Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дополнительное профессиональное образование судей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно подпунктам 3.2, 3.3, 3.5 Договора студентка Колоусова М. А. обязана освоить основную образовательную программу по избранной специальности в соответствии с государственным стандартом, овладеть в полном объеме специальными дисциплинами, спецкурсами, практикумами, предусмотренными учебным планом Института, получить документ об окончании Института (пп. 3.2); прибыть на работу в следственное… Читать ещё >

Дополнительное профессиональное образование судей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 20.1 Закона № 3132−1 судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными НПА РФ.

Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определяются Верховным Судом РФ. Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать шесть месяцев.

Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Судья обязан повышать квалификацию. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными НПА РФ, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде. Порядок, сроки и иные формы прохождения судьей повышения квалификации определяются Верховным Судом РФ.

Порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями и судьями конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяются законами субъектов РФ.

Профессиональное образование и обучение прокурорских работников

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон № 2202−1) устанавливает правовую основу профессионального образования и обучения прокурорских работников[1].

Согласно ст. 43.4 Закона № 2202−1 дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания.

Результаты полученного дополнительного профессионального образования прокурорского работника учитываются при решении вопросов о соответствии его занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии со ст. 43.5 Закона № 2202−1 подготовка кадров для органов прокуратуры осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых в соответствии с законодательством РФ.

Обучение прокурорских работников по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры.

Прокурорские работники, обучающиеся в научных и образовательных организациях прокуратуры по программе подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре по очной форме, освобождаются от занимаемой должности и откомандировываются в соответствующие научные и образовательные организации прокуратуры.

В период обучения по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме за этими прокурорскими работниками сохраняются должностной оклад, доплаты за классный чин и выслугу лет.

Срок получения высшего образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.

Лица, получившие высшее юридическое образование на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, прокурорские работники, окончившие обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или организациях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или организаций прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избранием или назначением на должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Из судебной практики Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Курской области обратилось в суд с иском к Колоусовой М. А., в котором просило взыскать с ответчика в пользу следственного управления Следственного комитета РФ по Курской области для последующего перечисления в доход федерального бюджета затраты, произведенные за счет бюджетных средств на ее обучение в МГЮА, в размере 311 210 руб.,.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 05.06.2007 г., действовавшей на момент заключения договора о специальной подготовке студента от 9.10.2009 г.) лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4 настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников, указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Аналогичные положения закреплены в ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя, предусмотрена главой 32 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что договор о специальной подготовке студента с последующим трудоустройством является ученическим договором.

Порядок взыскания затрат на обучение с лиц, не приступивших к работе в органах Следственного комитета РФ после окончания учебного заведения, и срок обращения с иском о взыскании этих затрат положениями федеральных законов от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» и от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» не урегулированы.

В то же время согласно ч. 2 ст. 207 Трудового кодекса РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Из материалов дела следует и судом установлено, что между Колоусовой М. А. и Институтом прокуратуры МГЮА, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Курской области был заключен договор о специальной подготовке студентки Колоусовой М. А. в Институте прокуратуры МГЮА с последующим трудоустройством в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Курской области.

Пунктом 2 Договора предусмотрено, что следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Курской области обязуется возмещать Академии затраты, связанные с целевой подготовкой студентов в Институте согласно заключенному договору (пп. 2.2); совместно с Институтом обеспечить прохождение производственной практики по прокурорско-следственной специализации в соответствии с учебным планом (пп. 2.3); трудоустроить студента, успешно прошедшего итоговую аттестацию и получившего документ об образовании, в органы следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Курской области, назначив на оперативную должность, и предоставить работу, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования (пп. 2.4).

Согласно подпунктам 3.2, 3.3, 3.5 Договора студентка Колоусова М. А. обязана освоить основную образовательную программу по избранной специальности в соответствии с государственным стандартом, овладеть в полном объеме специальными дисциплинами, спецкурсами, практикумами, предусмотренными учебным планом Института, получить документ об окончании Института (пп. 3.2); прибыть на работу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Курской области для выполнения должностных обязанностей (пп. 3.3); отработать по месту назначения не менее пяти лет (пп. 3.5).

На работника, уволенного из органов прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также студента, отказавшегося от продолжения обучения, отчисленного за неуспеваемость или недисциплинированность из Института прокуратуры МГЮА, возлагается обязанность возместить Следственному комитету при прокуратуре РФ фактически произведенные затраты на его обучение (п. 4.2).

В соответствии с указанным договором Колоусова М. А. прошла обучение, ею получен диплом о высшем профессиональном образовании, выданный ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», согласно которому ей присвоена квалификация «юрист» по специальности «юриспруденция».

В августе 2014 года Колоусова М. А. явилась в следственное управление, представила в отдел кадров диплом, написала заявление о рассмотрении ее кандидатуры в качестве претендента на службу для замещения вакантной должности.

Разрешая спор и отказывая следственному управлению Следственного комитета РФ по Курской области в удовлетворении требований о взыскании с Колоусовой М. А. затрат на обучение, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы трудового законодательства. И поскольку о не трудоустройстве ответчика в следственное управление Следственного комитета РФ по Курской области на основании заключенного договора о специальной подготовке студентки Колоусовой М. А. с последующим трудоустройством в органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который является ученическим договором, истец знал с ноября 2014 года, имел возможность своевременно обратиться в суд, однако с исковым заявлением о взыскании расходов, связанных с ученичеством, обратился с пропуском установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ срока, о чем заявлено стороной ответчика, при этом надлежащие и допустимые доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представлены, суд пришел к выводу об отказе в иске по данному основанию.

Доводы стороны истца о том, что договор о специальной подготовке студента носит гражданско-правовой характер, потому возникшие из него правоотношения подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса РФ, суд отверг как несостоятельные.

Из анализа содержания заключенного между сторонами Договора о специальной подготовке студентки Колоусовой М. А. в Институте прокуратуры МГЮА с последующим трудоустройством в органы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Курской области следует, что он основан на положениях гл. 32 Трудового кодекса РФ «Ученический договор».

В то же время в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в ч. 5 ст. 16 указано, что эти договоры являются ученическими.

Таким образом, заключая ученический договор с последующим трудоустройством, работодатель вступает с учеником в иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, которые подпадают под действие трудового законодательства и им регулируются, в том числе ч. 2 ст. 207 Трудового кодекса РФ о возмещении затрат в связи с ученичеством.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы трудового, а не гражданского законодательства, с чем судебная коллегия соглашается1.

  • [1] Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшееюридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами. Ср. с более обоснованной нормой о требованиях к высшему образованию судей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой