Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование этнических стереотипов и табуированных тем в межкультурной коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие стереотипа стало востребованным как в социологии и антропологии, так и в лингвистике. Для языковеда стереотипы охватывают всю картину мира, выявляют образ вещей и образ человека; стереотипизация неотъемлемая часть естественного языка, который основывается на личном восприятии явлений. То есть по мнению ученых лингвистов стереотипами являются установленные условно формальные и/или… Читать ещё >

Исследование этнических стереотипов и табуированных тем в межкультурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История исследования вопроса этностереотипов и табуированных тем в межкультурной коммуникации

Научные исследования этностереотипов имеют столетнюю историю: они были описаны в одной из первых работ, опубликованной в 1899 году, выдающимся американским учены в области истории и социологии Вильямом Дюбуа. В его произведении «Филадельфийский негр», он описывает элементы социального восприятия негров и белых людьми, принадлежащих этим этническим группам [29, 28−30c.].

Само понятие «этнический стереотип» является более конкретизированным вариантом общего понятия «социальный стереотип», который ввел Уолтер Липпман в 1922 г. для описания личных образов тех или иных этнических групп.

В современной гуманитарной науке понятие стереотипа существует во многих дисциплинах и науках. Впервые оно образовалось в ходе изучения социологии и социопсихологии с 1920;х годов, но в дальнейшем идея стереотипа стала объектом исследования с точки зрения теории коммуникации, этнологии, культуры, истории литературы и философии языка.

Впервые, благодаря Уолтеру Липпманну, термин «стереотип» получил широкую известность, в работе «Public Opinion» (1922), в ней стереотипы представлялись как «образы в нашем сознании"[10, 48с.]. Поздние определения стереотипа с языковой, философской, социально-психологической (этнографической, культурно-поведенческой) стороны, тем или иным образом основываются на идее Липпманна, в меньшей или большей мере выделяя разные моменты этого феномена — утверждение, статичность, гипертрофированность (тенденциозность). Разработав концепцию стереотипа в социальной психологии, У. Липпманн замети одну из важных особенностей данного понятия — направленность на некое идеальное представление мира, которое приобретает форму в понимании представителей любого сообщества, и умение соответствовать ожиданиям общества: «Системы стереотипов могут быть стержнем нашей собственной традиции, оборонительным укреплением нашей общественной позиции. Они составляют упорядоченную, более или менее цельную картину мира, над которой надстраиваются наши обычаи, наши вкусы, наши возможности, наши привычки и наши надежды. Они могут быть не законченной картиной мира, а картиной возможного мира, к которому мы приноравливаемся. В этом мире люди и вещи имеют свои хорошо нам известные места и приспосабливаются к ожиданиям» [5, с.135].

Первопроходцами в исследовании отношений между этносами, по праву можно назвать Эмори С. Богардуса, Д. Каца и К. У. Брейли, в своих работах они, в частности, затронули проблему антисемитизма. Так же провели анализ этностереотипов при помощи разработанной ими методики присваивания качеств. В Принстонском университете студентам были предложены в списке 84 различных качеств характера и черт личности. Предлагалось дать оценку ряду этнических групп, опираясь на этот список. Согласно данным подсчетам, наибольшее количество студентов соотнесли с неграми такие качества как беззаботность, суеверие, лень, музыкальность и чувство ритма, равнодушие. Отличительными для евреев оказались такие особенности, как хитрость и коварство, алчность, интеллект, усердие и целеустремленность. Итальянцы выделились как обладатели тяги к искусству, а так же люди импульсивные, музыкальные, крайне религиозные, имеющие богатое воображение [26, 289c.].

Густав Марк Гильберт повторил описанное выше исследование Каца и Брейли. Его интересовала динамика преобразования стереотипа. Так, например, этностереотип о религиозности итальянцев имел тенденцию в сторону увеличения (в 1932 г. 21% опрошенных отмечали это качество характерное для итальянцев, а в 1950 г. стало уже 33%)[ 15, 21с.].

Для всех других черт национальных характеров случилось резкое снижение стереотипов. Так, в 1932 г. 44% респондентов, а через 18 лет — только 19% назвали итальянцев «импульсивными». Обобщив итоги исследования, Гильберт сделал вывод, что в значительной степени этнические стереотипы имели тенденцию к ослаблению [15, 29с.]. Автор объясняет это усилением знаний студентов в общественно-научной сфере, а также расширением межкультурных взаимодействий.

Первыми обобщающими работами в данной области стали труды О. Клайнберга и Дж.Долларда. Доллард также был одним из авторов «гипотезы фрустрации-агрессии», которая имела широкое использование в объяснении формирования этнических стереотипов и предрассудков [3, 80с.]. В соответствии с данной теорией, фрустрация (рассматриваемая как состояние, возникающее по причине неудовлетворения той или иной потребности) может стать причиной появления негативных эмоций, и даже агрессии.

Польский исследователь Ю. Халасиньский причислял процесс становления стереотипов к разновидности мифологического мышления, занимающего важное место в общественных отношениях и активирующегося в случае противопоставления или соперничества различных социальных (этнических, этнокультурных) групп.

С мифологическим аспектом стереотипа как социально-культурного явления связано соотношение стереотипов с такими понятиями, как предубеждение, верование, мнение, предрассудок и т. п., эти понятия получили отражение в работах Г. Оллпорта; он дал определение предубеждения (prejudices) как «суждения о других без достаточных оснований», а стереотипы (stereotypes) как производные от предубеждений [27, 96с.].

Понятие стереотипа стало востребованным как в социологии и антропологии, так и в лингвистике. Для языковеда стереотипы охватывают всю картину мира, выявляют образ вещей и образ человека; стереотипизация неотъемлемая часть естественного языка, который основывается на личном восприятии явлений. То есть по мнению ученых лингвистов стереотипами являются установленные условно формальные и/или обозначающие конструкции, создающие культурный и языковой образ того или другого объекта.

Среди работ представленных социологами большую известность получила книга Г. Мирдалла «Американская дилемма» (1944), затронувшая одно из главных противоречий американского общества: развитие демократии одновременно с существованием антидемократического явления расовой дискриминации. Т. Адорно выявил, что у представителей одной этнической группы имеется не мало различий по степени склонности к этнической стереотипизации. Было описание типа личности, который более подверженный принятию и передачи этнических стереотипов и предрассудков. Он был определен как «авторитарная личность». Авторитарной личности присущи такие характеристики как: ригидность мышления, конформизм в принятии ценностей, нетерпимость к любым проявлениям слабости и апатии (ни в себе, ни в других), склонность к репрессиям (поступать по принципу «око за око»), выраженная, часто параноидная, подозрительность, преклонение перед авторитетом. Бурную реакцию публики вызвало публикация Адорно психодиагностического метода для выявления авторитарности — обозначенную Ф-шкалой. «Ф-шкала» расшифровывалось как «тест на фашизм», так как общество с фашистскими наклонностями в наибольшей мере порождает авторитарные личности [1, 150с.].

Т.Петтигрю считает, что образование стереотипов в обществе, например этнических стереотипов, основывается на конформизме, то есть на безусловном подчинении сложившимся социальным нормам. Дж. Уотсон выявил, что у переселенцев за недолгое время антисемитизм набирает силу в то время как они останавливались в районах, жителям которых свойственно проявление антисемитических взглядов, иными словами иммигранты, не имеющие антисемитических стереотипов до визита в США, обретали его в ходе общения и из-за воздействия другой социальной среды [4, 1c.].

Гораздо драматичнее изменялись стереотипы о русском человеке в США в военное и послевоенное время. В период войны многие американцы считали характерными чертами русских: упорность, смелость, патриотизм. Этот образ постоянно пропагандировался американскими СМИ и Голливудом. В конце 1940;х годов, всего 3−4 года после окончания войны, данный образ кардинально изменился, и русские приобрели черты жестких и непредсказуемых фанатиков — эти стереотипы, долгое время были широко распространены. А вот мнение о японцах, напротив, со временем ослабило негативные и получило положительные черты[28, 131с.].

Таким образом, политические и социальные факторы влияют на характер изменения социальных и этнических стереотипов, показывающих, первым делом, положение межнациональных или межгосударственных отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой