые идеи просветителей; почти все крупные мыслители и философы этих времён — выходцы из третьего сословия (Руссо, Вольтер, Дидро, Д’Аламбер)). Но спектр идей просветителей не ограничивался лишь потребностями буржуазии (борьба с феодальными порядками, за становление «царства Разума», основанного на естественном праве и политической свободе). Формировался новый взгляд на философию, педагогику, литературу, живопись.

Как и гуманизм эпохи Возрождения просветительское движение было прежде всего явлением салонной, элитарной культуры. Но идеи просветителей отражали не только духовные искания элиты, стремившейся осмыслить текущие экономические, социальные и политические процессы, но и перемены в картине мира человека. Кроме того, просветители стремились к популяризации своих идей через издательскую деятельность, развитие образования. Поэтому данные идеи оказали влияние на массы населения.

Идеология просвещения использовала идеи прошлых эпох: от гуманизма был заимствован интерес к человеку, его нравственной и физической природе, преклонение перед его интеллектуальным творчеством. Антропоцентризм был дополнен анализом социальной природы человека, его места в обществе. Использовалось и наследие Реформации: «протестантская этика», предлагавшая ориентацию на прижизненный материальный успех (кальвинизм). Поэтому чертами просветительской идеологии стало уважение к частной жизни человека, его успеху, уважение частной собственности. От общенаучной революции 17 века был унаследован рационалистический подход к знанию, представление о единстве и взаимосвязи природных законов. Таким образом, просветители в своих работах синтезировали идеи гуманизма, реформации и научной революции 17 века. Итогом этого синтеза стала характерная ля идеологии Просвещения уверенность в возможности «человека разумного» изменить мир на базе рационально построенных идей. Начинает зарождаться деятельно-преобразовательное отношение к природе и обществу, которое должно способствовать прогрессу. Прогресс должен вести от дикости к цивилизации с расцветом науки, литературы, искусства. Способствовать этому прогрессу должно просвещение, то есть развенчивание суеверий, невежества, религиозного фанатизма.

В целом, Просвещение стало новым этапом в духовной модернизации европейского общества, оно стало новой ступенью на пути подготовки к секуляризации европейской культуры.

Просветительское движение зародилось в Англии в последней четверти 17 в. Английские просветители стояли у истоков идеала энциклопедической учености и взгляда на развитие науки как основу человеческого прогресса. Важнейшими чертами английского просвещения стали рационалистическая форма мышления, подчеркнутая логичность и прагматизм, материалистическое миропонимание. Родоначальником английского Просвещения стал Джон Локк (1632−1704). Локк доказывал, что разум человека — это его возможность. Человеческое сознание, согласно Локку, является чистым листком, доской (tabula rasa), на которой можно запечатлеть доступные знания. Поэтому ключевую роль приобретает реальный опыт человека, его способность понимать и обобщать собственные ощущения. Философия Локка стала символом культа здравого смысла, веры в отсутствие непогрешимых истин, проповеди свободного и критического разума. Д. Локк стал и основоположником политической идеологии нового типа. Компоненты локковской политической философии (естественные и неотчуждаемые права индивида, безусловная свобода мысли и целесообразность подвергать сомнению любые общественные истины, суверенитет народа и договорной характер государства, система разделения властей и гражданское самоуправление, правые основы политической власти и едва ли не священный характер частной собственности) станут впоследствии ключевыми категориями либеральной идеологии.

Тесно связано с влиянием английской общественной мысли было зарождение и развитие шотландского просветительского движения. Центром развития шотландской просветительской мысли стало философское общество Эдинбурга, впоследствии послужившее основой для создания Королевского научного общества Шотландии. Первым секретарем философского общества Эдинбурга был избран известный историк, экономист и литератор Дэвид Юм (1711−1776).

Во Франции сложилось одно из наиболее мощных течений просветительской мысли. Его характерными особенностями были тесная взаимосвязь философской и общественно-политической проблематики, острая социально-политическая и антиклерикальная направленность, обращение к проблемам исторического прогресса, государственно-правового строительства, экономического развития.

Основоположниками французского Просвещения являлись Ш. Л. Монтескье и Вольтер (Ф.М. Аруэ). Шарль Луи де Секонда, барон де ля Брэд и де Монтескье (1689−1735) был автором первого литературного произведения, написанного в духе просветительских идей. В 1721 г. Монтескье опубликовал «Персидские письма» — сатирический роман в эпистолярной форме. Популярную в обществе «восточную» тему он использовал для язвительного высмеивания политического строя и социальных порядков абсолютистской Франции. Наиболее подробно философские и общественно-политические взгляды Монтескье были раскрыты в трактате «О духе законов» (1748). Он доказывал, что в общении людей, как физических существ, устанавливаются естественные законы, не связанные с осознанным выбором — стремление к миру, необходимость добывать себе пищу, желание общения, желание жить в обществе. Под воздействием развития знаний и роста неравенства совершается переход из естественного состояния в общественное. На смену естественным законам приходят порожденные осознанными действиями людей и установленные политической властью. В концепции Монтескье была впервые сформулирована классическая версия принципа разделения властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694−1778) утверждал, что нравственное поведение человека связано не с его религиозностью, а с естественной потребностью жить в мире и согласии с другими людьми, а также со страхом земного наказания. Будучи деистом и признавая существование Бога, Вольтер считал необходимым уничтожить церковную организацию как один из наиболее лживых, догматичных и нетерпимых общественных институтов. Вольтер выступал с критикой королевского деспотизма и отстаивал важность естественных прав человека, в том числе неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и свободу слова. Подобно Монтескье, Вольтер указывал на необходимость обеспечения политической свободы в обществе, но подразумевал под свободой «подчинение только закону».

В 40−50-х гг. 18 в. в общественно-политической жизни Франции активно заявило о себе второе поколение просветителей. Наиболее ярким событием этого времени стало издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751−1780). Ее основателем был Дени Дидро (1713−1784), снискавший славу самого дерзкого вольнодумца и непримиримого скептика. В дальнейшем многие работы Дидро подвергались запрету и даже публичному сожжению, а сам философ неоднократно обвинялся церковью и властями в пропаганде атеистических идей, подрыве нравственности и морали. Энциклопедия представляла всеобъемлющее обозрение современных естественно-научных и философских знаний.

Многие французские просветители уделяли большое внимание вопросам этики. Жан-Жак Руссо (1712−1778) утверждал, что справедливость, добродетель свойственны человеку от природы, а их сохранение и развитие является задачей правильного воспитания. Люди рождаются свободными и равными, но возникновение частной собственности на заре человечества и дальнейший прогресс цивилизации, с присущим ей социальным неравенством и политическим угнетением, способствовали «порче» общественных нравов. Характерной чертой воззрений Руссо стало фактическое противопоставление культуры природе. Рассуждения Руссо о том, что цивилизация ведет к моральному и физическому вырождению людей, существенно отличались от воззрений большинства просветителей.

Свои проявление Просвещение имело и в Итальянских землях, и в Испании, и в немецких землях. Зарождение просветительского движения в Германии было тесно связано с процессом преодоления последствий Тридцатилетней войны. Вестфальский мир 1648 г. закрепил политическую раздробленность страны. Княжеские междоусобицы способствовали сохранению экономической отсталости германских государств, снижению их политического влияния в Европе. При отсутствии политического единства Германии немецкое Просвещение все же превратилось в единое течение общественной мысли и сыграло огромную роль в формировании немецкой нации.

Своеобразный итог истории немецкой (и европейской) просветительской мысли подвел Иммануил Кант (1724−1804). Он исходил из просветительской идеи активного человеческого разума, способного к миропониманию. Кант заявлял о совершенной самостоятельности воли, автономии человека. Он крайне высоко оценивал роль разума, указывал на зависимость от него мира.

Таким образом, Просвещение как идейное течение в большей или меньшей степени охватило все европейские страны; период его распространения получил название «эпоха Просвещения», синтезировавшая идеи гуманизма, реформации и научной революции 17 века.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой