Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субсидий из местных бюджетов («отрицательных трансфертов»), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. В соответствии с БК РФ указанный уровень… Читать ещё >

Организация межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения бюджетного федерализма межбюджетные отношения между субъектами РФ и муниципальными образованиями должны быть организованы на тех же принципах, что и межбюджетные отношения между федеральным центром и субъектами РФ. Российская практика показывает, что данный подход реализован не в полной мере. Межбюджетные отношения в субъектах РФ имеют свою специфику.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются в форме:

  • • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);
  • • субсидий местным бюджетам;
  • • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством РФ;
  • • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются законами указанных субъектов РФ.

При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта РФ по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ. Такой дополнительный норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (или части расчетного объема дотации) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему НДФЛ, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего муниципального образования.

С 2008 г. БК РФ были введены ограничения на получение межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местными бюджетами из бюджетов субъектов РФ. Дифференцированный подход к муниципалитетам установлен из расчета уровня дотационности, который определяется исходя из доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в собственных доходах местного бюджета (табл. 6.3).

Законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субсидий из местных бюджетов («отрицательных трансфертов»), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. В соответствии с БК РФ указанный уровень не может быть установлен ниже 1,3-кратного среднего по видам муниципальных образований субъекта РФ. Объем отрицательной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и 1,3-кратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.

Таблица 6.3

Ограничения для муниципалитетов при получении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.

Доля

дотаций

Требования к муниципальным образованиям (ст. 92.1, 107, 136 БК РФ):

0—5%.

1) общие требования в части соблюдения ограничений на предельные размеры муниципального долга, расходов на его обслуживание и дефицита бюджета.

5—20%.

2) запрещается превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

20—50%.

3) запрещается устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

свыше 50%.

Дополнительно к вышеуказанным требованиям муниципалитеты осуществляют следующие меры:

4) подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;

5) представление материалов, необходимых для подготовки высшим органом исполнительной власти субъекта РФ заключения о проекте решения о местном бюджете;

  • 6) проведение не реже 1 раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта РФ;
  • 7) размер дефицита бюджетов муниципальных образований не должен превышать 5% общего годового объема доходов данного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений

и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

  • 8) предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% общего годового объема данного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
  • 9) иные меры, установленные федеральными законами

Однако практика показала, что данный механизм не обеспечивает значительного сокращения различий в уровне расчетных налоговых доходов муниципальных образований, более того, он не стимулирует органы местного самоуправления к проведению мер по увеличению налогового потенциала на соответствующей территории. Механизм предоставления субсидий целесообразно скорректировать путем установления прогрессивной шкалы изъятия.

Помимо «отрицательных трансфертов» межбюджетные трансферты из местных бюджетов могут предоставляться в форме:

  • • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • • дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов;
  • • субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных ст. 133 и 140 БК РФ;
  • • субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных ст. 133 и 140 БК РФ;
  • • субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • • иных межбюджетных трансфертов.

Для межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями характерны практически все те же проблемы, что и во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы РФ. Таким образом, сформулированные в предыдущем параграфе направления решения существующих проблем в сфере межбюджетных отношений должны комплексно быть имплементированы и на местных уровень с учетом его особенностей. Например, при перечислении субсидии из федерального бюджета субъекту РФ для последующей передачи данной субсидии муниципальному образованию между субъектом РФ и муниципальным образованием должно быть заключено соглашение, аналогичное соглашению между Российской Федерацией и субъектом РФ по предоставлению субсидии.

Важным механизмом, способствующим формализации отношений между публично-правовыми образованиями одного уровня, является предусмотренные НРБК «горизонтальные» трансферты. Фактически на практике они уже существуют, теперь же произойдет их закрепление в бюджетном законодательстве.

Большое значение в развитии межбюджетных отношений отводится стимулирующим механизмам. Начиная с 2009 г. Минфином России ежегодно проводится оценка качества управления региональными финансами[1]. По результатам оценки главам субъектов РФ рассылаются письма о состоянии качества организации бюджетного процесса в регионе. Данные оценки и основанный на них рейтинг направлены на стимулирование глав регионов и руководителей финансовых органов субъектов РФ к совершенствованию организации бюджетного процесса на подведомственной им территории. Субъекты РФ с аналогичными целями проводят оценку качества управления муниципальными финансами.

  • [1] См.: Приказ Минфина России от 03.12.2010 № 552 «О Порядке осуществлениямониторинга и оценки качества управления региональными финансами».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой