Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значимых различий коммуникативных характеристик в различных подразделениях криминальной милиции по большему числу параметров не найдено. Но, учитывая статистические данные по возрасту и стажу службы, а именно то, что средний возраст оперуполномоченных криминальной милиции УВД Выборгского административного района -25−26 лет, средний стаж службы в должности оперуполномоченного — 2,47 года, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ содержания и структуры общения и коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции
    • 1. 1. Теоретический анализ общения и коммуникативной1 компетентности: разработанность данной темы в психологической литературе
    • 1. 2. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников криминальной милиции
    • 1. 3. Определение содержания, коммуникативной* компетентности сотрудников криминальной милиции
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции
    • 2. 1. Диагностика коммуникативной компетентности — теоретический анализ
    • 2. 2. Программа и методы организации исследования
      • 2. 2. 1. Описание психологических методик
      • 2. 2. 2. Методы математической обработки
    • 2. 3. Математическая обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования коммуникативной компетентности* сотрудников криминальной" милиции
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Условия, пути и средства совершенствования^ i коммуникативной компетенции сотрудников криминальной милиции
    • 3. 1. Диагностика коммуникативной компетентности при-проведении профессионального отбора кандидатов на службу в криминальную милицию
    • 3. 2. Социально-психологический тренинг (СПТ) -экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга
    • 3. 3. Методические рекомендации по проведению социальнопсихологического тренинга
      • 3. 3. 1. Этап подготовки и планирования тренинга
      • 3. 3. 2. Принципы тренинга
      • 3. 3. 3. Этап реализации тренинга
  • Выводы по главе

Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Оперуполномоченный криминальной милиции (КМ) — престижная' специальность в системе Министерства внутренних дел (МВД), находящаяся на переднем крае борьбы с преступностью, окруженная средствами массовой информации ореолом романтики. Не удивительно, что служба криминальной милиции — одна из самых укомплектованных молодыми людьми" (средний возраст которых составляет 24−26 лет), в том числе на 60% - выпускниками средних и высших учебных заведений МВД.

Разносторонняя деятельность сотрудников КМ осуществляется^ в двух формах:

— вместе со следователемоперуполномоченные КМ выезжают на место происшествия, участвуют в осмотре места происшествия, обыске и других следственных действиях;

— используя профессиональные приемыt и методы, ставят своей* задачей разгадать замысел преступников и предупредить реализацию этих замыслов. Вэтих случаях им приходится с помощью специальных приемов получать необходимую информацию об опасных преступниках, их связях и намерениях [33].

То есть, одной, из. основных сторон деятельности сотрудника криминальной милиции является профессиональное общение с целью получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, связях, о возможном месте нахождения. При этом важно уметь, быстро вступать в. контакт с людьми^ различных категорий: с руководителями! крупных предприятий' и слицами, без определенного места жительства, с пенсионерами и с подростками. К каждому необходимо уметь найти индивидуальный подход.

Чаще всего общение сотрудников криминальной милиции — это не просто дружеская беседа, а акт поведения и действия, осуществляемые для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданином и др.). Однако, цель не должна оправдывать средства. Использование незаконных приемов (физическая сила, грубость, силовое давление, угрозы) во многом порождается неумением выстраивать процесс общения в режиме права и законности, т. е. низким уровнем коммуникативной компетентности.

Практика показывает, что успех профессиональной деятельности сотрудников КМ обеспечивается умением принять во внимание информацию, полученную в результате общения, и использовать ее для решения стоящей задачи. Поэтому профессиональное общение предполагает владение сотрудником определенным психологическим инструментарием, обеспечивающим его успешность.

Теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности показывает, что существенный вклад в изучение и разработку этого круга вопросов внесли работы JI.M. Абалина, К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского, C.JI. Рубинштейна, Я. Яноушека и др.

Кроме того, активно изучались проблемы коммуникативной компетентности сотрудников милиции в целом в работах А. В. Батаршева, С. П. Безносова, B.JI. Васильева, А. Т. Иваницкого, В. Я. Кикотя, A.M. Столяренко, Л. Б. Филонова, Ю. А. Шаранова, А. Г. Шестакова и др.

Однако специфика коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции не нашла еще своего достаточно глубокого научного исследования и требует глубокого осмысления и методической разработки.

Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в определении психологической сущности коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции с учетом особенностей профессиональной деятельности, а так же в выявлении условий и механизмов ее развития и совершенствования.

Объектом исследования явились сотрудники различных подразделений криминальной милиции (КМ), а именно:

— отдела уголовного розыска (ОУР), в том числе и при территориальных отделах милиции (ОМ);

— оперативно-сыскного отдела (ОСО);

— отдела борьбы с экономическими преступлениями. (ОБЭП).

Всего 94 человека.

Предмет исследования — коммуникативная1 компетентность сотрудников криминальноймилиции, а* также условия1 и механизмы ее развития и совершенствования".

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что коммуникативная компетентностьсотрудников*, криминальной милиции имеет свою специфику, обусловленную особенностями профессиональнойдеятельностивысокий уровень коммуникативной компетентности сотрудников? КМ способствует эффективному решению профессиональных задач в. рамках законностиразвитию и совершенствованию коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции необходимы определенные условия^ методы и средства.

Исходя из цели и гипотезы, в исследовании решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методологические подходы, в литературе по проблеме коммуникативной компетентности.

21 Определить сущностьи< специфику коммуникативной компетентности сотрудников" криминальной, милиции' с учетом' особенностейпрофессиональной деятельности.

3. Изучить особенности личности, определяющие уровень коммуникативной компетентности* в профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений.

4. Разработать программу и методическую основу развития и совершенствованиякоммуникативной! компетентности средствами социально-психологического тренинга.

5. С помощью эксперимента оценить эффективность тренингового воздействия на группы сотрудников КМ.

Методологическую и теоретическую" базу исследования составляют принципы комплексности и системности, при психологическом анализе объектов и явлений, а также принципы формирования и развития психики в процессе деятельности-* в работах Б. Г. Ананьева, Л: С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. Также, многоаспектная проблематика общения глубоко проанализирована^ в известных циклах исследований, выполненных, под руководством Г. М. Андреевой,.

A.В. Беляевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломенского, Ю. К. Корнилова, М. Коула, A.M. Матюшкина, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского, Я-А. Пономарева, В. В. Рубцова, Я. Яноушека и др.

Развернутый философский анализ всей проблематики общения представлен в исследованиях Л.П. Баевой^ Г. С. Батищева, B.C. Библера, MiC. Кагана и др.

Большой вклад в развитие профессионального общения и коммуникативной компетентности в органах внутренних дел, в области, военной психологии, условий, и закономерностей формирования коммуникативных навыков, впрофессиональной! деятельности при расследовании преступлений внесли В. Л. Васильев, А. Т. Иваницкий,.

B.Я. Кикоть, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестакови др.

При разработке тренинговой1 программы потребовалась, серьезная работа с литературой с целью теоретическойи практической обоснованности.

Исследование базировалось на теоретических положениях о групповом развитии, осуществляемом в процессе совместной деятельности (Г.М. Андреева, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский,.

JI.F. Почебут и др.) и представлениях о системном характере изменений социально-психологических характеристиках субъекта общения- (F.M. Андреева, Л. Л. Бодалев, Л. И. Донцов, E.G. Кузьмин и др.).

Методологической основой работы также служили концепции измененияи развития личности в результате целенаправленного психологического воздействия (Л. Бандура, Л. Г. Ковалев, К. Левин, Л .А. Петровская, К. Роджерс, Е. В. Сидоренко и др.), а также методология и методика социально-психологического тренинга (IO.H. Емельянов, К. Левин, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко, М. Форверк, Н. Ю. Хрящева, А. Д. Чанько и др.).

Основные методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и, синтезметодологической^ психологическойдидактической литературы, нормативных документовшо проблеме исследованиям.

2. Эмпирические методы исследования: эксперимент, опрос, наблюдение, тестированиеэкспертная оценка руководителей подразделений, анализ анкетных данных.

3. Статистические методы обработки эмпирических данных, графическое представление результатов:

Достоверность и обоснованность результатов исследования5 обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованияприменением: математических ! методов обработки эмпирических данных, логикой проведения экспериментального исследования в. соответствии с целями, задачами и гипотезой исследованиярепрезентативной? выборкойучастниковисследования, апробацией результатов.исследования.

Положения^выносимые на защиту:

1. Сущность и особенности коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции связаны со спецификой их профессиональнойдеятельности.

2. Эффективность профессиональной деятельности сотрудников криминальной милиции обусловлена уровнем развития коммуникативной компетентности.

3. Программа развития и повышения уровня коммуникативной компетентности средствами социально-психологического тренинга.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Научная новизна данного исследования заключается, в том, что впервые определение сущности и особенностей коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции исходит не только от анализа особенностей деятельности данной категории сотрудников, но и от особенностей личности, коммуникативных качесга сотрудников, осуществляющих данную деятельность. Исходя из этого, теоретическая3 значимость данного исследования заключается в использовании личностно-деятельностного4 подхода к изучению проблемы коммуникативной компетентности. Это позволило не только* проанализировать требования к коммуникативным качествам и умениям, необходимым для осуществления^ профессиональной^ деятельности сотрудников криминальной милиции при профотборе, но и сравнить их с коммуникативными особенностями сотрудников, проходящих службу в подразделениях КМ.

Практическая значимость заключается в> том, что полученные результаты^ эмпирического^ исследования и разработанная программа социально-психологического тренинга позволяет практическим психологам ОВД более детально и целенаправленно разрабатывать теоретические и практические занятия, проводимые в системе профессиональной психологической подготовки, тренинги, направленные на повышение эффективности профессионального общения, профессиональной деятельности в целом.

Апробация результатов исследования проводилась в практике психологического сопровождения в подразделениях криминальной милиции УВД Выборгского административного района, о чем докладывалось на научно-практических конференциях и практических семинарах:

— Перспективы развития психологического образования в XXI веке // Межвузовская научно-практическая конференция. СПб., 2006.

— Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты // Межвузовская научно-практическая конференция. СПб.: СПб университет МВД, 2007.

— Актуальные проблемы взаимодействия сотрудников кадровых аппаратов и психологов органов внутренних дел // Региональный научно-практический семинар. — СПб университет МВД, 2006.

— Актуальные проблемы социальной психологии // Международная научно-практическая конференция. СПб университет МВД, 2007.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии и приложений.

Выводы по главе:

В теоретической части главы были определены те узловые проблемы, которые, с нашей точки зрения, наиболее существенны для развития СПТ как метода обучения персонала современных организаций. До настоящего времени тренинг рассматривался как метод воздействия на группу скорее теоретически. Индивидуально — ориентированные цели тренинга в методических описаниях авторов — разработчиков метода были достаточно четко дифференцированы и определены, в то время как конкретизация возможных и ожидаемых изменений группы, как целого, являлась недостаточной. Следствием этой ситуации может быть признан выраженный акцент на анализе личностных, а не групповых изменений в эмпирических исследованиях эффектов тренинга.

В то же время, актуальным и важным остается решение вопроса о влиянии возникающих посттренинговых изменений группового уровня на последующую эффективность группы в составе организации. В случае если после «тепличных» условий тренинга целая изменившаяся «малая» группа вновь возвращается в привычное организационное окружение, неготовое принять возникшие в ней изменения, усиливаются риски конфронтации между толпой и организацией, что снижает эффективность посттренинговой деятельности обеих сторон. Проблема переноса полученных знаний в повседневную рабочую среду приобретает в этом случае особое звучание.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности тренинга на организационном уровне, что выражалось в возрастании согласованности мнений участников об актуальных для организации проблемах и свойственной ей организационной культуре, улучшении внутригрупповой атмосферы. Гипотеза о существовании выраженных эффектов тренинга, как изменений социально-психологических характеристик организации, подтвердилась в основном. Ее постановка и частично осуществленная проверка позволили нам наметить перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Именно поэтому тренинг следует рассматривать как эффективный метод группового и организационного развития. Кроме того, корпоративный тренинг в силу своих особенностей является фактором, способствующим становлению «самообучающейся организации» в большей степени, чем традиционные лекционные методы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В последние десятилетия минувшего столетия проблема общения стала «логическим центром» психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирование его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

2. Профессиональное общение работников органов правопорядкаэто разновидность специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей). Содержанием общения сотрудников ОВД являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач.

3. В главе, посвященной экспериментальному исследованию коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции, сформулированы выводы, которые должны лечь в основу практических рекомендаций и условий совершенствования коммуникативной компетенции оперуполномоченных: а) при исследовании коммуникативных качеств и уровня развития основных факторов, определяющих успешность процесса формирования коммуникативной компетентности, программа диагностики должна выявлять основные показатели, характеризующие коммуникативную компетентность: характерологические особенности, особенности интеллекта, тип межличностных отношений, описание поведения в конфликтной ситуации и т. д.- б) полученные в процессе обработки данные позволяют сделать следующие выводы:

— значимых различий коммуникативных характеристик в различных подразделениях криминальной милиции по большему числу параметров не найдено. Но, учитывая статистические данные по возрасту и стажу службы, а именно то, что средний возраст оперуполномоченных криминальной милиции УВД Выборгского административного района -25−26 лет, средний стаж службы в должности оперуполномоченного — 2,47 года, а также актуальные проблемы с кадровым обеспечение, о которых говорилось в первой главе, можно объяснить отсутствие каких-то специфических особенностей, связанных с особенностями службы в том, или ином подразделениипо данным корреляционного анализа, для повышения эффективности и работоспособности как оперуполномоченным ОБЭП, так и ОУР необходимо: желание работать в данной профессиивысокий коммуникативный потенциал, авторитет у сотрудников коллектива, профессионально одобряемый стиль поведения, отсутствие проблем, конфликтов, связанных с самоопределением в данной средевысокий коммуникативный контроль, т. е. умение легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо чувствовать и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающихналичие таких качеств, как умение подчиняться, гибкость в контактах, коммуникабельность, стремление к деятельности, полезной для всех людей;

— по данным факторного анализа, одним из значимых факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, является фактор «Социальной коммуникативной компетентности», объединяющий в себе такие характеристики, как: уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организаторомуверенный, независимый, соперничающий стиль межличностных отношенийпрямолинейность, настойчивость в достижении целив то же время скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанностипотребность в помощи и доверии со стороны окружающихстремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающимиразвитое чувство ответственности.

Иными словами, данный фактор объединяет такие качества личности, необходимые для успешной деятельности во всех службах криминальной милиции, которые позволяют работать в группе, выполнять приказы и указания руководства, настойчиво и ответственно подходить к решению поставленных задач.

4. Эти результаты подтверждают гипотезу о влиянии коммуникативной компетентности на эффективность профессиональной деятельности и необходимости учитывать уровень развития коммуникативной компетентности как на этапе профобора кандидатов на службу, так и совершенствовать это качество в процессе профессиональной психологической подготовки. В то же время, необходимо делать акцент на совершенствование коммуникативных качеств, связанных с процессом взаимодействия в группе.

5. Обзор литературы, освещающей методологию и принципы проведения тренинга, позволил определить те узловые проблемы, которые, с нашей точки зрения, наиболее существенны для развития СПТ как метода обучения персонала современных организаций. До настоящего времени тренинг рассматривался как метод воздействия на группу скорее теоретически. Индивидуально — ориентированные цели тренинга в методических описаниях авторов — разработчиков метода были достаточно четко дифференцированы и определены, в то время, как конкретизация возможных и ожидаемых изменений группы, как целого, являлась недостаточной. Следствием этой ситуации может быть признан выраженный акцент на анализе личностных, а не групповых изменений в эмпирических исследованиях эффектов тренинга.

6. Следующий этап диссертационного исследования был посвящен изучению групповых социально-психологических эффектов тренинга в оперативном подразделении и включал эксперимент. Основная цель эксперимента заключалась в проверке гипотезы о возникновении выраженных изменений групповых характеристик, обусловленных воздействием тренинга, а не другими факторами. Эксперимент осуществлялся по схеме: в одном из подразделений (ОРУУ) проводился тренинг коммуникативной компетентности, в другом подразделении — ОБЭП — вместо социально-психологического тренинга был прочитан курс лекций (плацебо-воздействие). Программа этого курса включала темы, характерные для коммуникативного СПТ. В частности, деловое общение, барьеры коммуникации и ошибки восприятия людьми друг друга, фазы и динамика деловой беседы, особенности коммуникации в группе и т. п. На сотрудников ОУР никакого воздействия не оказывалось. Во всех подразделениях проводилось эмпирическое исследование в начале и конце тренинга.

Данная экспериментальная схема позволяла выявить эффекты, являющиеся закономерными последствиями тренинга, а не обучения другими методами, диагностических тестовых процедур или случайного воздействия.

7. Полученные данные свидетельствуют о проявлении эффектов тренинга на организационном уровне, что выражалось в возрастании согласованности мнений участников об актуальных для организации проблемах и свойственной ей организационной культуре, улучшении внутригрупповой атмосферы. Гипотеза о существовании выраженных эффектов тренинга, как изменений социально-психологических характеристик организации, подтвердилась. Ее постановка и частично осуществленная проверка позволили нам наметить перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Именно поэтому тренинг следует рассматривать как эффективный метод группового и организационного развития. Кроме того, корпоративный тренинг в силу своих особенностей является фактором, способствующим становлению «самообучающейся организации» в большей степени, чем традиционные лекционные методы и открытые тренинги.

8. В заключение можно наметить перспективы дальнейшей работы над проблемой совершенствования коммуникативной компетентности как оперуполномоченных криминальной милиции, так и сотрудников других подразделений.

Одной из важных задач, определяющих эффективность любого психологического воздействия, является формирование мотивации руководителей и сотрудников подразделений, направленной на совершенствование профессиональной психологической подготовки в целом, так и коммуникативной компетентности в частности. Для этого необходимо изучение:

— механизмов формирования мотивации;

— факторов, препятствующих ее формированию.

Другой, не менее важной задачей является теоретическая и практическая подготовка психологов ОВД как ведущих социально-психологического тренинга. Это обучение целесообразно как в рамках подготовки в процессе обучения, так и в рамках повышения квалификации на базе факультета психологии СПб университета МВД.

На основании проведенного эксперимента необходимо разработать предложения о введении в систему профессиональной психологической подготовки тренинговых занятий, направленных на совершенствование коммуникативных и организационных навыков. Сейчас в рамках данной системы организовано проведение лекционных занятий (не менее 6 часов в год в каждом подразделении). Но эффективность СПТ (как доказано в рамках данного диссертационного исследования) значительно выше.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань 1987.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // См. Сб.: Проблемы общения в психологии. М.: Наука. 1981.
  3. А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. М. 1991.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука. 1977. 380 с.
  5. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ. 1967. Вып. II. — С. 235 — 249.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1968
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс. 1996 — 367 с.
  8. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследований преступлений. М.: Юрист. 1996. — 335 с.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. № 1 -1994.
  10. Ф.В. Проблема бессознательного. — Л.: Знание-сила. № 10. 1982.
  11. А.В. Диагностика способности к общению. — СПб.: Питер. 2006. 176 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества // Сборник избранных трудов. М.: Искусство. 1979 — 423 с.
  13. С.П., Иваницкий А. Т., КикотьВ.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблема профдеформации) // Учебное пособие. СПб.: СПб академия МВД РФ. 1986.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1988.
  15. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Пер. с англ. СПб.:1. Питер пресс. 1997−256 с.
  16. БернЭ. Игры, в которые играют люди /Психология человеческих взаимоотношений/. Люди, которые играют в игры /Психология человеческой судьбы/. Пер. с англ. — М.: Прогресс. 1988. 400 с.
  17. БернЭ. Трансактный анализ и психотерапия. Пер. с англ. — СПб.: Братство. 1994−224 с.
  18. В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. СПб.: Энергия. 1902.
  19. B.C. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы // Сб. статей / Под общ. ред. и с предисл. B.C. Библера. — Кемерово: АЛЕФ. 1993. -414 с.
  20. М.В. Руководитель. Коллектив. Общение. Их взаимоотношения в органах внутренних дел // Лекция. Ташкент. 1990.
  21. В.М. Словарь оценок внешности человека. М. 1994.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ. 1982. — 199 с.
  23. А.А. Личность и общение: Избранные труды. Изд. 2-е, перераб. М.: Междунар. педагог. Академия. 1995. — 324 с.
  24. А.А. Об изучении общения // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности сб. научных трудов. М.: НИИОП. 1978.-95 с.
  25. А.А. Психология межличностного общения. Рязань: РВШ МВД РФ. 1994.-89 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение. 1968. — 464 с.
  27. В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 1999.
  28. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции, и ее личностные детерминанты // Авт. Дисс.. канд. психол. наук М.: Академия Управления МВД России. 1998.
  29. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение с применением групповой формы обучения // Дисс. кан. психол. наук — JI. 1987.-209 с.
  30. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение: (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач) / Изд. 2-е, дораб. —I
  31. Самара: Самарский дом печати. 1999. — 124 с.
  32. В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР. 1986.
  33. B.JI. Психологические основы организации труда следователя. — Волгоград. 1976.
  34. B.JI. Юридическая психология. — Изд. 6-е. — СПб.: Питер. 2007. 624 с.
  35. JI.C. Секреты делового общения. Минск: Высшая школа. 1996.-367 с.
  36. .Ф. Психология осмотра места происшествия // Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР. 1979.
  37. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах / Гл. ред. А. В. Запорожец / Том 2. (Проблемы общей психологии). — М.: Педагогика. 1982.-501 с.
  38. ВыхандуЛ.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // В кн. Применение математических методов в биологии. Т. 3. — JI. 1964.
  39. ГибшГ., ФорвегрМ. Введение в марксистскую социальную психологию. Пер. с нем. М.: Прогресс. 1972. — 296 с.
  40. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины. 1989. — 187 с.
  41. В.А. Психология общения // Учебное пособие для факультетов педагогию!, психологии и социальной работы ВУЗов. М.: Academia. 2002. — 416 с.
  42. Т.Г. Основы конструктивного общения // Практикум. —
  43. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, М.: Совершенство. 1997.-116 с.
  44. Л.П. Общение с собой: начало психологии активности. М.: Политиздат. 1991. — 319 с.
  45. Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: Нейролингвистическое программирование. Пер. с англ. / Под ред. (и с предисл.) С. Андреаса. — Воронеж: НПО «МОДЭК». 1994. 239 с.
  46. Х.С., Сальников В. Г., Хальзов В. И., Шаранов Ю. А. Акмеологические основы конфликтологии. СПб. 1994.
  47. М.Г. Психология делового общения // Учебно-методические материалы. М.: Корпорация «Континент — Норд». 1992. -82 с.
  48. А.Б. Общение: Наука и искусство. М.: Яуза. 1996.
  49. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности // Автореф. дис.. докт. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991. — 38 с.
  50. Емельянов Ю. Н Активное социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1985. 167 с.
  51. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие — Л.: Изд-во ЛГУ. 1983. 103 с.
  52. ЕникеевМ.И. Общая и юридическая психология. СПб.: Питер. 2005. — 320 с.
  53. М.И. Психология общения следователя с обвиняемым, подозреваемым и свидетелями. Современные проблемы расследования и предупреждения преступлений. М. 1987.
  54. Ю.М. Эффективность делового общения. М. 1988.
  55. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении // Практическое пособие. Киров: ЭНИОМ. 1991.-95 с.
  56. Ю.М., Петровская JI.A. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. — М. 1983. 98 с.
  57. A.JI. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. № 1 1983.-С. 57−67.
  58. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности // Автореф.. дис. канд. психол. наук. -М. 1984.-22 с.
  59. И.С., Скрыпников А. И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД РФ. 2001. — 141 с.
  60. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. № 5. 1991. — С. 162 166.
  61. В.П. Переговоры с преступниками. М. 1993.
  62. Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя: Учебное пособие. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та. 1978. — 96 с.
  63. В.И. Коммуникативный подход в психологии, многомерная модель общения. Томск: Изд-во ТГУ. 1982.
  64. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: (Психология коммуникативного развития человека как личности). Томск: Изд-во ТГУ. 1992.-255 с.
  65. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира // Автореф. Дисс.. кан. псих. Наук JI. 1978. — 23 с.
  66. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат. 1988. 315 с.
  67. КалаТ.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту. 1973. С. 32 — 49.
  68. КелихВ.Р. Совершенствование коммуникативной компетентностисотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации // Дис.. канд. пед. наук СПб.: СПб университет МВД РФ. 1998.
  69. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование //Дисс.. кан. психол. наук —JI. 1981.- 199 с.
  70. В.Я. Общение и его роль в воспитании курсантов ВВУЗа // 50 лет великой победы в жизни и исторической судьбе России / Материалы научн. доклада на международной научно-практической конференции. -Часть 4. СПб. 1995.
  71. В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД России // Дис.. канд. пед. наук СПб. 1994.
  72. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб. 1996.
  73. Г. П. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. № 4. 1987.
  74. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М. 1983.
  75. Китаев-Смык JI.A. Проблемы интеграции психологии и медицины // Психологический журнал. № 5. 1988. — С. 86 87.
  76. А.И. Психология управления: Учебник для слушателей Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР. 1979. — 521 с.
  77. Коллектив. Общение. Личность: Сб. научн. статей Отв. ред. А. В. Мудрик. -М.: АПН СССР. 1983. 149 с.
  78. Л.М. Успех служебной деятельности руководителя органов внутренних дел (Психология и технология достижений). — М.: Академия МВД РФ. 1992. 40 с.
  79. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание — М.: Политиздат. 1984.-335 с.
  80. А.В. Коммуникативно-ситуационные задачи как средство обучения речевому общению // Автор, дис.. канд. пед. наук. М. 1994. -25 с.
  81. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения // 2-е изд. — М.: Смысл. 1999.-277 с.
  82. JI.M., Михайлова ЕЛ. Человек — оркестр: микроструктура общения. М.: Класс. 1993. — 154 с.
  83. Г. М. Диалог и мышление. — Минск. 1983.
  84. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск. 1988.
  85. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга // Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М. 1989. — 22 с.
  86. Е.С. Социальная психология. JI. 1965. — 39 с.
  87. Н.В. Развитие структуры деятельности учителя и формирование его личности // Автореф. дисс.. докт. пед. наук JI. 1965. -39 с.
  88. КуницынаВ.Н. Трудности межличностного общения // Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб. 1991. — 38 с.
  89. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. 2003. — 554 с.
  90. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы психологии труда. Сб. статей / отв. ред. М. Котик. Тарту. 1980. — 160 с.
  91. А.А. Психология общения // Учебное пособие для вузов / Изд. 3-е М.: Смысл. 1997. — 365 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Смысл. 2004. — 345 с.
  93. А.А. Педагогическое общение. М. 1979. — 48 с.
  94. Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и школа. Вып. V. — Тарту. 1971. — С. 29 57.
  95. Личность преступника как объект психологического исследования // Отв. ред. А. Р. Ратинов М. 1979.
  96. Личность. Общение. Групповые процессы // Под ред. А. А. Бодалева идр.-М. 1991.-297 с.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука. 1984 — 444 с.
  98. .Ф. Общение, как социальная регуляция поведения индивида. М. 1976.
  99. Ф. Организационное поведение: учебник для ВУЗов / Пер. с англ. М.: Инфра-М. 1999. — 691 с.
  100. Д. Социальная психология: Учебное пособие для ВУЗов // Изд. 5-е. СПб.: Питер. 1997. — 684 с.
  101. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности // Дисс.. кан. псих. наук. -Л. 1981.-48 с.
  102. А.К. Подтекст и его роль в общении // Мышление и общение: Материалы Всесоюзного симпозиума. Алма-Ата. 1973.
  103. С.И., Сидоренко Е. В., ХрящеваНЛО. Психогимнастика в тренинге / Каталог. Ч. 2. СПб. 1993. — 90 с.
  104. С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование. 1997. — 238 с.
  105. Х.Х. Два языка психологической подготовки руководителей // Методы в деле повышения квалификации. Т. 1. — Таллинн. — С. 39 43.
  106. А. Психология бытия // Пер. с англ. М. REFL- Book, Киев: Ваклер. 1997.-304 с.
  107. Г. И. Профессионализм общения. СПб. 1993.
  108. В.В. Приемы установления психологического контакта сотрудника ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. -Минск. 1989.
  109. В.П. Психологических портрет человека по невербальным особенностям его речи // Психологический журнал. № 6. 2001.
  110. А.В. О подготовке школьников к общению. — Таллинн. 1979- С. 50 60.
  111. К. Психология ответственности. М. 1983.
  112. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации человека // Психологический журнал. № 4. 1993.
  113. НаследовА.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь. 1999. — 392 с.
  114. Н.М. Психологические особенности общения младших школьников со взрослыми // Автореф.. дисс. кан. психол. наук М. 1983. -23 с.
  115. Г. Н. Коммуникативная компетентность личности // Учебное пособие. — Орел: Изд-во соц.-образовательного центра. 1997 — 138 с.
  116. В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченных службы БХСС // Учебное пособие. — Горький. 1989.
  117. В.А. Психотехника общения. Н.Новгород. 1997.
  118. М.Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат. 1995- 192 с.
  119. Н.Н. Психологическая культура отношений: Методическое пособие. СПб: Школа практической психологии. 1995. — 32 с.
  120. Н.Н. Психология делового общения. СПб. 1995.
  121. Н.Н. Словарь практического психолога. СПб. 1998.
  122. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел // Справочное пособие — Под ред. Б. Г. Бовина., Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М.: МВД РФ. 1997.
  123. Общая психология: Курс лекций // Сост. Рогов. М. 1998.
  124. Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ. 1987. — 301 с.
  125. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. научн. статей // Отв. Ред. А. А. Бодалев М.: АПН СССР. 1986. — 176 с.
  126. Общение как психологическая проблема // Сборник науч. трудов. Отв. ред. А. В. Мурзик. М. 1974. — 95 с.
  127. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. — М.: ГУК МВД РФ. 2003.-154 с.
  128. ПанасюкА.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
  129. В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования // Дисс.. .док. психол. наук Л. 1983. — 302 с.
  130. В.Н. Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе // Вопросы психологии. № 2. 1983. — С. 157 158.
  131. ПарыгинБ.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 1999. 300 с.
  132. .Д. Проблема опосредованности в социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975.
  133. .Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971. -348 с.
  134. ПарыгинБ.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории: монография. — СПб. 1999. 591 с.
  135. Л.А. Развитие компетентности в общении как основная цель социально-психологического тренинга. Грозный. 1985.
  136. Л.А. Компетентность в общении: социально психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ. 1989. — 216 с.
  137. Л.А. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации перцептивных процессов в группе // В книге: Межличностное восприятие в группе. Под редакцией Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, М.: Изд-во МГУ. 1981. — С. 270−287.
  138. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М: МГУ. 1982. — 167 с.
  139. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М. 1978. — 176 с.
  140. Познание и общение сборник статей. // Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука. 1988.-208 с.
  141. Н.М., Яковлева И. В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. — Л. 1989. 74 с.
  142. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников внутренних дел. М. 1989.
  143. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. № 3. 1984.-С. 62−68.
  144. Практикум по социально психологическому тренингу // Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: СКФ «Россия-Нева». 1994. — 176 с.
  145. Проблемы общения в психологии. Сборник статей // Отв. Ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука. 1981.-280 с.
  146. Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации // Issues of communication in contemporary cultural contex: Сб. статей Международные чтения (на русс, и англ. языках). — СПб: ФКИЦ «ЭЙДОС». 1998. 532 с.
  147. Психологическая наука в России XX столетия. М. 1979.
  148. Психологические исследования общения // Сборник статей. Отв. Ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука. 1985. — 344 с.
  149. Психология межличностного познания в процессе педагогического общения // Обзор Сост. А. А. Реан. — Л.: ВНИИ профтехобразования. 1990. -30 с.
  150. А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм, М.: Олма-Пресс. 2004. — 407 с.
  151. К.Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходыв области практической работы. Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО Пресс. 1999. — 462 с.
  152. С.JI. Основы общей психологии // В 2-х томах. М.: Педагогика. 1989.
  153. Е.И. Практикум по межличностным отношениям. — СПб.: Речь. 2006.
  154. СедлакИ. Брнейский метод активного социального обучения для повышения уровня социальной подготовки трудовых коллективов // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. — М. 1983. — 52 с.
  155. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь. 2001.
  156. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь. 2006. — 208 с.
  157. СтанкинМ.И. Психология общения: учебное пособие. Воронеж: МОДЭК, М.: Изд-во МПСИ. 2000. — 302 с.
  158. A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М. 1987.
  159. А.М. Психологические приемы в работе юриста: практическое пособие. — М.: Юрайт. 2000. — 283 с.
  160. Социальная психология // под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л. 1979.
  161. Социально-психологический климат в служебных коллективах. — М.: ГУК МВД РФ. 2001.
  162. Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования // Тезисы докладов научно-практической конференции. Киев: Общество «Знание». 1991. — 36 с.
  163. ТанненД. Ты меня не понимаешь! // Пер. с англ. М.: Вече-АСТ. 1996.-432 с.
  164. Н.Д. Общение: диагностика и управление: монография. —1. М.: Смысл. 2002. 246 с.
  165. .М. Избранные труды: в 2-х томах. Т. 1. М. 1985.
  166. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л.: ЛГУ. 1984.-43 с.
  167. УманскийЛ.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. — М. 1977. — С. 54 71.
  168. Л.Б. Психологическое изучение личности обвиняемого // Учебное пособие М.: Академия МВД СССР. 1983. — 80 с.
  169. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ. 1979. — 99 с.
  170. Л.Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения // Автореф. дисс.. докт. психол. наук. -М. 1985.-34 с.
  171. Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. М.: Изд-во АПО. 1992. — 77 с.
  172. Т.Ф. Формирование конструктивной позиции общения у курсантов вузов МВД России // Дис.. канд. пед. Наук. СПб. 1999.
  173. Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л. 1972-С. 172- 173.
  174. ЦветковаЛ.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров // Дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ. 1994. — 168 с.
  175. ЦзенН.В., ПахомовЮ.В. Психотренинг: игры и упражнения. Монография — Изд. 2-е, доп. М.: Класс. 1999. — 259 с.
  176. А.Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации // Дисс. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ. 2004.
  177. ШарановЮ.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход). — СПб.1998.
  178. ШарановЮ.А., Кругликов В. Н., Платонов Е. В. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. — СПб.: «Издательство П-2». 2006. 192 с.
  179. А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчиненного в органах внутренних дел // Учебное пособие. — СПб. 1994.
  180. Н.П. Взаимные оценки партнеров как личностный фактор диалогического мышления // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 1987.
  181. ЭкманП. Психология лжи. Пер. с англ. — СПб.: Питер. 1997. -270 с.
  182. В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология. -Л.: ЛГУ. 1979.
  183. Н.Д. Метод анализа конкретных ситуаций как форма социально-психологического обучения руководителей. — Чимкенд. 1983. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой