Значение термина «искусственный интеллект»
В компьютерных науках решение проблем искусственного интеллекта осуществляется с применением проектирования баз знаний и экспертных систем. Базы знаний представляют собой совокупность знаний и правил, согласно которым информация может подвергаться осмысленной обработке. В целом проблемы искусственного интеллекта в компьютерных науках исследуются с целью создания информационных систем… Читать ещё >
Значение термина «искусственный интеллект» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Впервые человечество услышало об искусственном интеллекте более 50 лет назад. Это случилось на конференции, проходившей в 1956 году в Дартмутском университете, на которой Джон Маккарти дал термину чёткое и ясное определение. «Искусственный интеллект является наукой о создании интеллектуальных машин и компьютерных программ. В целях данной науки компьютеры используются как средство для понимания особенностей человеческого интеллекта, в то же время, изучение ИИ не должно ограничиваться применением биологически правдоподобных методов.
Как и другие прикладные науки, наука об искусственном интеллекте представлена теоретической и экспериментальной частями. Практически, «Искусственный интеллект» занимает промежуточное положение между информатикой и вычислительной техникой и такими дисциплинами как когнитивная и поведенческая психология и нейрофизиология. Что касается теоретической основы, ей служит «Философия искусственного интеллекта», но до тех пор, пока нет значимых результатов в данной сфере, теория не имеет самостоятельного значения. Тем не менее, уже сейчас следует различать науку об искусственном интеллекте и другие теоретические дисциплины и методики (робототехнические, алгоритмические, математические, физиологические), которые имеют самостоятельное значение.
Сейчас развитие ИИ происходит по двум направлениям: нейрокибернетика и кибернетика чёрного ящика. Одно из направлений — нейрокибернетика, или искусственный разум, основывается на моделировании работы человеческого мозга с помощью систем искусственного интеллекта, известных как нейронные сети или нейросети. Второе направление ИИ — кибернетика чёрного ящика, или машинный интеллект, занимается поисками и разработкой алгоритмов для эффективного решения интеллектуальных задач с помощью имеющихся моделей компьютеров. Для этого направления главное — не конструкция устройства, а принцип его работы: реакция «мыслящей» машины на входные воздействия должна быть такой же, как у человеческого мозга.
Об искусственном интеллекте написано много книг, но ни один автор не даёт однозначного ответа на вопрос, чем занимается эта наука. Большинство авторов рассматривают лишь одно определение ИИ, рассматривая научные достижения лишь в свете данного определения. Следующая проблема касается природы человеческого интеллекта и его статуса: в философии до сих пор не существует их однозначного критерия. Нет и единого подхода к определению степени «разумности» машины. Однако существует множество гипотез, предложенных ещё на заре искусственного интеллекта. Это и тест Тьюринга, о котором говорилось выше, и гипотеза Ньюэлла — Саймона, и множество других подходов к разработке ИИ, из которых можно выделить два основных:
- · семиотический, или нисходящий: основывается на создании баз знаний, систем логического вывода и экспертных систем, имитирующих различные психические процессы высокого уровня, такие как мышление, эмоции, речь, творчество, рассуждение и т. д.
- · биологический, или восходящий: в его основе лежит создание и изучение нейронных сетей, имитирующих процессы деятельности головного мозга человека, а также создание биокомпьютеров, нейрокомпьютеров и других подобных вычислительных систем.
Второй подход выходит за рамки определения, данного Джоном Маккарти, однако имеет ту же конечную цель, поэтому есть все основания для того, чтобы отнести его к сфере искусственного интеллекта.
В сочетании с когнитивной психологией, эпистемологией и нейрофизиологией искусственный интеллект образует ещё одну науку — когнитологию. Эпистемология непосредственно связана с проблемами ИИ, так как она представляет собой науку о знании (часть философии), а философия, в свою очередь, играет не самую последнюю роль в искусственном интеллекте. Философы и инженеры ИИ решают сходные задачи: те и другие ищут наилучшие способы представления и использования информации и знаний.
Когнитивное моделирование — метод, предложенный и впервые опробованный Аксельродом. Метод используется для принятия решений в недостаточно определенных ситуациях. В его основе — моделирование на основе знаний субъективных представлений о ситуации одного или нескольких экспертов. Модель представлений эксперта представляет собой когнитивную карту (F, W). W — совокупность причинно-следственных связей между ситуационными факторами, а также множество методов анализа ситуации, F — все имеющиеся факторы ситуации. В настоящее время основным направлением развития когнитивного моделирования является совершенствование аппарата моделирования и анализа ситуации. частности, разрабатываются различные методы прогнозирования ситуации и способы решения обратных задач.
В компьютерных науках решение проблем искусственного интеллекта осуществляется с применением проектирования баз знаний и экспертных систем. Базы знаний представляют собой совокупность знаний и правил, согласно которым информация может подвергаться осмысленной обработке. В целом проблемы искусственного интеллекта в компьютерных науках исследуются с целью создания информационных систем, их эксплуатации и совершенствования. Вопросами подготовки разработчиков и пользователей таких систем занимаются специалисты в области информационных технологий.
Вполне естественно, что попытки создать искусственный разум привлекали и привлекают внимание учёных-философов. Появление первых интеллектуальных систем не могло не затронуть многих аспектов, касающихся человеческих знаний, мироустройства и места человека в мире. Условно все философские проблемы в данной сфере можно разделить на две группы: возможности создания искусственного интеллекта и этика искусственного интеллекта. В первой группе большая часть вопросов посвящена возможности и способам создания ИИ. Вторая группа проблем связана с возможными последствиями появления ИИ для всего человечества. При этом в трансгуманизме создание ИИ считается одной из первостепенных задач, стоящих перед человечеством.
Учёные в Институте сингулярности (SIAI), расположенном в США, активно изучают возможности глобальных рисков, которые могут возникнуть в результате создания сверхчеловеческого искусственного интеллекта. Для предотвращения таких рисков следует запрограммировать ИИ на дружественность к людям. В фильме «Я, робот» вполне обоснованно затронута проблема этики искусственного интеллекта. Некоторые учёные считают, что законы робототехники могут побудить «компьютерный разум» к захвату власти на Земле с целью «защиты» населения от вреда.
Что касается религиозных конфессий, большинство из них относятся к созданию ИИ достаточно спокойно. Например, духовный лидер буддистов, далай-лама, считает, что сознание на компьютерной основе вполне может существовать. Религиозное течение раэлитов активно поддерживает разработки в данной сфере. Другие конфессии затрагивают вопросы, связанные с ИИ, достаточно редко, чтобы можно было говорить о ярко выраженной позиции.