Основные теории исторических закономерностей
Любить свою Родину и гордиться принадлежностью к ней — не значит мифологизировать её историю и оправдывать все ошибки и преступления, совершённые существовавшими на её территории режимами. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при… Читать ещё >
Основные теории исторических закономерностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В средние века господствовала христианская интерпретация истории: смысл истории и жизнь человечества виделись в воле Бога.
- 1. Теория общественно-экономических формаций Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно этой теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций. Ведущим фактором исторического развития является экономика, совершенствование орудий труда. Каждой ступени развития производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда) соответствуют определённые производственные отношения (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства), формирующие социальную структуру общества. К. Маркс (1818−1883) и Ф. Энгельс (1820−1895) делят историю человечества на пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной формации к другой происходит путём революций. К. Маркс утверждал, что «революция — это локомотив истории», «насилие — повивальная бабка истории». При советской власти эта теория была объявлена непогрешимой, хотя К. Маркс признавал, что некоторые страны, в том числе и Россия, не укладываются в предложенную им модель.
- 2. Теория цивилизаций. Её создатели — русский учёный Николай Данилевский (1822−1885), английский историк и социолог Арнольд Туйнби (1889−1975), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880−1936) и др.
Цивилизация — сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. Такой подход ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом, и общество как саморазвивающуюся систему. Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis — умственный) — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Каждая цивилизация проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Продолжительность существования цивилизации — от 1 до 1,5 тыс. лет.
Существуют три типа цивилизаций: природные (первобытные) сообщества, восточный и западный типы цивилизаций.
- а) природные сообщества — первобытные народы, живущие так же, как жили их далёкие предки (племена Африки, бассейна р. Амазонки и др.). Этот тип цивилизации характеризуется отсутствием прогресса, гармонией человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Он очень хрупок и почти исчез.
- б) восточный тип цивилизации (Древний Египет, Китай, Вавилон) характеризуется подчинением личных интересов общинным, государственным. Люди делятся на группы с чётко закрепленными социальными ролями, переход из одной группы в другую невозможен (касты в Индии). Черты восточного типа цивилизации: принцип коллективизма, авторитарное государство, являющееся верховным собственником. Тип государства — деспотимя, т. е. ничем не ограниченная власть правителя, опирающаяся на вооружённую силу. Перед лицом владыки одинаково бесправны все. Это компенсируется развитием духовной жизни. Вера в предопределённость судьбы (фатализм) отражает отсутствие возможностей человека влиять на исторический процесс.
- в) западный тип цивилизации характеризуется идеей прогресса, прежде всего, в сфере материальной культуры. Это античные общества Древней Греции и Рима, современные общества Западной Европы, Северной Америки и т. д. Для него характерна идеология индивидуализма (приоритет личности, её интересов, право человека самому определять свою судьбу с ответственностью за себя и свою семью). Черты западного типа цивилизации: высокий нравственный престиж труда, рыночная экономика, частная собственность и классовая структура общества, зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), формирование гражданского общества (системы добровольных объединений граждан, независимая от государства и противостоящая произволу его структур). Формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), верховенстве закона и прав личности.
Возникает вопрос о месте России в системе цивилизаций. К какому типу цивилизаций она относится? Россия — цивилизационно неоднородное общество, которое не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Отсюда для России всегда не просто стояла проблема выбора альтернатив развития.
Теория этносов Л. Н. Гумилёва. Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов Льва Гумилёва (1912;1992), утверждающая, что исторический процесс есть рождение, сосуществование и исчезновение этносов. Этнос — динамическая система, включающая людей, элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями (французы, греки, великороссы и др.). Этносы делятся на субэтносы. Например, в великорусском этносе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько этносов образуют суперэтносы (Западная Европа, Россия и др.). Развитие этносов определяется пассионарностью — стремлением к активной деятельности, переизбыток энергии. Гумилёв выделяет пассионариев — людей с высоким уровнем энергетики, сверхактивных, посвятивших себя достижению определённой цели. Рождение этноса учёный связывал с пассионарным толчком. Например, пассионарий Чингисхан в XIII в. объединил племена монголов и начал завоевание мира. Этнос переживает периоды подъёма, оскудения, инерции и умирания.
Теория этносов популярна, но её критики указывают на нечёткость и противоречивость некоторых положений, на не всегда объективный подбор фактов ради создания определённой схемы.
История России, соединившая прошлое Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической Российской Федерации с их эволюционной преемственностью и, вместе с тем, революционными переходами от одной общественной системы к другой, напоминает пёструю мозаику. Наша история разнообразна и противоречива. Здесь есть всё: созидание и разрушение, взлёты величия и катастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благородство и жестокость государственных деятелей. Мы можем согласиться с высказыванием Николая Чернышевского, что «исторический путь — не тротуар Невского проспекта», но невозможно согласиться со словами поэта Фёдора Тюмтчева, утверждавшего, что «русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело».
Любить свою Родину и гордиться принадлежностью к ней — не значит мифологизировать её историю и оправдывать все ошибки и преступления, совершённые существовавшими на её территории режимами. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, её творившим, и одновременно непримиримы к безнравственности и насилию. Пусть осознание уроков истории поможет совершенствованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забывает историю, обрекает себя на повторение пройденных ошибок».