Государственное управление внутренними делами
Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление… Читать ещё >
Государственное управление внутренними делами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление внутренними делами направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану всех форм собственности. Под.
общественным порядком понимается соблюдение правил поведения в общественных местах, а под общественной безопасностью — состояние защищенности здоровья и имущества граждан от различных угроз.
Задачи укрепления правопорядка и законности решаются рядом органов управления. Общее руководство осуществляют Президент и Правительство РФ — на федеральном уровне, главы субъектов РФ, правительств субъектов РФ — на региональном уровне.
Президент РФ издает указы, направленные на обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, усиление борьбы с преступностью, вводит по основаниям, указанным в законодательстве, режим чрезвычайного положения и т. п.
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод гражданина, правопорядка, по укреплению кадрового состава правоохранительных органов и их материально-технического обеспечения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 МВД России были переданы функции упраздненных ФСКН и ФМС России. В структуре Центрального аппарата МВД России были образованы два новых главных управления: по делам миграции и по контролю за оборотом наркотиков.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Основными задачами МВД России являются:
- 1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
- 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- 3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;
- 4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
- 5) управление ОВД;
- 6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.
Теперь органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом наркотических, психотропных веществ и меры по противодействию их незаконному обороту; выявляют, пресекают и расследуют преступления, а также осуществляют производства по делам об административных правонарушениях и координируют деятельность других органов государственной власти в этой сфере.
Соответствующие подразделения территориальных органов внутренних дел реализуют полномочия упраздненной ФМС и осуществляют: оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ; контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации; миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства документы для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции и др.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. Положение о МВД России утверждено Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699.
Вопросы практики Значительное место в системе управления внутренними делами занимает полиция.
Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях; ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление лицензионно-разрешительной работы; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) государственная охрана объектов, имущества граждан и организаций; н) государственная защита потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, и др.
Служба в органах внутренних дел имеет свои особенности и относится к государственной службе иных видов правоохранительной направленности. Сотрудник органов внутренних дел — это гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Правовой статус сотрудника органа внутренних дел определен в Законе о службе в ОВД. В нем четко регламентированы права, обязанности, требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
В управлении внутренними делами участвуют Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и Федеральная служба войск национальной гвардии.
Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. В Положении о Росфинмониторинге, утвержденном Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808, определены ее полномочия.
Росфинмониторинг:
- 1) осуществляет контроль за выполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности допустивших нарушение законодательства в этой сфере; 2) вносит Президенту и в Правительство РФ проекты документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
- 3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; 4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством; 5) осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом; 6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; 7) получает от органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности и др.
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. из системы МВД России были выведены внутренние войска, которые были преобразованы в войска национальной гвардии. Был создан новый федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. В структуру новой Службы были включены также: органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МДВ России; отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии.
Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; организации войск национальной гвардии.
Основными задачами Росгвардии являются:
- 1) выработка и реализация государственной политики в установленных сферах деятельности;
- 2) нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности;
- 3) организация участия войск национальной гвардии в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
- 4) организация участия войск национальной гвардии в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении правового режима контртеррористической операции;
- 5) организация участия войск национальной гвардии в территориальной обороне Российской Федерации;
- 6) поддержание в необходимой готовности войск национальной гвардии;
- 7) организация применения войск национальной гвардии в соответствии с законодательством РФ;
- 8) осуществление мероприятий по строительству и развитию войск национальной гвардии;
- 9) осуществление федерального государственного контроля (надзора):
- — за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;
- — частной охранной деятельностью в Российской Федерации;
- — обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
- — деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
- 10) обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых возложено на Росгвардию.
Положение о Росгвардии утверждено Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510.