Проблемы межнациональных отношений в Северной Осетии и механизм их регулирования
Теоретический и практический материал позволяет сделать вывод о том, что сила и благополучие народов во многом зависят от их самоорганизации. Поэтому грамотное регулирование межнациональных отношений должно ориентироваться на гражданскую активность и инициативу. Вот почему, становление институтов гражданского общества, таких как национально-культурные общества, самоуправляемые организации… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы. В конце XX — начале XXI в. Северный Кавказ в целом вновь оказался территорией межнационального противостояния, конфликтов, активных культурно-цивилизационных взаимодействий. После распада СССР Северный Кавказ стал ареной, где непосредственно соприкасаются, а порой и сталкиваются геополитические интересы ведущихн мира, которые придерживаются различных моделей социального развития, систем целостной ориентации и технологий жизнеобеспечения. Преследуя свои цели, этины, естественно, не всегда считаются с интересами народов региона. Это служит сохранению на Северном Кавказе социально-политической напряженности.
В условиях многонациональное&trade-, многоконфессиональности, многообразия культур, залогом социально-политической стабильности, поступательного движения во многом является бесконфликтное полноценное развитие межнациональных отношений в рамках как отдельной республики, так в целом и Российского государства. Поиск путей гармонизации национальных отношений и механизмов эффективного регулирования проблем во взаимоотношениях различных народов является актуальным как для страны в целом, так и ее регионов, в частности, Северной Осетии.
Формирование эффективного механизма регулирования проблем межнациональных отношений, изучение тенденций и характера их развития представляют собой одну из сложнейших в научно-теоретическом и практическом плане задач. Каждый регион Российской Федерации имеет специфические особенности и неповторимый, своеобразный характер межнациональных и межконфессиональных отношений. Поэтому актуальность исследования вопросов регулирования межнациональных отношений в Северной Осетии обусловлена необходимостью более детального и
ВВЕДЕНИЕ.3−16
Проблемы межнациональных отношений в Северной Осетии и механизм их регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, обусловлена накопившимися здесь за десятилетия противоречиями, прежде всего территориального, межнационального и религиозного характера. Некоторые из них, достигнув своей критической отметки, оказывают крайне негативное воздействие на ситуацию во всем регионе. Она обусловлена существующими различиями в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. На ситуацию в регионе негативно сказываются безработица, резкое падение уровня жизни населения, наличие беженцев и вынужденных переселенцев. В результате ухудшения социально-экономической ситуации формируется неблагоприятный фон межнационального общения. Положение усугубляется и непоследовательной позицией Федерального Центра в вопросе решения проблем государственной национальной политики РФ, несовершенством форм и методов раннего предупреждения отдельных негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Все эти проблемы характерны и для Северной Осетии.
Для нее характерна повышенная роль межнациональных и социокультурных отношений во всех сферах социального устройства. Этнопо-литическая идеология вовлекла в свою орбиту ряд общественно-политических организаций, взявших на себя пропагандист-ско-агитационную и информационную функции и оказавших существенное влияние на сознание части гражданского общества.
В начале 90-х годов XX века в сознании национальных общностей актуализировалась национальная идея «национально-культурного возрождения» и деятельность национально-культурных объединений сводилась к социально-политическому и национальному направлениям.
Существенное влияние на распространение идей национализма в Северной Осетии оказали грузино-осетинский и, ингушско-осетинский конфликты. Как известно, следствием вооруженного нападения национал-экстремистов на Северную Осетию стала межнациональная напряженность, влияющая на социально-экономическое развитие республики. А беженцы и вынужденные переселенцы стали дополнительной нагрузкой на развитие инфраструктуры Северной Осетии и благоприятным ресурсом для криминальных структур в регионе.
Проведенное исследование развития межнациональных отношений в республике и механизмов их регулирования, изложенные факты, сравнения, размышления позволяют подвести некоторые итоги работы.
В результате многонациональное&tradeнаселения Северная Осетия оказалась включенной в общероссийские политические трансформации. Как и в других субъектах Российской Федерации, народы республики ощутили на себе все тенденции переходного этапа: рост национального самосознания, стремление к национальному самоутверждению, необходимость решения проблем ингушей, разобщенность, социально-экономический и демографический кризис самих осетин, миграционные потоки.
В то же время необходимо отметить, что многонациональность населения никогда не была причиной напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях в республике. Напротив, она способствовала созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур, формированию самобытного и уникального облика республики. Проявившиеся в рассматриваемые годы негативные тенденции все же не вызвали открытого политического кризиса и проявлений межнациональной напряженности и конфликтов в республике, если акцент делать на постконфликтный период. Это обусловлено уникальным опытом сотрудничества и единства, взаимовлияния и взаимопроникновения культур, сформированного веками совместного мирного сосуществования многочисленных народов республики. Северная Осетия всегда отличалась политической стабильностью и устойчивостью к общероссийским социально-экономическим преобразованиям.
В ходе исследования проблемы автору удалось выделить интегрирующие факторы в регионе, которые способствуют развитию согласия и стабильности. Среди них: 1) общность территории, 2) исторически обусловленный длительный опыт совместного проживания различных национальных общностей, 3) значительная степень интегрированности народов в российскую культуру, 4) понимание идеи сотрудничества и взаимодействия народов во всех сферах: экономике, политике, культуре- 5) использование русского языка. Наряду с перечисленными факторами тенденции к интеграции и стабильности, на наш взгляд, также объясняются осознанием национальной и культурной ценности всех народов республики, стремлением к устойчивому развитию.
Относя Северную Осетию к наиболее спокойным и бесконфликтным в сфере межнациональных отношений регионам, все же в ней присутствует потенциал напряженности. В этой связи хотелось бы отметить, что политическое благополучие республики во многом обусловлено достаточно грамотной реализацией национальной политики. В республике она служила и служит одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственного и муниципального управления, о чем свидетельствует и материал, изложенный в данном исследовании.
В сфере национальной политики и межнациональных отношений работа ведется через конкретные разработанные механизмы, оптимизация которых в Северной Осетии и в других регионах России возможна при учете некоторых факторов. Эффективность регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от четкого определения объекта управления.
Важную роль играют в достижении главной цели и решении задач национальной политики в республике конкретность, адресность механизмов регулирования межнациональных отношений. Добиться этого можно, используя комплексный, программно-целевой подход к осуществлению национальной политики, планируя реализацию конкретных программ и мероприятий на основании прогнозирования тенденций развития межнациональных отношений.
В республике осуществляются мероприятия, направленные на удовлетворение национальных потребностей народов, развитие и совершенствование системы управления межнациональными отношениями, на создание диалога между народами и органами государственного и муниципального управления в Северной Осетии. Благодаря этому, в целом, созданы условия для полноценного, полноправного развития национальных культур, языков, традиций народов республики.
Важную роль в формировании межнационального согласия в республике играет налаживание конструктивного диалога между всеми участниками межнациональных и межконфессиональных отношений, координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по вопросам межнациональных отношений. Регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в республике осуществляется как через органы исполнительной власти, так и через консультативно-представительные, совещательные, коллегиальные органы.
Серьезного внимания заслуживает и тот факт, что руководство республики придает большое значение налаживанию согласия и партнерства между всеми участниками межнациональных отношений, поиску компромиссов, объективных, обоснованных решений, отвечающих интересам национальных общностей.
Теоретический и практический материал позволяет сделать вывод о том, что сила и благополучие народов во многом зависят от их самоорганизации. Поэтому грамотное регулирование межнациональных отношений должно ориентироваться на гражданскую активность и инициативу. Вот почему, становление институтов гражданского общества, таких как национально-культурные общества, самоуправляемые организации — необходимая основа реализации современной национальной политики. Следует особо выделить, что в Северной Осетии в управлении межнациональными и межконфессиональными отношениями усиливается роль общественных объединений, важнейшими из которых являются национально-культурные общества и центры. Они становятся полноправными участниками процесса управления межнациональными отношениями.
Деятельность национально-культурных обществ и ее анализ, дает основание выделить их важнейшие функции в жизнедеятельности национальной общности: образовательную, культурную, коммуникативную, представительную. К перечисленным функциям можно добавить также упрочение согласия в диалоге национальной общности с органами государственного управления. НКО представляет собой важнейшую форму выражения национальных интересов национальных общностей в государственных органах.
На наш взгляд, взаимодействие НКО и государственных органов необходимо строить на паритетных началах. Национально-культурные общества должны содействовать органам управления в принятии и реализации решений, создавать опору для согласия и взаимовыгодного сотрудничества. В Северной Осетии в этом направлении наработан богатый опыт, но пока не находит полностью отражения в практической деятельности всех НКО. Тем не менее, наблюдается рост значимости и ответственности обществ и центров народов в принятии решений органами государственной власти республики, привлечение их представителей к проведению совместных с органами власти мероприятий, создан механизм осуществления диалога и представления своих национальных интересов в органах власти.
Созданные на территории Северной Осетии национально-культурные общества и центры действительно способствуют реализации национально-культурных потребностей народов республики, выполняют важнейшую роль в развитии и самоопределении национальных общностей. Становление и развитие института национально-культурных обществ, межнационального движения «Наша Осетия» является определенным достижением в регулировании межнациональных отношений в республике.
В последние годы Северная Осетия демонстрирует позитивный опыт регулирования межнациональных отношений, который важен для оптимизации механизмов реализации национальной политики и в других регионах России. Для дальнейшего совершенствования работы в данном направлении, необходимо: — укрепление Российской Федерации, наполнение ее реальным политическим и экономическим содержаниемрасширение прав и возможностей всех видов субъектовобеспечение равных прав каждому народу, удовлетворение его специфических интересовсоздание условий для свободного развития национальных языков и культурукрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по национальному и религиозному признакуобновление всей идейно-политической, научно-исследовательской и воспитательной работы в сфере межнациональных отношенийутверждение в межнациональном общении взаимного уважения исторических традиций и национальной специфики, учет экономических и духовных интересов каждого народаповышение ответственности кадров за порученное дело, особенно в сфере национальной политики и межнациональных отношений.
1. Центральный государственный архив историко-политической документации PCO-Алания (ЦГА ИПД PCO-А) фонды 1968,1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980.
2. Текущий архив Министерства по делам национальностей и внешним связям PCO-Алания.
3. Текущий архив Министерства культуры РСО-Алания.
4. Текущий архив Министерства образования и науки РСО-Алания.
5. Текущий архив межнационального движения «Наша Осетия».
6. Текущие архивы национально-культурных обществ Северной Осетии.1. Официальные документы.
7. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
8. Указ Президента РФ от 13.06.1996 г. № 904 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3009.
9. Федеральный закон «О национально-культурной автономии».// Российская газета. 1996. 25 июня.
10. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии».// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 12. Ст. 1093.
11. Федеральный закон «Об общественных объединениях».// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
12. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации».// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.№ 50.Ст. 1740.
13. Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов».// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 1. Ст. 572.
14. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995.//Собрание законодательства РФ, 1995, № 5.Ст. 3506.
15. Рамочная конвенция о защите национальных меньпинств. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. Ст. 1256.
16. Европейская конвенция о защите прав человека. Принята 4 ноября 1950. Вступила в силу 1953.// Государство и право. 1993. № 4.
17. Обращение движения «Наша Осетия» к президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину от 6.11.1991 г.
18. Обращение движения «Наша Осетия» к народу Чечено-Ингушетии от 16.11.1991 г.
19. Переписка движения «Наша Осетия» с Главой временной администрации на территории Северной Осетии и Республики Ингушетия.
20. PCO-Алания на 2007;2008гг" от 03.08.2007 г.
21. Монографии, сборники, статьи, исследования, научные доклады.
22. Абаев В. И. Патология национализма.//Северная Осетия. 14 октября, 1989 г.
23. Абдулатипов Р. Г. Национальная политика от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. 111с.
24. Он же. Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001. 340 с.
25. Он же. Человек. Нация. Общество. М., 1991.
26. Он же. О федеративной и национальной политике Российского государства. М: Славянский диалог, 1995. 63с.
27. Он же. Авторитет разума. М.: Славянский диалог, 1999. 319с.
28. Он же. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. 656с.
29. Он же. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнационально-сти. М.: Славянский диалог, 1999. 32с.
30. Он же. Обустройство народов: российская модель. М.: Славянский диалог, 1999. 32с.
31. Он же. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Славянский диалог, 1999. 62с.
32. Он же. О Федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе. // Этнопанорама. 2001. № 3. С. 6.
33. Он же. Предмет и перспективы национальной политики. // Этнопанорама. 1999. № 1. С. 2.
34. Абазалиева М. М. Особенности современных национальных процессов на Северном Кавказе. Автореф .дисс. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук. Черкесск, 2006 г. 27с.
35. Авксентьев A.B. Этнические проблемы современность и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993 г. 222с.
36. Актуальные проблемы теории и практики федеративных и национальных отношений. М.: Луч, 1993 г. 22с.
37. Артановский С. Н. Межнациональное государство с точки зрения культурологи// Философские науки. 1990. № 8.
38. Арутюнян Ю. В. Общее и национально-особенное в социально-культурном облике сельского населения СССР.//История СССР. № 6. 1985 г.
39. Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. 318с.
40. Он же. Проблемы равного доступа к власти национальных групп в полиэтнических регионах России. //Этнопанорама. 2000. № 2. С. 13−20.
41. Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. Махачкала. 2006. 386 с.
42. Аринин А. Н. Российский федерализм и гражданское общество. М.1999. 260с.
43. Бабаков В. Г. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996 г. 70с.
44. Бугай Н. Ф., Гонов А. М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). М., 2004. 368с.
45. Бидихов С. А. Пути нормализации межэтнической напряженности на Северном Кавказе. Стабилизация межэтнических и социо-культур-ных отношений на Кавказе. Этнодиалоги. М. Этносфера. 1999.
46. Вдовин А. И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России. М., 1993. 72с.
47. Вердиев Р. Т. Особенности современной Осетии. М.2009.182с.
48. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. М., 1999. 224с.
49. Гатеев В. М. Межнациональные и этнополитические процессы на Северном Кавказе в период демократических реформ (1991;2005гг.). Владикавказ. 2005. 168с.
50. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320с.
51. Государственная служба РФ и межнациональные отношения/ Тавадов Г. Т: и др., Ред.кол.: Абдулатипов Р. Г. и др. М.: Луч, 1995. 265с.
52. Григорьев СИ. Актуальные проблемы анализа жизненных сил национальных общностей в России//Вестник МГУ. сер. 18. 2000. № 2. С. 95.
53. Губогло М. Н. Национально-культурные автономии и объединения. Антология в Зт. М.: ЦИМО РАН, 1995.
54. Губогло М. Н. Религиозность, этничность, государственность// Этно-панорама. 2000. № 3. С.2−11.
55. Губогло М. Н. Ассамблея народов России (концептуальные размышления)//Этнопанорама. 1999. № 1. С.6−13.
56. Дашдамиров А. Ф. Нация и личность. Баку, 1976 .76с.
57. Дашдамиров А. Ф. Национальная идея и этничность. М., 1996. 54с.
58. Деркач A.A. Этнопсихология. М., 1992. 197с.
59. Дзидзоев В. Д. К вопросу об исторической подоплеке некоторых межнациональных проблем и конфликтов.// Проблемы формирования исторического сознания. Ростов-на-Дону. 1995.
60. Он же. Национальная политика: уроки опыта.Владикавказ.2002.245с.
61. Он же. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ. 2004. 358с.
62. Он же. Осетия в эпоху больших потрясений и перемен (исторический и политико-правовой анализ постсоветской истории). Владикавказ. 2010. 128 с.
63. Он же. От искажений отдельных исторических фактов до фальсификации осетино-ингушских отношений (исследование конкретного политико-правового казуса). Владикавказ. 2010. 278с.
64. Джанаев Х. Г. Социально-политические основы становления и развития Республики Алания в системе трансформационных координат XXI века. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. полит, наук. РАН ИСПИ. М. 2006.
65. Джунусов М. С. О мере своеобразия национальных культур// Социологические исследования. 2002. № 5. С. 125−128.
66. Дигуров А. Б. Ценностные ориентации как фактор политического поведения граждан России в постсоветский период. (На примере Республики Северная Осетия-Алания). Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. полит, наук. М., 2004. 27с.
67. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.376 с.
68. Она же. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М.: 1996. 243с.
69. Она же. Этничность в современной России: этнополитика и социальная практика.// Этнопанорама. 2002. № 1. С. 1−9.
70. Доронченко А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб. 1995. 199с.
71. Дзидзишвили В. З. Грузинская диаспора в РСО-Алания. Владикавказ. 2010. 138с.
72. Здравомыслов А. Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М., 1998.128с.
73. Он же. Социология российского кризиса. М., 1999. 351с,.
74. Зорин В. Ю. Национальный вопрос в государственных Думах России М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1999. 520с.
75. Калинина К. В Национальные меньшинства в России. М.: Луч, 1993. 86с.
76. Канукова З. В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ. 2002. 146с.
77. Она же. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ. 2009.172с.
78. Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм: сущность и проблематика. М.: Старый сад, 1999. 343с.
79. Концепция государственной национальной политики РФ: опыт, реализация (2002). М., 2003.
80. Кузнецов И. И. Геополитическое самоутверждение региона// Полис. 2000. № 3.С. 117−127.
81. Кулаковский A.B., Соловьев В. А. Северная Осетия и Ингушетия: Опыт постконфликтного строительства новых взаимоотношений. Владикавказ. 2003. 134с.
82. Куракина Т. Н. Управление культурными процессами в регионе: опыт тенденции. М.: Луч, 1994. 146с.
83. Кутахов Ю. Л., Явчуновская P.A. Человек. Полиэтничный мир. Безопасность. Спб.: Изд-во Разумовой H.A., 1998. с. 404.
84. Магометов A.A. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. М., 2004. 368 с.
85. Мамсуров Т. Д. Этнополитические и региональные проблемы развития российского федерализма (на примере Республики Северная Осетия-Алания). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. полит, наук. РАН. ИСПИ. М., 2002.
86. Медведев Н. П. Институт консенсуса и проблемы федерализма в России// Конституционно-правовые проблемы развития Российского федерализма. М., 2000.
87. Михайлов В. А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М., 1995. 46с.
88. Национальная доктрина России: проблемы и приоритеты. М.: Обозреватель, 1994. 501с.
89. Национальная политика в РФ: материалы международной научно-практической конференции. М.: Наука, 1993. 184с.
90. Национальная политика России: история и современность. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. 680с.
91. Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. М.: Этнодиалоги, 1998. 168с.
92. Никитин В. И. Национальный вопрос национальная политика России в начале XXI века.// Этнопанорама. 2001. № 2. С. 2.
93. Основы национальных и федеративных отношений: Учебник/ Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2001. 352с.
94. О проекте федерального закона «Об основах государственной национальной политики». М., 2002. 112с.
95. О роли Ассамблеи народов России и ее региональных отделений в реализации концепции государственной национальной политики РФ на современном этапе. М., 2002.
96. Печенев В. О национальной и региональной политике в федеративной России.// Этнополис. 1994. № 1. С. 74−87.
97. Права человека и межнациональные отношения.// Отв. ред. Е.А. Лу-кашева. Москва: РАН, 1994. 131с.
98. Рагузин В. Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М.: Изд-во РАГС, 1998. 102с.
99. Распов Н. П. Социально-политическая стабильность региона-субъекта РФ.//Полис. 1999. № 3. С 93.
100. Региональное политическое лидерство и современность России: институциональный аспект.// ОНС. 2000. № 1.
101. Роль и значение СМИ в освещении национальной политики и межнациональных отношений в регионе.// Этнопанорама. 2000. № 2.
102. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспек-тив.//Под ред. Абдулатипова Р. Г. М.-.РАГС, 1998. 228с.
103. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. М.: АЦ «Российские исследования, 1994. 33с.
104. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.1995. 222с.
105. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996. 204с.
106. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). М., 1994.488с.
107. Сухонос С. И. Россия в XXI веке. Проблемы национального самосознания. М.: Агар, 1997. 186с.
108. Тишков В. А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001. 240с.
109. Он же. Программа «Поддержка межэтнического и религиозного согласия в Приволжском федеральном округе». //Этнопанорама. 2001. № 4.
110. Он же. Институты гражданского общества и миротворчество. // Российский Кавказ. М. 2007.
111. Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие, Якутск, Июнь 1995», ред. В. А. Тишков. М., 1997. 307с.
112. Тойнби А. Проблемы истории и теории мировой культуры. М., 1974. 376с.
113. Филиппов В. Р. Национально-культурная автономия в контексте совершенствования законодательства. //Этнографическое обозрение. 2000. № 3. С. 55.
114. Ханстантинов ВА. Культура межнационального общения: сущность, тенденции развития. Дисс. канд. фил. наук. М., 1992. 172с.
115. Хачирти А. К. Аланика культура и цивилизация (историкокультурологическое исследование-эссе). Владикавказ. В 3-х кн. Кн. 3. 2009. 398с.
116. Чичановский А. А. В дружбе народов единство России. Материалы 1 съезда Ассамблеи народов России. М.: Славянский диалог, 1999. 159с.
117. Шипилова H.H. Региональные этнополитические конфликты: технологии продуцирования и регулирования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону.2005.
118. Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 176с.
119. Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции. М.: Наука, 1994. 320с.
120. Этнополитологическое исследование. М, 2000. 212с.
121. Цуциев A.A. Осетино-ингушский конфликт (1992 -.): его предыстория и факторы развития. М., 1998.178с.
122. Явчуновская P.A. Современные социально-политические проблемы стабильности полиэтничного мира. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. полит, наук., М., 1998. 356с.1. Газеты.1. Известия. 1992. 6 ноября2. Известия. 2006. 17 апреля.
123. Российская газета. 1996.25 июня.
124. Российская газета. 2004. 7 сентября.
125. Северная Осетия. 1989. 14 октября.
126. Северная 0сетия.2007.22 июня.
127. Северная 0сетия.2009.12 февраля.
128. Северная Осетия.2009.27 февраля.
129. Северная 0сетия.2009.23 апреля.
130. Северная Осетия.2009.24 апреля.
131. Северная Осетия.2009.25 июня.
132. Северная 0сетия.2010.5 мая.
133. Северная Осетия.2011.2 апреля.