Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
Kc1 — коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора, зависит от h и способа изолирования листов стали в пакете. Способ изолирования листов — оксидирование; kс1 = 0,97. Правильный выбор воздушного зазора д во многом определяет энергетические показатели АД. Воздушный зазор определяем по графику рис. 6−21 (через D): Для двигателей с 2p 4 коэффициент заполнения паза должен находиться… Читать ещё >
Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Размеры пазов в электрических машинах должны быть выбраны таким образом, чтобы, во-первых, площадь поперечного сечения паза соответствовала количеству и размерам размещаемых в нем проводников обмотки с учетом всей изоляции, и, во-вторых, чтобы значения индукции в зубцах и ярме статора находились в определенных пределах, зависящих от типа, мощности, исполнения машины и от марки электротехнической стали сердечника. Конфигурация пазов и зубцов определяется типом обмотки, который в свою очередь зависит от мощности, номинального напряжения и исполнения машины. В данном случае будет всыпная трапецеидальная обмотка, с параллельными гранями зубцов (рис.2). Расчет размеров зубцовой зоны проводится по допустимым значениям индукции в ярме и в зубцах статора.
Принимаем предварительно (по справочным данным) допустимые значения:
— индукции в зубце статора:
BZ1 = 1,9 Тл;
— индукции в ярме статора:
Ba = 1,6 Тл.
Определяем предварительно ширину зубца:
bZ1 =; (29)
где Bд — индукция в воздушном зазоре;
tZ1 — зубцовое деление статора;
BZ1 — допустимая индукция в зубце статора;
lд — расчетная длина магнитопровода;
lст1 — длина сердечника статора, lст1 = lд = 0,114 м.
kc1 — коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора, зависит от h и способа изолирования листов стали в пакете. Способ изолирования листов — оксидирование; kс1 = 0,97.
bZ1 = (мм).
Определяем высоту ярма статора:
ha =; (30)
Ф — магнитный поток (для одной пары полюсов), проходящий от северного полюса к южному через ротор и воздушные зазоры, а также статор;
Ba — допустимая индукции в ярме статора;
lст1 — длина сердечника статора;
kc1 — коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора.
ha= (мм);
Определяем размеры паза в штампе.
Определяем ширину шлица паза в статоре:
bш = dиз + (1,5 2) мм; (31)
данный размер должен обеспечить возможность свободного пропуска проводников обмотки через шлиц с учетом толщины изоляционных технологических прокладок, устанавливаемых при укладке обмотки для предохранения изоляции проводников от повреждений об острые кромки шлица.
где dиз = 2,095 мм — диаметр изолированного провода;
bш = 3,7 (мм);
Определяем высоту шлица паза — hш, обычно hш находится в пределах: (0,5 1) мм. Выбираем высоту шлица паза исходя из условий механической прочности и влияния на изменение магнитного потока рассеяния паза.
hш = 1 мм.
Угол наклона грани клиновой части в трапецеидальных пазах у двигателей с h 280 мм обычно в = 45.
Определяем высоту паза статора:
hп1 = - ha; (32)
hп1 = (мм).
Определяем размер верхнего основания паза (он зависит от в). Для в = 45:
b1 =; (33)
b1 = (мм).
Определяем размер нижнего основания паза:
b2 = - bZ1; (34)
b2 = (мм).
Определяем высоту части паза до скоса:
hп.к. = hп1 —; (35)
hп.к. =.
Определяем размеры паза в свету с учетом припуска на шихтовку сердечника:
b1' = b1 — Дbп; (36)
где Дbп — припуск по ширине паза (находится по справочным данным) Дbп = 0,3 мм.
b1' = b1 — Дbп = 10 — 0,3 = 9,7 (мм).
b2' = b2 — Дbп; (37)
b2' = b2 — Дbп = 16,7 — 0,3 =16,4 (мм).
hп.к.' = hп.к. — Дhп; (38)
где Дhп — припуск по высоте паза (находится по справочным данным) Дhп = 0,3 мм.
hп.к.' = hп.к. — Дhп = 59,3 — 0,3 = 59 (мм).
Определяем высоту клиновой части:
hк = (b1 — b2) ·; (39)
hк = (b1 — b2) · = (10 — 16,7) · 0,5 = 3,3 (мм).
Рассчитываем площадь поперечного сечения паза остающуюся свободной для размещения проводников обмотки:
Sп' = · hп.к.' - (Sиз — Sпр); (40)
где Sиз — площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу;
Sиз = bиз · (2 · hп + b1 + b2); (41)
bиз — односторонняя толщина изоляции в пазу;
bиз = 0,44 м;
Sиз = bиз · (2 · hп + b1 + b2) = 0,44 · (2 · 63,5 + 10 + 16,7) = 67,6 = 68 (мм2);
Sпр — площадь поперечного сечения прокладок;
Sпр = (0,9 · b1 + 0,4 · b2) · 10-3; (42)
Sпр = (0,9 · b1 + 0,4 · b2) · 10-3 = (0,9 · 10 + 0,4 · 16,7) · 10-3 = 96,6· 10-3 (мм2);
По формуле (40):
Sп' = · hп.к.' - (Sиз — Sпр) = · 59 — (68 — 0,0966) = 700 (мм2).
Контролем правильности размещения обмотки в пазах является значение коэффициента заполнения паза:
kз =; (43)
kз = =.
для двигателей с 2p 4 коэффициент заполнения паза должен находиться в пределах kз = (0,70 0,75). Как видим kз находится в допустимых пределах.
Уточняем ширину зубца bZ1, для этого определяем размеры верхнего и нижнего оснований bZ1' и bZ1":
bZ1' = р · - b1; (44)
bZ1' = р · - b1 = 3,14· (мм);
bZ1" = р · - b2; (45)
bZ1" = р · - b2 = 3,14 · (мм);
bZ1 = bZ1' bZ1" = 10 (мм).
Высота зубца будет равна:
hZ1 = hп = 63,5 (мм).
Выбор воздушного зазора.
Правильный выбор воздушного зазора д во многом определяет энергетические показатели АД. Воздушный зазор определяем по графику рис. 6−21 (через D):
д = 0,9 мм.
Воздушный зазор определенный по графику следует округлить до 1,00 мм, т. е.
д = 1,0 мм = 1*10-3 м.