Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие об основных функциях семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важную роль при этом играет эмоциональная поддержка, включающая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому человеку как к доверенному лицу. Причем, как ни странно, больше в такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья. В свою очередь они чаще ищут такого рода поддержку у своих подруг или… Читать ещё >

Понятие об основных функциях семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В целом для среднестатистической семьи характерно наличие определенного количества жизненно важных функций, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи. Причем ни одну из классификаций нельзя распространять на весь жизненный цикл семьи, так как с течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями, третьи становятся вспомогательными.

Вместе с тем существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются реально или в потенции в течение всего жизненного цикла полноценной семьи. С учетом ранее рассмотренных классификаций применительно к современной семье среди важнейших можно выделить следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовые отношения, интеллектуальное общение, психологическая разрядка, сексуальные отношения и деторождение.

Все вышеназванные функции не равны по объему и разнохарактерны по своему содержанию. В то же время они составляют цельную социально-психологическую систему, в которой реализация любого ее элемента тесно взаимосвязана с качественными параметрами других. Рассмотрим подробно каждую их них.

Воспитательная функция семьи. Семья, как малая социальная группа, как микроколлектив, постоянно оказывает на всех ее членов психолого-педагогическое воздействие. В замкнутой или относительно замкнутой группе, которую представляет семья, взаимовлияние осуществляется посредством таких психологических механизмов, как притязания, ожидания, сравнения, достижения и, наконец, удовлетворенность реально сложившейся своей ролью.

В семье складывается более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. Хочет или не хочет член семьи (муж, жена, ребенок или родители), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образу (исполнения, например, роли отца, мужчины, лидера, сына-умницы, жены — хозяйки дома и т. д.). От того, как эта роль выполняется, и составляется оценка окружающими, и если обнаруживается несовпадение реальности с ожиданиями, то это может вызвать осуждение с их стороны. В свою очередь, в малой социальной группе определяются и постоянно уточняются «верхняя граница» и «нижняя граница» ролевых ожиданий.

Таким образом, существует определенный диапазон, в котором поведение («исполнение роли») родителей, детей в семье рассматривается как социально приемлемое.

В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию не только подрастающего поколения, но и старшего поколения, в частности к реформам в различных сферах жизни современного общества.

Функция хозяйственно-бытовых отношений. Издавна семья выступает как хозяйственно-бытовая общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей.

В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой домашних дел):

а) организация питания в семье; б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви; в) благоустройство жилища, создание уюта; г) организация жизни и быта семьи; д) создание и расходование бюджета семьи.

Каждый член семьи в силу целесообразности, необходимости решения назревших проблем или своей предрасположенности к ним играет определенную социальную роль: добытчика, кулинара, исполнителя, мастера на все руки, потребителя, инициатора и т. п. В благополучной семье со временем в каждой из названных сфер эти роли стабилизируются.

Следует отметить, что в формировании взаимоотношений значимы не только отведенная роль, но и особенности процесса хозяйственно-бытовой деятельности. Во-первых, в семье, как в потребительской ячейке, в процессе домашнего труда происходит дальнейшая «доработка» продуктов питания к употреблению и сам процесс употребления. Здесь и деятельность, и общение членов семьи налицо.

Принятое для любой семьи распределение ролей в этом процессе со временем претерпевает определенные изменения: заметно снижается активность участия в домашнем хозяйстве отдельных членов семьи (мужа или жены, взрослых детей, чрезмерно занятых профессиональной деятельностью или по другим причинам). Таким образом, в течение длительного времени (с поры молодой семьи и до стадии ее «зрелости») складывается своеобразная поляризация хозяйственно-бытовых отношений — «частичная автономность» мужа (жены) от остальных членов семьи.

Характерно, что в большинстве современных семей утратили значение семейные обеды, в то время как трапеза — это не просто еда и насыщение, это время для всевозможного обмена мнениями, суждениями, впечатлениями, настроениями; это время и место для принятия решений, их пересмотра, для составления семейных планов; это возможность для снятия психических напряжений, раздражительности и эмоциональных неравновесий.

Во-вторых, в семье организуется и бытовое обслуживание людей, содержание в определенном состоянии жилища, домашнего имущества, одежды, обуви, различных бытовых приборов и инструментов. Здесь создаются условия для отдыха и сна, восстановления израсходованных физических и душевных сил. И если совместное принятие пищи как общение восстанавливает и укрепляет больше эмоциональный и интеллектуальный аспекты взаимоотношений (общность взглядов, мнений, суждений, настроений, состояний и т. п.), то совместная деятельность по устройству быта, жилья способствует сближению интересов, стремлений, целей. Одним словом, развивает больше мотивационный и волевой компоненты каждой личности, создает необходимые предпосылки формирования сплоченности в семье. В этих условиях лучше познаются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

В-третьих, в семье решаются вопросы формирования и расходования денежных средств. Изучение этой проблемы в молодых семьях подтвердило тот факт, что преимущественная роль в создании бюджета семьи отводится, как правило, мужчине, так как лишь около 45% молодых жен, проживающих в городах, имеют возможность участвовать в пополнении семейного бюджета. В небольших населенных пунктах эта цифра не превышает 25%. Такие низкие показатели уменьшаются еще за счет невозможности трудоустройства жен по специальности, периода ожидания ребенка, проблем устройства ребенка в детское учреждение, отсутствия собственной жилплощади и др.

Однако в современной, особенно городской семье наблюдается и другая тенденция — преобладающая роль жены в формировании семейного бюджета относительно возможностей главы семьи. Количество таких случаев за годы экономических реформ в стране возросло в несколько раз и имеет место в каждой восьмой нуклеарной семье. Подобные формы пополнения бюджета семьи нередко деформируют отношения, взгляды, установки особенно у молодых супругов, имеющих образование и профессию. Возникающие комплексы «зависимости», «неполноценности» и другие психотравмирующие последствия негативно влияют на развитие взаимоотношений между супругами и с их окружением. В этих условиях от супругов требуется достаточный такт, сдержанность, терпение в общении, чувство «границы ранимости» близких и родных.

Таким образом, самая объемная функция хозяйственнобытовых отношений предполагает внимательное изучение, «прощупывание» супругами всех сфер домашних дел на предмет благоприятных и конфликтных условий действий каждого из них, с учетом индивидуальных акцентуаций характера.

Функция интеллектуального общения — одно из слабых мест многих категорий семей. Если первые две функции хоть в усеченном виде, но все-таки укрепляются в семье и она благодаря им существует, то функция общения особо уязвима. Сегодня является характерным для семьи, что какое-то время ее члены либо просто не общаются, либо общаются крайне мало, либо общение проводится выборочно (чаще между супругами или супругом (супругой) и детьми). Все это свидетельствует о том, что функция общения остается проблематичной. По этому поводу нередко авторы различных публикаций ссылаются на дефицит времени для общения в той или иной семье. Формально — да. Но именно это обстоятельство обусловливает особенности функции интеллектуального общения в ней. Например, для дистантной семьи важное значение имеет информационная, эмоциональная насыщенность контактов; особая значимость понимания жестов, пауз, сдержанности или интенсивности речи; творческие находки и поиски компромиссных решений и действий; мобильность в растворении стереотипов «отчуждения» и обеспечение преемственности взаимопонимания в семье; сильные и устойчивые тенденции в формировании цельных взглядов, суждений, отношений и оценок, актуализирующих мотивы причастности членов семьи к проблемам другого.

На развитие интеллектуального общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки, культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, техники и т. п. Это приходит со временем, с новым жизненным опытом. Многие их них свои разнообразные знания и умения настойчиво передают детям. В отдельных семьях, например, образуются своего рода лицеи: шахматный, авиамодельный, кораблестроительный, автодела, радиотехники, народного творчества и т. д. Поэтому не случаен тот факт, что многие выходцы из семей артистов, ученых, музыкантов, моряков, военнослужащих продолжают традиции своих предков.

Все это составляет важную основу формирования современной семьи, ее духовного потенциала. Тем не менее около 10% семей из российской глубинки считают, что у них значительно меньше возможности культурного роста, чем у их городских сверстников. По этой и ряду других причин некоторые, особенно молодые семьи, подвергшиеся испытаниям трудностями местного значения, коррозиям нё лучших аспектов переустройства общества, не смогли подняться над пороками психологии индивидов или супружеских отношений. В силу этого функция интеллектуального общения для них остается нереализованной.

В таких случаях правомерен вопрос: «Может ли быть устойчивой малая социальная группа, если часть ее не функционирует?» Вывод напрашивается сам собой: укрепить семью — значит обеспечить ее активное функционирование в любой обстановке, а также научить людей культуре взаимоотношений, развивать у них психологический такт, духовность и гуманность.

Демократические тенденции в обществе, в сознании людей легализовали отношение семей и отдельных личностей к религии (посещение лекций работников культа, крещение детей, соблюдение различных религиозных праздников, посещение церкви и др.). Вместе с этим открываются большие возможности переосмысления истории Отечества, религии, традиций, обычаев и нравов его народов. Одновременно открываются широкие возможности для нравственно-психологической реабилитации каждого индивида и семьи в целом.

Функции интеллектуального общения присущ принцип гуманности — формирование и проявление отношения к другому, как к себе, и к себе, как к другому; он предполагает взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Это одно из условий благоприятного социально-психологического климата в семье.

Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функций интеллектуального общения — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Полное взаимопонимание проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг или супруга. Такое взаимопонимание невозможно без наличия особой психологической близости между супругами, которая изменяется с годами и становится прочной основой супружеского, семейного долголетия.

Функция психологической разрядки. Крепкая и дружная семья нуждается, в наличии общих господствующих эмоциональных состояний. Наряду с обычными физическими нагрузками, которые испытывает каждый член семьи в сфере своей деятельности и которые прямо или косвенно влияют на семью, существует многообразие факторов нервно-психического свойства, направляющих так называемые «невидимые удары» на семью. Невозможность пребывания человека длительное время в нервно-психическом напряжении естественно требует психологической разрядки, желательного снижения уровня переживаний до фонового значения эмоций. Огромную роль в этом случае играет сама семья, но при одном условии — желанном ожидании встречи с ней. Причем ни жилище, ни мебель, ни другие атрибуты домашнего очага сами по себе не могут создать условия такой психологической разрядки, как непосредственное (в крайнем случае — опосредованное) общение с членами семьи.

Супруги могут быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно, и он должен быть способен его разделить, в особенности если речь идет о горестных переживаниях.

Важную роль при этом играет эмоциональная поддержка, включающая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому человеку как к доверенному лицу. Причем, как ни странно, больше в такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья. В свою очередь они чаще ищут такого рода поддержку у своих подруг или родственников. Тем не менее важной формой поддержки со стороны мужа могут стать различные его индивидуальные достоинства: склонность к юмору, шутке, репризам, адекватным обстановке и настроению супруги; способность к стимулированию общения (приятные слова, внимание, ласка, подарки, услуги, забота и т. п.), умение поднять настроение или вывести из подавленного состояния членов семьи.

Процесс психологической разрядки в семье сопряжен с получением удовольствия от простого общения друг с другом, наблюдения за деятельностью другого, с включением с кем-то из членов семьи в совместную деятельность или развлечение. В обычном смысле психологическая разрядка тесно связана с досугом. Сегодня среди психологов существует несколько мнений о его содержании и значимости. Одни определяют его как «жизнь за пределами работы», другие — как хобби, переход к другому виду деятельности (спорт, написание книги, повышение образования, путешествие и т. п.).

Каждый из них имеет свою самостоятельную ценность. Однако возникает вопрос: «Улучшает ли досуг психическое здоровье?» Например, по мнению исследователей Мичиганского университета, досуг как «жизнь за пределами работы» является одним из основных факторов общего благополучия личности. Они утверждают, что совместный досуг ассоциируется со счастливым браком (особенно в первые годы брака и после того, как дети выросли и покинули дом).

Вместе с тем сегодня преобладающее число семей, занятых в различных сферах общественно полезного труда или частного производства, бизнеса и вынужденных заниматься несколькими видами деятельности одновременно, не придают особого значения постоянно возрастающей продолжительности рабочего времени взрослых членов семьи. Для них становится очевидной проблематичность роли досуга в предотвращении психических расстройств и возрастает значимость различных компенсационных мер по поддержанию своего здоровья, психологического здоровья семьи.

Неоценима роль досуга любого человека и в повышении эффективности избранной им деятельности. Если учесть, что «значение работы вырастает из жизненного опыта досуговой деятельности», а не наоборот, то забота о повышении уровня работоспособности индивида не может быть выше или значимее заботы о его досуге и досуге членов его семьи. В силу этих и ряда других обстоятельств роль функций психологической поддержки в социальной работе с семьями, усилий самих семей в организации досуга особенно велика. Умение супругов на практике учитывать хотя бы некоторые психологические закономерности психологической разрядки, разнообразить даже то свободное время, которое остается у каждого из них от работы, общая интерактивность семьи имеют огромное значение для упрочения ее внутрисемейных связей.

Функция деторождения и сексуальных отношений. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода и любви как высшего чувства, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Тем не менее каждая из них имеет свои позитивные для брака аспекты из области психологии, из области психофизиологии и др.

Важной из ценностных ориентаций молодых людей при вступлении в брак является ориентация на сексуальные отношения. Сам брак в значительной мере выступает как средство для достижения объекта сексуального влечения. Это влечение впоследствии развивается в супружескую любовь.

Любовь и супружество — великая загадка, к которой психологи только прикоснулись. Механизм одной из «сил притяжения» в психологической практике описывается так: часто психолог, беседуя с супружеской парой, пришедшей на прием, ловит себя на мысли, что если бы каким-то чудом удалось соединить характеры мужа и жены в одном человеке, этот новый человек был бы почти совершенством. В таких парах муж и жена с удивительной точностью выбрали себе в спутники жизни человека именно с теми чертами, которых им самим недостает для того, чтобы стать людьми цельными. Кажется, что главная цель супружества — дополнить самого себя как личность, приобрести новые для себя психологические качества.

В условиях биархата (главенства обоих полов), приходящего на смену патриархату (главенство отцов), мужчины больше испытывают дефицит психологических качеств. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.

В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. Например, с одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

Сравнение данных исследований, проведенных за последние 20 лет, выявило тенденцию снижения деторождаемости практически во всех семьях. Если на 80-е годы городские семьи центральной части России имели в среднем (условно) 2,5 детей на супружескую пару, что находилось на уровне восполняемости поколения, то в настоящее время этот показатель составил менее 2,0 и лишь 3% опрошенных семей респондентов выразили желание иметь более 2 детей. Исследования, проводимые среди молодых семей, подтверждают эту тенденцию: только 60% опрошенных мужчин имеют установку на 1—2 детей в своей семье. Причем у каждого третьего верхние границы этих установок не подтвердили их спутницы жизни.

Падение деторождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функции сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.

Важной стороной супружеской жизни является удовлетворение сексуальных потребностей. При всей важности репродуктивной биологии в этом вопросе не менее актуальной является роль сексуальной мотивации и поведения, психологии партнерских взаимоотношений, сексуальной совместимости и т. п. На сегодняшний день это одна из менее охваченных социальной психологией областей научных знаний. Мировой опыт доказывает, что ее психотерапевтическое воздействие на человека неоценимо. И не только психотерапевтическое. Тем не менее ею нередко чаще других стыдливо пренебрегают в поисках средств повышения эффективности общественного труда.

Сексуальные потребности легче «просыпаются» на фоне доброго, внимательного отношения супругов друг к другу, их эмоциональной уравновешенности.

Благоприятствуют удовлетворению сексуальных потребностей обстановка интимности и соответствующие жилищные условия, приподнятое настроение, нежность и ласка, атмосфера тепла и взаимоприятия, наличие обоюдного желания, чувство взаимодоверия, взаимопомощи и взаимотерпения и др.

В то же время достаточно сильное негативное влияние оказывают такие факторы, как ситуативные психические комплексы (боязнь, страх, беспокойство, тревожные ожидания, волнение, сильные эмоции и др.); усталость и подавленное, отрешенное настроение; последствия перемены места жительства с резкой сменой климата; грубость и бестактность одного из партнеров; психогенные последствия прежних интимных отношений и др.

Сопоставление вышеназванных факторов и некоторых обобщенных данных исследований среди семей военнослужащих довольно убедительно показывает область нереализованных возможностей сексуальной функции в этих и ряде других категориях семей. Кроме того, специфика профессиональной деятельности супругов — представителей особо сложных профессий реально оказывает регулирующее воздействие на удовлетворение сексуальных потребностей мужчины и женщины. Эти и множество других обстоятельств относят сексуальную функцию к числу наиболее актуальных с точки зрения психодиагностики и психокоррекции супружеских отношений.

Реализация вышеназванных функций осуществляется членами семьи в значительной мере по принципу необходимости и предрасположенности. При этом обязательно выявляется лидер, нередко ложно принимаемый за главу семьи, особенно при поверхностной оценке удельного веса искомой функции в жизни семьи на данном этапе и роли инициатора в остальных функциях.

Каким образом реализуются функции семьи? Кто в семье осуществляет руководство, а кто — исполнение? Как распределены между членами семьи обязанности? Ответы на эти вопросы дает анализ структуры семьи, которая включает число и состав ее членов, а также совокупность взаимоотношений между ними.

С точки зрения структуры семьи можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточена в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором — о демократической.

Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности. Нарушение структуры семьи проявляется в затруднении или в препятствии выполнения семьей ее функций, деформации взаимоотношений, наличии семейных конфликтов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой