Жизнь и правление Николая I
Николай I твердо верил в необходимость следования букве существующих законов для процветания страны. В связи с этим была проведена кодификация права (упорядочение). Кодификация была направлена на достижение единообразия делопроизводства, преследовала цель устранить любую «самодеятельность». Эта работа была возложена на II отделение Собственной его императорского величества канцелярии и велась под… Читать ещё >
Жизнь и правление Николая I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796−1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время — апогей самодержавия в России.
В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен.
Позднее, в начале января 1826 на юге России так же беспощадно было подавлено восстание Черниговского полка. Россия присягнула Николаю I.
Николай I понимал реформы как компромисс между прошлым и будущим, а не уничтожение первого во имя второго. Он не торопился с радикальными изменениями, полагая, что им должен предшествовать длительный подготовительный период. Поспешность в решении сложных проблем могла привести, но его мнению, к тяжелым социальным и политическим последствиям.
Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император находил государственную систему управления, сложившуюся при Александре I, неэффективной. Однако Николай I не отменил ни одного из нововведений Александра I, стремясь решить все проблемы путем централизации и жесткой регламентации работы государственных органов и всей общественной жизни.
При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, — Собственной его императорского величества канцелярией. Она превратилась в важное учреждение, осуществлявшее высшие контрольно-административные функции, вмешивалась во все сферы политической, общественной, духовной жизни страны, следила за управлением провинциями.
Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Деятельность Министерства внутренних дел его не удовлетворяла. Поэтому в 1826 г. было создано III отделение Собственной его императорского величества канцелярии, призванное осуществлять политический сыск и надзор под личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А. Х. Бенкендорф. В 1827 г. III отделению был придан созданный в этом году корпус жандармов, а страна поделена на жандармские округа. III отделение было немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило цензурой. Фактически была создана эффективная политическая система, позволившая на длительный период затормозить развитие революционного движения и одновременно направленная на подавление любого инакомыслия.
Другой мерой борьбы с либерализмом стало ужесточение цензуры. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, названный современниками чугунным. Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Устав включал в себя 230 запретительных статей. Закрывались журналы либерального направления: «Московский телеграф», «Телескоп» Ии многие другие. Писателей, публицистов, посмевших высказать в печати взгляды, не совпадавшие с официальными, подвергали репрессиям (ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина, арест И.С. Тургенева). Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественно-научные и философские книги, противоречившие православному нравоучению.
Николай I твердо верил в необходимость следования букве существующих законов для процветания страны. В связи с этим была проведена кодификация права (упорядочение). Кодификация была направлена на достижение единообразия делопроизводства, преследовала цель устранить любую «самодеятельность». Эта работа была возложена на II отделение Собственной его императорского величества канцелярии и велась под руководством возвращенного из ссылки М. М. Сперанского. В 1830—1832 гг. было осуществлено издание 45 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода действующих российских законов.
Осуществляемая Николаем I идея сверхцентрализации на практике обернулась разрывом связи между властью и реальной жизнью и привела в итоге к кризису власти.
Педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства». Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.
Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С. С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималось, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.