Контрнаступление советской армии
На Донском фронте особенно ожесточённые бои развернулись в полосе наступления правофланговых соединений 65-й армии. Первые две линии траншей противника, проходившие по прибрежной возвышенности, удалось захватить сходу. Однако решающие бои развернулись за третью линию, проходившую по меловым высотам. Они представляли собой мощный узел обороны. Все лощины и крутые склоны высот были заминированы… Читать ещё >
Контрнаступление советской армии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К осени 1942 года в основном завершилось техническое перевооружение Красной Армии. На находящихся в глубоком тылу и эвакуированных заводах было налажено массовое производство новой боевой техники, которая не только не уступала, но зачастую превосходила технику и вооружение вермахта. В ходе прошедших сражений советские войска приобрели боевой опыт. Наступил момент, когда нужно было вырвать у врага инициативу и начать массовое изгнание его из пределов Советского Союза.
При участии военных советов фронтов в Ставке был разработан план Сталинградской наступательной операции. Советским войскам предстояло перейти в решительное контрнаступление на фронте в 400 км, окружить и уничтожить сосредоточенную в районе Сталинграда ударную группировку противника. Эта задача возлагалась на войска трёх фронтов — Юго-Западного (командующий — генерал Н.Ф. Ватутин), Донского (командующий — генерал К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (командующий — генерал А.И. Ерёменко).
Силы сторон были примерно равными, хотя в танках, артиллерии и авиации советские войска уже имели небольшое превосходство над противником. В таких условиях для успешного выполнения операции было необходимо создать значительный перевес в силах на направлениях главных ударов, что и было достигнуто с большим искусством. Успех был обеспечен, прежде всего, благодаря тому, что особое внимание было уделено оперативной маскировке. Войска передвигались на заданные позиции только ночью, при этом радиоточки частей оставались на прежних местах, продолжая работать, чтобы у противника создавалось мнение, что части остаются на прежних позициях.
Советское командование сосредоточило на направлении главного удара в секторе протяжённостью 60 километров более миллиона человек, которых поддерживали 900 только что сошедших с конвейера танков Т-34. Такой концентрации боевой техники на фронте ещё не бывало.
Немецкое командование не проявило к положению своей группы армий «Б» должного внимания, т.к. ожидало наступления советских войск против группы армий «Центр». Командующий группой «Б» генерал Вейхс был не согласен с этим мнением. Его беспокоил плацдарм, подготовленный противником на правом берегу Дона напротив его соединений. По его настоятельным требованиям к концу октября на Дон было переброшено несколько недавно сформированных полевых подразделений люфтваффе, чтобы усилить оборонительные позиции итальянских, венгерских и румынских соединений.
Прогнозы Вейхса подтвердились в начале ноября, когда фотографии, сделанные воздушной разведкой, показали наличие в этом районе нескольких новых переправ. Через два дня Гитлер приказал перебросить с Ла-Манша в группу армий «Б» 6-ю танковую и две пехотные дивизии в качестве резервного подкрепления 80й итальянской и 3-й румынской армий. На их подготовку и переброску в Россию требовалось около пяти недель. Гитлер не ожидал от противника каких-либо значительных действий до начала декабря, по его расчётам подкрепление должно было прийти вовремя.
Ко второй неделе ноября с появлением советских танковых частей на плацдарме Вейхс уже не сомневался, что в зоне 3-й румынской армии готовится крупное наступление. Однако Верховное командование было скорее заинтересовано в наращивании мощи 6-й армии для решающего сражения за Сталинград, нежели в укреплении слабых флангов соединений генерала Вейхса.
19 ноября в 8 часов 50 минут после мощной, почти полуторачасовой артиллерийской подготовки, несмотря на туман и сильный снегопад, войска Юго-Западного и Донского фронтов, расположенные северо-западнее Сталинграда, перешли в наступление. Против 3-й румынской действовали 5-я танковая, 1-я гвардейская и 21-я армии. Из-за резкого ухудшения погодных условий авиация бездействовала. Оказалось также, что в ходе артподготовки огневые средства противника были подавлены не до конца, из-за чего наступление советских войск в какой-то момент замедлилось. Генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин принял решение ввести в сражение танковые корпуса, которые позволили окончательно взломать румынскую оборону и развить наступление.
На Донском фронте особенно ожесточённые бои развернулись в полосе наступления правофланговых соединений 65-й армии. Первые две линии траншей противника, проходившие по прибрежной возвышенности, удалось захватить сходу. Однако решающие бои развернулись за третью линию, проходившую по меловым высотам. Они представляли собой мощный узел обороны. Все лощины и крутые склоны высот были заминированы и прикрыты проволочными заграждениями. Противник проводил яростные контратаки, пытаясь отбросить наступавших в исходное положение. Обойти высоты в тот момент не было возможности, и после мощного артиллерийского налёта войны 304-й стрелковой дивизии пошли на штурм вражеских укреплений. Несмотря на ураганный пулемётный и автоматный огонь, к 16 часам упорное сопротивление противника было сломлено.
В итоге первого дня наступление наибольших успехов добились войска Юго-Западного фронта. В обороне противника образовалась брешь шириной до 16 км.
20 ноября южнее Сталинграда перешёл в наступление Сталинградский фронт. Это оказалось для немцев полной неожиданностью. Наступление Сталинградского фронта также началось в неблагоприятных погодных условиях. Из-за ограниченной видимости приходилось вести огонь по ненаблюдаемым целям, за исключением тех орудий, что были выведены на стрельбу прямой наводкой. Несмотря на это, система огня противника в основном была нарушена.
После артподготовки, которая продолжалась 40−75 минут, соединения 51-й и 57-й армий перешли в наступление. Прорвав оборону 4-й румынской армии и отразив многочисленные контратаки, они начали развивать успех в западном направлении. К середине дня были созданы условия для ввода в прорыв армейских подвижных групп.
Стрелковые соединения армий наступали вслед за подвижными группами, закрепляя достигнутый успех. Под ударами советских войск фронт противника трещал по всем швам. Фронт рухнул, а остатки румынских войск обратились в бегство.
В ночь на 21 ноября в ставке Гитлера стало известно о разгроме 3-й румынской армии. Командование люфтваффе докладывало, что из-за плохой погоды авиация не может поддерживать наземные войска. В ходе почти непрерывных совещаний в ставке Гитлера шли лихорадочные поиски выхода из создавшегося положения. Командование вермахта всё ещё надеялось остановить наступление советских войск контрударами танковых соединений. Гитлер заверил, что не допустит окружения 6-й армии, а если всё же это произойдёт — примет все меры к её деблокаде.
Пока германское командование искало пути предотвращения надвигавшейся катастрофы, советские войска развивали достигнутый успех. Подразделению 26-го танкового корпуса в ходе дерзкой ночной операции удалось захватить единственную уцелевшую переправу через Дон в районе города Калач. Захват этого моста имел огромное стратегическое значение. Быстрое преодоление советскими войсками этой крупной водной преграды обеспечивало успешное завершение операции по окружению вражеских войск под Сталинградом.
К исходу 22 ноября войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, разделяло всего 20−25 км. Вечером 22 ноября Сталин приказал командующему Сталинградским фронтом Еременко завтра же соединиться с передовыми войсками Юго-Западного фронта, которые вышли к Калачу, и замкнуть кольцо окружения.
Предвидя подобное развитие событий и чтобы воспрепятствовать полному окружению 6-й полевой армии, немецкое командование срочно перебросило в район восточнее Калача 14-й танковый корпус. Всю ночь на 23 ноября и первую половину следующего дня части советского 4-го механизированного корпуса сдерживали натиск рвавшихся на юг танковых частей врага и не пропустили их.
Командующий 6-й армией уже в 18 часов 22 ноября радировал в штаб группы армий «Б», что армия окружена, положение с боеприпасами критическое, запасы горючего на исходе, а продовольствия хватит всего на 12 дней. Поскольку никаких сил, которые могли бы деблокировать окруженную армию, у командования вермахта на Дону не было, Паулюс обратился в ставку с просьбой о самостоятельном прорыве из окружения. Однако его просьба осталась без ответа. Вместо этого он получил приказ немедленно направиться в котел, где организовать круговую оборону и ждать помощи извне.
23 ноября войска всех трех фронтов продолжали наступление. В этот день операция достигла своей кульминации. Две бригады 26-го танкового корпуса переправились через Дон и с утра повели наступление на Калач. Завязался упорный бой. Противник яростно сопротивлялся, понимая важность удержания этого города. Тем не менее, к 14 часам он был выбит из Калача, в котором располагалась главная база снабжения всей сталинградской группировки. Все находившиеся там многочисленные склады с горючим, боеприпасами, продовольствием и другим военным имуществом были либо уничтожены самими немцами, либо захвачены советскими войсками.
Около 16 часов 23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе Советского, завершив таким образом окружение сталинградской группировки противника. Несмотря на то, что вместо запланированных двух-трех дней на выполнение операции потребовалось пять суток, успех был достигнут.
Командование 6-й немецкой армии спешно пыталось создать круговую оборону. На западный участок фронта началась срочная переброска войск из Сталинграда. За короткий срок противнику удалось создать группировку из шести дивизий. Чтобы сковать его силы в самом Сталинграде, 23 ноября перешла в наступление 62-я армия генерала В. И. Чуйкова. Её войска атаковали немцев на Мамаевом кургане и в районе завода «Красный Октябрь», но встретили яростное сопротивление. Глубина их продвижения за день не превысила 100−200 м.
27 ноября фюрер поручил фельдмаршалу фон Манштейну подготовить деблокаду 6-й полевой армии. Гитлер уповал на новые тяжелые танки — «тигры», рассчитывая, что они смогут снаружи прорвать кольцо окружения.
Пока Манштейн получил прибывшее с Кавказа подкрепление и готовил операцию, советские войска расширили внешнее кольцо и укрепили его. Когда 12 декабря танковая группа Гота пошла на прорыв, она смогла пробиться через позиции советских войск, им передовые ее части отделяли от Паулюса меньше 50 км, но Гитлер запретил Фридриху Паулюсу оголить Волжский фронт и, оставив Сталинград, пробиваться навстречу «тиграм» Гота, чем окончательно решил судьбу 6-й армии.
К январю 1943 года враг был отброшен от сталинградского «котла» на 170−250 км. Гибель окруженных войск стала неизбежной. Почти вся занимаемая ими территория простреливалась огнем советской артиллерии.
10 января 1943 года генерал-полковник Паулюс, несмотря на безнадежное положение своей армии, отказался капитулировать, пытаясь, сколько будет возможно, сковывать окружавшие его советские войска. В тот же день Красная Армия начала операцию по уничтожению 6-й полевой армии вермахта. В последние дни января советские войска оттеснили остатки армии Паулюса в небольшой район полностью разрушенного города и расчленили продолжающие обороняться подразделения вермахта. 24 января 1943 года генерал Паулюс отправил Гитлеру одну из последних радиограмм, в которой сообщал, что группировка находится на грани уничтожения, и предложил эвакуировать ценных специалистов. Гитлер снова запретил остаткам 6-й армии пробиваться к своим и отказался вывезти из котла кого-либо, кроме раненых.
В ночь на 31 января 38-я мотострелковая бригада и 329-й саперный батальон блокировали район универмага, где находился штаб Паулюса. Накануне он получил телеграмму, в которой сообщалось о присвоении ему звания фельдмаршала. Рано утром два советских парламентера пробрались в подвал полуразрушенного здания и передали ему ультиматум. После полудня Паулюс поднялся на поверхность и отправился в штаб Донского фронта, где его с текстом капитуляции ожидал Рокоссовский. Однако, несмотря на то, что Паулюс сдался в плен и подписал капитуляцию, в северной части Сталинграда немецкий гарнизон под командованием генерал-полковника Штекера отказался принять условия капитуляции и был уничтожен концентрированным огнём тяжёлой артиллерии. В 16.00 2 февраля 1943 года условия капитуляции 6-й полевой армии вермахта вступили в силу. Впервые в истории ВОВ был пленён гитлеровский офицер столь высокого ранга.
Итоги битвы
С начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и до конца 1943 года Германия потеряла более 2,2 млн. человек, 3,5 тыс. танков, около 7 тыс. самолётов. Только летом — осенью 1943 года немцы потеряли более половины всех своих войск на восточном фронте. Свержение Муссолини в Италии вывело из войны одного из наиболее надёжных союзников Гитлера.
Немецкая армия оказалась на грани военной катастрофы.
К концу 1943 года советские войска освободили почти половину всех территорий, оккупированных противником. Ещё предстояла серьёзная и долгая борьба. Но её итог был уже во многом предрешён. Начался коренной перелом.