Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности физической реабилитации детей из группы часто и длительно болеющих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дыхательные упражнения классифицируются как общая дыхательная гимнастика — то есть система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных гимнастических движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. Кроме того, для детей с частыми заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная… Читать ещё >

Особенности физической реабилитации детей из группы часто и длительно болеющих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс реабилитации часто и длительно болеющих детей решает общие и частные задачи. Общими задачами реабилитации являются [Попов С.Н., 2004]:

  • 1. Достижение регрессии обратимых и стабилизации необратимых изменений, обусловленных частой респираторной патологией и вторичной гипокинезией;
  • 2. Восстановление и улучшение функции внешнего дыхания и сердечно — сосудистой системы, психологического статуса и трудоспособности.

Реализация этих задач может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, состояния его иммунитета.

К частным задачам реабилитации при частых респираторных заболеваниях можно отнести:

  • 1. Ликвидацию воспалительных очагов;
  • 2. Улучшение бронхиальной проходимости;
  • 3. Увеличение вентиляции легких;
  • 4. Улучшение дренажной функции бронхов;
  • 5. Укрепление мышечного корсета;
  • 6. Повышение переносимости физических нагрузок;
  • 7. Повышение защитных сил организма.

Физическая реабилитация детей из группы часто и длительно болеющих имеет свою специфику и особенности методик. Это прежде всего индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений, систематичность, регулярность и продолжительность занятий, а также обязательное постепенное повышение нагрузки и «эффект новизны» — введение новых упражнений.

Детский организм реагирует на ЛФК более быстро и непосредственно, чем организм взрослого. Результаты упражнений сказываются раньше и носят необратимый характер. Это связано с большей реактивностью и регенеративностью детского организма [Захарова Л.С., Иванова Н. Л., 2008].

Все применяемые средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К ним относятся:

  • 1. Общеразвивающие физические упражнения.
  • 2. Дыхательные упражнения
  • 3. Массаж.
  • 4. Закаливание.
  • 5. Физиотерапевтические методы.
  • 6. Лечебная гимнастика.
  • 7. Воздушные и водные процедуры.
  • 8. Подвижные игры.

К активным средствам физической реабилитации относят все формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, комплекс специальных дыхательных упражнений, массовые игры, дозированные прогулки, ходьба, бег, плавание. В основе лечебного действия ЛФК лежит строго дозированная тренировка. По уровню физической нагрузки различают [Гритченко Н.В., 2006]:

  • 1. общую оздоровительную тренировку, направленную на восстановление возрастных функциональных возможностей и двигательных навыков;
  • 2. специальную оздоровительную тренировку, направленную на устранение нарушений функции органов дыхания.

При работе с часто и длительно болеющими детьми в процедуру ЛГ обязательно включают общеукрепляющие и дыхательные упражнения.

К общеукрепляющим физическим упражнениям относят гимнастические, игровые и спортивные. Ведущее место в ЛФК занимают гимнастические упражнения: общеукрепляющие и дыхательные [Ленорский Л.А., 2009].

Общеукрепляющие упражнения по способу выполнения делят на:

  • 1. Рефлекторные.
  • 2. Пассивные.
  • 3. Активные.
  • 4. Направленные на расслабление [Каптелин А.А., Лебедева И. П., 2005].

Дыхательные упражнения классифицируются как общая дыхательная гимнастика — то есть система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных гимнастических движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. Кроме того, для детей с частыми заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная дыхательная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений, сознательно воздействующих на нервно — мышечный механизм дыхания, что дает им возможность влиять на глубину, ритм и силу дыхания.

Существует множество методов дыхательной гимнастики, наиболее известные, доказавшие свою состоятельность при лечении системы дыхания, — разработанные А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко.

Врачи, как констатировала Александра Николаевна Стрельникова, не придают значения важности и правильности дыхания через нос. Ротовая полость природой предназначена для употребления воды и пищи. При патологии дыхательной системы рот может стать всего лишь «аварийным входом» для воздуха. Но вдох носом глубже, к тому же он ограждает организм от пыли и микробов, предохраняет от переохлаждения.

Занятия дыхательной гимнастикой следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке, натощак либо через час — полтора после еды.

В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч. «Производите короткие мгновенные вдохи — „шмыганье“, не стесняйтесь этого звука. Заставьте ноздри смыкаться, как будто сжимаете резиновую грушу, наполненную водой, чтобы брызнуть из нее. Надо зажать крылья носа так, чтобы вогнать воздух внутрь тела. Ощутите, как ноздри двигаются и слушаются вас» — указывает Стрельникова. Такому вдоху помогает касание кончиком языка верхних зубов. Плечи при вдохе должны не подниматься, а, наоборот, опускаться книзу [Кочетова И.Н., 2009].

На первом уроке при удовлетворительном, спокойном состоянии сначала упражнение следует делать по 4, 8 или 16 вдохов — движений с отдыхом в 2−4 секунды между ними, наращивая их число и стремясь к выполнению тридцатки. Подряд следует проводить столько вдохов — движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие. Следует не торопиться и соблюдать ритм. Вдохи — движения в минуту следует делать равными частоте пульса или даже чаще, следя за тем, чтобы вдохи были шумными, а выдохи — неслышными.

Наиболее важной величиной вдохов является их глубина, от которой зависит уровень вентиляции легких. Чем глубже дыхание, тем короче пауза после выдоха и задержка после него, тем тяжелее человек болен, и необходимо как можно быстрее корректировать его дыхание [Каменев Ю.Я., 2004].

За более чем пятидесятилетнюю практику К. П. Бутейко и его сотрудники установили, что неправильное дыхание поддается волевому исправлению. Ими были разработаны принципиально новые методы ранней диагностики, предупреждения и безлекарственного лечения болезней способом ВЛГД.

Суть метода Бутейко заключается в постепенном волевом уменьшении глубины дыхания в покое, во время двигательной активности и при физической нагрузке путем постоянного расслабления дыхательной мускулатуры во время тренировок до появления легкого ощущения нехватки воздуха.

Способ дыхания по К. П. Бутейко, как и метод А. Н. Стрельниковой, требует от занимающегося определенных качеств — силы воли, настойчивости, трудолюбия, дисциплинированности и осознанного желания не допустить возникновения заболевания или «побороть» его [Попова Н.М., Харламова Е. В., 2004].

Согласно установке К. П. Бутейко, вследствие глубокого дыхания и усиленной легочной вентиляции происходит чрезмерное удаление из организма углекислоты, что в свою очередь, ведет к сужению бронхов, артериальных сосудов в различных областях человеческого тела, их повреждению и уменьшению притока кислорода к клеткам, тканям и органам. В результате их кислородного голодания нарушаются все виды обмена веществ, что выражается в появлении аллергических реакций, склонности к простудам, отложениям солей. Возникают и прогрессируют многочисленные болезни, в том числе и бронхиальная астма, проявляющиеся различными симптомами: возбуждением нервной системы, нарушением сна, отдышкой и удушьем, головной болью и другими формами болей [Каменев Ю.Я., 2004].

К пассивным средствам физической реабилитации относятся — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы.

Из массажных воздействий наиболее распространены массаж лица и грудной клетки. Известно, что нарушение носового дыхания обуславливает ряд патологических состояний различных органов и систем. Нарушение дренажа полости носа и придаточных пазух, вызванные различными заболеваниями, могут приводить к рефлекторному развитию приступов удушья. Анатомо-физиологические особенности строения верхних дыхательных путей и легких объясняют терапевтический эффект массажа лица, который приводит к восстановлению защитных свойств слизистой оболочки носа и придаточных пазух. Массаж грудной клетки проводят у больных бронхиальной астмой для улучшения работы дыхательной мускулатуры, улучшение отхождения мокроты и повышения иммунитета [Змановский Ю.Ф., 2009].

Закаливание — это тренировка физиологических механизмов адаптации путем периодически повторяющегося раздражения кожных покровов, причем интенсивность раздражений постоянно возрастает. Человек не чувствует температуру воды, когда она близка к температуре тела (33°), вода при температуре 23° ощущается как прохладная, а при 13° - как холодная. Вода при температуре ниже 23° оказывает раздражающее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических процессов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, при интенсивном воздействии холода стимулируются функции надпочечников и щитовидно железы [Кокосов А.Н., Стрельцова Э. В., 2001].

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10−20 минут, гораздо важнее его повторность и постепенность.

Закаливание, если ребенка содержат в тепличных условиях, эффекта не даст, важно создать стимулирующее температурное окружение: соответствующую погоде одежду, нормальную температуру в квартире (18−20° днем и на 2−4° C ниже ночью). Уже с 1-го года следует приучить ребенка к прогулкам (до 4 часов в сутки), избегая при этом излишне теплой одежды.

Начинать закаливание надо с первых недель жизни — это воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Для этого ребенка оставляют на воздухе раздетым на несколько минут при температуре 22° C с последующим постепенным снижением ее до 20° C в возрасте 2−3 мес и 18° C к 4−6 мес. Для закаливания следует использовать и купание: по окончании ванны уместно облить ребенка водой с температурой на 2−4° C ниже, чем вода в ванне, т. е. начать с температуры 32−34° C, снижая ее каждые 3 дня на 2−3° C. При таком темпе снижения температуры воды за месяц можно достичь 18° C, а ниже для грудного ребенка опускать ее не следует. После обливания ребенка следует растереть полотенцем.

Плавание грудных детей в бассейне закаляет не столько само по себе (температура воды в нем обычно не бывает ниже 26° C), сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.

На втором году к обливанию после ванны (2−3 раза в неделю) можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27−28° C, снижая ее каждые 1−2 дня на 2−3° C до конечной температуры 15° C (немного холоднее комнатной).

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40° C 30−40 секунд) холодной (14−15° C) — удлиняя ее воздействие от 15−20 секунд до 30 секунд. Доводить холодовые воздействия до неприятных (т.е. применять слишком холодную воду или же оставлять ребенка под холодным душем дольше 30−40 секунд) недопустимо — не по причине возможной «простуды», а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок «ежится», боится, его принуждать не следует. Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14−15° C, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату [Куц А.С., Шиян Б. М., 2003].

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, для детей раннего возраста температура в сауне должна быть около 90° C, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60° C с экспозицией 2−3 минуты повышать до 80° C в течение 6−8 минут). За один сеанс дети посещают парную 2−3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают (медленно) в бассейне с температурой воды около 25° C [Журавлева А.Н., Граевская Н. Д., 2002].

Моржевание, хождение босиком по снегу — небезопасные виды закаливания. Если родители их проводят, это надо делать очень постепенно и не допускать продолжительности процедуры более 40−60 секунд, поскольку, имея большую площадь поверхности тела относительно массы, ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Это же можно сказать и об обливании холодной водой. Для дошкольника при постепенном снижении вполне возможно довести температуру воды до 8−10° C, хотя нужды в этом нет, закаливающий эффект будет хорошим, если остановиться на 12−14° C.

Холодное обливание как лечебная мера должно быть категорически запрещено для ребенка с лихорадкой: внезапное охлаждение, ведущее к резкому сужению кожных сосудов, может быть опасным для жизни.

Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить (или начать) через 7−10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней — через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки — через 3−4 недели [Гажев Б.Н., Виноградова Т. А., Мартынов В. Н., 2001].

Физкультура с ее богатым арсеналом оздоровительных средств играет огромную роль в профилактике и реабилитации частой респираторной инфекции.

Важно также средствами физической культуры нормализовать функцию внешнего дыхания и кровообращения. Ведь респираторное заболевание часто становится причиной таких нарушений, как закупорка дыхательных путей, обильным секретом желез слизистой оболочки бронхов, эмфизема легких, в образовании участков легких, полностью выключенных из акта дыхания.

Занятия ЛФК при частых простудных заболеваниях способствуют уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, созданию конкурирующей доминанты, устраняют патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстанавливают нормальный стереотип дыхания.

Методически правильно поставленные занятия ЛФК способствуют элиминации антигенного материала, снижают реактивность бронхов, адаптируют больных к (специальным) возрастающим физическим нагрузкам, способствуют сохранению их работоспособности.

При применении физических упражнений некоторой компенсации дыхательной недостаточности можно достичь за счет улучшения локальной вентиляции легких (функционирования легочных капилляров), вследствие чего создаются условия для усиления газообмена.

Главной задачей ЛФК при бронхо-легочной патологии является восстановление нарушенной функции бронхиального дерева и легких.

При частых ОРВИ ухудшается кровоснабжение легких и бронхов, имеет место малая экскурсия (подвижность) грудной клетки, поверхностное дыхание, снижение силы дыхательной мускулатуры способствует венозному и лимфатическому застою и нарушает отхождение мокроты. Кроме того, застойные явления приводят к возникновению гипостатической пневмонии.

Применение физических упражнений у часто и длительно болеющих детей направлено на нормализацию крово — и лимфообращения и тем самым на ликвидацию застойных явлений в легких. ЛФК способствует восстановлению подвижности ребер, улучшению вентиляции легких за счет усиления микроциркуляции в легочных капиллярах, облегчает работу сердца, укрепляет дыхательную мускулатуру и т. д. [Макаренко Т. М., 2009].

При занятиях с детьми из группы часто и длительно болеющих ни в коем случае не следует забывать о психическом компоненте. У большинства детей, страдающих этой болезнью, имеются определенные черты невротика. Лечебная физкультура благоприятно действует на психическое состояние больного, сила приступов и частота находятся в прямой зависимости от разнообразных эмоциональных факторов. Дети отличаются повышенной психической возбудимостью, а также большой реактивностью вегетативной нервной системы.

В первые годы у больных в спокойные периоды функциональные показатели дыхательного аппарата не изменены. Детям этой группы в промежутках между приступами можно давать такую же нагрузку, как и здоровым. У некоторых детей резкая, даваемая рывком, физическая нагрузка может вызывать раздражающий кашель, переходящий в приступ астмы. Поэтому при дозировании физического напряжения нужно выбирать более медленные движения [Богуславская З.М., Смирнова Е. О., 2001].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой