Характеристика методов исследования
Беседа психолога с пациентом является одновременно диагностическим инструментом и инструментом формирования и поддержания психологического контакта. Поскольку беседа, как правило, предшествует инструментальному исследованию, она направлена на формирование у испытуемого адекватного отношения к психодиагностической процедуре, мобилизацию его на выполнение экспериментальных методик и в оптимальном… Читать ещё >
Характеристика методов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психодиагностические методы исследования
В соответствии с целью и задачами исследования был составлен психодиагностический комплекс, в котором учтены важные критерии, необходимые для получения достоверных результатов диагностики, валидность методов, информативность и эргономичность диагностического материала.
Психодиагностическое исследование осуществлялось с использованием следующих методов:
I. Клинико-психологический метод (беседа);
II. Экспериментально-психологический метод:
- — Интегративный тест тревожности;
- — Торонтская шкала алекситимии;
- — Копинг-тест Лазаруса-Фолкмана;
- — Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
Методическую основу психологической диагностики в медицине составляют разнообразные взаимодополняющие стандартизованные и нестандартизованные методы и техники психологического исследования. В истоках научной медицинской психодиагностики лежит клиникопсихологический метод (Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю., 2003), имеющий интегрирующее и структурирующее значение в системе методов медицинской психологии. В свою очередь, беседа с больным и наблюдение за его поведением составляют основу клинико-психологического метода.
Одной из характерных особенностей получения информации при использовании клинико-психологического метода является то, что в этом случае больной выступает не только в качестве объекта исследования, но и одновременно в качестве субъекта, сотрудничающего с исследователем в получении необходимой информации. Другой особенностью получения диагностической информации с помощью клинико-психологического метода является возможность непосредственного обращения к событиям и переживаниям прошлого, реконструкции генезиса личности. Характерной особенностью клинико-психологического исследования является также то, что каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог.
Беседа психолога с пациентом является одновременно диагностическим инструментом и инструментом формирования и поддержания психологического контакта. Поскольку беседа, как правило, предшествует инструментальному исследованию, она направлена на формирование у испытуемого адекватного отношения к психодиагностической процедуре, мобилизацию его на выполнение экспериментальных методик и в оптимальном случае — на самопознание. В процессе клинической беседы психолог не только получает необходимые ему диагностически значимые сведения, но и оказывает на больного психокоррекционное воздействие, результаты которого представляют ценную диагностическую информацию (Иовлев Б. В., Щелкова О. Ю., 2011).
Методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) разработана в лаборатории клинический психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (Л. И. Вассерман, А. П. Бизюк, Б. В. Иовлев).
Интегративный тест тревожности представляет собой экспрессдиагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики. Одной из основных особенностей ИТТ является его многомерность, которая реализуется путем выделения 6 дополнительных субшкал, раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты, тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценкой ситуативной и личностной тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как сложные структуры.
По данным авторов методики, ее степень воспроизводимости (надежность) и эмпирическая валидность высоки и позволяют использовать ее в групповом исследовании (Бизюк А. П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., 2005).
Торонтская алекситимическая шкала (TAS) создана G. J. Taylor и соавт. (1985). Термин «алекситимия» ввел в литературу P. E. Sifneos в 1972 г. Тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева.
Алекситимия рассматривается как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний. К ее критериям относятся трудность в определении и описании собственных переживаний, сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения, сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления, и является характерным признаком для пациентов психосоматическими заболеваниями, к которым относят и атопический дерматит.
Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надежность и валидность ее факторной структуры и соответственно получаемых результатов (Карвасарский Б. Д., 2004).
Копинг-тест Лазаруса-Фолкмана предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004 году. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Подсчет баллов позволяет определить ведущую стратегию совладания со стрессом (копинг-стратегию). Всего Р. Лазарусом и С. Фолкманом описано 8 типов копинг-стратегий:
- 1. Конфронтационный копинг — агрессивные усилия по изменению ситуации.
- 2. Дистанцирование — когнитивные усилия, направленные на то, чтобы отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- 3. Самоконтроль — усилия, направленные на регулирование своих чувств и действий.
- 4. Поиск социальной поддержки — усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- 5. Принятие ответственности — признание своей роли в проблеме с предпринимаемыми попытками ее разрешения.
- 6. Бегство-избегание — мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы.
- 7. Планирование решения проблемы — произвольные проблемнофокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- 8. Положительная переоценка — усилия по созданию положительного видения проблемы с фокусированием на личностном росте.
Данный тест исследует совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не подда? тся контролю. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется со стрессовыми ситуациями (Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., 2007).
Показатели надежности методики варьируют от 0,39 до 0,62. В отечественных исследованиях имеется достаточно много свидетельств внешней и конструктной валидности методики (Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., 2011).
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга относится к проективным методикам исследования личности. Она была предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Целью методики является исследование реакций на стрессогенные ситуации и способов выхода из условий, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих персонажей в ситуации фрустрации. Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы:
- 1) Ситуации препятствия «Я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта.
- 2) Ситуации препятствия «Сверх-Я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения.
Каждый ответ оценивается с двух точек зрения: направленности и типа реакции.
Направленность реакции:
- 1. экстрапунитивный (Е);
- 2. интрапунитивный (I);
- 3. импунитивный (М). Тип реакции:
- 1. Препятственно-доминантный (O-D) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное);
- 2. Эго-защитный (E-D) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);
- 3. Необходимо-упорствующий (N-P) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и реакция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанности сделать необходимые исправления или же ожидания, что ситуация сама исправится со временем).
GCR-коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружении.
По имеющимся в зарубежной литературе данным, ретестовая надежность методики составляет 0,6−0,8, валидность — 0,7. Объективная процедура оценки данных и возможность статистического анализа позволяют использовать данную методику для групповых исследований (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 2000).
Данный набор методик позволит нам всесторонне и достаточно полно изучить психологические особенности эмоционального реагирования, поведенческие модели и стратегии поведения пациентов, страдающих атопическим дерматитом.