Пути повышения жаропрочности и ресурса
С течением времени, как известно, прочность деталей, работающих под нагрузкой при повышенных температурах, понижается, а следовательно, снижается и запас прочности деталей. Чем выше температура эксплуатации деталей, тем быстрее уменьшается длительная прочность, а следовательно, и запас прочности. Повышение жаропрочности и ресурса деталей двигателей — одна из важнейших проблем, для успешного… Читать ещё >
Пути повышения жаропрочности и ресурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Повышение жаропрочности и ресурса деталей двигателей — одна из важнейших проблем, для успешного решения которой необходимо постоянное повышение жаропрочности сплавов, улучшение их качества и усовершенствовании технологии изготовления деталей.
Для повышения ресурса необходимо знать величины длительной прочности, ползучести и усталости материалов для соответствующих рабочих температур и срока их службы.
С течением времени, как известно, прочность деталей, работающих под нагрузкой при повышенных температурах, понижается, а следовательно, снижается и запас прочности деталей. Чем выше температура эксплуатации деталей, тем быстрее уменьшается длительная прочность, а следовательно, и запас прочности.
Увеличение ресурса означает и увеличение числа запусков и остановок. Поэтому при выборе материалов необходимо знать их длительную прочность и усталость при циклическом нагружении.
На ресурс также сильно влияет технология изготовления деталей, например, наличие остаточных растягивающих напряжений может снижать усталостную прочность в 2 — 3 раза.
Улучшение методов термической и механической обработки, позволяющее получать детали с минимальными остаточными напряжениями, является важным фактором в повышении их ресурса.
Фреттинг-коррозия, возникающая при механическом трении, значительно снижает усталостную прочность, поэтому разрабатываются методы повышения фрикционных свойств, ресурса и надежности (металлизация, смазки типа ВАП и др.).
При использовании методов поверхностного упрочнения (наклеп), создающих в поверхностном слое напряжения сжатия и увеличивающих твердость, повышаются прочность и долговечность деталей, особенно их усталостная прочность.
Титановые сплавы для деталей компрессоров начали применяться в отечественной практике с 1957 г в небольшом количестве главным образом на ТРД военного назначения, где требовалось обеспечить надежную работу деталей с ресурсом 100 — 200 ч.
За последние годы увеличился объем применения титановых сплавов в компрессорах авиадвигателей гражданских самолетов длительного ресурса. При этом потребовалось обеспечение надежной работы деталей в течение 2000 ч и более.
Увеличение ресурса деталей из титановых сплавов достигается путем:
- А) повышения чистоты металла, т. е. снижения в сплавах содержания примесей;
- Б) улучшения технологии изготовления полуфабрикатов для получения более однородной структуры;
- В) применения упрочняющих режимов термической или термомеханической обработки деталей;
- Г) выбор рационального легирования при разработке новых более жаропрочных сплавов;
- Д) использования стабилизирующего отжига деталей;
- Е) поверхностного упрочнения деталей;