Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нахождение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает родительские правоотношения. В отличие от опеки и попечительства, представляющих собой «квазисемейные» отношения и предполагающих индивидуальное устройство ребенка в семью, в период нахождения ребенка в указанной организации семейные отношения как таковые не возникают, поскольку эти… Читать ещё >

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специализированные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Еще одной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотренной федеральным законодательством, является устройство несовершеннолетних в специализированные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем помещения таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (ст. 155.1 СК РФ).

Цель устройства ребенка в одну из таких организаций может быть двоякой:

  • — получение медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • — обеспечение временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка[1].

Одним из важнейших условий (критериев) помещения детей в названные организации является их устройство в том же регионе (субъекте Федерации), в котором они проживали на момент выявления и постановки на учет органами опеки и попечительства. Данное требование позволяет в некоторой степени купировать неблагоприятные психологические последствия, которые могут возникнуть у ребенка, в связи с помещением в новую обстановку.

Понятно, что не во всех случаях достижение поставленной цели оказывается возможным (при отсутствии соответствующих материальных возможностей в регионе, особенно при необходимости оказания редких и дорогостоящих медицинских, оздоровительных и иных услуг), — в таких случаях допускается перемещение ребенка в другой регион для устройства в специализированное учреждение, отвечающее условиям, необходимым для несовершеннолетнего.

Нахождение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает родительские правоотношения. В отличие от опеки и попечительства, представляющих собой «квазисемейные» отношения и предполагающих индивидуальное устройство ребенка в семью, в период нахождения ребенка в указанной организации семейные отношения как таковые не возникают, поскольку эти организации действуют как субъекты административного права, осуществляющие временное устройство ребенка на коллективных условиях (данный институт в некоторой мере продолжает традиции так называемого государственного призрения, существовавшего еще в царской России).

Хотя соответствующие организации не наделяются статусом опекуна или попечителя, на них возлагаются обязанности по исполнению обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов несовершеннолетних (п. 2 ст. 155.2 СК РФ). Существенно отличает правовой статус этих организаций и опекунов и попечителей то, что данные организации вправе самостоятельно передавать детей в семьи третьих лиц для временного проживания. Такой механизм может предшествовать последующему установлению опеки и попечительства или усыновлению (удочерению).

Закон предоставляет детям, находящимся под надзором в специализированных организациях, те же права, что и подопечным при опеке и попечительстве, а также сохраняет за ними основные права, следующие из родительских правоотношений (ст. 155.3 СК РФ).

Патронатная семья

Семейный кодекс упоминает о такой форме воспитания детей, как патронатная семья (п. 6 ст. 145 Кодекса), но оставляет возможность создания таких семей на усмотрение субъектов Федерации. Пользуясь данным полномочием, многие регионы прямо закрепили в собственном законодательстве правовой статус патронатных семей, порядок создания и т. д. (сегодня специальные законы о патронате действуют более чем в половине российских регионов).

В целом законодательные подходы субъектов Федерации к регламентированию патронатных семей не отличаются многообразием. Патронатная семья является полным аналогом приемных семей. Как указано в ч. 2 ст. 12 Закона г. Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», передача на патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). При этом столичный законодатель распространил на патронатные семьи федеральное законодательство об опеке и попечительстве, включая положения о наделении опекуна (попечителя) полномочиями по законному представительству, что не совсем верно, поскольку осуществление представительства относится к сфере гражданского законодательства, а потому находится в исключительной компетенции федерального законодателя.

На практике передача ребенка в патронатную семью происходит при наличии каких-либо административных сложностей при усыновлении (удочерении), установлении опеки и попечительства или передаче детей в приемную семью, тогда как как существенных, содержательных отличий патронатная семья как форма устройства детей практически не имеет.

Основная литература

Ершова, Н. М. Опека, попечительство, усыновление / Н. М. Ершова. — М., 1984. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Л. Ю. Михеева. — М., 2004.

Пергамент, А. И. Опека и попечительство / А. И. Пергамент. — М., 1966.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие формы устройства детей существуют в Российской Федерации? Какие меры предпринимает Российское государство для целей повышения эффективности этих форм устройства детей?
  • 2. Раскройте содержание, порядок и последствия усыновления как важнейшей формы устройства детей. Почему законодатель считает эту форму устройства детей наиболее предпочтительной?
  • 3. Дайте краткую характеристику институту опеки и попечительства в семейном праве. В чем отличие норм семейного права об опеке и попечительстве от аналогичных норм в гражданском праве?
  • 4. Что такое приемная семья? Каково ее предназначение в системе форм устройства детей? Что законодатель относит к числу «иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей»?
  • 5. Какие случаи дискриминации существуют в российском семейном праве в части регулирования отношений по устройству детей в семью? Чем известен так называемый закон Димы Яковлева и каково его содержание?
  • [1] В 1920;е гг. среди целей детских домов называлось также привлечение к труду, что объяснялось задачами борьбы с детской беспризорностью и преступностью методами трудового воспитания (Якубсон В. Р. «Дети преступники» в исправительно-трудовом доме // Преступный мир Москвы: сб. ст. / под ред. и с предисл. М. Н. Гернета. М., 1924. С. 208—217).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой