Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система обеспечения качества продукции на машиностроительных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа отделов технического контроля на анализируемых предприятиях распространяется не на все этапы жизненного цикла продукции, например, не распространяется на такие этапы как маркетинг, упаковка и хранение, реализация и распределение, монтаж и ввод в эксплуатацию, техническая помощь и обслуживание, послепродажная деятельность, утилизация продукции в конце полезного срока службы. Происходит это… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Теоретические аспекты организации и содержание деятельности по обеспечению качества продукции
    • 1. 2. Принципы организации работы по обеспечению качества продукции
    • 1. 3. Практика машиностроительных предприятий по обеспечению качества продукции в современных условиях
  • 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУК ЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ
    • 2. 1. Организационные основы системы обеспечения качества продукции
    • 2. 2. Разработка действий по качеству на этапах разработки, производства и применения продукции
    • 2. 3. Организационно-технический и экономический механизм функционирования системы качества
    • 2. 4. Моделирование системы обеспечения качества продукции на предприятии
  • 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 3. 1. Организационные и технические методы обеспечения качества продукции
    • 3. 2. Управление затратами на обеспечение качества продукции
    • 3. 3. Экономико-математический подход к оптимизации затрат на качество

Система обеспечения качества продукции на машиностроительных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития мирового машиностроения характеризуется ужесточением конкуренции на рынках сбыта. Существенное отставание качества отечественной продукции по сравнению с мировым уровнем техники, технологии и организации производства не позволяет российским машиностроительным предприятиям успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.

На отечественных предприятиях продолжают функционировать системы качества, сформированные в 80-х годах прошлого столетия. Предпринимавшиеся попытки внедрения известных зарубежных и отечественных систем управления качеством не дали положительных результатов. Действующие в настоящее время на предприятиях машиностроения системы качества не способны обеспечивать необходимый уровень качества и конкурентоспособности продукции.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема теоретического обоснования формирования системы обеспечения качества продукции в рамках современной системы качества и решение методологических и методических задач ее реализации на практике.

Научные труды и публикации по проблемам обеспечения качества посвящены рассмотрению ее разнообразных аспектов. В них широко обсуждаются вопросы организации управления качеством, сравнения мировой и отечественной практики в этой области, возможности применения статистических методов контроля и т. п. Наиболее обоснованные разработки по организации систем качества продукции на предприятиях различных отраслей народного хозяйства содержатся в международных стандартах ИСО серии 9000. В стандартах определяются цели, принципы формирования и функционирования систем качества, которые позволяют проектировать и реализовывать на практике системы, способные обеспечивать необходимый уровень качества продукции с учетом условий конкретных предприятий.

Вместе с тем, имеющиеся научные разработки и методические материалы не содержат теоретически обоснованных и практически реализуемых рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма обеспечения качества продукции. Ощущается недостаток методических и организационных инструментов реализации решений в области качества.

Необходимость теоретического обоснования и разработки практических предложений для построения системы обеспечения качества продукции определила выбор темы, цель, задачи и структуру диссертационного исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из основных направлений научных исследований Воронежского государственного технического университета «Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования предприятий в переходный период». Номер государственной регистрации 1 960 012 543.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы явились теоретическое обоснование формирования системы обеспечения качества продукции на предприятиях и разработка организационно-технических и экономических методов, обеспечивающих эффективную реализацию стратегических решений в области качества машиностроительной продукции.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

• выявить сущность организации и основные направления деятельности по обеспечению качества продукции на предприятиях машиностроения;

• выполнить исследование системы качества на предприятиях машиностроения и классифицировать факторы, позволяющие обеспечить надлежащее качество на всех этапах жизненного цикла продукции;

• обосновать организационные основы системы обеспечения качества продукции;

• осуществить разработку и построение функционально-структурной модели системы обеспечения качества продукции на предприятии;

• сформулировать методические подходы к построению системы;

• разработать конкретные технические и организационные методы и процедуры, способствующие достижению целей обеспечения качества продукции на машиностроительном предприятии;

• сформировать основные положения комплексной системы управления затратами по обеспечению качества;

• предложить методический подход к оптимизации затрат на обеспечение качества продукции.

Объектом исследования является организация деятельности машиностроительных предприятий по обеспечению качества продукции как фактора конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Предметом исследования являются вопросы теории и практики организации системы обеспечения качества продукции и комплекс методов и инструментов организационно-технического и экономического характера для реализации системы в условиях машиностроительных предприятий.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам теории организации производства, создания и функционирования систем качества, обеспечения выпуска высококачественной продукции: Амерджанянца Ф. А., Басовского Л. Е., Васильева В. Н., Гинзбурга Е. Г., Гличева А. В., Демиденко В. А., Деминга Е., Джурана Дж., Ильенковой С. Д., Львова Д. С., Окрепилова В. В., Ту-ровца О.Г., Фейгенбаума А., Харрингтона Дж.Х., Швандара В. А. и других.

Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного, логического и системного анализа, экономико-математического и организационного моделирования, управленческого учета.

В процессе работы над диссертацией были использованы материалы, опубликованные в зарубежной и отечественной печати, материалы машиностроительных предприятий, научно-технических конференций, методические разработки, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и международных сообществ.

Научная новизна исследования представлена следующими, выносимыми на защиту, результатами:

— проанализированы понятие, сущность, содержание и основные принципы организации работ по обеспечению качества продукции на предприятиях машиностроения;

— обоснованы организационные основы системы обеспечения качества и предложена организационная модель системы, определяющая этапы и порядок осуществления процессов создания на предприятии необходимых и достаточных условий для выпуска продукции должного качества;

— сформирована функционально-структурная модель системы обеспечения качества, устанавливающая место и роль в этой системе каждого подразделения предприятия и позволяющая интегрировать в единую систему локальные подсистемы обеспечения качества при разработке, производстве и эксплуатации машиностроительной продукции;

— разработан комплекс организационных и технических методов и процедур, позволяющих оптимизировать процессы контроля и воздействия на условия и факторы, обеспечивающие достижение заданного уровня качества продукции;

— предложена классификация затрат на обеспечение качества продукции, отличающаяся ориентацией на группировку затрат в соответствии с задачами управления затратами на этапах разработки, производства и эксплуатации выпускаемой продукции;

— сформулированы основные положения комплексной системы управления затратами на обеспечение качества продукции, реализация которой позволяет иметь реальную информацию о размере затрат в местах их возникновения и осуществлять оперативный контроль затрат;

— на основе предложенного в диссертации математического понятия уровня качества, разработано семейство моделей оптимизации затрат на обеспечение качества продукции, отличающихся использованием теоретического аппарата сетей Петри для генерирования возможных комбинаций технических и организационных решений, обеспечивающих необходимый уровень качества продукции.

Практическая значимость работы. Результаты и рекомендации, полученные в ходе исследований, могут быть использованы в деятельности предприятий машиностроительной промышленности.

Практическое значение имеют следующие прикладные разработки: использование разработанных моделей и принципов организации работ по обеспечению качества продукции для создания на предприятиях систем обеспечения качества с учетом особенностей производствареализация предложенных в диссертации организационных и технических методов и процедур для решения конкретных задач обеспечения качестваиспользование разработанной классификации затрат на обеспечение качества и предложенных методов учета затратреализация модели оптимизации затрат.

Внедрение разработанных автором рекомендаций и методических положений позволит предприятиям на научной основе вести работу по усовершенствованию систем обеспечения качества продукции с учетом современных требований.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертационной работы докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Качество жизни: проблемы системного научного обоснования» (Липецк, 2000), Международном научном симпозиуме, посвященном 135-летию МГТУ «МАМИ» «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки кадров» (Москва, 2000), Международной научно-практической конференции «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства» (Воронеж, 1999), 6-й международной конференции МОТАУТО — 99 (София, 1999), 5-м съезде литейщиков России (Москва, 2001), а также на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного технического университета (в период с 1998;2001 гг.).

Разработаны и внедрены рекомендации по формированию организационно-экономического механизма обеспечения качества продукции, методика эффективного обеспечения качества продукции, оптимизации затрат на обеспечение качества продукции. Они нашли практическое применение в ОАО «Липецкий станкостроительный завод», ОАО «Липецкий завод пусковых двигателей», ОАО «Липецкий трубный завод», а также используются в учебном процессе инженерно-экономического факультета Воронежского государственного технического университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 печатных работ общим объемом 2.2 п.л. авторского текста.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В работе объемом 180 страниц содержится 41 рисунок, 8 таблиц, 2 приложения. Библиографический список включает источников 120.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития отечественного машиностроения приоритетное значение имеет проблема обеспечения качества продукции. Согласно статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Установленное требование направлено, главным образом, на удовлетворение потребностей потребителя.

В исследовании рассмотрена категория «качество». Показано, что качество характеризует не только способность удовлетворять требования потребителей, но и является мерой соответствия. Дано определение «качества продукции», рассмотрены существующие понятия «обеспечения качества» и «система обеспечения качества» и высказана позиция, которой придерживается автор: обеспечение качества направлено на достижение уверенности в выполнении требований к качеству. Показано место процессов обеспечения качества как средства реализации политики предприятия в области качества, в организационной структуре общего руководства качеством.

Обеспечение качества имеет организационное начало: его необходимо организовать. Желаемым результатом в рассматриваемом явлении выступает обеспечение ранее запланированного качества. Внутренне упорядоченными частями целого является комплекс действий по обеспечению качества.

Сущность организации обеспечения качества раскрывается в ее функциях, будь то организация обеспечения качества на малом, среднем или крупном предприятиях. Присущие организации обеспечения качества функции универсальны и имеют место во всех случаях формирования этих процессов. Вместе с тем, организация обеспечения качества всегда конкретна, поскольку имеет тот или иной объект, в зависимости от которого ее функции наполняются определенным содержанием. Поэтому следует различать сущность организации обеспечения качества, определяющуюся составом выполняемых ею функций, и содержанием организации обеспечения качества применительно к конкретному предприятию.

Содержание деятельности по организации обеспечения качества охватывает проектирование, создание, достижение и поддержание эффективного функционирования и совершенствования системы обеспечения качества.

Явления организационного обеспечения качества продукции относятся к теории организации производства. Из раскрытых явлений организационного обеспечения качества, построенных на основе закономерностей организации производства, определены принципы организации обеспечения качества: целеустремленности, адекватности ресурсным характеристикам, адаптивности, соответствия мировым стандартам, комплексности, непрерывности развития, структурного соответствия. Вместе с тем не отвергается имеющееся множество апробированных практикой принципов обеспечения качества.

В результате проведенного анализа установлено, что несмотря на наличие международных стандартов ИСО серии 9000 и их российских аналогов, регламентирующих внешнее обеспечение качества, на предприятиях «Липецкий завод пусковых двигателей», ОАО «Липецкий станкостроительный завод» системы обеспечения качества с учетом международных стандартов ИСО серии 9000 не действуют.

Функционирующие на этих предприятиях системы качества сформировались в 80-х годах прошлого столетия и охватывают часть этапов жизненного цикла продукции. Наиболее регламентированы процедуры этапов проектирования и разработки, подготовки производства и производственных процессов. В меньшей степени — проведения испытаний, упаковки и хранения, эксплуатации, подготовки кадров. Вообще не рассматриваются вопросы политики в области качества, организации процессов обеспечения качества, планирования качества, планирования затрат на качество. Вместе с тем действующие стандарты предприятий могут быть использованы при внедрении международных стандартов ИСО серии 9000.

Процессы и процедуры обеспечения качества, в основном, отвечают современным требованиям, особенно процессы и процедуры организации производства, входного и статистического контроля, метрологического обеспечения, анализа дефектов, однако нуждаются в приведении в соответствие международным стандартам ИСО серии 9000.

Работа отделов технического контроля на анализируемых предприятиях распространяется не на все этапы жизненного цикла продукции, например, не распространяется на такие этапы как маркетинг, упаковка и хранение, реализация и распределение, монтаж и ввод в эксплуатацию, техническая помощь и обслуживание, послепродажная деятельность, утилизация продукции в конце полезного срока службы. Происходит это потому, что система качества, действующая на предприятии, не взаимоувязывает все виды деятельности, обеспечивающие качество продукции. Потери от брака за последние годы, например, на ОАО «Липецкий завод пусковых двигателей» приблизились к одному проценту от себестоимости товарного выпуска продукции, что для среднего предприятия весьма существенно.

Причины возникновения брака на этом предприятии, учтенные по актам, — это оснастка, инструмент, технологическое оборудование, не обеспечивающие требуемые характеристикинизкое качество поставляемых материалов и недостаточный их входной контроль по вине работниковошибки, допущенные при проектировании. Отмеченные причины являются результатом отсутствия или недостаточной работы по обеспечению качества в перечисленных видах деятельности. Поэтому необходимо усилить работу в области обеспечения качества по отдельным направлениям, таким как проектирование, входной контроль материалов, производство продукции, эксплуатация.

На этапе разработки проектные работы на предприятии не подкреплены маркетинговыми исследованиями.

Установлены следующие виды деятельности в рамках технического контроля на ОАО «Липецкий тракторный завод»: контроль технической и нормативной документации исполнителямивходной контроль материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделийконтроль продукции в процессе производстваконтроль оборудования, оснастки, измерительного и режущего инструмента, средств контроля и измерений и другие. Ограниченность в объемах входного контроля, контрольно-измерительном оборудовании, специалистах не гарантирует возможности устранения дефектов и предупреждения брака при дальнейшем изготовлении продукции.

У субподрядчиков предприятия поставляемая продукция не контролируется. На обеспечение качества оказывают влияние нарушения технологической дисциплины. Имеет место несоблюдение технических параметров изделий из-за изношенности технологического оборудования.

В диссертации проанализирована схема контроля качества на этапе производства ОАО «Липецкий тракторный завод». Проведенный анализ позволяет сделать выводы, что целостные системы организационно-технического и экономического обеспечения качества продукции на обследованных предприятиях отсутствуют. Организационный механизм обеспечения качества продукции не сформирован. Таким факторам обеспечения качества продукции, как формирование организационного механизма обеспечения качества, реализация организационных и технических методов, оптимизация затрат на обеспечение качества продукции, совершенно или недостаточно уделяется внимания.

Назначение системы обеспечения качества продукции заключается в улучшении организации и повышении эффективности работы существующих подразделений и предприятия в целом для реализации условий и факторов выпуска продукции надлежащего качества.

В обеспечении качества продукции должны участвовать все основные подразделения предприятия. Главную ответственность за качество несет высшее руководство предприятия и руководители ведущих служб.

Одной из основных задач системы обеспечения качества становится определение общей политики предприятия в области качества и ее увязка с задачами деятельности каждого подразделения, руководителя и исполнителя на всех этапах жизненного цикла продукции. Система обеспечения качества должна быть сориентирована на распределение функций по соответствующим подразделениям и исполнителям, а также на распределение ответственности между ними за достижение соответствующих показателей качества.

Обеспечение качества — это планомерный и целенаправленный процесс воздействия обеспечивающей подсистемы на факторы и условия исполнительного органа. В работе предложена модель, которая может стать основой разработки структурной схемы системы обеспечения качества на предприятии. При этом четко выделяются такие процессы как создание условий для достижения заданного уровня качестваконтроль качества продукциипроцесс воздействия на условия и факторы, определяющие качество продукции.

Суть программы обеспечения качества на этапах разработки, производства и применения машиностроительной продукции в следующем. Изначальным в обеспечении качества должен быть процесс определения обязанностей и установления полномочий. Следующим — процесс обеспечения документацией и данными всех процедур по качеству. На этапе маркетингового обеспечения качества продукции важно рассмотреть требования по всем элементам предполагаемой, запрашиваемой и предлагаемой продукции в целом.

Целесообразно выделить пред проектный этап жизненного цикла продукции — научно-исследовательские работы, а также этап «организационная подготовка производства». Этап разработки продукции представлен в диссертации в виде системы, что является новым результатом. Отличительной особенностью является то, что разработка продукции, технологических и организационных процессов основывается в системе на техническом задании, запланированном качестве разработки, учитывает информацию от потребителей и возможности производства.

Впервые предложена система обеспечения качества на этапе производства, использование которой позволяет реализовать заложенное качество в продукцию на стадии разработки. Предложена также система обеспечения качества на этапе эксплуатации. Новизна ее заключается в том, что качество гарантируется контролем и анализом его параметров, проведением мероприятий по поддержанию качества в случае появления отклонений и использования полученной информации в разработках корректирующих действий.

Таким образом, предложенная организационная модель системы обеспечения качества, предназначена для укрупненного анализа обеспечения качества на этапах разработки, производства и применения, позволяет решать задачи формирования и классификации процессов, протекающих в системе, а также их параметров, факторов и свойств.

Основанием моделирования системы обеспечения качества является техническая, информационная, организационная и экономическая базы и их взаимосвязи. На основании модели, определена схема разработки и внедрения системы и создана структура системы, устанавливающая место всех подразделений, участвующих в работе по обеспечению качества, и формирующая процессы, которые они выполняют. Отмечено, что управляющими подсистемами более высокого порядка по отношению к системе обеспечения качества продукции является политика предприятия в области качества, а также комплекс требований предприятия-потребителя продукции.

Рассмотренный организационно-технический и экономический механизм обеспечения качества продукции — это система организационных форм, технических факторов производства и экономических методов, а также совокупность состояний и процессов, посредством которых осуществляются все планируемые виды деятельности, обеспечивающие интеграцию всех видов деятельности на предприятии в рамках системы качества.

Технические методы и средства обеспечения качества продукции являются основой всего комплекса технических мероприятий, решающих задачу выпуска продукции высокого качества. Такие составляющие как материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделиятехнологическое, контрольно-измерительное и испытательное оборудование и инструментытехнологические процессы, операции и режимынезавершенное производство и готовая продукция, а также информационная база системы в своей совокупности создают условия для выпуска качественной продукции на предприятии.

В связи с большой трудоемкостью контрольных операций в машиностроении, возникает задача оптимизации процесса контроля. При этом следует исходить из того, что оптимизация контроля по всей технологической цепочке изготовления деталей и продукции является чрезвычайно сложной задачей. Предложена методика оптимизации процесса контроля при использовании статистического контроля качества продукции. Рекомендованы методы проведения проверки деталей, узлов, сборочных единиц в процессе производства путем контроля и испытаний для подтверждения соответствия.

Оптимизация затрат на управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием при организационно-техническом обеспечении качества продукции заключается в том, что суммарные затраты, состоящие из затрат на контрольное, измерительное и испытательное оборудование должны стремиться к максимуму возможных в пределах выделенных затрат предприятием на обеспечение качества продукции.

В исследовании разработана структура системы управления затратами и модель управления затратами на обеспечение качества продукции. Отличительной чертой предложенной организационной структуры системы управления затратами является то, что она представляет собой матричную организационную структуру. Посредством данной организационной структуры руководством и подразделениями предприятия реализуются все функции системы управления затратами на обеспечение качества продукции.

На основании анализа и творческого обобщения изложенных материалов, предложена классификацию затрат на обеспечение продукции по важнейшим признакам, а по таким классификационным признакам, как область возникновения затрат и способ измерения затрат, — группировки по специфическим признакам классификации. Приведена также классификация затрат (цены) соответствия и несоответствия по этапам жизненного цикла продукции, таким как разработка, производство, эксплуатация.

Предложена формула определения состава затрат, а также формула для определения оптимальных затрат и алгоритм управления затратами на обеспечение качества продукции на предприятии.

Представленные в диссертации метод учета фактических затрат и нормативный метод учета затрат на обеспечение качества продукции направлены на выявление и отражение фактической себестоимости качества продукции. Отличие предложенных методов учета затрат на обеспечение качества продукции заключается в том, что они позволяют учитывать фактические затраты на каждом месте возникновения затрат, что является исходным моментом определения затрат на обеспечения качества продукции.

Многочисленность и разнообразие по характеру мероприятий по обеспечению качества продукции предполагает решение задачи выбора их оптимальной совокупности, которая характеризуется соотношением затрат и эффективности. С экономической точки зрения эффективность деятельности по обеспечению качества измеряется достигнутым уровнем качества с минимальными затратами.

Множество показателей качества имеет иерархическую структуру и в совокупности определяет уровень качества продукции. Такой подход позволил разработать иерархическую структуру показателей, определяющих в совокупности уровень качества продукции и получить математическое определение уровня качества, необходимое для постановки и решения задачи оптимизации затрат. В диссертации приводится методика постановки и решения задачи оптимизации затрат на обеспечение качества, в том числе укрупненная блок-схема алгоритма решения задачи и фрагмент сети Петри, генерирующий возможные комбинации мероприятий, определяющих качество продукции.

Следует отметить, что выполненное диссертационное исследование определило лишь систему организационно-технического и экономического обеспечения качества продукции на машиностроительных предприятиях. Имеются и другие процессы, требующие изучения, которые необходимо более детально развивать в отдельности ввиду их практической значимости для отечественных машиностроительных предприятий.

Реализация предложенных в данном исследовании положений по формированию организационно-технического и экономического механизма обеспечения качества позволит машиностроительным предприятиям гарантировать потребителю поставку конкурентно способной продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Сущность структуры и актуальные проблемы совершенствования хозяйственного механизма //Экономические науки.-1978. — № 8.- С.34- 39.
  2. Ф.А. Организационно-экономический механизм повышения качества продукции в новых условиях хозяйствования. М.: Изд-во стандартов, 1990.-227 с.
  3. Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции. -СПб: Изд-во Санкт-Петерб. Ун-та экономики и финансов, 1995. 112 с.
  4. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-259 с.
  5. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2000. 212 с.
  6. В.Л., Рахлин К. М. Оценка условий обеспечения стабильности качества изготовления продукции // Стандарты и качество. 1994. — № 12. — С. 1718.
  7. В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. М.: ОАО «Экономика», 1997. — 368 с.
  8. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- Т.1. 863 с.
  9. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции .- М.: Изд-во стандартов, 1989. 184 с.
  10. Ю.Васильев В. Н. Организация производства в условиях рынка. М.: Машиностроение, 1993. -366 с.
  11. П.Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Труда, Лтд», 1997. — 384 с.
  12. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия СПб: Петрополис, 1998.- 406 с.
  13. Г. С., Вечканова Г. Р. Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь. СПб.: ЛАНЬ, 2000. — 352 с.
  14. В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 265 с.
  15. В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. -М.: МНИИПУ, 1998. 234 с.
  16. В.В. Специфика управления важнейшими ресурсами. -М.: МНИИПУ, 1998.- 176 с.
  17. П.Гончаров В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. -М.: МНИИПУ, 1998. 221 с.
  18. ГОСТ 15 467–79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 76 с.
  19. ГОСТ Р 1.0. 92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. — М.: Изд-во стандартов, 1992.-68 с.
  20. ГОСТ Р 1.1.-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 36 с.
  21. ГОСТ Р 1.2−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов. М.: Изд-во стандартов, 1992.-48 с.
  22. ГОСТ Р 1.3−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования. Утверждения и регистрации технических условий. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 24 с.
  23. ГОСТ Р 1.4−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1992.-28 с.
  24. ГОСТ Р ИСО 9001 96 Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании. — М.: Изд-во стандартов, 1996. — 38 с.
  25. ГОСТ Р ИСО 9002 96 Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже. — М.: Изд-во стандартов, 1996. — 34с.
  26. ГОСТ Р ИСО 9003 96 Система качества. Модель для обеспечения качества продукции при окончательном контроле и испытаниях. — М.: Изд-во стандартов, 1996.-28 с.
  27. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. 15-е изд., с изм. и допол. сост. на 15 октября 1999 г. — М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М, 1999.-560 с.
  28. Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000.-376 с.
  29. Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века: Пер. с анг. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика. 1991.-319с.
  30. А.А., Демиденко И. А. Уровень качества и его технико-экономическая оптимизация // Изд-во вузов. Машиностроение.- 1995.- № 7, 8, 9.-С. 157−160.
  31. Е. Выход из кризиса: Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994.- 498 с.
  32. Дж.М. Качество и прибыль. В сб.: Качество, торговля, экономика. -М.: Изд-во стандартов, 1970. — 314 с.
  33. А.Ю. Развитие системы управления качеством продукции в современных условиях // Рынок, предпринимательство, качество. Сборник статей. -Н. Новгород, 1996. 117 с.
  34. A.M., Жулинский С. Ф., Самойлов В. П. Основы современного менеджмента качества. М.: Стандарты и качество, 1998. — 208 с.
  35. Закон РФ «О сертификации продукции и услугах» // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 3. — С. 14−17.
  36. Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ «О сертификации продукции и услугах» // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 3. — С.14−17.
  37. Закон РФ «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям» // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 3. — С.14−17.
  38. Закон РФ от 05.12.1995 г. «О защите прав потребителя» // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 3. — С. 140−145.
  39. С.Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян B.C. и др. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 199 с.
  40. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988. -216 с.
  41. А.Д. Качество продукции и эффективность производства. Алма-Ата: Казахстан, 1983. — 342 с.
  42. И.В. Организация технического контроля качества продукции машиностроения (На примере предприятий серийного типа производства): Дис. канд. экон. наук 08.00.28. — Воронеж: ВПИ, 1987. — 174 с.
  43. М. ИСО 9000 практическое пособие по разработке и внедрению руководства по качеству. — М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. — 178 с.
  44. Капиталистическое управление: уроки 80-х / М. В. Грачев, А. А. Соболевская, Д. В. Кузин, А.Р. Стерлин- Под ред. А. А. Дынкина. М.: Экономика, 1991.-127с.
  45. Е.М., Демиденко Д. С., Шкловский В. М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительных предприятиях. JL: ЛДНТП, 1979. — 321 с.
  46. Т.Г. Оценка затрат на качество продукции // Автоматизация и современные технологии. 1996. — № 6. — С. 35−37.
  47. Г., Страттон А., Хелблинг Д. Учебник по методологии функционального учета затрат. М.: ВИП Анатех, 1998. — 92 с.
  48. А.А., Финкельштейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.: Наука, 1966.-315 с.
  49. В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. -216 с.
  50. X. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998. — 304 с.
  51. В.А. Всеобщее качество (TQM) в Российских компаниях. М.: ОАО «Типография» «Новости», 2000. — 432 с.
  52. М.Г., Швандар В. А. Качество задача общенародная. — М.: Экономика, 1989−189 с.
  53. М.Г. Качество продукции: Механизм управления. -М.: Экономика, 1988- 178 с.
  54. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988. -165 с.
  55. В.А., Туровец О. Г. Организация машиностроительного производства : Теория и практика. М.: Машиностроение, 1982. — 208 с.
  56. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. М.: Дело, 2000. -392 с.
  57. Лозовский Л.111., Райзберг Б. А. Словарь-справочник предпринимателя. М.: «Ось-89», 1997. — 287с.
  58. Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987. 510 с.
  59. Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1966. — 163с.
  60. А.С. Экономическое обоснование технико-организационных решений в машиностроении. Рига: Зинатне, 1990. -243 с.
  61. В.Е., Черненькая Л. В. О программе всеобщего управления качеством в России // Вестник машиностроения. 1995. — № 7. -С. 34−37.
  62. Манфред Брун. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. -2000. № 1. -С. 95−100.
  63. Международный стандарт серии ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. М.: ВНИИС, 1994. — 54 с.
  64. Международный стандарт серии ИСО 9001 -94, Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Второе издание. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. -20 с.
  65. Международный стандарт серии ИСО 9002 -94. Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. Второе издание. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. -22с.
  66. Международный стандарт серии ИСО 9003 -94. Система качества. Модель обеспечения качества при контроле готовой продукции и заключительных испытаниях. Второе издание. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. -24 с.
  67. Международный стандарт серии ИСО 9004- 1−94. Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие положения. Второе издание. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. -28 с.
  68. Международный стандарт серии ИСО 10 011 1−90. Руководящие положения по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. — М.: Изд-во стандартов, 1990. -16 с.
  69. Международный стандарт серии ИСО 10 011 2−91. Руководящие положения по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для инспекторов. — М.: Изд-во стандартов, 1991. -12 с.
  70. Международный стандарт серии ИСО 10 011 3−9.1 Руководящие положения по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок. — М.: Изд-во стандартов, 1991. -12 с.
  71. Международный стандарт серии ИСО 10 012 1−92. Требования по обеспечению качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического подтверждения для измерительного оборудования. — М.: Изд-во стандартов, 1992. -24 с.
  72. М.Х., Альберт М., Хедори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992.-702 с.
  73. .З. Теория организации. М.: ИНФРА — М, 1998.-336 с.
  74. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Знание, 1997. -113 с.
  75. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-303 с.
  76. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. -296 с.
  77. Nandakumar P., Datar S.M., Akella R. Models for measuring and accounting for cost of conformance quality // Managment Science. -1993. № 1. — P. l — 16.
  78. А.Д., Бойцов B.B. Инженерные методы обеспечения качества в машиностроении. М.: Изд-во стандартов, 1989. — 187 с.
  79. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: Система «директ-костинг». -М.: Финансы и статистика, 1993.-129 с. 80.0гвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. М.: Стандарты и качество, 1999. — 160 с.
  80. Организация производства: Учеб. для вузов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, Б. Н. Родионов, и др.- Под ред. О. Г. Туровца.- Воронеж: ВПИ, 1993. 384с.
  81. И.А., Стайглиц В. И. Комбинаторная оптимизация. Алгоритмы и сложность.- М.: Мир, 1984. 516 с.
  82. А.Б., Лукашин А. Я. Управление качеством продукции: организационно-экономические проблемы. -М.: Экономика, 1986.- 165 с.
  83. Дж. Теория сети Петри и моделирование систем.- М.: Мир, 1984.417 с.
  84. В.М. Цены и качество продукции производственно технического назначения.- Львов: Вища шк&bdquo- 1998. — 197 с.
  85. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М.: Международные отношения, 1993. — 109 с.
  86. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА, 1998. — 376 с.
  87. К.М., Скрипко Л. Е. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. 1998. -№ 8.- С. 51−53.
  88. К.М., Скрипко Л. Е. Методология классификации затрат на качество //Стандарты и качество. 1997. — № 3. — С.49−51.
  89. К.М. Международные стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.: сущность и содержание процессного подхода // Стандарты и качество. 2001. — № 1. — С.45−47.
  90. В.Н. Организация производства на промышленных предприятиях в современных экономических условиях. Воронеж: ВГТУ, 1995.-151 с.
  91. И.Н. Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях//Стандарты и качество. 1995.- № 12.- С. 43−47.
  92. Н.И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. М.: Изд-во стандартов, 1992. -166 с.
  93. Э.В., Горленко О. А. Математические методы в технологических исследованиях. -Киев: Наука думка, 1990.-183 с.
  94. А.И. Основы качества продукции в машиностроении. М.: Изд-во стандартов, 1952. — 156с.
  95. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции. М.: Стандарты и качество, 1999. — 403с.
  96. Семинар «Обеспечение качества на производстве в условиях рыночного хозяйства «- Technischer Uberwachung -Verein Berlin Branderburg, 1995. — 79 p.
  97. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп- 000 «Фирма» Изд-во ACT «, 1998.- 608 с.
  98. Стандартизация и управление качеством: Учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.- Под ред. Швандара В. А. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-487с.
  99. А. Технико-экономическое обеспечение качества машин // Стандарты и качество. 2001. — № 4. -С. 48−51.
  100. Теория организации машиностроительного производства: Учеб. пособие /О.Г. Туровец, В. Н. Родионова. Воронеж: ВПИ, 1992. -114 с.
  101. Технологические основы обеспечения качества машин / К. С. Колесников, Г. Ф. Баладин, A.M. Дальский и др. М.: Машиностроение, 1990. — 254 с.
  102. В.Н., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 1994.- 144 с.
  103. Управление затратами на предприятии: Учебник /В.Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина. СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000. — 277с.
  104. Р.А. Стандартизация элементов функционально-стоимостного анализа эффективности машин. М.: Изд-во стандартов, 1985. -111 с.
  105. Р.А. Стратегический менеджмент. — М.: Бизнес школа. «Интел-синтез», 2000. — 640 с.
  106. X. Качество продукции перспектива отечественной автомобильной промышленности // Экономист. — 2001. — № 2. -С. 51−56.
  107. Н.П., Львов Д. Г. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические материалы и комментарий по их применению. М.: Изд-во Информэлек-тро, 1989. — 116 с.
  108. А.Г. Системы технических изделий: качество, эффективность, управление. М.: Изд-во стандартов, 1993. — 161с.
  109. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.- 470 с.
  110. Философский словарь / Под ред. А. И. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986.-590 с.
  111. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Авт. вступ. ст. и научн. ред. J1.A. Конарева. -М.: Экономика, 1990.-272 с.
  112. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Таболиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.- 560 с
  113. И., Галеев В. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.: как их осваивать в России //Стандарты и качество. 2001. — № 5,6. — С.62 -65.
  114. В.А., Елфимова И. Ф., Шарыкина А. А. Управление затратами: Учебно-метод. пособие. Воронеж: ВГТУ, 2000. — 106 с.
  115. В.И. Цены и качество машин. М.: Экономика, 1974. — 95 с.
  116. Экономика фирмы: Словарь справочник / Под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 401с. ft
Заполнить форму текущей работой