Социально-экономические последствия чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь
В пораженной зоне растет и специфическая «постчернобыльская» организованная преступность. Вероятно, не будет преувеличением утверждение, что практически все отселенные деревни к настоящему времени не только разрушены временем и природой, но и разграблены «чернобыльскими сталкерами» (хотя и находились под охраной государства). Речь идет о тех 485 деревнях на территории Республики Беларусь… Читать ещё >
Социально-экономические последствия чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Масштабы этой катастрофы и вызванных ею негативных последствий поистине колоссальны. В результате ядерного взрыва во внешнюю среду поступили радиоактивные вещества общей активностью 10 Эбк (1Э=10 18), в том числе 6,3 Эбк радиоактивных благородных газов. Было выброшено 50−60% йода и 30−35% цезия, содержащихся в реакторе. По некоторым оценкам величина выброса была еще более высокой. Около 2/3 радиоактивных веществ в результате сухого и влажного осаждения выпали на территории Беларуси. Радиоактивные выбросы привели к значительному загрязнению местности, населенных пунктов, водоемов. Загрязнение территории Беларуси свыше 37 кБк/кв.м. по цезию — 137 составило 23% от всей площади республики. Эта величина для Украины составляет 5%, для России — только 0,6%, что свидетельствует о большей степени сложности и тяжести последствий Чернобыльской катастрофы для Беларуси по сравнению с соседними странами.
По оценке специалистов, общие экономические потери за 1986;2015 гг. составят 235 млрд дол. Это равно 32 Государственным бюджетам республики на 1968 г.
При этом потери постоянно растут: 1986;1990 гг. -29 млрд дол.; 1991;1995 гг. -50 млрд дол.; 1996;2000 гг. -61 млрд дол.; 2001;2015 гг. -95 млрд дол.
Потери в различных отраслях народного хозяйства и социальной сфере за период с 1986 по 2015 г.:
- — ухудшение здоровья населения — 1,88 млрд дол.;
- — промышленность — 0,63 млрд дол.;
- — социальная сфера — 14,24 млрд дол.;
- — строительный комплекс — 2,68 млрд дол.;
- — транспорт и связь — 3,39 млрд дол.;
- — жилищно-коммунальное хозяйство — 3,46 млрд дол.;
- — агропромышленный комплекс — 72 млрд дол.;
- — лесное хозяйство — 4,11 млрд дол.;
- — переселение населения — 5,08 млрд дол.;
- — реализация закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» — 86,32 млрд дол.;
- — загрязнение минерально-сырьевых и водных ресурсов — 2,67 млрд дол.;
- — дезактивация загрязненных территорий — 36,85 млрд дол.;
- — образование службы мониторинга — 1,72 млрд дол.
В результате столь мощного радиоактивного загрязнения руководству Беларуси, ее многочисленным предприятиям и учреждениям пришлось проводить экстренные социальные, экономические, медицинские и радиологические мероприятия. Из наиболее загрязненных территорий эвакуировано и переселено 135 тыс. человек. Пришлось ликвидировать 415 населенных пунктов, 287 объектов народно-хозяйственного комплекса, 607 школ и детских садов, 95 больниц, более сотни объектов торговли, питания и бытового обслуживания населения. Таков невосполнимый урон, нанесенный Беларуси в результате ядерной катастрофы, произошедшей не на ее территории.
Важно подчеркнуть, что в числе социальных категорий переселенцев, покинувших чернобыльские регионы, особое значение имеет молодежь, интеллигенция и квалифицированные специалисты. Представители именно этих социальных групп наиболее интенсивно уезжали и уезжают из радиоактивных зон.
В результате усугубляются социальные последствия деградации восточно-белорусской деревни, уже давно находящейся под воздействием естественного процесса урбанизации. В пораженных радиацией сельских местностях Беларуси остается в значительной степени социально деформированный и частично деградировавший социум.
Одной из зловещих метастаз Чернобыльской катастрофы является рост преступности в пострадавших регионах. Не случайно именно эти районы Беларуси становятся местом особенно высокой преступности. Ее уровень в Гомельской и Могилевской областях (в пересчете на душу населения), примерно в два раза превышает соответствующие показатели по Гродненской и Брестской областям. При этом для чернобыльских областей особенно характерны тяжелые преступления: убийства, ограбления и спонтанная немотивированная преступность.
В пораженной зоне растет и специфическая «постчернобыльская» организованная преступность. Вероятно, не будет преувеличением утверждение, что практически все отселенные деревни к настоящему времени не только разрушены временем и природой, но и разграблены «чернобыльскими сталкерами» (хотя и находились под охраной государства). Речь идет о тех 485 деревнях на территории Республики Беларусь, население которых отселено в чистые зоны. Не меньшее количество населенных пунктов находится в состоянии фактического отселения и также разрушено и разграблено. Для сравнения отметим, что, в ходе Второй Мировой войны фашистами были сожжены вместе с жителями 619 белорусских деревень.
Особенно быстрый рост криминалитета характерен для крупных городов: Могилева, Гомеля, Бобруйска, Светлогорска. Эти города и ранее отличались высоким уровнем преступности. Теперь же на обычный для всего постсоветского пространства криминальный фон наслаиваются дополнительные стимулирующие факторы, связанные с посткатастрофной мутацией и деформацией пострадавшего социума.
Параллельно с ростом преступности в «чернобыльских» областях гораздо быстрее, чем в других регионах Беларуси идет распространение наркомании и связанных с ней болезней. Видимо не случайно эпицентром заболеваемости СПИДом в Республике Беларусь является расположенный на окраине зараженной зоны город Светлогорск. Но особенно быстро в чернобыльских местностях распространяются алкоголизм и психические заболевания. Все эти факты в значительной степени связаны именно с постчернобыльскими процессами и по существу являются своеобразными социальными мутациями и метастазами атомной катастрофы.
Помимо этого, чернобыльский синдром оказывает крайне неблагоприятное воздействие и на без того тяжелую демографическую ситуацию в Республике. Наиболее остро это проявляется в пострадавших регионах. Вследствие отъезда из радиоактивных зон, в первую очередь, лиц детородного возраста и детей, здесь особенно быстро растет процент лиц пенсионного возраста. В ряде особенно пораженных радиацией административных районов численность населения пенсионного возраста уже приблизилась к 70% от общей численности населения (в целом в Беларуси лица пенсионного возраста составляют около 26% населения). Столь искаженная демографическая структура порождает целый комплекс социальных проблем, связанных с уходом за стариками. В то же время, по мере естественного угасания этой социальной группы, количество чернобыльцев будет быстро сокращаться.
Чернобыльская катастрофа также охватила и сферу управления. Региональные руководители приднепровских областей более других испытали на себе общий кризис и спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Уже давно они превратились в просителей и выбивальщиков внешней помощи для своих пострадавших территорий. С одной стороны, политический контроль над ситуацией в чернобыльских регионах ныне находится в руках у традиционных постсоветских лидеров. С другой стороны, поддержание в этом регионе стабильности требует приспособления этих элит к местному деформируемому и все более отрывающемуся от окружающей реальности социуму.