Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие концертно-филармонических организаций на Урале в 1917-1970-е гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концертно-гастрольное направление можно считать исторически первым направлением работы филармоний. Из ранних постановлений, касающихся концертно-филармонических организаций следует, что филармонии, прежде всего, должны были осуществлять централизованное концертное обслуживание области местными художественными силами. Однако на практике в рамках этого направления филармония выполняла гораздо… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Предпосылки становления концертно-филармонической деятельности на Урале
    • 1. Организация управления музыкально-концертной сферой в России
    • 2. Музыкальное просвещение на Урале в первой трети XX в
  • ГЛАВА II. Организация филармоний на Урале в 30−70-е гг. XX в
    • 1. Формирование функций и структурно-организационного устройства филармоний
    • 2. Материальное положение филармоний
  • ГЛАВА III. Деятельность концертно-филармонических организаций на Урале в 30−70-е гг. XX в
    • 1. Создание художественных коллективов и развитие концертно-гастрольного направления деятельности филармоний
    • 2. Агитационно-пропагандистское и воспитательное направление деятельности филармоний
    • 3. Просветительская деятельность филармоний

Становление и развитие концертно-филармонических организаций на Урале в 1917-1970-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Историко-культурный процесс, начавшийся с приходом партии большевиков к власти, характеризовался коренной реконструкцией всех сфер жизни российского общества. Новое видение большевиками государственного устройства, роли культуры и искусства в процессе социалистического строительства диктовало появление новых форм просвещения и идейно-политического воспитания. Концертно-филармоническая сфера как сложное культурное явление, находящееся на стыке нескольких областей жизнедеятельности общества — музыки, литературы, театра, образования, с их богатейшими возможностями влияния на людей, как нельзя лучше подходила для этой цели.

В современных условиях построение новых форм и выработка разнообразных методов просвещения общества в музыкально-концертной сфере невозможны без обращения к опыту прежних поколений. Этот опыт является важным элементом исторического прошлого нашей страны, который следует учитывать как при проведении полномасштабных научных исследований, посвященных проблемам культурной истории, так и при реализации отдельных региональных проектов. Кроме того, положительный опыт советских филармоний может быть использован современными филармоническими организациями.

Актуальность темы

настоящей работы обусловлена также слабой степенью изученности ее в исторической науке, что подтверждает историографический анализ проблемы. Деятельность концертно-филармони-ческих организаций Урала, как правило, рассматривается лишь вскользь, в связи с изучением истории музыкальной культуры региона в целом или истории отдельных филармонических коллективов (хоровых капелл, оркестров). Такой подход не раскрывает полного содержания многоплановой деятельности филармоний. Необходимо расширить круг исследуемых проблем и провести комплексное изучение концертно-филармонического дела на Урале.

Объектом исследования является концертно-филармоническая организация. Она рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как конкретное учреждение культуры, которое имеет определенную дату возникновения, внутреннюю структуру, функции и т. д.1 Во-вторых, филармония понимается как социокультурное явление музыкально-просветительского процесса. Этот процесс берет свое начало задолго до появления учреждения и не заканчивается с его возникновением. Любое музыкально-филармоническое учреждение (концертно-эстрадное бюро, государственная эстрада, филармония) вторично по отношению к филармоническому процессу.

Предметом исследования является процесс становления и развития филармонических организаций на Урале. Акцент в диссертации ставится на раскрытие многоплановой социально-культурной деятельности филармонии.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период развития Советского государства от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до конца 70-х гг. Обращаясь к изучению отечественной культуры, мы стремились охватить наиболее значимый период, в котором отразились основные тенденции советской филармонической деятельности в России и на Урале. Нижняя граница знаменует собой начало новой культурно-исторической действительности, ранее которой рассмотрение выбранной проблемы бессмысленно: советская филармония была детищем советской культуры. Верхняя граница обусловлена сугубо внутренними изменениями в филармоническом деле. Именно в выбранный исторический период можно говорить об общих правовых, материальных, социальных и.

1 Само слово «филармония» происходит от греческого фйеш — люблю и apuoviaгармония. культурных предпосылках появления филармоний, о возникновении и развитии форм и методов работы со зрителем, возможных только в той исторической действительности. В последующий период (1980;1990;е гг.) началось моделирование новых форм существования филармонического дела. Это было связано с появлением тормозящих тенденций в деятельности одних и внедрением элементов перестройки в других уральских филармониях. Эти явления вызвали дискуссию на страницах периодической печати, в ходе которой обнаруживаются поиски путей продолжения функционирования филармонических организаций в новых экономических и творческих условиях.

Территориальные рамки исследования охватывают Уральский регион (Пермскую, Свердловскую, Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую области) как единый культурно-исторический ареал. Административно-территориальное деление края за годы советской власти неоднократно менялось. В 1923 г. несколько уральских территорий были объединены в Уральскую область, которую в 1934 г. разделили на три самостоятельные области — Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую. В результате нового территориального деления образовалась Оренбургская область (с 1938 по 1957 г. именовавшаяся Чкаловской). В 1938 г. самостоятельный статус получила Пермская область (с 1940 по 1957 г. именовалась Молотовской), а в 1943 г. — Курганская область. Изменение административных границ уральских территорий имело во многом второстепенный характер, так как в общественном сознании и на уровне государственного управления Урал всегда оставался единым географическим и экономическим пространством.

Степень изученности проблемы. В отечественной историографии очень мало работ, посвященных непосредственно проблемам концертно-филармонической сферы, тем более их региональному аспекту. Чаще всего эти вопросы затрагиваются в исследованиях в качестве второстепенных и, следовательно, недостаточно изучены. Все многообразие научной литературы, так или иначе касающейся выбранной темы, на наш взгляд, можно разделить на несколько групп.

Работы, отнесенные к первой группе, посвящаются непосредственно изучению вопросов организации и функционирования концертно-филармонической деятельности. Отметим, что впервые проблемы концертной сферы как самостоятельной темы исследования начинают разрабатываться лишь в 1980;е гг. Особенно плодотворно в этой области работает Е. В. Дуков. Ряд его ранних статей посвящается исследованию музыкально-концертной сферы в СССР2. В них он анализирует систему управления в музыкально-концертной области в масштабах страны и ее эволюцию, затрагивает ряд социально-экономических проблем концертных организаций, включая филармонии. Статьи основаны на целом комплексе источников, в том числе на архивных материалах, печатных изданиях. В качестве иллюстраций изучаемых процессов он приводит данные центральных концертно-филармонических организаций (московских, ленинградских). Последующие труды Е. В. Дукова связаны с освещением искусствоведческого и философского аспектов концертной деятельности преимущественно на материалах западноевропейской художественной жизни3. Нами принята трактовка Е. В. Дуковым некоторых социально-культурных явлений, например, понимание «концерта» как универсальной формы существования исполнительских искусств, а также выделенные автором важнейшие социальные функции музыкального концерта.

2 Дуков Е. В. Социальные проблемы функционирования концертов симфонической музыки в СССР // К вопросу социального функционирования искусства. — М., 1982. -С. 53−93- Дуков Е. В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. — М., 1984. — С. 227−231- Дуков Е. В. Некоторые проблемы управления концертно-филармонической деятельностью в СССР. Обзорная информация. — Вып. 3. — М., 1985; Дуков Е. В. Из истории концертного дела в СССР // Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. — М., 1986.

3 Дуков Е. В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры. — Автореф.. докт. филос. наук. — М., 1999; Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. -М., 2003.

Вопросы концертно-филармонической сферы советского и более позднего периода активно обсуждались на страницах журналов и газет в 1980;1990;е гг., что связано с внутренними изменениями в системе филармонического дела. Можно выделить ряд статей Т. А. Грозиной, работы которой посвящены рассмотрению практических вопросов деятельности Свердловской филармонии 4. Автор, например, поднимает вопрос по актуальной для 80-х гг. проблеме комплексного решения вопросов планирования работы филармонии, обращает внимание на недостаточное освещение деятельности филармонии средствами массовой коммуникации и др. Несмотря на то, что автором освещается филармоническая деятельность 80-х гг., в статьях затрагиваются и некоторые вопросы, корни которых нужно искать в более раннем историческом периоде.

Исследователей в 80-е гг. интересуют также общие проблемы развития филармонического дела. Так, например, А. Лурье анализирует экономический аспект деятельности филармоний5. В статье Е. Богатыревой приводятся интересные данные анализа одной из форм организации слушателей — «абонементной системы» филармонии. Автору удается определить ряд закономерностей социально-демографического характера «абонементного» филармонического концерта6. Л. Тихвинская проводит исследование становления и развития советского эстрадного искусства, ставшего филармоническим явлением7.

В последнее время в исторической науке заметен возрастающий интерес к проблемам филармоний, их деятельности и истории.

4 Грозина Т. А. Опыт работы Свердловской областной филармонии // Культура и искусство в СССР. Сер.: музыка. — Вып. 5. — М., 1986; Грозина Т. А. О работе Свердловской областной филармонии. Информационная справка / Мин. культ. СССРМ., 1985.

5 Лурье А. Особенности экономики и организации концертной деятельности // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. — М., 1984.-С. 127−135;

6 Богатырёва Е. Проблемы организации концертов // Советская музыка. — 1986. — № 5 становления. Это обусловлено значимым положением филармонических организаций в современной культурной жизни региона. Отметим статьи Т. С. Шиловой о зарождении филармонического дела в Курганской области, когда функционировало еще Курганское областное концертно-эстрадное бюро (1943;1958 гг.), О. В. Воробьёвой о современном состоянии Курганской филармонии и ее роли в культурной жизни Зауралья, статью-воспоминание художественного руководителя Пермской о филармонии Т. О. Каленюк и др. Эти работы свидетельствуют о возрождающемся научном интересе к проблемам филармонической деятельности, однако еще не получившем серьезного монографического оформления.

Следующую, вторую, группу представляют труды по изучению проблем советской культурной политики. Концертно-филармоническая деятельность как сложное социокультурное явление соприкасалась с другими областями культуры (театром, литературой, просвещением). Поэтому работы исследователей B.C. Жидкова, А. Я. Флиера, Е. С. Громова, В. Эггелинга, посвященные выявлению основных тенденций эволюции культурной политики России и практическому применению ее принципов в литературной и театральной сферах, нам также представляются важными для осмысления темы9. Особенно следует выделить работу С. С. Загребина о культурной политике государства, ее.

7 Тихвинская JI. Куда исчезла «настоящая эстрада»? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. Сб. ст. — М., 1988. — С. 28−53.

8 Шилова Т. С. Деятельность Курганского областного концертно-эстрадного бюро (1943— 1958) // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб. науч. тр. — Вып.2. — Курган, 1999. — С.130−135- Воробьёва О. В. Роль Курганской областной филармонии в культурной жизни Зауралья // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб.науч.тр. — Вып. 5. -Курган, 2003. — С. 130−135- Каленюк Т. О. 60 лет Пермской филармонии (из воспоминаний) // Культурная жизнь Прикамья XIX—XX вв. — Пермь, 1996. — С.23−25- Шепелев А. Областная филармония // Челябинск в разных измерениях. — Челябинск, 1986.

9 Жидков B.C. Культурная политика и театр. — М., 1995; Жидков B.C., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история. — М., 2001. Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. — М., 1998; Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. — М., 1999. принципах и реализации в 1900;1940 гг.10 В этой работе автор сформулировал развернутое определение термина «культурная политика», имеющего, на наш взгляд, большое значение для анализа широкого круга культурных процессов. В рамках литературы этой же группы отметим труд.

Т.П. Коржихиной, посвященный становлению и развитию системы органов управления государством и всех сторон его жизнедеятельности11.

К третьей группе научной литературы мы относим работы, в которых изучается развитие музыкальной жизни в масштабах страны, в том числе отдельных областей Урала. Эту группу литературы можно разделить по принципу предмета изучения на три категории.

С точки зрения значимости для раскрытия поднятой нами проблемы наибольший интерес представляют работы, посвященные изучению процессов музыкальной жизни уральских областей. Из работ Б.С.

Штейнпресса, В. Н. Трамбицкого, В. А. Вольфовича, Б. Хавторина и др. мы узнаем о развитии музыкальной культуры отдельных областей Урала дореволюционного и советского периодов, деятельности многочисленных 1 творческих коллективов. Эти работы включают богатый фактологический материал, почерпнутый из архивных источников и материалов периодической печати времен происходящих процессов. Две монографии Б. Хавторина посвящены музыкальной жизни Оренбургского 11 края. В них довольно подробно изложено становление музыкального образования, творчество деятелей искусства и культуры по развитию музыкальной жизни области. Автор отводит значительное место в формировании культуры Оренбуржья филармонии, однако деятельность.

10 Загребин С. С. Культурная политика государства: принципы и реализация в 1900— 1940.-Челябинск, 1998.

11 Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991). -М, 1994.

12 Из музыкального прошлого. Сб. очерков / Под ред. Б. С. Штейнпресса. — В 2-х ч. — М., 1960;1965; Трамбицкий В. Н. О музыкальной культуре Свердловска // Свердловск. -Свердловск, 1966; Вольфович В. А. Челябинск музыкальный. — Челябинск, 1989.

13 Хавторин Б. Музыкальная культура Оренбурга XX в. — Оренбург, 1999; Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII-XX вв.). — Оренбург, 2004. последней рассматривается на примерах отдельных коллективов (хора русской народной песни, оркестра народных инструментов и т. д.), не раскрывающих в полной мере ее многоплановую творческую и организационную работу.

Следующая категория работ — труды, рассматривающие советское музыкальное искусство как отдельную область культурного процесса. Особо отметим монографию Г. Трелина, посвященную становлению советской музыкальной культуры14. Несмотря на то, что работа испытывает влияние советской идеологии, в ней собран важный фактологический материал о функционировании первых органов управления культурой и музыкальным искусством в рамках всей страны. Монография полезна еще и тем, что автор рассмотрел некоторые творческие вопросы деятельности музыкально-концертных организаций периферии, что помогло в осмыслении некоторых художественных явлений дофилармонического периода (например, форм музыкального просвещения: концертов-митингов, концертов-дискуссий).

И последняя категория этой группы научной литературы — обзорные исследования советской культуры в целом15. Как правило, музыкальное искусство, его стилевые и жанровые особенности, формы реализации рассматриваются авторами только для характеристики основных процессов музыкальной культуры. Отдельным учреждениям практически не уделяется внимание. Однако эти труды рассматривают важную проблему понимания законов, по которым развивалось концертно-филармоническое дело.

Анализ историографии проблемы показывает, что, несмотря на наличие трудов, посвященных истории советской музыкальной культуры, до сих пор не создано специального исследования о филармоническом.

14 Трелин Г. Ленинский лозунг «Искусство — народу»: становление советской музыкальной культуры. — М., 1970.

15 См., напр.: История русской советской музыки. — В 4-х ч. — М., 1956;1963; Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР. — М., 1987 и др. процессе на Урале. В ряде работ авторы называют отдельные тенденции направлений в деятельности филармоний, стараются выделить общее и отличное, устойчивое и изменчивое в музыкальной культуре страны и отдельных ее областей на протяжении всего советского периода.

Актуальность и научная значимость темы, ее недостаточная разработанность определили цель и задачи диссертации.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании процесса становления и функционирования концертно-филармонических организаций на Урале в контексте исторических событий 1917;1970;х гг.

Основные задачи работы сводятся к исследованию следующих проблем:

— выявить предпосылки возникновения концертно-филармонических организаций на Урале;

— показать основные тенденции складывания системы управления музыкально-концертной сферой;

— проследить воплощение принципов государственной культурной политики на примере уральских филармонических организаций;

— проанализировать процесс становления концертно-филармонических организаций, раскрыть его общие и особенные региональные черты;

— выделить и охарактеризовать основные направления творческой и социально-культурной деятельности уральской филармоний;

— уточнить и раскрыть такие понятия, как «филармония», «филармоническое просвещение» ;

— показать основные формы и методы филармонического просвещения.

Методологической основой исследования выступают основополагающие принципы исторической науки — историзм и научная объективность, позволяющие изучить предмет на всех этапах его исторической динамики в контексте общеисторических условий, избегая односторонности суждений и оценок, а также подобрать адекватный понятийно-терминологический аппарат. Такие историкокультурологические понятия как «культурная политика», «агитация», «пропаганда» трактуются в рамках современной науки. Термин же «филармония» в исследовании трактуется шире, чем это обычно принято. Под ним, как отмечалось, понимается не только конкретное учреждение, но и особое социокультурное явление музыкально-просветительского процесса. Понятие «филармоническое просвещение» еще не получило научного оформления. В нашем исследовании оно понимается как одно из главных направлений деятельности филармонии, имеющее своей задачей осуществление образования общества средствами музыки, литературы, поэзии и других видов искусства. Филармоническое просвещение включает в себя не только трансляцию знаний по истории музыки, но также и теоретических знаний (формы, средства, жанры музыки, возможности выразительных средств инструментов и др.). Воспитательный аспект в филармоническом просвещении проявляется в воспитании зрителя с позиций этических, эстетических и патриотических ценностей. Проанализировав многоплановую деятельность филармонии, ее социально-культурную значимость для советского общества можно говорить о филармоническом просвещении как об особом явлении советской культуры.

В основе исследования комплексный подход, позволяющий рассмотреть отдельное явление в общем культурно-историческом контексте.

В ходе исследования применялся ряд научных методов. Историко-генетический метод, сущность которого заключается «в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта» 16. Этот метод использовался для выявления причинно-следственных связей и.

16 Ковальчеико И. Д. Методы исторического исследования. — М., 1987. — С. 170−171. закономерностей развития концертно-филармонического дела на Урале. С его помощью определены предпосылки становления филармонического движения (на двух уровнях: государственном и региональном), прослежены этапы и принципы реализации государственной культурной политики в музыкально-концертной сфере на местном уровне в течение всего исследуемого хронологического периода.

Применение историко-сравнительного метода обусловлено необходимостью выявить общее и особенное в деятельности уральских филармоний. Например, в то время как практически все уральские филармонии первым делом пытались сформировать симфонические оркестры, Оренбургская филармония создала оркестр народных инструментов. Это стимулировало развитие музыкальной культуры Оренбуржья, непосредственно связанной с местным фольклором. Именно сочетание народных традиций и профессионального мастерства исполнения стали залогом успешной деятельности Оренбургской филармонии.

Классификационный и статистический методы нашли применение при обработке изученных материалов и составлении ряда сравнительных таблиц и схем, характеризующих отдельные тенденции и элементы исследуемого явления. В диссертации проводится изучение таких параметров как соотношение мероприятий эстрадного и филармонического плана, показана динамика роста отдельных направлений филармонической деятельности.

Источниковая база исследования. Исследование построено на анализе комплекса разнообразных источников.

Важную группу составляют источники нормативно-распорядительного характера — официальные партийные документы, законодательные акты, распоряжения правительства и других центральных государственных органов. Большинство из них было опубликовано в сборниках всесоюзного значения, посвященных главным законам и указам Президиума Верховного Совета СССР, основным резолюциям партийных съездов, конференций, пленумов ЦК17. Узаконения и главные события, происходившие в советской культуре, отражены в многотомном издании «Культурная жизнь в СССР. 1917;1977. Хроника» 18. Значительный массив опубликованных местных документов собран в сборниках о культурном строительстве в уральском регионе19. Для 1990;х гг. было характерно издание документов, помеченных ранее грифом «секретно». Подбор материалов, как правило, определялся задачейвыявить наиболее характерные черты в развитии концертно-филармонической сферы в контексте взаимоотношений художественной интеллигенции с властью в лице ЦК ВКП (б), СНК СССР, НКВД и лл.

Главлита и эволюции культурной политики партии, начиная с 1917 г.

Делопроизводственные материалы государственных учреждений, филармонических и общественных организаций составляют следующую группу источников. Всего в диссертации используются документы и материал^ 38 фондов из 7 архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) — Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) — Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) — Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Курганской области (ГАКО), Государственного.

17 Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938;1967. -В 2-х тт. — М., 1968;1971; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). — В 11 тт. — М., 1983;1986; КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. док. — М., 1963.

18 Культурная жизнь в СССР. 1917;1977. Хроника. — М, 1975;1981.

19 Культура Зауралья. XX век. Хрестоматия. — Курган, 2001. — Т.1- Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1918;1941. — Челябинск, 1985; Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1942;1987. -Челябинск, 1989; Культурное строительство на Среднем Урале (1917;1941): Сб.док. -Свердловск, 1984; Культурное строительство на Среднем Урале (1941;1977): Сб.док. -Свердловск, 1987; Курганские хроники. 1662−2000. — Курган, 2002; Челябинская область. 1917—1945. Сб. док. и материалов. — Челябинск, 1999.

20 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б)-ВКП (б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917;1953. — М., 1999; Цензура в Советском Союзе. 1917;1991. Документы / Сост. А. Блюм. — М., 2004. архива Оренбургской области (ГАОО). Среди данных источников можно выделить организационную документацию (положения, уставы, программы) — распорядительную документацию (резолюции, приказы, инструкции) — протоколы и стенограммы заседанийтекущую перепискуучетную документацию. Особый интерес представляют фонды собственно уральских филармоний — Пермской (ГАПО. Ф. Р-1003), Свердловской (ГАСО. Ф. Р-2078), Курганской (ГАКО. Ф. Р-1776), Оренбургской (ГАОО. Ф. Р-1494). Документация Челябинской филармонии приводится в фонде Отдела по делам искусств Челябинского областного исполкома (ОГАЧО. Ф. Р-914). Здесь представлены протоколы заседаний художественных советов филармоний, планы творческих мероприятий, гастрольное обслуживание, репертуары и программы концертов, документы о проведении конкурсов артистов эстрады, отдельных коллективов, планово-отчётная документация, афиши концертов. Эти источники отражают организационные и творческие стороны деятельности филармоний Южного Урала. Основная часть документов, содержащаяся в архивных фондах, впервые вводится в научный оборот.

Следующую группу источников составляют материалы периодической печати, изданной в интересующий нас период. Филармониям всегда уделялось внимание в местных газетах, публикующих ее афиши, фиксирующих хронику ее деятельности. В рамках данного исследования использовались материалы газет «Уральский рабочий» и «На смену» (Екатеринбург-Свердловск), «Звезда» и «Вечерняя Пермь» (Молотов-Пермь), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Советское Зауралье» (Курган) и др. Также в качестве источников служили общероссийские газеты и журналы: «Правда», «Известия», «Советская музыка», «Литература и искусство», «Советская культура». В центральных периодических изданиях регулярно печатались нормативные документы (например, программы культурного строительства страны, приказы.

Комитета по делам искусств и пр.), а также материалы дискуссий по проблемам развития отдельных областей жизнедеятельности советского общества. В том числе, обсуждались и вопросы развития театрально-зрелищных предприятий, в число которых входили и филармонии, приводились статистические данные. Воспоминания деятелей культуры, отзывы слушателей на филармонические мероприятия ярко отражают «дух эпохи». Однако любая опубликованная информация того периода российской истории испытывала прямое политико-идеологическое влияние, что снижает степень ее информативности и достоверности. Использование данного источника потребовало его критического анализа и тщательной проверки данных в сравнении с другими источниками.

Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного изучения деятельности филармонии как нового института пропаганды искусства и просвещения, важного для понимания многих явлений в истории духовной культуры уральского региона и всей советской действительности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы, полученные в ходе исследования, а также введенные в научный оборот новые источники могут быть использованы при написании обобщающих научных трудов по истории отечественной культуры и искусства. Научные разработки могут найти применение в учебных курсах «История Урала» и «История культуры Урала», спецкурсов по истории музыкальной жизни уральского региона.

Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексное изучение филармонической деятельности на Урале как неотъемлемого и закономерного явления советской культуры было бы невозможно без привлечения большого числа архивных документов. Выявленные источники позволили получить следующие выводы.

С 1917 г. наряду с другими культурными процессами начинает формироваться концертно-филармоническая сфера. Этому способствовал ряд объективных предпосылок. Новые формы организации культуры, возникающие на государственном уровне — органы управления, учреждения, творческие организации — должны были стимулировать появление, а затем упорядочить новую «пролетарскую» культуру. Музыкально-концертная сфера довольно быстро была взята под пристальное внимание власти, чтобы направить ее ресурсы на формирование нового общества.

На региональном уровне внутреннее состояние культуры уральских областей требовало создания организаций, способных спланировать и осуществить здесь культурное (и в частности музыкальное) просвещение. К началу 30-х гг. в областных центрах и крупных городах Урала вели творческую деятельность многочисленные полупрофессиональные коллективы (оркестры, ансамбли, хоры). Для более эффективного управления, регулирования музыкально-концертной сферой в отдельных областях страны и были созданы концертно-филармонические организации, подчиняющиеся областному органу управления культурой и искусством (отделу по делам искусств), а те в свою очередь — центральному органу (Комитету по делам искусств, Министерству культуры). Перед филармониями были поставлены следующие задачи: объединить художественные силы региона, сформировать из них профессиональные коллективы. Кроме этого филармония должна была расширить и воспитать массовую слушательскую аудиторию, которая к концу 1930;х гг. состояла практически только из интеллигенции.

Таким образом, филармония теоретически виделась как организационное звено в системе культуры, а также как творческое предприятие, которое должно было положить начало новой линии в развитии музыкально-просветительской деятельности.

Структурная и идеологическая централизация концертно-филармо-нической сферы завершилась к концу 1940;х гг. Филармония получила официальный статус единственной государственной организации, которой было разрешено заниматься музыкально-концертной деятельностью на местах. Идеологическая централизация воплотилась в различного рода предписаниях партийных органов по поводу составления музыкально-литературного репертуара, списков гастролирующих коллективов и артистов, составления сценариев тематических и праздничных мероприятий, имеющих политико-идеологическое значение.

По мере становления и развития филармонического дела на Урале расширялось и его функциональное значение. Если в начале своей деятельности (середина 30-х гг.) филармония трактовалась, прежде всего, как концертное предприятие, занимающееся планированием, разработкой и осуществлением маршрутов выступлений собственных и гастролирующих коллективов с целью распространения музыкального искусства, то уже вскоре она приобрела и другие задачи. Анализ источников позволил выделить целый комплекс реализуемых филармонией задач: планомерная пропаганда музыкального и литературного искусствасоздание новых художественных ценностейразвитие региональной культуры с привлечением местных композиторов, писателей, поэтов, исполнителей и деятелей культурыпроведение музыкально-литературной массовой просветительской работыведение образовательной и воспитательной работы, особенно среди детей и молодежиоказание художественно-методической помощи музыкальной самодеятельности области.

Материальная база уральских филармоний на протяжении всей истории их существования была довольно слабой. Основные трудности были связаны с отсутствием концертных залов и площадок, репетиционных помещений у филармоний. Концертно-филармонические организации с момента возникновения стали действовать на основании хозрасчета. Не имея первоначального капитала, с помощью которого стала бы возможной покупка нот, инструментов, костюмов, сценического оборудования, филармонии с первых же лет существования стали терпеть убытки. От филармоний требовали проведения концертов на условиях гарантийной оплаты. Однако оплатить крупные высокопрофессиональные коллективы или артистов с мировым именем, приезжающих не на один, а несколько концертов, филармонии не могли. С финансовой и организационной стороны удобнее было устроить концерты менее значимых творческих бригад, правда, нередко это сопровождалось снижением качества программы.

При сравнении количественных показателей концертов эстрадного и филармонического плана уральских филармоний выяснилось, что доля концертов «легкого жанра» существенно превышает долю концертов академической музыки, причем на протяжении всего периода нашего исследования. Кроме этого источники информируют о постоянном дефиците организаций от мероприятий филармонического плана. Именно эстрадные концерты и были призваны покрыть своими доходами этот дефицит.

Несмотря на слабую материальную основу, уральские филармонии проводили свою многоплановую творческую деятельность. Можно выделить три направления деятельности: концертно-гастрольное, агитационно-пропагандистское и воспитательное (более точно его можно назвать агитационно-пропагандистское воспитание) и просветительское.

Концертно-гастрольное направление можно считать исторически первым направлением работы филармоний. Из ранних постановлений, касающихся концертно-филармонических организаций следует, что филармонии, прежде всего, должны были осуществлять централизованное концертное обслуживание области местными художественными силами. Однако на практике в рамках этого направления филармония выполняла гораздо больше функций. Обучив самодеятельные и полупрофессиональные коллективы, взятые в штат, филармонии сформировали высокопрофессиональные оркестры, хоровые капеллы, камерные ансамбли. Трудности возникли с формированием крупных коллективов — оркестров, необходимых для пропаганды академического музыкального искусства. Только Свердловский симфонический оркестр функционировал на протяжении всего изучаемого нами периода времени. Оренбургская филармония пошла по пути создания крупных народных коллективов, отличавших ее от других уральских концертных организаций. Эволюция затронула и хоровые коллективы филармоний, превратив полупрофессиональные ансамбли песни и пляски в высокопрофессиональные хоровые капеллы.

Совершенствование музыкального исполнительского мастерства уральского региона стало возможным благодаря деятельности талантливых дирижеров и художественных руководителей (А. Фридлендер, М. Павер-ман, Н. Факторович, С. Эйдинов, Б. Белицкий, Б. Фишман, Я. Хохлов и др.), приглашению солистов с мировым именем, проведению конкурсного отбора артистов. Филармония наладила тесное сотрудничество с местными композиторами, поэтами. Нередко артисты уральских филармоний первыми исполняли их произведения, стимулируя дальнейший творческий процесс.

Активизации концертной жизни региона содействовали многочисленные гастролирующие артисты и коллективы. До 1957 г. филармонии могли самостоятельно заключать договора и получать концертные группы и отдельных артистов от других союзных республиканских концертных организаций. С появлением Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО) все прежние договорные отношения разрывались, а филармониям оставалось только принимать направленных «сверху» гастролеров. ВГКО выпускало списки творческого взаимообмена между филармониями, т. е. даже внутри уральского региона филармонии не могли свободно сотрудничать друг с другом. Чаще всего взаимообмен происходил с близлежащими областями, например, Оренбургская филармония ориентировалась на Башкирскую и Татарскую АССР, Куйбышевскую и Саратовскую областиСвердловская — на Тюменскую, Омскую и Новосибирскую области и Удмуртскую АССР и т. д.

Агитационно-пропагандистское воспитание в деятельности филармонии проявилось в двух областях — организации музыкальных праздников, конкурсов, фестивалей, приуроченных к памятным датам советского календаря и культурно-шефской работе.

Основные музыкальные мероприятия, конечно, посвящались советским праздникам — юбилеям Октябрьской революции, дню рождения В. И. Ленина пр. Излюбленной формой празднования были музыкальные фестивали, инициаторами и организаторами которых практически всегда были областные филармонии. В концертах участвовали и собственные коллективы, и приезжие, а также участники революции, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, передовики труда. Такие праздники несли культурно-просветительную, политико-идеологическую и воспитательную функции.

Репертуар концертов, лекций-концертов в такие дни был тесно связан с исторической датой, причем приоритет отдавался сочинениям советских композиторов, написанным специально к этому событию или в честь деятеля истории и культуры. Концерты плавно перетекали в митинги, народные гулянья, спортивные конкурсы и соревнования, игры, лотереи. К таким мероприятиям подключали все культурно-образовательные и развлекательные учреждения: библиотеки, городские сады и парки, клубы и театры города.

Культурно-шефское обслуживание было направлено на просвещение и пропаганду политических лозунгов средствами музыки и художественного слова среди наименее образованных слоев населения — солдат, заводских и сельских рабочих. Специальные филармонические программы составлялись к предвыборным кампаниям, партийным конференциям, совещаниям передовиков производства, к посевным и уборочным работам и другим общественно-политическим акциям советского времени. Филармонические формы пропаганды и агитации — лекция-концерт, концерт-беседа, концерт-дискуссия и пр., очень органично влились в общий массовый агитационно-воспитательный процесс, характерный для советской культуры.

Систематическое концертное обслуживание филармониями промышленных и сельских районов способствовало развитию художественной самодеятельности области. Однако большей эффективности агитационно-пропагандистское воспитание достигало только в сотрудничестве с просветительским направлением филармонии.

Основным ресурсом филармонического просвещения стал лекторий (музыкально-литературный, литературный, детский и пр.). В процессе развития филармонического дела, формы музыкального просвещения комбинировались, усложнялись: от простой лекции-концерта до сложной тематической музыкально-литературной композиции, несущей обширный информационный пласт. Роль филармонического просвещения в процессе образования и воспитания общества позволяет говорить о нем как об особом явлении советской культуры. Филармоническое просвещение ставило перед собой задачу осуществления образования общества средствами исполнительских искусств. Выделенный блок просветительно-воспитательных задач и формы их реализации ставит филармонию в разряд образовательных институтов, целью которого было расширить кругозор человека, воспитывать его с эстетических, этических и патриотических позиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники архивные Государственный архив Российской Федерации Ф. 130. Совет народных комиссаров СССР. Оп. 2. Д. 1051- Оп. 3. Д. 120, 883- Оп. 7. Д. 120, 145.
  2. Ф. А-501. Министерство культуры РСФСР. Главное управление по делам искусств. 1953−1962. On. 1. Т. 1. Д. 547, 555, 941, 2844, 2845, 3194, 4290, 4659, 5001.
  3. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. On. 1. Д. 634- Оп. 25. Д. 6, 36, 41, 83, 120, 138, 140, 254, 281, 517- Оп. 69. Д. 233, 733, 1534, 1545, 1845.
  4. Ф. А-2316. Главный политико-просветительный комитет РСФСР Оп. 6. Художественный отдел. 1919−1922. Д. 1.
  5. Ф. 5283. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС).Оп. 21. Д. 144, 146.
  6. Ф. 5446. Совет народных комиссаров СССР. Оп. 42. Д. 4, 9.
  7. Ф. 962. Документы и материалы Главного управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР. 1926−1952. Оп. 5. Д. 9, 26, 28, 41, 61, 136, 423,442, 879, 886.
  8. Ф. 2075. Комитет по делам искусств РСФСР. Оп. 9. Д. 18, 34. Ф. 2454. Музыкальный фонд СССР. On. 1. Д. 1, 2, 5, 7, 12.
  9. Государственный архив Свердловской области
  10. Ф. Р-217. Уральский областной комитет профсоюза работников искусств. 1923−1929. Оп. 2. Д. 13, 17, 20.
  11. Ф. Р-233. Отдел народного образования исполнительного Комитета уральского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1920−1932. On. 1. Д. 14, 42, 58, 60, 1104.
  12. Ф. 1358. Городской драматический театр Свердловский. 1929−1976. On. 1. Д. 46, 57,69.
  13. Ф. Р-1924. Свердловский областной отдел по делам искусств. 19 351 953. On. 1. Д. 14, 37,42, 58, 60.
  14. Ф. Р-2354. Свердловское областное Управление культуры. 19 531 974. On. 1. Д. 145.
  15. Объединенный Государственный архив Челябинской области
  16. Ф. Р-274. Исполком Челябинской области совета депутатов трудящихся. Оп. 3. Д. 298.
  17. Ф. Р-1605. Отдел культуры исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов. 1941−1990. On. 1. Д. 9, 15−17, 34−36, 47, 84, 93, 164, 165, 187, 196, 215, 216, 233, 235, 246, 290, 308.
  18. Государственный архив Пермской области
  19. Ф. Р-604. Отдел по делам искусств исполкома Молотовского городского Совета депутатов трудящихся. 1941−1952. On. 1. Д. 9, 10, 20−22, 26, 28- Оп. 2. Д. 1,2, 6, 8.
  20. Ф. Р-1009. Отдел культуры исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся. 1945−1969. On. 1. Д. 17, 19, 25,30, 37, 52, 54, 55, 68, 88, 193, 399.
  21. Ф. Р-1775. Отдел по делам искусств при Курганском областном исполнительном комитете. 1941−1952. On. 1. Д. 1, 2, 3, 7, 8.
  22. Государственный архив Оренбургской области Ф. Р-450. Отдел народного образования Оренбургского губернского исполкома (ГубОНО). 1918−1928. On. 1. Д. 100, 825.
  23. Ф. Р-846. Плановая комиссия. Сектор культуры: контрольные цифры, планы, основные показатели выполнения плана и справочники по развитию культуры. 1929−1942, 1944. Оп. 2. Д. 86, 361, 369.
  24. Ф. Р-1581. Чкаловский областной отдел по делам искусств. 1935— 1953. On. 1. Д. 11- Оп. 2. Д. 2, 3, 10, 28, 33, 38, 44, 59, 66, 77, 90, 103, 104, 108, 111, 113, 123, 126, 130, 141, 155, 172, 186, 188, 193, 196
  25. Ф. Р-2188. Чкаловский отдел по делам культурно-просветительских учреждений. 1945−1953. On. 1. Д. 3, 5, 89.
  26. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б)-ВКП (б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917— 1953. / Сост. А. Артизов, О. Наумов. М.: Междунар. Фонд «Демократия», 1999. (Россия. XX век. Документы). — 868, 1. с.
  27. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX в. / Сост. Н. Г. Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1997. -759 с.
  28. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сб. док. — М.: Политиздат, 1963.-552 с.
  29. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1970). Изд. 8. — Т. 4- 1927−1931. — М.: Политиздат, 1970.
  30. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). Изд. 9., доп. и испр. — в 11 тт. — М.: Политиздат, 1983−1986.
  31. КПСС о формировании нового человека: Сб. документов (1965−1981). -М.: Политиздат, 1982.
  32. Культура Зауралья. XX век. Хрестоматия. Курган, Изд-во КГУ. -2001. -Т.1.
  33. Культурная жизнь в СССР. 1917−1927: Хроника / Сост. С. Н. Базанов и др. М.: Наука, 1975. — 768 с.
  34. Культурная жизнь в СССР (1928−1941): Хроника / Сост. С. Н. Базанов и др. -М.: Наука, 1976. 816 с.
  35. Культурная жизнь в СССР (1941−1950): Хроника / Сост. С. Н. Базанов и др. М.: Наука, 1977. — 524 с.
  36. Культурная жизнь в СССР (1951−1965): Хроника / Сост. С. Н. Базанов и др. М.: Наука, 1979. — 679 с.
  37. Культурная жизнь в СССР (1966−1977): Хроника. / Сост. В. Х. Бодиско.-М.: Наука, 1981.-847 с.
  38. Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1918−1941. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во., 1985. -176 с.
  39. Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1942−1987. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. — 1989. -192 с.
  40. Культурное строительство на Среднем Урале (1917−1941): Сб. документов / Гос. архив Свердл. обл., Парт. Арх. Свердл. обкома КПСС- Сост. Г. С. Адрианова и др. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. -384 с.
  41. Культурное строительство на Среднем Урале (1941−1977): Сб. документов / Арх. Отд. Свердл. облисполкома, Гос. архив Свердл. обл., Парт. Арх. Свердл. обкома КПСС- Сост. Г. С. Адрианова и др. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.-397, 2. с.
  42. Курганские хроники. 1662 -2000. Курган: Изд. «Зауралье». -2002.-520 с.
  43. А.В. Искусство и революция. Сб. ст. / А. В. Луначарский М.: Новая Москва, 1924. — 230 с.
  44. Пути развития музыки. Стенограмма совещания по вопросам музыки при АППО ЦК ВКП (б). М., 1930.
  45. Сборник декретов, постановлений и распоряжений по' Музо НКП РСФСР. Вып. 1. Пг.: Изд. Музо НКП. 1919. — 74 с.
  46. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938−1967. В 2-х тт.- М.: Издательство «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1968. — Т. 1.-751 с.
  47. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938−1967. В 2-х тт.- М.: Издательство «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1971. — Т. 2. — 896 с.
  48. Систематическое собрание законов РСФСР, указов президиума Верховного совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969.-Т. 12.
  49. Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. М.-Л.: Огиз-Изогиз, 1933. — 664 е., ил.
  50. Справочник партийного работника. М.: Госполитиздат, 1959. — 840 с. — Вып. 2.
  51. Цензура в Советском Союзе. 1917−1991. Документы / Сост. А. В. Блюм. М.:"Российская политическая энциклопедия" (РОС
  52. СПЭН), 2004. XXII, 576 с. — (Серия: Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).
  53. Периодические издания и газеты
  54. Вечерний Свердловск 1960, 1964−1965, 1970 Вечерняя Пермь 1970, 1974.
  55. Звезда 1936, 1937, 1944−1949, 1952, 1953, 1955, 1959, 1960, 1965, Известия 1939, 1948, 1964 Курганский вестник 1910, 1914 На смену 1936, 1989
  56. Оренбургская (Чкаловская) коммуна 1937, 1953 Пермские губернские ведомости 1909 Правда 1936, 1938, 1951, 1953, 1966 Смычка 1925, 1930
  57. Советская культура 1954, 1957, 1963, 1978.
  58. Советская музыка 1935−1936, 1947−1948, 1955−1957, 1967−1968, 1973−1974
  59. Абонементы филармонии // Звезда. 1953. — 17 октября. — С. 4.
  60. Агитпоезд «30 лет великой Победы» // Уральский рабочий. — 1975.-26 апреля.-С. 2.
  61. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела: Сб. науч. тр. / Гос. ин-т театр, искусства им. А.В. Луначарского- Ред. Кол.: Б. Ю. Сорочкин и др. -М.: ГИТИС, 1986. 191 с.
  62. Актуальные проблемы и перспективы развития концертной деятельности. Сб.ст. / Под ред. С. Вознесенского. М., 1986.
  63. М. В столице Урала // Советская музыка. 1955. — № 6.-С. 115−117.
  64. Т.А. Культурно-просветительская деятельность интеллигенции Челябинска в 1907—1916 гг..// Восьмые Бирюковские чтения. Тез. докл. — Челябинск, 1988. С. 166−167.
  65. Балетная фальшь // Правда. -1936.-6 февраля. с. 3.
  66. Гр. Хроника. Свердловск // Советская музыка. — 1935.-№ 7−8.-С. 163.
  67. О.А. Музыкальная культура Перми (публицистика): Оперный театр. Филармония / О. А. Белогрудова. — Пермь: Перм. Гос. обл. филармония, 1989. 130 с.
  68. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1969. — Т. 2. — С. 181- Т. 21. — С. 95, 110.
  69. .Н. Из музыкального прошлого Перми // Звезда. 1960. — 24 августа.
  70. Второй областной фестиваль «Дни музыки» в Кургане // Советская музыка. 1973. -№ 3. — С. 54.
  71. Большое и нужное дело // Челябинский рабочий. 1967. — 23 ноября. — С 4.
  72. В.А. Челябинск музыкальный / В. А. Вольфович. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1989. 173, 2. с.
  73. О.В. Роль Курганской областной филармонии в культурной жизни Зауралья // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб. науч. тр. Вып. 5 — Курган: КГУ, 2003. — С. 130−135.
  74. Всесоюзное гастрольное объединение // Правда. 1938. — 12 октября. — С. 6.
  75. Всесоюзное совещание деятелей концертных организаций // Советское искусство. — 1947. — 18 апреля. — С. 3.
  76. Д., Острин И. Первое выступление симфонического оркестра // Чкаловская коммуна. 1953.- 3 декабря.
  77. . Лекции-концерты лектория / Б. Гибалин // Уральский рабочий. 1956.-29 сентября. — С. 3.
  78. Т.А. Опыт работы Свердловской областной филармонии / Т. А. Грозина // Культура и искусство в СССР. Серия: музыка. Экспресс-информация. — Вып. 5. -М., 1986. — 11 с.
  79. Т.А. О работе Свердловской областной филармонии. Информационная справка / Т.А. Грозина- Министерство культуры СССР -М., 1985.
  80. Е.С. Сталин: власть и искусство / Е. С. Громов. — М.: Республика, 1998.-495 е.: ил.
  81. И. Город на Каме (Путевые заметки) // Советская музыка. 1955. — № 4. — С. 63−67.
  82. И. Письмо путешествующего музыканта // Советская музыка. 1956. — № 11. — С. 89.
  83. Е.В. Социальные проблемы функционирования концертов симфонической музыки в СССР // К вопросу социального функционирования искусства. М., 1982. — С. 53−93.
  84. Е.В. Музыкальная пропаганда в СССР: теоретический анализ / Е. В. Дуков. М., 1990.
  85. Е.В. Концертное дело на современном этапе: в поисках новой модели // Музыкальная академия. — 1992. — № 1. — С. 67—71.
  86. Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности // Пути совершенствования хозяйственного механизмауправления театрально-зрелищными предприятиями. Научно-практич. конф.-М., 1984.-С. 227−231.
  87. Е.В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры / Е. В. Дуков. — Автореферат диссер. на соискание степени д.ф.н. М., 1999. — 60 с.
  88. Е.В. Некоторые проблемы управления концертно-филармонической деятельностью в СССР / Е. В. Дуков. Сер. Музыка. Обзорная информация. Вып. 3. — М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1985.-20 с.
  89. А.Ф. Возрастание роли искусства в духовной жизни советского общества // Культурная революция в СССР и духовное развитие общества. Свердловск, 1974. — С. 585−596.
  90. B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры / B.C. Жидков/ Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры, каф. управления культурой. М.: Б. и., 1988. — 153, 1. с.
  91. B.C. Культурная политика и театр / B.C. Жидков. М.: ИздАТ, 1995.-320 е.: ил.
  92. B.C. Десять веков Российской ментальности: картина мира и власть / B.C. Жидков, К.Б. Соколов- Гос ин-т искусствознания. -СПб.: Алетейя, 2001.-633, 3. с.
  93. С.С. Метаморфозы культуры: Культурное строительство на Южном Урале в 1929—1941 годах / С. С. Загребин. Челябинск, 1994.-285 с. 44.3а счёт эстрады // Музыка. — 1937. — 16 апреля.
  94. Звездочка // Вечерняя Пермь. 1970. — 6 мая. — С. 4.46.3етель И. Гастроли по Уралу // Советская музыка. 1974. — № 1.-С. 54−55.47.3етель И. Чудо Магнитки // Советская музыка 1968. — № 7. — С. 79−86.
  95. Закрытие совещания руководителей комитетов и управлений по делам искусств // Известия. 1948. — 9 марта. — С. 3.
  96. Из музыкального прошлого: сб. очерков. В 2 ч. / Ред. Б. С. Штейнпресс. М.: Музгиз, 1960. — Ч. 1. — 342 с.
  97. В. О концертах музыкального лектория // Чкаловская коммуна. 1953. — 10 февраля.
  98. Т.О. 60 лет Пермской филармонии (из воспоминаний) // Тезисы докладов заседания «круглого стола» «Культурная жизнь Прикамья XIX—XX вв." — Пермь: ГАПО, 1996 С. 23−25.
  99. К новому подъему советского общества // Советская культура. 1957.-3 декабря.-С. 1.
  100. М.С. Социальные функции искусства / М. С. Коган. Л., 1978.
  101. С.С. Прокофьева в Свердловске // Уральский рабочий. 1935.-28 марта.
  102. Концерты филармонии. // Горняцкая правда. 1968. 26 октября. — С. 2.
  103. Концерты эстрадных бригад на селе // Красный Курган. 1943. -18 апреля.-С.2.
  104. С. Музыка и жизнь / С. Корев. М., 1928.
  105. Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917-декабрь 1991)/Т.П. Коржихина.-М.: РГГУ, 1994.-418 с.
  106. Кто и когда опекал нашу культуру (1917−1997) // Коммерсант Daily 1998−1 октября — С. 10.
  107. Кто писал и говорил о музыке: Био-библиогр. словарь муз. критиков и лиц, писавших о музыке в дорев. России и СССР. В 4 т. / Сост. Г. Б Бернандт, И. М. Ямпольский. — М.: Советский композитор, 1971, 1974, 1979, 1989.
  108. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. Ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов- Рос. ин-т культурологии. М.: Либерия, 1998 — 296 с.
  109. Ю. О деятельности филармонии // Советская музыка. -1974. -№ 1.-С.58.
  110. Лекторий для школьников // Советское Зауралье. 1969. — 24 декабря. — С 4.
  111. Лекции-концерты филармонии // Советское Зауралье. — 1977. -11 декабря. С. 3.
  112. Лирические заметки о поездках по области // Вечерний Свердловск. 1970. — 26 октября. — С. 3−4.
  113. Е., Лебединский, Л. Вопросы музыкальной жизни периферии // Советская музыка. 1947. — № 1. — С. 65−73.
  114. А. Особенности экономики и организации концертной деятельности // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. М., 1984. — С. 127−135.
  115. Любит ли музыку директор филармонии? // Советская культура. 1978. — 7 февраля
  116. Мадригал // Челябинский рабочий. 1968. — 18 сентября — С. 4.
  117. М.Г. Развитие культуры Челябинской области / М. Г. Марченко. Челябинск: Челяб. кн. изд., 1959. — 56 с.
  118. И.С. Становление городской культуры в Кургане в XX веке // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб. науч. тр.— Вып. 2. Курган: КГУ, 1999. С. 103−106.
  119. Методологические проблемы музыкознания. Сб. ст. -М., 1987.
  120. В.П. Культура и оборонные кадры Зауралья // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб. науч. тр.- Вып. 2. Курган: КГУ, 1999.-С. 121−124.
  121. В.М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка Совдепии. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 704 с.
  122. Музыкальная жизнь СССР. Справочник. М.: Советский композитор, 1970.-400 с. 81 .Музыкальная пропаганда // Уральский рабочий. 1937. — 10мая.
  123. Музыкальный фонд СССР // Советское искусство. — 1939. — 16 мая. С. 4.
  124. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. —С. 487.
  125. Музыки мир волшебный // Курганская область. Курган: Парус, 1993.-С. 144−145.
  126. Научно-теоретическая конференция // Искусство. 1960. — № 2.-С. 78.
  127. , В. Советская музыка в цифрах // Советская музыка. -1935.-№ 7−8.-С. 163−164.
  128. Новые успехи симфонического оркестра // Звезда. 1945. — 25 мая. С. 2.
  129. Оренбургская областная филармония (афиши, плакаты). — Б. м., б. г. 890 военных годах вспоминает М. И. Паверман // На смену! -1989.-9 мая.-С. 4.900 делах филармонии // Челябинский рабочий. — 1938. — 22 июня.-С. 4.
  130. Оренбург — 260 лет. Оренбург: Печатный Дом «Демиург», 2003.-400 е.: ил.
  131. Оренбургский народный хор // Южный Урал. 1958. — 29 мая.
  132. Первый концерт симфонического оркестра // Челябинский рабочий. 1940. — 30 сентября.
  133. Открытые уроки Г. М. Когана // Уральский рабочий. — 1946. 6 апреля. — С. 3.
  134. Ф. И классика, и эстрада // Челябинский рабочий. -1980.-8 августа.-С. 3.
  135. Программа филармонии «России верные сыны» // Советское Зауралье. 1973. — 10 декабря. — С. 4.
  136. А. На Московской сцене Оренбургский хор // Правда. 1966 — 4 марта.
  137. Смотр музыкальной культуры // Челябинский рабочий. -1941. -2 февраля.
  138. России верные сыны // Молодой ленинец. 1975. — 23 декабря. — С. 8.
  139. В.П. Словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты / Сост. В. П. Руднев. -М.: Аграф, 1999.-381 с.
  140. Симфонические вечера // Уральский рабочий. — 1935. — 22 мая.
  141. Симфонические концерты // Уральский рабочий. 1940.'- 30 июня. С. 3.
  142. Симфонические концерты // Челябинский рабочий. — 1968.-27 июня.-С. 4.
  143. Симфоническая музыка в Перми // Звезда. 1945. — 31 июля.- С. 3.
  144. Словарь сокращений русского языка: Около 17 700 сокращений / Под ред. Д. И. Алексеева. М.: Русский язык, 1984. — 487 с.
  145. JT. В городе металлургов // Советская музыка- 1955. -№ 6. С. 119−120.
  146. Совещание председателей комитетов и начальников управлений по делам искусств // Советское искусство. 1948. — 6 марта. -С. 4.
  147. А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны / А. В. Сперанский. — Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 349 с. 112. «Страницы истории в музыке» Челябинского лектория // Строитель коммунизма. — 1968. 28 ноября.
  148. Сумбур вместо музыки // Правда. 1936. — 28 февраля.1. С.З.
  149. Е.Б. Музыкальная культура дореволюционного Челябинска: к вопросу формирования музыкальных традиций региона // Культурная история Челябинска и Челябинской области. Сб. материалов. Челябинск: ЧИМ, 2004. — С. 12−19.
  150. Н. Открыты филармонические абонементы // Южный Урал. 1968. — 1 ноября. — С. 4.
  151. JI. Куда исчезла «настоящая эстрада»? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. Сб. ст. / Под ред. Е. Дукова-М.: Типография Министерства культуры СССР, 1988. -С. 28−53.
  152. В.Н. О музыкальной культуре Свердловска // Свердловск. Свердловск, 1966. — С. 233−237, 323−326.
  153. Г. Ленинский лозунг «Искусство народу»: становление советской музыкальной культуры / Г. Трелин. — М.: Музыка, 1970.- 190 с.
  154. Университет музыкальной культуры // Звезда. — 1949. — 27 марта. С. 4.
  155. Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург.- 1998.
  156. Уральский хор народной песни // Советское искусство. -1950.- 16 мая.-С. 4.
  157. Филармонические концерты-лекции для детей // Звезда.- 1953.-9 января.-С. 3.
  158. Филармония центр концертной жизни города //Советское Зауралье. — 1973. — 10 декабря. — С. 4.
  159. В. Филармония и экономика // Советская культура. 1987. — 13 октября.
  160. . История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII-XX вв.) / Б. Хавторин. Оренбург: ФГГТУ «ИПК Южный Урал», 2004. — 632 е., ил.
  161. . Музыкальная культура Оренбурга XX столетия / Б. Хавторин. Оренбург: Оренб. кн. из-во, 1999. — 440 е.: ил.
  162. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону, 1997. С. 513.
  163. Г. Музыкальные дела Свердловска // Советская музыка. 1936.-№ 12.-С. 3.
  164. Челябинская государственная филармония (проспект). -Челябинск: ЧГКО, 2004.
  165. Челябинск музыкальный. Страницы истории (20—30-е годы): Метод, рекомендации в помощь лекторам, преподавателям нар. ун-тов / Обл. орг. о-ва «Знание», Секция по пропаганде лит. и искусства, Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск, 1987. — 36 с.
  166. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.-С. 412.
  167. В. Искусство — важное средство воспитания молодёжи // Советская культура. 1954. — 17 июня. — С. 3.
  168. Н.Г. Парадоксы советской музыкальной культуры. 30-е годы / Н.Г. Шахназарова- Гос ин-т искусствознания. -М.: Индрик. Летний сад, 2001. 128 с.
  169. А. Областная филармония // Челябинск в разных измерениях / Сост. А. А. Золотов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986−150, 1.с.
  170. Т.С. Деятельность Курганского областного кон-цертно-эОтрадного бюро (1943−1958) // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее. Сб. науч. тр. Вып.2. — Курган: КГУ, 1999. — С. 130−135.
  171. .С. Вечера народных песен // Уральский рабочий. 1963.-21 октября.
  172. .С. Концерт Иохалеса и Кнушевицкого // Уральский рабочий. 1936. — 16 ноября.
  173. .С. Концерт советских лауреатов // Уральский рабочий. -1941.-19 августа.
  174. .С. Открытие симфонического сезона // Уральский рабочий. 1941. — 13 сентября.
  175. .С. Симфонические вечера // Уральский рабочий. 1937.-12 января.
  176. .С. Советские пианисты // Уральский рабочий. 1937. — 20 апреля.
  177. .С. Филармония // На смену. 1936. — 30 декабря.
  178. .С. Филармония // Уральский рабочий. -1936.-3 ноября.
  179. .С. Эмиль Гилельс // Уральский рабочий. -1936.-20 декабря.
  180. В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе (1953 1970 гг.) / В. Эггелинг. — М: Анро-ХХ, 1999. — 312 с.
  181. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский.
  182. В 2-х тт. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1963. — Т. 1. — С. 21, 365, 624.
  183. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский.- В 2-х тт. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1964. Т. 2. — С. 259, 577.
  184. Эстрада летом // Челябинский рабочий. — 1937. 14 мая.
  185. Н.А. Римского-Корсакова // Звезда. 1944. — 15марта.
  186. Языком правдивым и горячим // Челябинский рабочий. -1968.-3 ноября.
  187. Яковлев. Музыкальная жизнь должна бить ключом // Челябинский рабочий. 1941. — 10 марта.
Заполнить форму текущей работой