Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом науки уголовно-исполнительного права является то, что она познает и исследует в сфере исполнения, отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужденного и испытывания осужденным исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия. В предмет науки уголовно-исполнительного права включают политику… Читать ещё >

Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение уголовно-исполнительного права может иметь несколько смысловых значений: как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия.

Наука уголовно-исполнительного права — это совокупность идей, взглядов, теорий о закономерностях становления и развития уголовноисполнительной политики государства, уголовно-исполнительного законодательства, практике его применения, правовом регулировании порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужденных и испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия, а также международного опыта обращения с осужденными и уголовноисполнительного законодательства зарубежных стран.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина (курс) — это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права является наличие собственного предмета и метода.

Предмет уголовно-исполнительного права следует рассматривать в трех аспектах: как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К предмету уголовно-исполнительного права наряду с общими положениями и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ, относится регулирование применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового характера относят принудительные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних (ст. 90—92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97—104 УК РФ), условное осуждение, условнодосрочное освобождение, замену наказания1.

Согласно другой позиции, под мерами уголовно-правового характера в уголовно-исполнительном праве понимаются принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей[1][2].

Понятие «иных мер уголовно-правового характера» следует, на наш взгляд, толковать в расширительном аспекте. К ним следует отнести принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, условное осуждение (включая обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ), отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, условно-досрочное освобождение, замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилование, амнистию, освобождение от наказания в связи с болезнью или инвалидностью, конфискацию имущества, а также судебный штраф. При этом указанный перечень мер уголовно-правового характера не является исчерпывающим. Это подтверждается п. «ж» ст. 172 УИК РФ, в соответствии с которым осужденный должен (может) быть освобожден от отбывания наказания и по иным основаниям, предусмотренным законом (например, в соответствии со ст. 10 УК РФ — вследствие издания закона, смягчающего наказание и имеющего обратную силу).

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудительных мер воспитательного характера для несовершеннолетних. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение, что порядок применения принудительных мер воспитательного характера урегулирован нормами уголовного закона достаточно полно и дублировать его в нормах уголовно-исполнительного права не имеет смысла[3]. Вместе с тем возникает ряд вопросов: во-первых, что за «специализированный государственный орган» исполняет принудительные меры воспитательного воздействия; во-вторых, каков порядок исполнения принудительных мер воспитательного воздействия; в-третьих, какими обязанностями и правами данный «специализированный государственный орган» обладает, кто его контролирует и т. д. Заслуживает внимания утверждение Ю. Р. Орловой о том, что «одной из первостепенных задач реализации современной концепции развития УИС должна стать подготовка отдельного федерального закона или главы УИК РФ, содержащих нормы, определяющие порядок исполнения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Указанный источник должен включать в себя:

  • — общие положения, касающиеся принудительных мер воспитательного воздействия и порядка их исполнения, определять понятие и формулировки, разъясняющие содержание целей, видов принудительных мер воспитательного воздействия, задач, принципов и субъектов их исполнения;
  • — особенности исполнения отдельных принудительных мер воспитательного воздействия, где надлежит изложить порядок исполнения принудительных мер, указанных в ч. 2 ст. 90 УК РФ, а также специфику исполнения данных мер при освобождении от уголовной ответственности и наказания;
  • — порядок исполнения особой принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;
  • — основания, условия и порядок продления и (или) отмены принудительных мер воспитательного воздействия"1.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правового характера, как принудительные меры медицинского характера, условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175—178, 183, 187—190 УИК РФ.

Ряд авторов считает, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства[4][5]. Так, Ю. М. Ткачевский полагал, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений[6].

По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными должны входить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в перспективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений (проект соответствующего закона находится в стадии обсуждения)[7].

Профессор В. А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполнительными и представляют собой предмет формирующегося в России социального законодательства[8].

Однако, на наш взгляд, отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания и иные меры уголовно-правового характера, скорее всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О. В. Старковым1. Отдельные же процедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнительного права или носить междисциплинарный характер.

Понятия социальной адаптации и ресоциализации определяются в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в соответствии с которым меры по социальной адаптации применяются к различным категориям лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (ст. 24), а ресоциализация осуществляется в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера (ст. 25).

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний[9][10]. Следует не согласиться с мнением указанных авторов. Справедливо отмечает А. А. Рябинин, что общественные отношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполнения наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу исполнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права[11].

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнительного права, как порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не следует понимать расширительно, т. е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В. Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права есть система установленных органами государственной власти юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний»1.

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения, направленные на реализацию соответствующих материальных норм уголовного права в соответствии с приговором (определением, постановлением) суда. В сущности, указанные общественные отношения являются процедурными.

При этом заметим, что в УК РФ следует ввести нормы, регламентирующие возможность оказания на осужденных и испытывания ими исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия. Указанные нормы могут регламентироваться и в других федеральных законах. Например, отдельные из них предусматриваются в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Кроме того, следует заметить, что мы не отрицаем наличие в уголовно-исполнительном праве собственно материальных норм.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящего в содержание наказания) предупредительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исправительного и ресоциального воздействия. В 1995 г. профессор В. А. Уткин справедливо отмечал, что «применение (назначение и исполнение) уголовнокарательных правоограничений сочетается или должно сочетаться (соединяться) с комплексом некарательных (не входящих в содержание наказания) воспитательно-предупредительных мер… В этой связи к предмету уголовно-исполнительного права следует отнести также отношения, связанные с реализацией некарательных мер воспитательно-предупредительного характера»[12][13]. По мнению автора, «воспитательные меры не являются „возмездием“, они применяются не „за“, а „в связи“ с совершенным преступлением»[14]. Отчасти соглашаясь с профессором В. А. Уткиным, заметим: мы полагаем, что исправительное (исправление, перевоспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и предупредительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспитательное и предупредительное воздействие. Вместе с тем как воспитательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нарушением, преступлением.

Отметим, что в теории права под профилактикой (предупреждением) правонарушений понимается «система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию, компенсацию причин и условий правонарушений»[15]. В ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений определяется как «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения». Учитывая вышеизложенное, под некарательным предупредительным воздействием следует понимать систему мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию, компенсацию причин и условий: а) нарушений порядка и условий исполнения, отбывания наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания исправительного и ресоциального воздействия; б) преступлений, административных правонарушений и иных форм антиобщественного поведения субъектов исполнения, отбывания наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания исправительного и ресоциального воздействия.

Некарательное предупредительное воздействие является междисциплинарным институтом. В полном объеме, детально данный институт исследуется в рамках криминопенологии. Здесь основное внимание уделяется материальным основам предупредительного воздействия. Процедурные аспекты должны быть предметом регулирования и изучения уголовно-исполнительного права. Нельзя не отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве некоторые нормы регламентируют предупредительное воздействие в процессе исполнения, отбывания отдельных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера (например, ст. 6018 УИК РФ («Надзор за осужденными к принудительным работам и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ»), подп. «в» п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729, и др.). Заметим, в ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определяется общая и индивидуальная профилактика, формы профилактического воздействия и др. Нельзя также не обратить внимания на тот факт, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, в целях обеспечения режима и безопасности предлагается «применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными».

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответствующих уголовно-процессуальных норм, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовнопроцессуальных мер пресечения.

Ранее некоторые авторы придерживались точки зрения о необходимости правовой регламентации порядка содержания под стражей нормами уголовно-исполнительного права. Так, О. Н. Миндадзе считал, что при преобразовании исправительно-трудового права в уголовноисполнительное нормы Положения о предварительном заключении под стражу1 с полным основанием могли бы войти в него[16][17].

В соответствии со ст. 98 УПК РФ мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

Процесс исполнения и отбывания некоторых уголовно-процессуальных мер пресечения весьма схож с процедурой исполнения и отбывания отдельных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, в результате чего один и тот же субъект может исполнять как уголовное наказание и иную меру уголовно-правового характера, так и уголовно-процессуальную меру пресечения. Например, уголовноисполнительная инспекция наравне с исполнением наказания в виде ограничения свободы исполняет и уголовно-процессуальную меру пресечения в виде домашнего ареста.

В соответствии с подп. I1 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одной из основных задач ФСИН России является контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. В подп. 1 п. 7 рассматриваемого Положения указывается, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством РФ «точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста».

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций» внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности». В частности, основные задачи инспекций, определенные в п. 4 разд. I Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, дополнены еще одной — «6.1) контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений».

Следует отметить также, что вопросы исполнения, отбывания отдельных уголовно-процессуальных мер пресечения, в частности заключения под стражу, в течение уже ряда лет рассматриваются в учебниках «Уголовно-исполнительное право». Так, глава «Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» издается в учебниках по уголовно-исполнительному праву с 1998 по 2017 г1. Кроме того, некоторые диссертационные исследования, посвященные вопросам исполнения, отбывания отдельных уголовно-процессуальных мер пресечения, в частности заключения под стражу, защищаются в рамках специальности «Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право»[18][19].

При этом в юридической литературе высказывается и иная точка зрения[20].

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

  • а) исполнения, отбывания уголовных наказаний;
  • б) исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового характера;
  • в) исправительного воздействия;
  • г) ресоциального воздействия;
  • д) предупредительного воздействия;
  • е) исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Предметом науки уголовно-исполнительного права является то, что она познает и исследует в сфере исполнения, отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужденного и испытывания осужденным исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия. В предмет науки уголовно-исполнительного права включают политику государства в сфере исполнения уголовного наказания, историю развития российского уголовно-исполнительного законодательства, учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, правоотношения, практику исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания на осужденных и испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия, а также международные акты об обращении с осужденными, уголовно-исполнительное право зарубежных стран и т. д.

Предметом науки уголовно-исполнительного права являются знания в области пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовноисполнительного права.

Значительный вклад в развитие пенитенциарной, исправительнотрудовой и уголовно-исполнительной науки внесли труды ученыхпенологов:

  • — в конце XIX — начале XX в.: Н. С. Таганцева, Н. Д. Сергиевского, А. А. Жижиленко, С. П. Мокринского, И. Я. Фойницкого, С. В. Познышева, М. М. Исаева, М. Н. Гернета, Е. Г. Ширвиндта, Б. С. Утевского и др.
  • — в середине и во второй половине XX в.: В. П. Артамонова, 3. А. Астемирова, Л. В. Багрий-Шахматова, Н. А. Беляева, М. П. Журавлева, А. И. Зубкова, Л. Г. Крахмальника, М. П. Мелентьева, А. С. Михлина, А. Е. Наташева, А. Л. Ременсона, И. А. Сперанского, Н. А. Стручкова, Ю. М. Ткачевского, А. В. Шамиса, И. В. Шмарова и др.;
  • — в конце XX в. и по настоящее время: В. М. Анисимкова, А. В. Бриллиантова, М. Г. Деткова, С. И. Кузьмина, П. Г. Пономарева, В. И. Селиверстова, О. В. Старкова, А. А. Толкаченко, В. А. Уткина, О. В. Филимонова и др.

Предмет науки уголовно-исполнительного права шире по содержанию предмета уголовно-исполнительного права как отрасли права.

Предметом курса уголовно-исполнительного права является соответствующая ему отрасль науки. Предметы уголовно-исполнительного права как науки и учебной дисциплины весьма похожи. При этом следует отметить, что предмет науки уголовно-исполнительного права шире предмета курса (учебной дисциплины) «Уголовно-исполнительное право», поскольку последний ограничен определенным содержанием конкретных тем и объемом часов. Нельзя не согласиться с тем, что «объем материала во многом зависит от того, в каком учебном заведении преподается данная дисциплина»1.

Под методом правового регулирования в теории права традиционно понимается система юридических средств и способов воздействия на общественные отношения.

Методы уголовно-исполнительного права, так же как и его предмет, следует рассматривать в трех аспектах: как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.

Методы уголовно-исполнительного права как отрасли права

определяются по-разному. Справедливо считают отдельные авторы (В. А. Уткин, В. С. Епанешников), что «проблема метода (или методов) правового регулирования уголовно-исполнительного (ранее — исправительно-трудового) права остается одной из наименее разработанных. В учебной литературе ей обычно отводится лишь несколько строк»[21][22].

По мнению О. В. Филимонова, «правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивного (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения»[23]. Данной позиции придерживаются и другие авторы[24].

Профессор А. Ф. Сизый наряду с императивным, диспозитивным методами и методом поощрения выделяет метод разъяснения, поскольку, по его мнению, имеются нормы, которые разъясняют уголовно-исполнительное законодательство, например, ст. 1 и 9 УИК РФ[25].

В. Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполнительного права:

  • 1) императивный — по способу правового регулирования;
  • 2) запрещающий — по способу воздействия на поведение людей;
  • 3) карательный — по характеру воздействия;
  • 4) метод санкций — по способу реализации;
  • 5) метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений[26].

На наш взгляд, правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

  • • императивного (метода властного приказа);
  • • диспозитивного метода;
  • • метода поощрения;
  • • метода взыскания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование приказов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта своих действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации предоставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одобряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т. д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании максимально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужденным порядка, условий отбывания наказания, и (или) меры уголовно-правового характера, и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм взысканий (ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 71, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 168 УИК РФ).

Методы уголовно-исполнительного права как науки следует классифицировать по двум основаниям: 1) в зависимости от способа изучения (познания и исследования) и 2) в зависимости от их принадлежности.

В зависимости от способа познания и исследования методы науки уголовно-исполнительного права классифицируются на две группы:

  • • методы познания (историческое, философское, сравнительный анализ и др.);
  • • методы исследования (наблюдение, эксперимент и др.).

В зависимости от принадлежности методы науки уголовно-исполнительного права классифицируются на четыре группы:

  • • философские законы;
  • • общенаучные методы;
  • • частнонаучные методы;
  • • специальные методы.

К основным философским законам, используемым в уголовно-исполнительном праве, следует отнести законы: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания и др.

Общенаучными методами являются: логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза), системно-структурный анализ, исторический, сравнительный, динамический и статистический методы.

К частнонаучным методам относятся такие методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, документальный и экспериментальный методы.

Специальные методы в науке уголовно-исполнительного права подробно не исследовались, им, к сожалению, не уделяется должного внимания.

Следует отметить, что в юридической литературе отдельными авторами указывается иная классификация методов, применяемых наукой уголовно-исполнительного права. Так, например, В. П. Артамонов полагает, что наукой уголовно-исполнительного права применяются методы:

а) всеобщие; б) частные; в) специальные. По мнению автора, всеобщим методом является исторический материализм как применение законов и категорий диалектического материализма к истории, современной действительности и будущему человеческого общежития. Методологическую основу для уголовно-исполнительного права также представляет теория государства и права, формулирующая понятия, категории и положения, представляющие научно-теоретические основы всех отраслей науки. Частными методами являются: 1) индукция; 2) дедукция; 3) анализ; 4) синтез; 5) гипотеза; 6) статистический; 7) конкретно-социологический; 8) сравнительно-правовой и исторический; 9) системный; 10) формально-логический. Поскольку уголовно-исполнительное право не имеет «собственных» специальных методов, то, по мнению В. П. Артамонова, особую актуальность и свои особенности имеет применение конкретно-социологических методов исследования: 1) анкетирование (применяется в сочетании с другими методами); 2) интервьюирование; 3) эксперимент; 4) изучение документов; 5) анализ статистической отчетности; 6) непосредственное наблюдение[27].

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина использует три группы методов:

  • • методы обучения;
  • • методы познания;
  • • методы исследования.

Н. А. Беляев в 1989 г. писал, что методами преподавания и изучения курса исправительно-трудового права являются чтение лекций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, самостоятельное изучение студентами учебной и монографической литературы[28]. Указанные методы в основном применяются и в настоящее время.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений.

Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительного права входят УИК РФ, а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

  • [1] См.: Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. С. 78; Тарханов И. А. Замена наказания по советскому уголовному праву. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. С. 24; Курсроссийского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М" 2001. С. 496.
  • [2] См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /рук. и отв. ред. А. И. Зубков. М., 1997. С. 5; Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Зубков. М., 2001. С. 7.
  • [3] См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. А. И. Зубкова. М., 1997.С. 385.
  • [4] Орлова Ю. Р. Уголовно-исполнительная характеристика принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова., 2012. С. 629—630.
  • [5] См.: Селиверстов В., Шмаров И. Уголовно-исполнительный кодекс: концепцияи основные положения // Законность. 1997. № 5. С. 10.
  • [6] Ткачевский Ю. М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания //Вестник МГУ. 1997. № 2. С. 15.
  • [7] См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. О. В. Филимонова. М., 2000.С. 15.
  • [8] Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1995. С. 12.
  • [9] См.: Старков О. В. О криминопенологии // Актуальные проблемы примененияуголовного законодательства в деятельности органов внутренних дел: информационныематериалы. М.: Академия МВД СССР, 1984. С. 119—120; Его же. К вопросу о предметеи системе криминопенологии // Проблемы юридической ответственности и исполнения уголовных наказаний: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. А. Огурцов. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. С. 131—139; Его же. Криминопенология, пенология и уголовно-исполнительноеправо // Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части: учебникдля бакалавров / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова., 2012. С. 56—71 (п. 1.4гл. 1) и др.
  • [10] См.: Марцев А. И. Специальное предупреждение преступлений. Омск, 1977.С. 32; Уголовно-исполнительное право / под ред. И. В. Шмарова. М., 1996. С. 12; Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право. М., 1997. С. 3; Уголовно-исполнительноеправо России / под ред. В. И. Селиверстова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 25;Малин П. М. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. Краснодар: Краснодар, акад. МВД России, 2004. С. 17; и др.
  • [11] Рябинин А. А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовногои уголовно-исполнительного законодательства. Домодедово: Всерос. ин-т повышенияквалификации работников МВД России, 2000. С. 58.
  • [12] Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2003. С. 45.
  • [13] Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть.С. 13—14.
  • [14] Там же. С. 51.
  • [15] Старков О. В. Профилактика правонарушений // Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. 3-е год., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2012. С. 317 (п. 30.3 гл. 30).
  • [16] Было утверждено Законом СССР от 11.07.1969 № 4075-VII, утратило силу на территории РФ со дня вступления в силу Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". — Примеч. ред.
  • [17] Миндадзе О. Н. Заключен под стражу // Воспитание и правопорядок. 1989. № 11.С. 45—47.
  • [18] См.: Селиверстов В. И. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемыхв совершении преступлений: гл. XXXII // Уголовно-исполнительное право: учебник /под ред. проф. И. В. Шмарова. М.: Бек, 1998. С. 489—519; Бриллиантов А. В. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: гл. 11 //Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 285—333;Селиверстов В. И. Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемыхи обвиняемых в совершении преступлений: гл. XXVII // Уголовно-исполнительное правоРоссии: учебник / под ред. проф. В. И. Селиверстова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Норма;ИНФРА-М, 2014. С. 368—395; и др.
  • [19] См.: Байрамов Р. Р. Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах: автореф. дис… канд. юрид. наук. СПб., 2003; Ботоев С. Б. Правовое регулирование исполнения содержания в следственныхизоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2009; и др.
  • [20] См.: Андреев В. Н. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. М.: Права человека, 2000. С. 170; Андреев В. Стражное право какновая отрасль законодательства // Преступление и наказание. 2001. № 1. С. 43.
  • [21] Южанин В. Е. Понятие уголовно-исполнительного права: гл. 1 // Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина.2-е изд., испр. и доп. М.; Рязань: Логос; Акад. права и управ. ФСИН России, 2006. С. 34.
  • [22] Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть.С. 15—16; Уголовно-исполнительное право: курс лекций (Общая часть) / под ред.Б. 3. Маликова. Уфа, 1998. С. 15—16.
  • [23] Уголовно-исполнительное право России: учебник и основные нормативные акты /под ред. О. В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 16; Уголовно-исполнительное правоРоссии: учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. О. В. Филимонова.М.: ЮрИнфоР-МГУ, 2004. С. 16.
  • [24] См.: Бланков А. С., Фокин Ф. М. Уголовно-исполнительное право: учебник длявузов / под ред. В. П. Кашепова. М.: Былина, 2003. С. 13.
  • [25] Сизый А. Ф. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. П. Малкова. Чебоксары: Салика, 2006. С. 17.
  • [26] Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. С. 31.
  • [27] См. подробнее: Уголовно-исполнительное право: курс лекций (Общая часть) / подред. Б. 3. Маликова. Уфа, 1998. С. 26—28.
  • [28] Советское исправительно-трудовое право / Н. А. Беляев, А. И. Бойцов, Д. П. Водяников [и др.]; под ред. Н. А. Беляева, В. С. Прохорова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 21.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой