Женский костюм.
Общая характеристика
Цветовая гамма костюма в течение XIX — начале ХХ в. претерпевала значительные изменения, долгое время она соответствовала севернорусской традиции, основанной на доминировании белого, красного и синего цветов. Благодаря развитию товарно-денежных отношений и распространению фабричной продукции в конце XIX — начале ХХ в. цветовая гамма костюма расширяется: входит в обиход одежда различных оттенков… Читать ещё >
Женский костюм. Общая характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
новгородский костюм женский одежда Женская одежда по сравнению с мужской отличается большим разнообразием предметов ее составляющих. Она более яркая, выразительная в художественном решении и более вариативная по своим локальным характеристикам.
Основу традиционного комплекса женской одежды Новгородской губернии, как и севернорусской зоны в целом, составляла льняная рубаха достаточно длинная, разных типов и косоклинный сарафан, который во второй половине XIX в. вытесняется более поздними формами: прямым или круглым и отрезным по талии сарафаном (илл. 30−31). Сарафаны подпоясывались на талии, иногда — под грудью. До конца XIX в. в состав праздничного женского костюма входила короткая безрукавная одежда — душегрея (илл. 32−35). В холодное время года, выходя из дома, на сарафан надевали шугай (илл. 36−41), кафтан или пониток, а зимой — шубу. Как указывает, например, Н. Чернышев, корреспондент РГО из Череповецкого уезда в 1840-х гг., в будни на женщинах были надеты «синий сарафан, белая рубашка … на голове кокошник», в праздники — «ситцевые сарафаны, большею частию кумачовые, т. е. красного цвета, белая рубашка и штофный кокошник, сверху надевают шугай, а зимой шубу, крытую крашениной или нанкой» l.
В конце XIX — начале ХХ в. новгородский женский костюм был представлен двумя основными комплексами: традиционным сарафанным и постепенно вытесняющим его юбочным, имевшим городское происхождение, а также городским платьем (илл. 42−45).
Юбочный комплекс одежды получает широкое распространение во второй половине XIX в., и уже к концу XIX — началу ХХ в. в западных и некоторых южных районах Новгородской губернии он почти вытесняет сарафанный комплекс. Новомодный костюм был поначалу свойственен горожанкам. «При въезде в город, — описывал С. Шевырев свой въезд в уездный Белозерск в середине XIX в., — я встречал красивые лица крестьянок, отличавшиеся чертами тонкими и нежными. Гулявшие на валу купеческие дочки не обнаруживали того же. Белила и румяна служили тому главным препятствием. При том же платья новаго фасона, длинные платки и длинныя за локоть перчатки, показывают влияние городских мод на здешних горожанок» 2. Однако, судя по «Путеводителю от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно», незадолго до этого городские наряды сохраняли национальный облик не только в уездных городах, но даже в Новгороде. «Число дворянства в Новгороде невелико и потому здесь нечасто встречаются огромные шляпки … Вместо шляпок с мельничными крыльями, вы увидите здесь: в будни — головные платки, в дни праздников — кораблики, унизанные жемчугом (вид головного убора. — М. В. и С. В.); вместо тесных капотов с шнуровками, заставляющими лишний раз вздохнуть милую красавицу, — «кровь с молоком» новгородских девушек играет под ферезями с золотыми или серебряными бахромами и пуговицами … «3.
Новомодные наряды проникали и к сельской молодежи из зажиточных семей, а также к той части деревенского населения, которая была экономически связана с городом. «Я заметил, — описывает праздничные костюмы молодежи во время ярмарки в селе Теребуново представитель местной интеллигенции, — что крестьянки одеты далеко не по капиталу своих батюшек; многие были в немецких платьях, — даже при зонтике; везде были видны шелковые и шерстяные наряды … Во всей здешней молодежи как мужского, так и женского пола, можно скоро отличить два разряда: к одному разряду относятся бывшие в Петербурге, к другому, не видавшие его. Первые считают своим долгом носить немецкие платья на городовой манер … а вторые ходят в русских нарядах по-деревенски» 4.
В конце XIX в. сарафан преобладал на северо-востоке губернии. На остальной территории юбочный комплекс в равной мере соседствовал с сарафанным. В начале ХХ в. юбочный комплекс становится преобладающим повсеместно. В это время сарафанный комплекс одежды встречается лишь в наиболее удаленных от центра районах, причем он представлен поздними формами сарафана: прямым или круглым (илл. 12−29) и отрезным по талии (илл. 30−31). Исключение составляет старообрядческая среда в западных и центральных уездах, где еще и в начале ХХ в. можно было встретить косоклинный сарафан, однако носили его только старухи.
В основе юбочного комплекса были длинная юбка и кофта, надеваемые поверх различного типа рубах. Молодые носили приталенные кофты («казаки», «баски») (илл. 42−45), пожилые женщины и старухи — кофты свободного покроя. Их надевали навыпуск и обычно не подпоясывали. Летом в будние дни — дома и особенно на работе — кофта не надевалась. В холодное время года при выходе на улицу юбочный комплекс дополняла короткая верхняя одежда — душегрейка («шугайка», «душегрейка», «кофта на кудели») (илл. 46−47).
Оба комплекса одежды могли дополняться передником (илл. 48−49). Он входил как в комплекс повседневной одежды, так и праздничной. В Устюженском уезде бытовал особый вид передников с рукавами — «запоны» (илл. 50−56).
Обычно под верхнюю юбку или сарафан надевалась нижняя юбка. Худенькие девушки для того, чтобы выглядеть привлекательнее, часто надевали несколько нижних юбок. Именно об этом идет речь в частушке:
Говорят про меня — очень тоненькая, восемь юбочек надену — буду ровненькая!
Обязательным элементом костюма был соответствующий головной убор, имевший не только функциональное назначение, но и выступавший в качестве показателя социального различия. Головные уборы отличаются большим разнообразием: это девичьи повязки и венцы, женские — сороки, кокошники, косынки, сборники, повойники, а также платки и шали.
В первой половине XIX в. особой спецификой отличались головные уборы валдайских женщин. Здесь, как показывают иллюстративные материалы, наряду с традиционными, носили полотенчатые уборы, сходные с головными уборами западных российских губерний 1. О взаимосвязи этих регионов говорит в 1800-х гг. В. Севергин, отметивший специфику валдайского костюма. «Я умалчиваю о ласковом обращении здешняго женскаго пола, о коем … многие путешественники, а присовокуплю токмо мою догадку, что особый их наряд (курсив наш. — М. В. и С. В.), опрятное одеяние … образ жизни и самое поведение показывают, кажется, что многие из них суть остатки плененных и населенных здесь литовцев … «2.
Характерной чертой крестьянской женской одежды является одновременное бытование разных комплексов. Так, в начале ХХ в. в одной деревне у различных возрастных групп можно было видеть свои типы костюма. Женщины и старухи надевали широкие и длинные сарафаны или юбки и рубахи из домотканого материала. Девушки носили юбки длиною до середины голени или чуть выше и приталенные кофты из фабричных материалов.
Помимо возраста, на облик костюма сильно влияла и экономическая состоятельность крестьянской семьи, в результате чего костюм различался даже внутри одной и той же возрастной группы. Как указывал в конце XIX в. М. К. Герасимов, богато одетых девушек в восточной части губернии называли «славутницами». «Чтобы заслужить это почетное прозвище, — писал исследователь, — девушке нужно иметь «платно» с казаком, т. е. шелковый сарафан или — «бархатник», в дополнение к ним шелковый платок и тюлевый фартук с кружевами … Некоторые девушки, чтобы нажить «платно», нанимаются нарочно в работницы, и отходят с места, как только скопят нужную сумму на покупку материи. Славутницы … подбирают из себя и отдельный хоровод «бархатниц»; другой же хоровод составляется из девушек, одетых в «гарусники» (сарафан из шерстяной материи) и «ситцевики» «l.
Еще одной важной особенностью праздничного девичьего костюма являлось частое переодевание, то есть использование нескольких комплектов одежды в течение одного дня. «На гуляньях, устраиваемых в … праздники … и в ярмарочные дни, — сообщается об этой традиции в конце XIX в., — девушки переодеваются по нескольку раз в день … «2.
В традиционном костюме юбки или сарафаны при выходе на улицу поддергивались (подтыкались) так, чтобы был виден нижний край подола рубахи, украшенный вышивкой, кружевом или полосами браного узора. Над теми, кто не следовал этой традиции, часто подсмеивались: «А у нее и рубахи-то нету … «В начале ХХ в. поддергивались только старухи и пожилые женщины, молодые же считали это уже зазорным.
Иногда рубаху надевали без сарафана или юбки. Это относится к некоторым обрядовым действиям, например, к опахиванию деревни во время эпидемий. В одной рубахе женщины могли быть и на работе — во время жатвы и сенокоса. «На сенокос женщины ходят в одних рубашках, вышитых красной бумагой» — указывает, например, корреспондент РГО из Череповецкого уезда в 1848 г. 3 При этом надевали специальные, очень нарядные рубахи («страдовые», «покосные», «жатвенные») (илл. 57−60).
Во время жатвы и покоса рубаха могла дополняться только передником и нарядным головным убором. Со стороны это выглядело очень красиво по воспоминаниям старожилов: " … выйдут все в поле … все горьмя горит — голубым да красным … «Если поверх рубахи во время страды надевалась юбка, то подол ее высоко подтыкали.
Цветовая гамма костюма в течение XIX — начале ХХ в. претерпевала значительные изменения, долгое время она соответствовала севернорусской традиции, основанной на доминировании белого, красного и синего цветов. Благодаря развитию товарно-денежных отношений и распространению фабричной продукции в конце XIX — начале ХХ в. цветовая гамма костюма расширяется: входит в обиход одежда различных оттенков других цветов, а также получает распространение, прежде всего в мужском костюме, черный цвет. «Любимый цвет для одежды мужчины есть черный, — указывает корреспондент Тенишевского бюро из Белозерского уезда в конце XIX в., — а для женщин — красный, для молодых девиц — белый, голубой» 4.
Более подробно иллюстрирует этот аспект выдержка корреспондента Тенишевского бюро из Боровичского уезда: «Женщины на свою праздничную одежду ценные материи берут черного цвета. Ситец и шерстяную материю на платья берут разных цветов: синего, зеленого, голубого, розового и разных оттенков смешения этих цветов. Девушки любят ситец ярких, бросающихся в глаза цветов, а также и шерстяные материи, причем из шерстяной материи шьют платья красного цвета. Любовь к ярким, особенно к красному, цветам в платьях и кофтах начинает пропадать около села Белаго (центра округи. — М. В. и Л. В.) … Любительниц красного цвета, наз заклинцами и корелками, потому что в Заклинье и Кореле более всех любят красный цвет, у нас же предпочитают синий, зеленый, голубой и розовый цвет, в чистом виде, а также малиновый, темнее красного. Шелковые платки носят этих цветов … Старухи любят серый и черный цвет в платьях и платках…» 5.
Мотивы вышитых узоров отличаются разнообразием, это орнаментальные, реже — сюжетные композиции. При вышивке двусторонними швами, строчкой и крестом получались характерные геометрические орнаменты, в которых преобладали мотивы ромба, розетки, креста, а также геометризованные растительные и антропоморфные изображения. Иногда встречались зооморфные изображения с мотивом птицы или коня (например, стилизованные фигурки коней на подолах рубах из восточных уездов губернии).