Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ устойчивости коммерческого банка с использованием рейтинговой оценки CAMELS на примере «Банка Х Казахстана»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После получения подписанного протокола руководитель подразделения дистанционного надзора принимает меры по реализации его решений в установленном законодательством порядке. В случае наличия в банке значительных проблем, угрожающих его текущему финансовому состоянию, руководитель подразделения инспектирования составляет соответствующую справку на имя директора Департамента банковского надзора… Читать ещё >

Анализ устойчивости коммерческого банка с использованием рейтинговой оценки CAMELS на примере «Банка Х Казахстана» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип осуществления банковского надзора Национальным Банком основан на применении дистанционного надзора и инспекторских проверок на местах. Применение данных методов позволяет оперативно осуществлять финансовый мониторинг деятельности банков. Система дистанционного надзора, часто называемая мониторингом, стала общепринятым методом банковского надзора.

Национальный Банк Республики Казахстан проводит постоянный дистанционный анализ банков как компонент обычной надзорной практики. Согласно заведенному правилу, Национальный Банк Казахстана проводит комплексный ежеквартальный дистанционный анализ всех крупных банков, а также банков, которым были присвоены 3, 4 или 5 рейтинг по классификации CAMEL. В анализ включается стандартный набор коэффициентов и другая статистическая информация, обработанная «Системой дистанционного банковского надзора «(BOSS) и сопровождаемая письменным комментарием, достаточным для подтверждения рейтингов в системе CAMEL. Цель такого подтверждения в том, чтобы обосновать соответствие присвоенных рейтингов истинному положению дел.

Кроме статус — репортов, Национальный Банк Республики Казахстан проводит ежемесячные обзоры всех крупных банков и всех банков с классификационным уровнем CAMEL 3, 4 или 5. Основное внимание в этих кратких обзорах уделяется вопросам соблюдения банками регуляторных нормативов, а также требований любого официального соглашения. Сводка статистических данных по банку, включающая нормативные коэффициенты и нормативы, выполнения которых требует официальное соглашение (если таковое имеется), должна быть приложена к ежемесячному обзору. Тщательному рассмотрению подлежит информация, необходимая для дистанционного надзора. Большинство необходимой для этого информации касается следующих основных аспектов состояния банка по системе CAMEL: адекватность капитала, качество активов, менеджмент, доходность, ликвидность. Для полного и качественного анализа также используется программное обеспечение «BOSS», позволяющая на основе данных, получаемых из финансовой отчетности, получать выходные таблицы с набором коэффициентов, позволяющих на их основе отразить объективную картину финансового состояния банка. «BOSS» — это электронная система Национального Банка Республики Казахстан для хранения информации о банках второго уровня. Она является для Национального Банка Республики Казахстан основным внутренним источником информации о состоянии отдельных банков.

Кроме дистанционного анализа Национальным Банком РК проводятся не реже одного раза в год инспекторские очные проверки банков. При этом они подразделяются на комплексные и специализированные. Комплексная инспекция включает в себя анализ деятельности банка по всей совокупности компонентов CAMELS. Специализированные инспекции включают анализ определенных участков деятельности банка, подверженных наибольшему риску. Так как инспекторские проверки дают наиболее полное представление о положения дел в банке, целью инспекторских проверок является детальный анализ деятельности банков, который невозможен при дистанционном анализе.

Также существует такое понятие как «Надзорный цикл». Это план неотложных мероприятий по надзору за банком. Он начинается от даты завершения инспекции (дня, когда инспекционные мероприятия завершены и подготовлен отчет директору Департамента банковского надзора) и длится до начала следующей проверки, то есть дня, когда инспектора приступают к работе в банке или к изучению данных при подготовке к следующей инспекции. Цикл включает все запланированные мероприятия по надзору, которые должны состояться в данный отрезок времени, с учетом процедурных требований по частоте инспекций и отражает риск, присущий данному банку. Изменения состояния банка, произошедшие в промежутках между очными проверками, могут привести к пересмотру сроков следующей проверки, но продолжительность надзорного цикла (12−18 месяцев между проверками) должна сохраняться [15, стр.98].

Итогом проведения комплексной проверки является система рейтинговой оценки CAMELS, согласно которой выставляется общий рейтинг банка на основе проверки, анализа и оценки каждого из нижеприведенных компонентов:

  • 1) «С» — адекватность капитала;
  • 2) «А» — качество активов;
  • 3) «М» — менеджмент;
  • 4) «Е» — доходность;
  • 5) «L» — ликвидность;
  • 6) «S» — чувствительность к изменениям на рынке.

При этом данный анализ может производиться как на месте, очно (инспекция), так и заочно (дистанционно). Ниже рассмотрен алгоритм действий сотрудников при проведении очной инспекторской проверки по данной системе:

При проверке и анализе адекватности капитала инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее:

  • 1) соответствие размеров оплаченного уставного капитала банка зарегистрированному, а также минимальному размеру уставного капитала банков, установленному Национальным банком;
  • 2) правильность формирования уставного капитала банка в соответствии с законодательством:
    • — содержание учредительных документов банка соответствует законодательству;
    • — состав учредителей (акционеров) и их фактическая доля в уставном капитале соответствуют учредительным документам, а также проспекту эмиссии ценных бумаг и отчету об итогах их размещения (акционеры, имеющие не менее 5 процентов акций банка);
    • — состав учредителей и акционеров не противоречит требованиям банковского законодательства, включая ограничения для юридических и физических лиц — акционеров компаний, зарегистрированных в оффшорной зоне, прямое или косвенное владение, распоряжение и/или управление более чем двадцатью-пятью процентами акций банка с правом голоса;
    • — внесение денег в уставный капитал вновь созданного банка в пределах собственного капитала учредителей, за вычетом их активов, размещенных в акции и доли участия в уставном капитале других юридических лиц;
    • — первичная продажа акций банка произведена по цене не ниже их номинальной стоимости и единой для всех учредителей (акционеров);
    • — оплата учредителями и акционерами приобретенных — акций банка произведена исключительно деньгами;
  • 3) размер собственного капитала, его структура;
  • 4) соответствие размера собственного капитала минимальным требованиям Национального банка, в том числе с учетом количества филиалов и расчетно-кассовых отделов;
  • 5) правильность бухгалтерского учета компонентов собственного капитала;
  • 6) достаточность капитала по отношению к активам и активам, взвешенным по степени риска, в соответствии с требованиями пруденциальных нормативов;
  • 7) динамика изменений и темпы роста уровня капитала, причины его увеличения или уменьшения;
  • 8) достоверность данных, отражаемых в финансовой отчетности и представляемых в Национальный банк;
  • 9) анализ количественных и качественных показателей капитала в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS;
  • 10) анализ потенциальных рисков снижения размера и адекватности капитала.

При проверке и анализе активов инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующие:

  • — проводимые банком активные операции, в том числе учитываемые за балансом (внебалансовые обязательства), осуществляются в соответствии с лицензией Национального банка и разработанными и утвержденными уполномоченным органом банка внутренними документами;
  • — размер активов, их структура, доли приносящих и не приносящих доход активов, из них доли работающих активов;
  • — классификация активов и внебалансовых обязательств по степени риска, диверсификация рисков, связанных с размещением активов, доли рисковых и без рисковых активов;
  • — размер, структура ликвидных активов, их доля в общей сумме;
  • — анализ портфеля ценных бумаг, в том числе общий объем, структура по видам.

Анализ депозитов:

  • — общий объем, структура по срокам погашения (до востребования, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по контр партнерам (на корреспондентских счетах в Национальном банке и банках второго уровня, в том числе в банках-резидентах и банках-нерезидентах) и по видам валют;
  • — классификация депозитов по их качеству, создание провизии.

Анализ кредитного портфеля:

  • — наличие и полнота содержания внутренней кредитной политики банка;
  • — общий объем, структура кредитов по срокам (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), по секторам экономики, выданных субъектам малого предпринимательства и по видам валют;
  • — межбанковские кредиты;
  • — кредиты акционерам и другим лицам, связанным с банком особыми отношениями, условия их выдачи;
  • — максимальный размер риска на одного заемщика;
  • — средние ставки вознаграждения (интереса) по выданным кредитам;
  • — классификация кредитов по их качеству, создание провизии;
  • — соответствие полученных в результате анализа кредитного портфеля банка показателей и информации положениям его внутренней кредитной политики.

Анализ дебиторской задолженности:

  • — общий объем, структура дебиторской задолженности по статьям;
  • — классификация дебиторской задолженности по ее качеству, создание провизии.

Анализ условных (внебалансовых) обязательств:

  • — общий объем, структура условных (внебалансовых) обязательств по статьям и видам валют, их доля в общей сумме рисковых активов;
  • — классификация условных (внебалансовых) обязательств по их качеству, создание провизий;
  • — вложения в основные средства и другие нефинансовые активы, соблюдение лимита, установленного Национальным банком;
  • — соблюдение требований банковского законодательства по участию банка в уставных капиталах других юридических лиц;
  • — динамика изменений активов и внебалансовых требований, их компонентов, тенденции и причины этих изменений;
  • — правильность бухгалтерского учета активов;
  • — достоверность данных, отражаемых в финансовой отчетности и представляемых в Национальный Банк;
  • — анализ количественных и качественных показателей активов в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS.

При проверке и анализе менеджмента инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее:

  • — органы банка созданы и действуют в соответствии с учредительными документами и законодательством, руководящие работники прошли согласование в Национальном банке;
  • — численность персонала банка, его квалификация, политика по работе с персоналом, в том числе предъявляемые требования при приеме на работу, условия работы (оплата, обучение, материальное поощрение и др.);
  • — организационная структура банка соответствует требованиям Национального банка, в том числе организации внутреннего контроля и системе управления рисками банковской деятельности;
  • — сеть филиалов и расчетно-кассовых отделов банка, их взаимодействие с головным офисом;
  • — специализация банка: основные отрасли (секторы экономики), обслуживаемые банком, в том числе работа с клиентурой: основные клиенты банка — депозиторы и дебиторы; предоставляемые банком услуги;
  • — в банке разработана и утверждена уполномоченным органом стратегия деятельности (развития) на текущий год и ближайшие несколько лет с конкретными мероприятиями и показателями, необходимыми для достижений банка в установленный срок;
  • — в банке разработаны и утверждены уполномоченным органом внутренние документы в соответствии с требованиями банковского законодательства, в том числе регламентирующие внутренний контроль, порядок, процедуры и условия проведения всех банковских и иных операций, предусмотренных выданной банку лицензией;
  • — обработка бухгалтерской информации и ее консолидация, в том числе организация меж филиальных расчетов;
  • — наличие рекомендаций внешнего и внутреннего аудита, следование им менеджмента банка;
  • — выполнение банком условий, мероприятий и принятых на себя обязательств в соответствии с планом рекапитализации и улучшения деятельности, а также вытекающих из, применения к банку ограниченных мер воздействия и санкций;
  • — нарушения требований законодательства, в том числе пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов;
  • — наличие примененных к банку за отчетный период ограниченных мер воздействия и санкций;
  • — своевременное и качественное выполнение банком указаний Национального банка, в том числе достоверность представляемых данных;
  • — анализ качества менеджмента банка в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS.

При проверке и анализе доходности инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее:

  • — законность и целесообразность получаемых доходов и уплачиваемых расходов;
  • — размер доходов и расходов на отчетную дату, их структура по статьям, доли доходов и расходов, связанных с получением (выплатой) вознаграждения (интереса), в общем объеме доходов и расходов соответственно;
  • — финансовый результат за истекший год, превышение текущих доходов (расходов) над расходами (доходами) на отчетную дату;
  • — определить стабильность либо случайность, получаемых доходов и уплачиваемых расходов, зависимость доходов от рисковых или менее рисковых активов;
  • — произвести оценку процентной маржи и процентного риска, в том числе соотношение активов и обязательств по времени платежа и срочности пересмотра ставок вознаграждения (интереса);
  • — определить рентабельность активов и собственного капитала банка в динамике, нераспределенную прибыль (убытки) прошлых лет, распределение прибыли, в том числе на выплату дивидендов;
  • — изучить динамику изменений доходов и расходов, их компонентов, тенденции и причины этих изменений, в том числе ставок вознаграждения (интереса), объемов активных и пассивных операций;
  • — достаточность текущих доходов для покрытия расходов, сохранности и роста собственного капитала банка;
  • — правильность бухгалтерского учета доходов и расходов, в том числе применения метода начисления;
  • — достоверность данных, отраженных в финансовой отчетности и представляемых в Национальный банк;
  • — анализ количественных и качественных показателей доходности в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS.

При проверке и анализе ликвидности инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее:

  • — проводимые банком пассивные операции, в том числе учитываемые за балансом (внебалансовые обязательства), осуществляются в соответствии с лицензией Национального банка и разработанными и утвержденными уполномоченным органом внутренними документами, включая депозитную политику;
  • — наличие и полнота содержания внутренней стратегии (политики) управления активами и пассивами, в том числе по вопросам ликвидности, минимального уровня доходности, лимитов на активные и пассивные операции, ограничения по контр партнерам, а также ответственности и полномочий лиц, вовлеченных в осуществление управления активами и пассивами;
  • — размер обязательств, их структура по статьям, видам валют, секторам экономики и по срокам погашения (до востребования, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), доля обязательств, несущих выплату вознаграждения (интереса), в общем объеме обязательств;
  • — размер ликвидных активов, их доля в общем объеме активов, структура ликвидных активов по статьям;
  • — динамика изменений ликвидных активов и обязательств, их компонентов, тенденции и причины этих изменений;
  • — динамика коэффициента текущей ликвидности за отчетный период;
  • — степень использования депозитов для выдачи кредитов;
  • — сопоставление объемов активов и обязательств в иностранной валюте;
  • — способность и возможность оперативного заимствования денег банком на межбанковском рынке, другие способы поддержания ликвидности;
  • — доля финансовых (внебалансовых) обязательств в общей сумме активов и степень возможного их влияния на ликвидность;
  • — определение ликвидности на долгосрочную перспективу путем сопоставления сроков погашения активов и возврата обязательств;
  • — правильность бухгалтерского учета компонентов обязательств и ликвидных активов;
  • — достоверность данных, отражаемых в финансовой отчетности и представляемых в Национальный банк;
  • — соответствие полученных в результате анализа ликвидности банка показателей и информации о принятых решениях уполномоченными органами банка положением его внутренней стратегии (политики) управления активами и пассивами;
  • — анализ количественных и качественных показателей ликвидности в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS.

При анализе чувствительности банка к изменениям на рынке инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее:

  • — наличие и полноту содержания внутренней политики управления рисками банковской деятельности в учреждении, в том числе по вопросам процедур прогнозирования изменений на рынке банковских услуг, включая ставки вознаграждения (интереса), курсы ценных бумаг и иностранных валют, доминирующее положение на рынке и минимизация их влияния на финансовые показатели банка;
  • — наличие и полнота содержания внутренней стратегии (политики) маркетинга банка, в том числе по вопросам изучения конъюнктуры рынка банковских услуг, продвижения и сбыта на нем банковских продуктов, определения их цены;
  • — действия банка в условиях изменений на рынке банковских услуг и зависимость финансовых показателей от таких изменений;
  • — соответствие полученных в результате анализа чувствительности банка к изменениям на рынке, показателей и информации о принятых решениях уполномоченными органами положениям его внутренней политики управления рисками банковской деятельности и внутренней стратегии (политики);
  • — анализ количественных и качественных показателей деятельности банка в соответствии с требованиями рейтинговой системы CAMELS.

Руководитель комплексной инспекции, помимо других, возложенных на него функций, должен ознакомиться с материалами проверки и сделать выводы на предмет соответствия законодательству, а также полноты содержания внутренних документов банка, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка, сформулировать оценки деятельности в соответствии с рейтинговой системой CAMELS.

На время проведения инспекции банк должен определить специалистов из числа сотрудников, ответственных за подготовку необходимых документов (сведений) по требованию инспекторов и их своевременную передачу инспекторам. При этом в случае необходимости инспектора должны иметь возможность свободного копирования документов для приобщения их к акту проверки. Помимо незамедлительного предоставления инспекторам необходимых документов (сведений), банк должен обеспечить инспекторской группе возможность опроса любого сотрудника. Руководящие работники банка обязаны давать разъяснения (письменные объяснения) по вопросам, касающимся процедур проводимой инспекции, их служебных обязанностей или деятельности банковского учреждения.

При проведении проверки инспектора должны обеспечить сохранность и конфиденциальность полученных документов (сведений), воздерживаться от действий, которые могут прямо либо косвенно повлечь ущемление прав или законных интересов банка, его клиентов и депозиторов.

В случае возникновения неясностей или выявления необходимости дополнительного изучения отдельных вопросов, заместитель председателя, курирующий Департамент банковского надзора, может продлить сроки инспекции. При этом банку направляется соответствующее уведомление Национального банка.

В течение 7 календарных дней после окончания проверки, на основании подписанных должностными лицами банка отчетов инспектора, руководителем составляется проект итогового отчета о проведении проверки в соответствии с требованиями правил, составляется проект протокола совещания по результатам инспекторской деятельности. В случае наличия возражений со стороны руководства банка (в лице председателя правления и главного бухгалтера), они прилагаются в письменном виде, отчет и протокол направляются сопроводительным письмом в банк.

В случае отсутствия возражений со стороны руководства банка (в лице председателя правления и главного бухгалтера) при подписании отчета, результаты инспекции рассматриваются на совещании у заместителя председателя Национального банка, курирующего Департамент банковского надзора, без приглашения представителей банка. Оформленный должным образом отчет составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Департаменте банковского надзора, а второй — направляется в банк. Отчет на электронном носителе (защищенный) хранится в Национальном банке.

После получения подписанного протокола руководитель подразделения дистанционного надзора принимает меры по реализации его решений в установленном законодательством порядке. В случае наличия в банке значительных проблем, угрожающих его текущему финансовому состоянию, руководитель подразделения инспектирования составляет соответствующую справку на имя директора Департамента банковского надзора в течение 3 календарных дней после окончания инспекции. Все последующие меры, необходимые для решения вопросов, упомянутых в справке, принимаются в соответствии с законодательством вне зависимости от иных процедур, связанных с оформлением результатов инспекции [3, стр.156−189].

Ниже дан пример дистанционного анализа деятельности АО «Банка Х Казахстана» Национальным Банком РК по системе CAMELS.

АО «Банк Х Казахстана» зарегистрировано в Национальном Банке 10 апреля 2010 года за № 247. Банк является дочерним банком Х Инвестмент Груп (Великобритания).

У головного банка рейтинги установленные рейтинговыми агентствами:

Standard&Poors — краткосрочный депозитный «АА»;

Moody’s Investors Service — финансовая стабильность «А»;

долгосрочный депозитный «АА1».

Адекватность капитала Размер собственного капитала за анализируемый период увеличился на 1 960 939 тыс. тенге или на 35% и составил 7 494 221 тыс. тенге. При этом отмеченный прирост капитала в большей степени произошел за счет увеличения доходности банка на 3% и за счет увеличения суммы субдолга на 40%.

Необходимо отметить, что АО «Банк Х Казахстана» в 2009 году подписал Договор о субординированном займе с Европейским Банком Реконструкции и Развития на сумму 20 млн. долларов США, дата погашения 25.09.2008 г.

В связи с улучшением суверенного рейтинга страны процентная ставка по займу снизилась с 8,6% до 2,946%. Согласно Договору кредит выдавался частично, и в настоящее время кредит выдан полностью.

Коэффициент достаточности капитала К1 не на много превышает установленный норматив НБРК и по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 0,07. Аналогичный коэффициент по группе сопоставимых банков составил 0,08.

При этом коэффициент достаточности капитала К2 в 2 раза превышает установленную норму и на 01.01.2011 г. составляет 0,24 (при норме 0,12), что значительно выше, чем в среднем по группе сопоставимых банков 0,14. Значение данного коэффициента характеризует высокую степень покрытия собственным капиталом банка рисковых операций.

Банком выполняется требование статьи 17 Закона РК «Об акционерных обществах», согласно которого открытое акционерное общество должно создать капитал для покрытия убытков общества в размере не менее 15% от его объявленного уставного капитала.

В 2011 году отчисления в резервный фонд банком не проводились.

Банк является участником АО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц».

Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание анализ коэффициентов достаточности капитала, в сравнении с группой сопоставимых банков, и что вспомогательный капитал банка на 60% состоит из субординированного долга, считаем возможным, присвоить рейтинг адекватности капитала — «2» (удовлетворительный).

Таблица 7. Качество активов.

01.04.08.

01.07.09.

01.10.10.

01.01.11.

Активы.

29 154 728.

26 619 361.

30 915 616.

54 536 387.

Наличность.

453 407 (1,6%).

277 890 (1%).

385 849 (1%).

257 245 (0,5%).

Корр. счета.

1 738 949 (6%).

1 618 423 (6%).

5 248 290 (17%).

13 139 600 (24%).

Требования к НБРК.

1 000 000 (2%).

ГЦБ.

4 457 650 (15%).

5 266 979 (20%).

5 460 507 (18%).

Депозиты в других банках.

302 470 (1%).

1 073 870 (4%).

1 028 090 (3%).

1 523 400 (3%).

Кредиты банкам.

623 400 (1%).

Требования к клиентам.

14 800 080 (51%).

14 382 785 (54%).

14 452 983 (47%).

31 800 765 (58%).

Прочие ЦБ.

5 283 711 (18%).

1 489 417 (6%).

1 503 794 (5%).

4 626 577 (8%).

Прочие активы.

1 093 059.

893 416.

931 113.

607 847 (1%).

Прочие дебиторы.

1 025 367.

1 616 133.

1 904 542.

957 553 (2%).

01.04.08.

01.07.09.

01.10.10.

01.01.11.

Обязательства.

24 710 638.

21 849 041.

25 840 850.

49 111 359 (100%).

Кредиты от банков (операции репо).

20 468 (0,1%).

1 539 009 (3%).

Депозиты «овернайт».

270 000 (1%).

476 138 (2%).

50 000 (0,2%).

Срочные вклады.

5 956 181 (24%).

4 785 680 (22%).

3 119 000 (12%).

8 687 052 (18%).

Обязательства перед клиентами.

9 406 741 (38%).

8 209 746 (38%).

17 990 520 (70%).

25 480 406 (52%).

Субдолг.

3 049 400 (12%).

3 068 200 (14%).

3 092 000 (12%).

3 117 000 (6%).

Прочие кредиторы В т.ч. кредиторы по документарным расчетам.

  • 4 794 328 (19%)
  • 4 237 615
  • 4 797 639 (22%)
  • 4 614 254
  • 1 138 605 (4%)
  • 1 100 227 (97%)
  • 10 123 346 (21%)
  • 10 024 904 (99%)

Прочие обязательства.

1 233 988.

151 638.

1 430 257.

164 546.

За анализируемый период отмечено значительное увеличение размера активов банка на 21 430 519 тыс. тенге или на 65%, которое было в значительной степени обу…

Вклады банка, размещенные в других банках и корреспондентские счета, от общего объема активов составляют 3% и 21%, при этом указанные активы классифицированы банком как стандартные.

Депозиты в основном банком размещены в АО «БанкТуранАлем», АО «Народный Сберегательный Банк Казахстан», АО «Нурбанк», АО «Темирбанк».

Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы составляют 0,06, при норме не более 0,5. Прочие дебиторы банка за анализируемый период значительно уменьшились на 62%, при этом указанные активы банк классифицирует как стандартные. Также отмечаем высокий показатель обязательств, влекущих расходы, связанные с выплатой вознаграждения в структуре обязательств — 0,84, при этом, по группе банков — 0,71.Необходимо отметить стабильный рост депозитов физических лиц с начала 2011 года, которые по сравнению с 01.01.02 г. увеличились на 51%, при этом средневзвешенные процентные ставки по депозитам составляют 4−6 процентов годовых. Прочие кредиторы банка увеличились на 9 720 521 тыс. тенге или в 25 раз, основное увеличение произошел по счету 2855 «Кредиторы по документарным расчетам» в 29 раз.

В течение года забалансовые счета увеличились в 5 раз, за счет роста в 7 раз счетов по аккредитивам.

Коэффициент покрытия условных (возможных) обязательств банка ликвидными и легкореализуемыми активами составляют 3%, в то время как по группе сопоставимых банков 15%.

Учитывая отсутствие блокированных кредитов, а также отсутствие в кредитном портфеле банка сомнительных и безнадежных кредитов, кредитную политику и политику внутреннего контроля в целом можно оценить как адекватную. Банком строго соблюдаются коэффициенты максимального размера риска на одного заемщика, считаем возможным качеству активов, присвоить рейтинг — «2» (удовлетворительный).

Таблица 8. Доходность.

01.04.04.

01.07.05.

01.10.06.

01.01.07.

Доходы.

832 868.

1 641 243.

2 335 046.

3 012 277.

Процентные доходы, из них:

  • — доходы по кредитам клиентам
  • — доходы по ГЦБ
  • — доходы по прочим ЦБ
  • — доходы по депозитам в банках
  • 554 045 (67%)
  • 303 080 (55%)
  • 111 270 (20%)
  • 135 621(24%)
  • 3 997(0,7%)
  • 1 088 660 (66%)
  • 570 178 (52%)
  • 224 246 (21%)
  • 285 354(26%)
  • 8 598
  • 1 531 918(66%)
  • 863 916 (56%)
  • 334 915(22%)
  • 320 634(21%)
  • 12 108 (1%)
  • 1 995 234 (66%)
  • 1 214 649 (61%)
  • 0
  • 762 061 (38%)
  • 18 524 (0,9%)

Непроцентные доходы, из них:

  • — доходы по дилинговым операциям
  • — комиссионные
  • 278 813 (33%)
  • 102 357(37%)
  • 110 831 (40%)
  • 552 583(34%)
  • 117 946(21%)
  • 238 097 (43%)
  • 803 128(34%)
  • 202 793 (25%)
  • 359 192 (45%)
  • 633 928 (21%)
  • 184 904 (29%)
  • 449 024 (71%)

Расходы.

477 412.

959 567.

1 348 924.

1 817 161.

Процентные расходы, из них.

  • — расходы, связанные с выплатой процентов по депозитам клиентов
  • — расходы, связанные с выплатой процентов по депозитам банков
  • — расходы по выплате вознаграждения по субдолгу
  • 191 720 (40%)
  • 122 908(64%)
  • 29 409(15%)
  • 31 204(16%)
  • 339 164(35%)
  • 197 917(58%)
  • 58 160 (17%)
  • 59 983 (18%)
  • 468 195 (35%)
  • 253 736 (54%)
  • 97 604(21%)
  • 88 655 (19%)
  • 541 970 (30%)
  • 307 982 (57%)
  • 118 673 (22%)
  • 115 315 (21%)

Непроцентные расходы, из них:

  • — комиссионные
  • — расходы на ОТР
  • — общехоз-ные расходы
  • 285 692 (60%)
  • 13 725(5%)
  • 66 401(23%)
  • 38 704(14%)
  • 620 403 (65%)
  • 30 164 (5%)
  • 139 874(23%)
  • 85 907(14%)
  • 880 729 (65%)
  • 45 699 (5%)
  • 197 239 (22%)
  • 131 054 (15%)
  • 694 348 (38%)
  • 97 259 (14%)
  • 277 702 (40%)
  • 218 949 (32%)

Чистый процентный доход.

362 325.

749 496.

1 063 723.

1 453 264.

Чистый операционный доход (убыток).

— 6 879.

— 67 820.

— 77 601.

— 60 420.

Чистый доход.

355 446.

681 676.

986 122.

1 195 116.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год банком получена прибыль в размере 1 195 116 тыс. тенге, что на 4% выше, чем за 2010 год.

За 2011 год банком на единицу средних активов получено 6 тиын доходов, связанных с получением вознаграждения, а понесено убытков, связанных с выплатой вознаграждения на единицу активов — 2 тиын, в результате чего маржа в размере 4 тиын — банковская чистая надбавка на денежные средства. Данный показатель ниже среднего значения по группе банков на 2 тиын.

На единицу средних активов банком получено 3 тиын доходов, не связанных с получением вознаграждения, понесенные же убытки на единицу средних активов, составляют — 2 тиын, в результате чего маржа составила — 1 тиын. Следует отметить, что по группе маржа-разница нулевая.

Итого банком за 2011 год получена маржа на 1 единицу средних активов в сумме 4 тиын, что выше аналогичного показателя по группе сопоставимых банков на 2 тиын. По сравнению с данными за 2010 год маржа банка не изменилась.

В анализируемом периоде наблюдается значительное (примерно в 2 раза) увеличение операционного убытка банка. Данный факт связан с уплатой в конце года налогов, включая подоходный налог в размере 100 438 тыс. тенге, а также ростом расходов на оплату труда работников на 15% и общехозяйственные расходы на 45%.

Отношение непроцентных расходов АО «Банк Х Казахстана» на единицу средних активов ниже на 3 тиын, чем по группе сопоставимых банков и составляет 2 тиын.

Соотношение расходов на персонал к совокупным средним активам составляет 1%, при этом численность работников банка увеличилась, и соответственно расходы на оплату труда работников банка по сравнению с данными за 2010 год увеличились на 15%, в то время как по группе сопоставимых банков 2%.

За анализируемый период рентабельность капитала (ROE) составила 26 тиын, в то время как по группе сопоставимых банков 16 тиын. За 2010 год рентабельность капитала составляло 36 тиын, что характеризует об уменьшении активов, приносящих доходы.

Учитывая высокие коэффициенты рентабельности банка, а также то, что коэффициенты, характеризующие доходность банка выше, чем по группе сопоставимых банков, но при этом, учитывая операционные убытки банка, считаем возможным, присвоить рейтинг доходности банка как «2» (удовлетворительный).

Ликвидность Требования Национального Банка по наличию необходимого объема ликвидных активов и выполнению минимальных резервных требований банком в течение отчетного периода соблюдались. По состоянию на 01.01.2011 г. коэффициент ликвидности банком выполняется и составляет 0,33 при норме не менее 0,3, а коэффициент краткосрочной ликвидности составил 0,95, при норме не менее 0,5.

В течение 2011 года наблюдается уменьшение коэффициента ликвидности, что связано с опережающим ростом депозитов до востребования.

Таблица 9. Ликвидность.

01.01.07.

01.04.06.

01.07.06.

01.10.06.

01.01.07.

К4.

1,27.

1,88.

1,55.

1,24.

0,33.

В течение 2010;2011 года в НБРК не поступало жалоб по задержке выплаты задолженности по депозитам юридических и физических лиц.

Доля неликвидных активов в сумме общих активов аналогичен по группе сопоставимых банков и составляет 59%, а отношение ликвидных и легкореализуемых активов к заимствованиям банка значительно ниже, чем по группе (11%) и составляет 6%.

Таблица 10 Сравнение сроков активов и обязательств на 01.01.2011 г.

Наименование статьи.

Активы.

Обязательства.

А-О.

До востребования.

13 484 542.

22 000 475.

— 8 515 933.

До 30 дней.

21 961 412.

29 320 891.

— 7 359 479.

До 3 месяцев.

39 778 697.

39 275 148.

503 549.

До 6 месяцев.

44 236 196.

39 281 052.

4 955 144.

До 1 года.

52 547 887.

39 760 359.

12 787 528.

Свыше 1 года.

2 019 758.

9 351 000.

— 7 331 242.

Данная таблица показывает, что наиболее уязвимой является текущая ликвидность банка со сроком до востребования, до 30 дней и свыше 1 года. Данный факт связан с тем, что основная часть привлеченных депозитов (83% или 21 225 401 тыс. тенге) являются депозитами до востребования, притом, что, банк размещает основную часть активов, в краткосрочные кредиты.

Доля привлеченных средств, которые могут быть одновременно и досрочно изъяты, составляют 63%, в то время как по группе сопоставимых банков — 60%. При этом, доля средств, которые не могут быть досрочно изъяты из банка, составляют — 27%, а по группе сопоставимых банков — 34%.

Учитывая, выше изложенное, а также тенденцию к снижению коэффициентов ликвидности, считаем возможным ликвидности банка присваивается рейтинг — «3» (посредственный).

Банком в течение 2011 года не нарушались установленные Национальным Банком пруденциальные нормативы и другие, обязательные к соблюдению нормы и лимиты.

Учитывая вышеизложенное, высокие коэффициенты рентабельности банка, а также тенденцию стабильного роста доходов, отсутствие блокированных кредитов, а также отсутствие в кредитном портфеле банка сомнительных и безнадежных кредитов и в то же время, принимая во внимание операционные убытки банка и снижение коэффициента ликвидности, считаем возможным присвоить банку комплексный рейтинг «2» (удовлетворительный).

Одновременно, считаем возможным рекомендовать банку пересмотреть политику управления активами и пассивами, в целях улучшения текущей ликвидности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой