Размеры, специализация и экономическая эффективность предприятия
В целом, размеры предприятия за анализируемый период изменились. Произошел рост величины стоимости показателей валовой продукции и денежной выручки — на 4,7% и 5,2% соответственно. Среди показателей характеризующих производственный потенциал предприятия следует отметить рост среднегодовой стоимости ОПФ на 22,5%, но сокращение числа работников на 23 человека или 11,1% негативно характеризует… Читать ещё >
Размеры, специализация и экономическая эффективность предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства необходимы определенные условия. Одно из них выбор оптимального размера предприятия, который определяется комплексом факторов, прежде всего наличием квалифицированных трудовых ресурсов, фондооснащенностью и энерговооруженностью. Размеры производства предприятия влияют на внедрение современной организации труда, повышение его производительности, а также себестоимость продукции.
Таблица 5. Размеры производства ОАО «Дятьково-хлеб».
Показатели. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % к. | |
2010 г. | 2011 г. | ||||
Стоимость валовой продукции в действующих ценах, тыс. руб. | 104,7. | 110,0. | |||
Денежная выручка, тыс. руб. | 105,2. | 110,7. | |||
Среднегодовая численность работников, чел. | 88,9. | 91,5. | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 122,5. | 107,9. | |||
Произведено готовой продукции, т. | 82,6. | 90,5. |
В целом, размеры предприятия за анализируемый период изменились. Произошел рост величины стоимости показателей валовой продукции и денежной выручки — на 4,7% и 5,2% соответственно. Среди показателей характеризующих производственный потенциал предприятия следует отметить рост среднегодовой стоимости ОПФ на 22,5%, но сокращение числа работников на 23 человека или 11,1% негативно характеризует размеры предприятия.
Специализация как форма общественного труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции. Она характеризует производственное направление и отраслевую структуру предприятия.
Таблица 6 Специализация предприятия.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | В сумме за 2010 — 2012 гг. | Структура денежной выручки за 2010;2012 гг., %. | |
Хлеб. | 36,6. | ||||
Булочные изделия. | 46,6. | ||||
Сухари. | 6,2. | ||||
Кондитерские изделия. | 10,6. | ||||
Итого. |
За рассматриваемый период произошло увеличение общей суммы денежной выручки на 4471 тыс. руб. Основную массу выручки в 2011 году предприятию принесли булочные изделия и хлеб — соответственно 42 244 33 843. В среднем за анализируемый период эти виды продукции преобладали в структуре денежной выручки, так на долю булочных изделий приходится 46,6%, хлеба 36,6%. На основании этого специализацию предприятия можно определить хлебобулочные изделия.
Таблица 7. Расчет коэффициента специализации.
Вид продукции. | Выручка, тыс. руб. | Структура выручки, % (Ym). | Ранжированный ряд (j). | (2j-1). | Ym* (2j-1). | |
2010 г. | Хлеб. | 35,6. | 106,8. | |||
Булочные изделия. | 47,7. | 47,7. | ||||
Сухари. | 6,2. | 43,4. | ||||
Кондитерские изделия. | 10,5. | 52,5. | ||||
Итого. | 250,4. | |||||
2011 г. | Хлеб. | 36,6. | 109,8. | |||
Булочные изделия. | 45,2. | 45,2. | ||||
Сухари. | 7,7. | 53,9. | ||||
Кондитерские изделия. | 10,6. | 53,0. | ||||
Итого. | 247,4. | |||||
2012 г. | Хлеб. | 37,5. | 112,5. | |||
Булочные изделия. | 46,9. | 46,9. | ||||
Сухари. | 5,0. | 35,0. | ||||
Кондитерские изделия. | 10,6. | 53,0. | ||||
Итого. | 247,4. |
КС2010=100:250,4=0,399.
КС2011=100:261,4=0,383.
КС2012=100:247,4=0,404.
Считается, что коэффициент специализации менее 0,2 характеризует слабый уровень специализации; 0,2 — 0,4 — средний; 0,4 — 0,63 — высокий; 0,6 — глубокий уровень специализации.
Анализируя полученные коэффициенты специализации видно, что коэффициент за три года особо не изменился и предприятие имеет средний уровень специализации.
Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности сельскохозяйственного предприятия. Она — основной источник расширенного воспроизводства в хозяйстве и повышения жизненного уровня работников. Рентабельность — важная экономическая категория. она означает доходность, прибыльность предприятия, характеризует экономическую эффективность производства. Рентабельность выступает в качестве обобщающего показателя экономической эффективности.
Таблица 8. Экономическая эффективность продукции.
Виды продукции. | Базисный. | Отчетный. | Отклонение рентабельности. | ||
прибыль, тыс. руб. | рентабельность, %. | прибыль, тыс.руб. | рентабельность, %. | ||
Хлеб. | — 29. | — 0,1. | 7,2. | 7,3 п. п. | |
Булочные изделия. | 64,8. | 57,8. | — 7,0 п. п. | ||
Сухари. | — 256. | — 4,6. | — 525. | — 10,4. | 5,8 п. п. |
Кондитерские изделия. | — 842. | — 8,5. | — 1494. | — 13,5. | 5,0 п. п. |
Итого. | 21,1. | 21,1. | 0,0 п. п. |
Анализируемая таблица показывает, что по сравнению с базисным в отчетном году рентабельность производства хлеба возросла на 7,3 п.п. Также рентабельность производства сухарей возросла на 5,8 п.п., а кондитерских изделий на 5,0 п.п. Несмотря на то, что по производству булочных изделий рентабельность понизилась на 7 п.п., рентабельность всего производства не изменилась.