Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бухгалтерский учет. 
Организация бухгалтерского учета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в бюджетных организациях может начисляться основная и дополнительная заработная плата. Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. К ней относятся сдельная и повременная заработала плата, премии, выдаваемые в соответствия с утвержденной постоянно действующей системой премирования, доплаты за ночное и сверхурочное время, оплата… Читать ещё >

Бухгалтерский учет. Организация бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учет расчетов с персоналом по заработной плате и стипендиатами

В Республике Беларусь законодательством предусмотрена возможность использования двух основных форм оплаты труда: повременной и сдельной.

Повременная форма оплаты труда зависит от отработанного времени и применяется, как правило, при определении оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, а также рабочих в некоторых отраслях экономики. Повременная система предполагает оплату труда за отработанное время по тарифной ставке. Применяемые тарифные ставки при повременной оплате могут быть: часовые, дневные и месячные, а работа оплачивается в зависимости от отработанных часов, дней или месяцев.

Установленная система оплаты труда фиксируется в коллективном договоре, Положении об оплате труда, Положении о премировании и иных локальных нормативных актах (Приложение 16).

Непосредственно администрацией Отдела разрабатывается и утверждается организационная структура, на основе которой в свою очередь составляется штатное расписание (Приложение 17).

Штатное расписание Отдела культуры представляет собой одну таблицу, по строкам которой отражается информация о должностях, занимаемых работниками организации. Ключевым показателем, который с одной стороны — регулируется действующим законодательством, а с другой — является основой для расчета начисленной заработной платы, выступает тарифный оклад. В свою очередь тарифные ставки (оклады) работников сферы культуры, финансируемых из бюджета Республики Беларусь, определяются путем последовательного перемножения тарифной ставки первого разряда на соответствующие тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и установленные корректирующие коэффициенты.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2016 года № 146 «Об установлении размера тарифной ставки 1 разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с 1 января 2016 года установлена тарифная ставка первого разряда в размере 295 000 рублей.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2016 года № 9 «Об установлении размеров ежемесячных дифференцированных доплат работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с 1 февраля 2016 года установлены ежемесячные дифференцированные доплаты в следующих размерах:

с 1-го до 6-го разряда — 86 000 рублей;

с 6-го до 10-го разряда — 80 000 рублей;

с 10-го до 17-го разряда — 75 000 рублей;

по 17-му разряду — 75 000 рублей.

Данным Постановлением так же определено, что ежемесячные дифференцированные доплаты не образуют ставку (оклад) и не учитываются при исчислении премий, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсирующего характера.

В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2010 года № 1833 «О повышении заработной платы работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере культуры» работникам Отдела, осуществляющим педагогическую деятельность, установлено повышение тарифных окладов (ставок) на 25 процентов.

При определении тарифных ставок (окладов) и начислении заработной платы наниматели в Республике Беларусь должны принимать в расчет тот факт, что Правительством регулируется минимальный уровень оплаты труда.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений, является обязательной для применения всеми нанимателями для оплаты труда работников, с которыми заключены соответствующие трудовые договоры (контракты). Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой) в качестве низшей границы оплаты труда работников не применяется в отношении лиц, с которыми заключены договоры подряда.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее — Закон) размер месячной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января с учетом экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, потребностей работников в материальных благах и услугах, уровня занятости и производительности труда, прогнозного значения роста потребительских цен, уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом. Размер месячной зарплаты, установленный и проиндексированный в соответствии с законодательством, является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

В соответствии с нормами Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденному Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2004 года № 4, повышение тарифных ставок и окладов за стаж работы по специальности (в отрасли) производится в следующих размерах: до 5 лет — на 10%; от 5 до 10 лет — на 15%; от 10 до 15 лет — на 20%; свыше 15 лет — на 30%.

Размеры повышений тарифных ставок (окладов) работников за стаж работы по специальности (в отрасли) наряду с другими повышениями суммируются с тарифными ставками (окладами) и образуют ставки (оклады).

При временном заместительстве повышение тарифной ставки (оклада) в зависимости от стажа работы по специальности (в отрасли) производится по основной должности. При этом замещаемому работнику выплачивается разница между его тарифной ставкой (окладом) без учета повышения за стаж работы, надбавок, доплат и других выплат и тарифной ставкой (окладом) замещаемого работника без учета повышения за стаж, надбавок, доплат и других выплат.

Согласно п. 3 Условий оплаты труда, общие для работников организаций (постановления № 6 от 21.01.2000г), в Отделе культуры специалистам, имеющим квалификационные категории, устанавливаются следующие надбавки к тарифным ставкам (в процентах от оклада):

  • — за высшую квалификационную категорию — 30%;
  • — за первую квалификационную категорию — 20%;
  • — за вторую квалификационную категорию — 10%;(Приложение 18)

Рассмотренные выше размеры повышений тарифных ставок (окладов) и повышения, установленные от тарифной ставки 1-го разряда (согласно положения № 6), суммируются с тарифной ставкой (окладом), рассчитанной в соответствии с устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь тарифной ставкой 1-го разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и формируют ставку (оклад).

Исходя из норм подп. 1.2 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6 при определении тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) бюджетные организации должны руководствоваться следующим расчетом:

Токл = С1р * Тк * Кк * Кповыш (2.1).

где С1р — тарифная ставка 1-го разряда, устанавливаемая Советом Министров Республики Беларусь;

Тк — тарифный коэффициент Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС) (для 13-го тарифного разряда установлен тарифный коэффициент ЕТС, равный 3,04);

Кк — корректирующий коэффициент (для 13-го тарифного разряда установлен в размере 1,377);

Кповыш — коэффициент повышения, учитывающий сложность выполняемых работ (в рассматриваемом примере не применяется).

Для расчета пособия используется тарифная ставка (оклад) (без надбавок и повышений), установленная работнику на день возникновения права на него (часть первая п. 23 Положения № 569).

Таким образом, в Республике Беларусь заработная плата работников организаций, финансируемых из бюджета, регулируется в законодательном порядке и не может устанавливаться на основе только распоряжений директора. Основным показателем для расчета заработной платы является оклад, рассчитываемый на основании ставки первого разряда и тарифных разрядов, определенных Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 г., № 6. Повышение окладов осуществляется с учетом повышающих коэффициентов и надбавок (включая надбавку за стаж работы по специальности).

В составе фонда заработной платы можно выделить два основных элемента: основную и дополнительную заработную плату.

Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. К ней относятся сдельная и повременная заработала плата, премии, выдаваемые в соответствия с утвержденной постоянно действующей системой премирования, доплаты за ночное и сверхурочное время, оплата простоев, оплата временного заместительства, за работу в выходные и праздничные дни и т. п.

Дополнительная заработная плата начисляется в соответствия с действующим законодательством за время, когда работник не работал. К ней относятся оплата за время отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков и т. п.

Установленная при тарификации ставка заработной платы выплачивается работнику ежемесячно независимо от числа рабочих дней в разные месяцы года.

Если работник отработал неполный месяц, то сумма начисленной заработной платы за месяц определяется путем деления установленной месячной ставки на календарное количество рабочих дней и умножения полученного результата на фактическое количество отработанных дней по данным табельного учета.

При временном заместительстве замещающему работнику оплата производятся в размере оклада, предусмотренного штатным расписанием замещаемого работника (без надбавок и доплат).

Отдельным категориям работников могут быть установлены часовые тарифные ставки, определяемые путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество расчетных рабочих часов.

Среднемесячное количество расчетных рабочих часов, применяемое при расчете часовой тарифной ставки, определяется делением годовой расчетной нормы рабочего времени при соответствующей продолжительности рабочей недели на 12 месяцев.

Доплаты — это дополнительные выплаты работникам организации, которые начисляются им помимо тарифной части зарплаты. Доплаты носят компенсационный характер. Их начисляют за повышенную интенсивность труда или за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Условно доплаты можно разделить на обязательные и необязательные. Перечислим обязательные доплаты: доплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни.

Далее рассмотрим особенности начисления заработной платы в Отделе культуры.

Единый порядок формирования тарифных ставок (окладов) работников установлен постановлением Министерства труда от 21.01.2000 г., № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (постановление № 6).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г., № 1589 «Вопросы Министерства груда и социальной защиты Республики Беларусь» Минтруда и соцзащиты предоставлено право устанавливать условия и размеры оплаты труда работников бюджетных организаций, определять их тарификацию, совершенствовать нормирование их труда и др. Потому формирование политики в области оплаты труда названных работников, в т. ч. их стимулирование на республиканском уровне, входит в компетенцию Минтруда и соцзащиты.

Подпунктом 1.2 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6 предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ (таблица 6 приложения 24 к постановлению № 6).(Приложение 18).

Тарифные ставки или тарифные оклады являются базовыми для расчетов заработной платы работников бюджетной сферы.

В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к постановлению № 6 работникам организаций, имеющим право на повышение тарифных ставок (тарифных окладов) по одному или нескольким основаниям, размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (тарифного оклада), рассчитанной в вышеприведенном порядке (кроме повышений, устанавливаемых от тарифной ставки 1-го разряда).

Исчисленные размеры повышений тарифных ставок (тарифных окладов) и повышения, установленные от тарифной ставки 1-го разряда, суммируются с тарифной ставкой (тарифным окладом), рассчитанной в установленном порядке, и формируют ставку (оклад).

К дополнительной заработной плате относятся оплата за время отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, выходного пособия, пособия по временной нетрудоспособности, льготных часов подростков и т. п.

В соответствия с Трудовым кодексом (статья 149) работникам белорусских бюджетных организаций предоставляются следующие виды отпусков:

  • — трудовые (основной и дополнительный отпуск);
  • — социальные (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера).

В соответствии с Трудовым кодексом продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. Продолжительность основного минимального отпуска не может быть менее 24 календарного дня.

Перечнем организаций и должностей педагогических работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г., № 100.

Могут предоставляться дополнительные отпуска: для работников с вредными условиями труда; для работников с ненормированным рабочим днем — до 7 календарных дней; за продолжительность стажа в одной организации — до 3 календарных дней. Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее, чем через шесть месяцев работы у нанимателя, кроме отдельных категорий работников (перечень определен в статье 166 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Очередность отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, оформляется приказом (распоряжением) об отпуске.

Оплата отпуска производится исходя из средней однодневной заработной платы, исчисленной за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска или увольнения работника независимо от того, предоставляется отпуск (начисляется компенсация) за один год или за два последних года.

Государственные праздники и праздничные дни, не совпадающие с воскресными днями, оплате не подлежат, на их число увеличивается ежегодный отпуск.

Основанием для назначения и выплаты пособий является листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в установленном порядке.

Пособия назначаются по каждому месту работы. Пособие по беременности и родам по месту работы по совместительству не назначается.

Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г., № 569 предусмотрено, что пособия работникам (в т.ч. бюджетных организаций), за которых до момента возникновения права на пособия страховые взносы в общей сложности уплачивались менее 6 месяцев, назначаются в минимальном размере. При этом днем возникновения права на пособие признается первый день освобождения от работы согласно листку нетрудоспособности (часть первая п. 4, часть первая п. 17 Положения № 569).

В общем случае при расчете пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам работникам, за которых обязательные страховые взносы уплачивались более 6 месяцев до возникновения права на пособия, учитываются заработок за расчетный период и число календарных дней этого периода, принимаемых в расчет (пп. 21, 22 Положения № 569).

Вместе с тем согласно части первой п. 23 Положения № 569, если число календарных дней расчетного периода с учетом части второй п. 22 Положения № 569 составляет менее 30 календарных дней, пособия исчисляются исходя из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) работника, установленной (ого) на день возникновения права на пособия, или исходя из среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального (в связи с обучением) отпусков, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности (далее — средний заработок) (по более выгодному варианту).

Таким образом, порядок исчисления пособия напрямую зависит от того, сколько в расчетном периоде календарных дней, учитываемых при исчислении пособия.

При прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка. Выходное пособие в связи с эвакуацией, отселением либо самостоятельным выездом из зон эвакуации, первоочередного и последующего отселением вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивается в размере не менее четырехкратного среднемесячного заработка. Совместителям выходное пособие не выплачивается.

По среднему заработку также оплачивается время выполнения государственных и общественных обязанностей в рабочее время. К ним относятся случаи: осуществления избирательного права, депутатских полномочий, участия в качестве делегатов пленумах, конференциях; явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля; участия в судебных заседаниях в качестве заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Таким образом, в бюджетных организациях может начисляться основная и дополнительная заработная плата. Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. К ней относятся сдельная и повременная заработала плата, премии, выдаваемые в соответствия с утвержденной постоянно действующей системой премирования, доплаты за ночное и сверхурочное время, оплата простоев, оплата временного заместительства, за работу в выходные и праздничные дни и т. п. Дополнительная заработная плата начисляется в соответствия с действующим законодательством за время, когда работник не работал. К ней относятся оплата за время отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков и т. п.

Из заработной платы работников организации удерживаются обязательные удержания (подоходный налог и отчислений в пенсионный фонд), а также необязательные (по исполнительным листам, компенсации в пользу третьих лиц, штрафы и т. п.).

При определении размера налоговой базы по подоходному налогу возможно сокращение налогооблагаемой базы на суммы стандартных налоговых вычетов (согласно ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 г., № 71-З, в ред. Закона от 30.12.2014 г., № 224-З):

  • 1) на сумму 730 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 4 420 000 белорусских рублей в месяц;
  • 2) в размере 210 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет или каждого иждивенца. Указанный вычет предоставляется обоим родителям (за исключением лишенных родительских прав). Одинокому родителю (приемному родителю, опекуну или попечителю) стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 410 000 белорусских рублей в месяц;
  • 3) в размере 1 030 000 белорусских рублей в месяц для отдельных категорий плательщиков (например, физических лиц, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, Героев Социалистического Труда, Героев Советского Союза, Героев Беларуси, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества, инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет).

Кроме стандартных налоговых вычетом, работникам может предоставляться один из следующих вычетов:

  • — социальные вычеты (предоставление регулируется ст. 165 Особенной части Налогового кодекса);
  • — имущественные налоговые вычеты (ст. 166 Особенной части Налогового кодекса);
  • — профессиональные налоговые вычеты (ст. 168 Особенной части Налогового кодекса).

При удержании подоходного налога в «Отделе идеологической работы, культуры и по делам молодёжи» применяется ставка подоходного налога в размере 13%. Сумма подоходного налога исчисляется как произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Исчисление подоходного налога с работников применительно ко всем доходам, начисленным им по итогам каждого месяца, производится в Отделе культуры ежемесячно с учетом следующих особенностей:

  • 1) доходы (за период нахождения работника в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), исчисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в том числе предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены;
  • 2) в случае, если в установленные законодательством сроки в бухгалтерию организации не представлены документы и отчеты о расходовании сумм, полученных работниками под отчет, не сданы неизрасходованные остатки таких сумм и в пределах тридцатидневного периода со дня истечения этого срока источником выплаты не принято распоряжение об удержании задолженности по ним, такие суммы включаются в доходы месяца, следующего за месяцем истечения указанных сроков;
  • 3) доходы, выплачиваемые по решению суда, а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются;
  • 4) из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов.

Платежи в фонд социальной защиты населения удерживаются в размере 1% от начисленных сумм заработной платы и других доходов, на которые в соответствии с законодательством начисляются взносы по государственному социальному страховании (Приложение 19).

Статья 107 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещает произвольные удержания из заработной платы работников бюджетных организаций и гарантирует, что они могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Их исчерпывающий перечень приведен в части второй ст. 107 ТК.

Удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя в следующих случаях:

  • 1. Для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы.
  • 2. Для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок.

Законодательство о труде не содержит толкования термина «счетная ошибка». Буквальное толкование данного термина позволяет сделать вывод о том, что счетными ошибками являются те ошибки, которые были допущены непосредственно в ходе расчета размеров заработной платы, причитающейся работникам. Иными словами, есть бухгалтером были взяты верные исходные данные (цифры, числа, проценты, показатели) для расчета размеров заработной платы, но в процессе расчета была допущена ошибка (неверно вычислен результат арифметической операции), которая привела к неверному итоговому результату, то такие удержания из заработной платы (до правильно определяемого размера) будут правомерными.

В соответствии с частью третьей ст. 107 ТК заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т. ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки.

  • 3. Для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. Обязанность нанимателя выдать работнику аванс при направлении в служебную командировку предусмотрена ст. 95 Трудового кодекса, а при переводе в другую местность — ст. 96. Если выданные денежные средства работником полностью не израсходованы и неизрасходованная часть своевременно не возвращена, то законодатель предоставляет нанимателю право произвести соответствующие удержания из заработной платы работника.
  • 4. При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска. Применяя данный пункт, бухгалтеру необходимо учитывать, что удержание среднего заработка за неотработанные дни трудового отпуска допускается не всегда. Так, в части второй ст. 107 Трудового кодекса установлен запрет на удержание за неотработанные дни трудового отпуска, если работник увольняется по следующим основаниям:
    • — по соглашению сторон (п. 1 ст. 35 Трудового кодекса);
    • — по собственному желанию, если оно связано с выходом на пенсию (ст. 40 Трудового кодекса);
    • — в связи с истечением срока трудового договора (п. 2 ст. 35);
    • — в связи с переводом работника, с его согласия, к другому нанимателю или переходом на выборную должность (п. 4 ст. 35);
    • — в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказом от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (п. 5 ст. 35);
    • — в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 42);
    • — в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42);
    • — в связи с неявкой на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 6 ст. 42);
    • — в связи с призывом работника на военную службу (п. 1 ст. 44);
    • — в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44);
    • — в связи со смертью работника, признанием его судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим (п. 6 ст. 44).
  • 5. При возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере, не превышающем его среднемесячного заработка (т.е. в связи с привлечением работника к материальной ответственности). Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие следующих условий:
    • — ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
    • — противоправность поведения работника.

Под противоправным понимается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет (или не должным образом исполняет) трудовые обязанности, возложенные на него Трудовым кодексом, коллективным, трудовым договорами.

Статья 408 Трудового кодекса определяет порядок удержания из заработной платы работника для возмещения причиненного нанимателю ущерба. Основанием для удержания, как и в иных случаях, является распоряжение директора. Согласно части второй ст. 408 Трудового кодекса данное распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.

До издания распоряжения об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ работника от дачи письменных объяснений оформляется актом, который подписывается не менее чем двумя свидетелями. Частью шестой ст. 408 Трудового кодекса предусмотрено, что если нанимателем нарушен порядок удержания из заработной платы работника, то орган по рассмотрению трудовых споров (комиссия по рассмотрению трудовых споров либо суд) принимает по жалобе работника решение о возврате незаконно удержанной суммы.

В соответствии со статьей 108 Трудового Кодекса Республики Беларусь при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику. Так, при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка. Это ограничение не распространяется только на удержания из заработной платы алиментов на несовершеннолетних детей и расходов государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, при этом за работником должно быть сохранено не менее 30% заработка.

Бюджетными организациями должна быть обеспечена своевременность выплаты заработной платы работникам. Согласно статье 73 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата выплачивается регулярно в определенные дни, не реже двух раз в месяц.

Заработная плата выплачивается два раза в месяц: за первую половину месяца — аванс в размере 50% заработка за минусом сумм налогов, подлежащих удержанию в установленном порядке; за вторую половину месяца — фактический месячный заработок за вычетом аванса и удержаний.

При наличии у отдельных работников неявок на работу в первой половине месяца возникает необходимость в уменьшения суммы планового аванса.

Таким образом, из заработной платы работников могут производиться как обязательные удержания (подоходный налог, удержания в пенсионный фонд), так и необязательные. При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка.

Для учета расчетов с работниками бюджетной организации, состоящими в ее штате, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям за счет отчислений на обязательное социальное страхование и по другим видам доходов предназначен активно-пассивный субсчет 180 «Расчеты с персоналом», открытый к счету 18 «Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами».

По кредиту этого субсчета отражаются начисленные суммы, возврат работниками излишне выплаченных сумм, а по дебету — удержанные суммы (включая удержания причитающихся работникам сумм для перечисления на их счета (карт-счета) в учреждения банка), а также выплаченные суммы через кассу организации. Кредитовое сальдо показывает задолженность организации перед работниками, а дебетовое — задолженность работников перед организацией.

Начисление заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий семьям, воспитывающих детей, а также расчет удержаний из заработной платы производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца в Мемориальном ордере № 5 на основании расчетных и платежных ведомостей.

Расчетные и платежные ведомости по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, обобщаются в отдельном своде ф. № 405.

В мемориальном ордере № 5 на начисленные работникам суммы составляются следующие бухгалтерские записи:

1. Начислена заработная плата за счет прочих расходов:

Дебет счета 21, субсчет 210 «Расходы к распределению».

Кредит счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

2. Начислена заработная плата с отнесением затрат на расходы по бюджету:

Дебет счета 20, субсчет 200 «Расходы по бюджету».

Кредит счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

3. Начислено пособие по временной нетрудоспособности:

Дебет счета 17, субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».

Кредит счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

1. Начислено взносов в ФСЗН:

Дебет счета 20, субсчет 200 «Расходы по бюджету».

Кредит счета 17, субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».

2. Начислено страховых взносов от несчастных случаев на производстве:

Дебет счета 20, субсчет 200 «Расходы по бюджету».

Кредит счета 17, субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».

3. Удержан подоходный налог:

Дебет счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

Кредит счета 17, субсчет 173 «Расчеты с бюджетом».

7. Удержано из заработной платы по исполнительным листам:

Дебет счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

Кредит счета 18, субсчет 187 «Расчеты по исполнительным листам».

8. Удержаны суммы членских профсоюзных взносов:

Дебет счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

Кредит счета 18, субсчет 185 «Расчеты по профсоюзным взносам».

9. Удержан 1% из зарплаты в пенсионный фонд:

Дебет счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

Кредит счета 17, субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».

Учет рабочего времени работников аппарата управления, специалистов и обслуживающего персонала ведется в табеле, который составляет инспектор по кадрам (Приложение 20).

Расчет заработной платы производится с использованием ПО «Комплекс МАП». На каждого работника распечатывается расчетный листок в двух экземплярах, один из которых выдается на руки работнику, а второй — вклеивается в лицевой счет для постоянного хранения (Приложение 21).

Аналитический учет начислений и удержаний ведется в разрезе следующих кодов статей:

  • 1) оплата по окладу, код 001;
  • 2) надбавка за стаж работы по специальности, код 002;
  • 3) надбавка за квалификационную категорию, код 003;
  • 4) доплата к тарифной ставке, код 004;
  • 5) доплата за ученую степень, код 005;
  • 6) повышение тарифной ставки за работу в должности старшего, код 006;
  • 7) доплата за совмещение, код 007;
  • 8) доплата за классность, код 008;
  • 9) доплата за вредность, код 009;
  • 10) доплата за работу в праздничные дни, код 010;
  • 11) доплата за работу в ночное время, код 011;
  • 12) прочие доплаты

Аналитический учет удержаний из заработной платы ведется по следующим кодам:

  • 1) код 300, аванс;
  • 2) код 301, долг за работником;
  • 3) код 302, перечисление в банк;
  • 4) код 303, подоходный налог;
  • 5) код 304, удержание в пенсионный фонд;
  • 6) код 305, удержание профсоюзных взносов;
  • 7) код 306, удержания за товары, приобретенные в кредит;
  • 8) код 307, удержание за ссуду;
  • 9) код 308, удержание страховых взносов;
  • 10) код 309, алименты;
  • 11) код 310, удержание ИТР;
  • 12) код 311, удержание штрафов;
  • 13) код 312, проценты банка;
  • 14) код 313, корректировка долга;
  • 15) код 314, корректировка подоходного;
  • 16) код 315, почтовый сбор;
  • 17) код 316, корректировка пенсионного;
  • 18) код 317, корректировка профсоюзного.

Таким образом, для ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в Отделе культуры используется ПО «Комплекс МАП». Аналитический учет начисленной заработной платы осуществляется в лицевых счетах работников, а для организации синтетического учета начисленной заработной платы используется мемориальный ордер № 5. Начисленная заработная плата отражается по кредиту счета 18, субсчет 180 «Расчеты с персоналом», а ее выплата — по дебету.

бухгалтерский служба управленческий показатель.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой