Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индия в «ведийский период» (13-7 вв. до н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце «Ведийского» периода, но не раньше VIII в. до н. э., в долине Ганга появились первые города (они были меньше хараппских центров и хуже их были устроены) и древнейшие государства, которые в индийских источниках того времени называются «великими странами» (махаджанападами). Таких «великих стран» насчитывалось 16. Из них 14 индийская традиция помещала в долине Ганга, что указывало на более… Читать ещё >

Индия в «ведийский период» (13-7 вв. до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ведийский индия буддийский македонский Гипотезы о ранних миграциях ариев в Индию сложились преимущественно на основании лингвистических доказательств, а также этнографического анализа ведийской религии, ритуалов, поэзии, социальной организации и военного дела раннеиндоевропейских племён. Ныне считается, что индоарии, переселившиеся в древности в Индию, представляли собой часть протоиндоиранских племён (предков индоариев и иранцев), происхождение которых связывают с поселением бронзового века Синташта (комплекс археологических памятников эпохи бронзы XXI и XVIII вв. до н. э.; находится на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол) между посёлками Рымникский и Мирный в Брединском районе Челябинской области РФ) и андроновской археологической культурой к востоку от Каспийского моря, охватывавшей в XVII — IX вв. до н. э. территории Казахстана, Западной Сибири, западной части Средней Азии и Южного Урала.

Данные ведийских текстов и материалы археологии (ариев отождествляют с культурой «серой расписной керамики») позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарийских племён на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий.

Индоарийские племена не были территориально связаны с главными центрами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариев в Индию.

Конечно, расселение индоариев в разных районах проходило неодинаково, по-разному протекало и их взаимодействие с местными племенами. В Пенджабе, например, где индоарии взаимодействовали с местными дравидийскими племенами, сохранявшими определённые традиции очень высокой в прошлом Хараппской культуры, сложились условия для более интенсивного их развития. Быстрее шли и ассимиляционные процессы. В долине же Ганга, где обитали мундские племена, находившиеся на более низком уровне развития, нежели индоарии, развитие последних происходило не так интенсивно. Индоарии в борьбе за жизненное пространство оттесняли мунда в лесные районы.

Осваивая долину Ганга, индоарии стали переходить к оседлой жизни. С помощью железных орудий труда, которые тогда только входили в использование, они расчищали дремучие чащи, осушали болота, строили ирригационную систему. До середины I тыс. до н. э. весь бассейн Ганга уже был обжит индоариями, хотя там ещё оставалось немало болот и джунглей. Несколько позднее индоарии стали проникать и в более южные районы Индостана.

До своей миграции в Индию в среде индоариев уже появилось социальное неравенство, зачатки варно-кастовой системы, легитимная центральная власть. Процесс расселения сопровождался дальнейшим развитием социальной и политической организации самих ведийских племён. Постепенно создавалась новая культура, которая вобрала в себя достижения индоарийских и местных племён и стала общей для значительной части населения Северной Индии. Эту культуру можно уже смело считать индийской культурой I тыс. до н. э.

До своей миграции в Индию индоарийские племена вели полукочевой образ жизни. Но по мере адаптации в Индии ведийское общество становилось обществом земледельцев. Тем не менее, очень важным для него было и занятие скотоводством. В «Ригведе» неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами; война воспринималась, как стремление получить коров. При этом корова освящалась. Для её обозначения часто применялся термин «агхнья» (т.е. «тот, кто не должен быть убит»).

В ведийском обществе уже наблюдалось имущественное неравенство. Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, существовали бедняки. В сочинениях поздневедийского периода появляются данные о дарении и купле земли, хотя право собственника было в значительной степени ограничено «волей племени».

Обрабатываемые участки поступали во владение частных лиц, что создавало условия для дальнейшего развития имущественного и социального неравенства. Постепенно некоторые члены коллектива богатели, становились привилегированным сословием в некогда единой общине, владели даже рабами, а разорившиеся общинники утрачивали независимость и превращались в зависимых соплеменников.

Появление рабства явилось ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в рабскую зависимость стали попадать и сообщинники.

Ведийские племена жили ганами, которые первоначально представляли собой родоплеменные коллективы. Во главе этих ган стояли ганапати. В гимнах «Ригведы» содержатся своего рода предания о прошлом, когда индоарии жили едиными, сплочёнными коллективами, совместно трудились, вместе приносили жертвы богам, поровну распределяли плоды своего труда.

Все вопросы внутренней жизни и управления решались полноправными общинниками на собраниях племенных коллективов — видатхе, сабхе, самити (собрания племени разного уровня).

В ведийских текстах есть прямые указания на то, что женщины не имели права присутствовать на заседаниях ганы и, очевидно, вообще не имели никаких политических прав.

Население объединялось в деревни — грамы, которые состояли из больших патриархальных семей — кула. Грамы имели собственное управление.

Постепенно органы племенного управления перерастали в органы государственной власти. Во главе племени стоял старшина (вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани).

Судя по ранневедийским текстам, первоначально правитель-раджа выбирался народом, очевидно собиравшимся для этого на особое собрание. В «Ригведе» и «Атхарваведе» рассказывается о таких выборах.

Поскольку образование государства — продолжительный процесс, в течение долгого времени сохранялись пережитки старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, но постепенно они становились собранием знати, приближённых царя — раджи. В ведийских источниках подробно описываются специальные церемонии избрания царя (раджасуя), личности которого придавалось божественное освящение. Всё большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом и советником царя. Немалый интерес представляет перечисление лиц, участвовавших в церемонии и называвшихся «делателями царя».

Постепенно практика избрания заменяется принципом наследования и власть, как правило, переходит от отца к сыну. Так из ранневедийских ган возникают обычно небольшие по территории государственные образования. В зависимости от целого ряда условий они могли принимать форму монархий или республик. Но ещё долгое время сохранялись олигархические институты, черты первобытнообщинной организации, особенно на периферии.

Со временем появляются органы государственной власти, постоянные государственные должности. Народ облагается налогами. Так, например, бали, который прежде являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

Племенная дружина постепенно превращается в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати). Во время битвы царь и профессиональные воины (кшатрии) сражались на колесницах, свободные общинники — в пешем строю.

Постепенно в Индии стала формироваться кастовая (от португальского «саstа» — «происхождение», изначально «чистая порода»; в Индии эти группы обозначались санскритским термином «джати») система. О её развитии ценные сведения нам дают «Калпасутры», посвящённые религиозным и социальным церемониям. Касты (джати) появляли в рамках существовавшей в среде индоариев уже в период первоначального заселения ими Индии системы сословий, позже названных «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Касты (джати) ещё более жёстко закрепляли сословную принадлежность.

В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие варны, и только в последней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырёх варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бёдер и шудры — из ступней.

Брахманы в иерархии варн стоят первыми. Они защищали свои привилегии в культе, права на совершение священных церемоний и знание текстов.

В действительности же реальная власть находилась в руках кшатриев — воинов. Как правило, царями становились представители кшатрийской варны, они же стояли во главе государственного управления, контролировали такой важный инструмент власти, как армия, занимая в ней высшие посты. В поздневедийских текстах имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.

Варна вайшьев была самой многочисленной, а вайшьи являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху они ещё сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, то принято считать, что варна шудр сложилась позже других, из местного населения, подчинённого ариями. К шудрам относили также рабов, зависимых, арендаторов, других лиц, не имевших своей земли.

Три высшие варны считались «дваждырождёнными», их представители имели право на посвящение (упанаяна); шудры же рассматривались как «единождырождённые» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты.

Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань. На войне царь являлся главнокомандующим. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не только из подчиненных, но и из членов его семейства. С делами управления царям помогали верховные жрецы (пурохита), сан которых уже также становится наследственным. Индоарийское право ещё только вырабатывалось. Встречаются правовые понятия судьи, закона, преступления, выкупа, а также штрафа в пользу общины или потрепевшего.

Политическая жизнь ведийской Индии отличалась крайней нестабильностью. Многочисленные племена легко снимались с обжитых мест и находили себе иное место. Неожиданно возникали и гибли царства, династии, менялись их названия. Контуры политической истории страны просматриваются в этой политической мозаике только с середины I тыс. до н.э.

В конце «Ведийского» периода, но не раньше VIII в. до н. э., в долине Ганга появились первые города (они были меньше хараппских центров и хуже их были устроены) и древнейшие государства, которые в индийских источниках того времени называются «великими странами» (махаджанападами). Таких «великих стран» насчитывалось 16. Из них 14 индийская традиция помещала в долине Ганга, что указывало на более быстрые темпы развития государственности в этой части страны в VI — V вв. до н. э. и на особую роль в жизни Индии расположенных здесь государств. Все они имели разное политическое устройство. Одни из них были примитивными монархиями с очень слабой центральной властью, другие — олигархическими республиками.

По религиозным представлениям ведийского и эпического периодов, происхождение царей (раджей) и царских династий объяснялось волей богов. Согласно наиболее распространённой традиции, главными династиями в долине Ганга в эпический период были Солнечная и Лунная, основателями которых считались потомки богов Солнца и Луны. С Солнечной династией связывался герой «Рамаяны» Рама, а с Лунной — известный род Кауравов. Потомком этого рода был, по традиции, царь Бхарата, имя которого упоминалось ещё в «Ригведе». Имя Бхараты было окружено ареолом особой славы. В честь этого прославленного царя вся Северная Индия уже в древности стала называться Бхаратаваршей — страной потомков царя Бхараты.

В «Ригведе» содержатся некоторые факты политической истории, но реальность этих событий довольно сомнительна.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой