Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Участие прессы в патриотическом воспитании гражданина России: В условиях формирования информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В шестых, говоря о реализации патриотического воспитания через периодические печатные издания вообще можно отметить, что объективно существует инструментарий такого воспитания. Он может быть подразделен на две части. Первая — грамотная, профессиональная публикация материалов на определенные темы, которые могут способствовать патриотическому воспитанию, пропаганде патриотизма. Вторая — применяемые… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. С. З
  • ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. С
    • 1. 1. Категория патриотизма: истоки, значение. С
    • 1. 2. Сущность и исторически сложившиеся формы развития патриотического воспитания. С. ЗЗ
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ПРЕССЫ. С
    • 2. 1. Доминирующая роль информации в современном обществе. С
    • 2. 2. Информационное воздействие: приемы реализации воспитательной функции печати. С
  • ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. С
    • 3. 1. Система военной печати как хранитель патриотических традиций. С
    • 3. 2. Анализ осуществления пропаганды патриотизма в федеральной прессе России. С
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С. 137. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. С. 142. ПРИЛОЖЕНИЯ. С

В конце XX века перед Россией со всей остротой встала проблема поиска собственного пути развития социально-политических и экономических отношений, отвечающих интересам всех народов и социальных групп Российской Федерации. Речь, прежде всего, идет не столько о задачах технико-технологического характера, сколько о социальной составляющей — уровне и качестве жизни населения.

Решение последней проблемы все более представляется не в русле слепого копирования западного опыта, а в его соединении с национальными традициями, социально-психологическими особенностями российского народа.

Сегодня перед российским обществом встала задача модернизации всей системы общественных отношений без нанесения при этом ущерба традиционной системе ценностей среди которых серьезной опасности подвергается такая тонкая духовная материя как патриотизм. Его разрушение может произойти и в результате внешнего враждебного или невраждебного влияния, и на основе ложного стыда за свое «отсталое» Отечество, и вследствие отсутствия соответствующей системы гражданского воспитания поколений, низкой политической культуры общества.

Патриотизм же, в свою очередь, может выступать в качестве компенсатора трудностей переходного периода и стимулятора активной позиции населения в проведении подлинно демократических реформ.

Несомненно, что патриотизм в значительной степени формируется на базе внешних восприятий, примеров, разнообразной информации, и поэтому роль такой всеохватывающей сферы как информационная трудно переоценить.

Если говорить о готовности Российской Федерации к вступлению в информационные отношения, диктуемые постиндустриальным обществом, можно отметить низкую культуру и узкую область их применения, повлекшие за собой негативные последствия.

Характерный пример этого — первая чеченская компания, в полной мере отразившая безграмотность действий государства на информационном поле, при работе с информацией. Сами военнослужащие обращают внимание на то, что «армия вне всякого сомнения добилась бы своей цели, если бы ей не «стреляли в спину» — если бы в обществе силами СМИ против нее не была развязана настоящая информационная война"1. Неуклюжие действия на информационном поле, «попытки перекрыть все каналы информации о действиях российских войск, непонимание новых реалий давали мощнейшие козыри пропаганде руководителей бандформирований, стараниями которых головорезы и работорговцы стали восприниматься в российском обществе чуть ли не этакими робин гудами, борющимися за свободу, а солдаты нашей армии, наоборот, душителями"2.

Также реалии первой чеченской кампании показывают и неготовность государства к обеспечению информационной безопасности: «можно ли было вообще воевать, когда любая, даже самая секретная информация (!) о планах федеральных войск тут же становилась достоянием гласности»

Исходя из вышесказанного, можно определить, что у нашего государства существует ряд проблем в области информационной безопасности, функционирования российской прессы как одного из доминирующих информационных каналов в новых отношениях информацион

1 См.: ЧачухИ. Информационный удар добывает победу в современной войне. // Ориентир, — 2000, -№ 2.

2 Там же.

3 Там же. ного общества, в том числе по созданию единой государственной национальной идеи и внесению ее в массы. Базой такой идеи может стать присущий гражданам России патриотизм.

Для более четкой оценки значимости, определения сущности и возможного разрешения ряда подобных проблем целесообразно проведение соответствующего исследования.

Участие прессы в патриотическом воспитании гражданина России: В условиях формирования информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во-первых, появлением особого статуса института прессы в системе общественных отношений, повышением ее роли в воспитании граждан при переходе к информационному обществу.

Во-вторых, необходимостью теоретического осмысления пропаганды патриотизма как фактора стабилизации общественных отношений, консолидации общества в ситуации необходимости обеспечения информационной безопасности государства.

В-третьих, целесообразностью систематизации приемов воздействия прессы на аудиторию для дальнейшего изучения и культивирования этих технологий.

В-четвертых, необходимостью в ситуации информационной опасности, созданной процессом глобализации международных отношений, информационной интервенции и информационного противоборства, анализа принципов редакционной политики основных изданий по отношению к государству и его регулирующей роли.

Актуальность исследования в рамках патриотического воспитания определяет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы"1. В ней, в частности, говорится, что система патриотического воспитания предусматри.

1 См. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы». //Российская газета, — 2001 г., -12 марта. вает деятельность научных организаций, «направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества».

Следует обратить особое внимание на отмеченную отдельным пунктом как одно из важнейших направлений Программы, необходимость формирования научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, которая, в свою очередь, предполагает «мобилизацию творческого потенциала деятелей науки на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания».

Степень научной разработанности проблемы настоящего исследования выявляется при анализе ряда исследований, посвященных вопросам реализации печатными средствами массовой информации роли воспитателя у аудитории тех или иных положительных качеств. Основную проблематику подобных исследований можно разделить на несколько направлений. Первое — деятельность управленческих организа 1 ции по повышению воспитательной роли печати, второе — раскрытие определенной проблематики на страницах прессы2, третье — воспитание отдельных качеств у аудитории издания3.

Как отличительную особенностью таких работ следует отметить то, что исследование реализации воспитательной роли прессы проводилось преимущественно путем подробного анализа материалов и тематических рубрик печатных изданий, направленных на культивирование того или иного качества у читателя. Главенствующая роль в воспитании.

1 См.: Чекушкина Ю. Н. Деятельность партийных организаций Украины по повышению роли печати в военно-патриотическом воспитании молодежи. Днепропетровск, 1983. См.: Павлов В. С. Проблемы укрепления воинской дисциплины в деятельности советской военной печати (на примере окружных, групповых и флотских газет) 1976;89гг. //ВПА, -М., 1990.

3 См.. Любимова Г. П. Общественно-политическая печать, как фактор политической социализации и нравственного воспитания молодежи. //ИНИОНРАН, -М., 1995. Новиков АВ. Военная печать как фактор формирования активной жизненной позиции у советских воинов. // ВПА, -М., 1985. Скворцов Н. П. Средства массовой информации в формировании политической культуры офицера. // ГА ВС, -М., 1994. отводилась насыщенности определенной тематики на страницах печати. В то же время нужно сказать, что в подобных исследованиях, в силу объективных обстоятельств, не была подчеркнута доминирующая роль печати и средств массовой информации при переходе к информационному обществу. Пресса рассматривалась не как основной, самостоятельный инструмент воздействия на массы, а как агитатор с ограниченными возможностями, выполняющий социальный заказ.

Не вставал вопрос о приверженности прессы к каким-либо идеалам. Это обусловливалось исторической ситуацией, а именно: сначаланаличием подконтрольной государству системы печати, а затем — эйфорией о «добродетельности» новой, «свободной», «демократической» печати.

Кроме того, практически не рассматривалась печать как регулирующий инструмент в информационном обществе. Вероятно, поэтому исследователями не было обращено внимание на такой инструмент воспитания через прессу, как технологии информационного воздействия. Исследователь преимущественно отвечал на вопрос не при помощи каких средств, а в каких материалах газета или журнал проповедует ту или иную ценность. На первое место ставился количественный, а не качественный аспект.

В то же время нельзя говорить о том, что проблемы информационного общества и информационного воздействия не рассматривались вообще. Эта тематика, в плане пропагандистской функции печати, интересовала исследователей.

Пальму первенства в разработке идей постиндустриальной информационной эры, принципов информационного манипулирования следует отдать зарубежной науке, преимущественно британской и американской. Изначально появившаяся проблема информационного манипулирования массами, упрочения у них каких-либо идей эксплуатировалась, исходя из особенностей западного общества, в целях рекламы определенных товаров, услуг. Здесь были проведены разработки базовых принципов пропаганды, манипулирования. Впоследствии эти принципы были перенесены на сферу управления не просто аудиторией, а общественным мнением, предлагая ему как коммерческие, так и политические услуги1.

В свою очередь, технологизация, автоматизация производства вызвали интерес ученых к проблеме постиндустриального общества как общества информационного, техногенного века информационных технологий2. Необходимость изучения данного вопроса была определена з как «стратегия выживания» .

Интерес отечественных исследователей к проблеме информационного общества и информационного манипулирования можно разделить на несколько направлений. Основное можно охарактеризовать как рассмотрение безопасности информационных контактов, нахождение и упреждение информационных угроз. Следует отметить, что основы изучения данной тематики были заложены в рамках советского естествознания, опыт которого можно определить как идеологически специфичный, но не бесполезный.

Из работ этого периода мы можем почерпнуть исследования методов зарубежной буржуазной пропаганды в свете исполнения полити.

4 ^ ческого заказа по извращению советского оьраза жизни, выраоотку.

1 См.: ChildsH. An Introduction to Public Opinion. Princeton, 1940. Dawidson W. International Political Communication. New York, 1965; Manis J. and Clark S. (eds.) Man and Society: An Introduction to Social Science. New York, I960. Smith В., LaswellH., Casey R. Propaganda, Communication and Public Opinion. Princeton. 1946.;

2 См.: Lyon D. The information society: Issues and illusions — Cambridge: Polity press in association with Blackwell, 1988. Martin W.J. The information society. — L.: Aslib. 1988. TofflerAl. Powershift: knowlege, wealth, and violence at the edge of 21st century. -N.Y.- L.: Bantam books, 1990.

3 См.: TofflerAl. Future Shock. New York, Copyright, 1970.

4 Пропаганда и идеологическа борба. Под ред. Р. Карарусиноеа, Н.Гьркоеой. София, Партаздат, 1984. Стратег&tradeлжи. Ред. коллегия: Зорин B.C. и другие. -М., Мысль, 1967. Феофанов Q. A Формы и методы буржуазной пропаганды образа жизни. Киев, Знание, 1975. принципов контрпропаганды1, попытки определения порядка регулирования международных информационных взаимоотношений2, изучение применяемого в связи с изменением международных отношений информационного противоборства. Другое интересующее нас направление работ советского периода — разработка принципов идеологического воспитания граждан4.

Новая отечественная научная мысль (советская, середины-конца 80-х годов XX века, и российская), в основном сосредоточилась на проблемах собственно формирования информационного общества5, а также на изучении психологических аспектов воздействия прессы на аудитоб рию .

Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить, что исследования по информационному воспитанию тех или иных качеств у аудитории существовали. Роль прессы в этих исследованиях расценивалась как второстепенная, обслуживающая. Исследования были оторваны от.

1 См.: Артемов В. Л. Против клеветы и домыслов (сущность, методы, практика контрпропаганды). -М., Политиздат, 1987. Пропаганда и идеологическа борба. Под ред. Р. Карарусиноеа, Н.Гъркоеой. София, Партиздат, 1984.

2 См.: Нщееич В. Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России. // ВУ, -М.,.

1996. НоежоеАА Новый международный порядок и его влияние на духовные процессы в обществе и Вооруженных Силах. // ГА ВС, -М., 1992.

J Козориз Н. Л. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России. //ГА ВС, -М., 1993. Караяни, А Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. ВУ, -М., 1997. Кашлее Ю. Б. Идеологическая борьба или психологическая война? -М., Политиздат, 1986.

4 См.: Колееатое В., Ноское, А Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов? // Коммунист, -1991, — № 4. Рощин С. К Идеологическая функция буржуазных теорий личности // МГУ, -М., 1976. Вожогоное ДА «Методология идейного воспитания» вопросы теории идейно-воспитательной работы в советских вооруженных силах. Воениздат, -М., 1980. Теория и практика идеологической работы: Курс лекций / Байкоеа В. Г. и др.- Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, -М., Мысль, 1984.

5 См.: Баталов Э. Я. Между прошлым будущим. О книге Олвина Тофлера «Третья волна». // Иностранная литература, -1981, — № 9. БеккерЙ. Европейская информационная полшика. // Демократический журналист, — 1989, — № 3. Ващетн Н. П. Философские аспекты информатизации общества. // Философские науки, -1988, — № 7. Виноградов В. А. Информация, как глобальная проблема современности. // Вопросы философии, — 1983, — № 12. Кашлее Ю. Б. Информационный взрыв: международный аспект. -М., Международные отношения, 1988Цеылее Р. И. Постиндустриальное развитие: Уроки для России. / РАН, -М., Наука, 1996.

0 Рощин С. К Западная психология как инструмент идеологии и политики. -М., Наука, 1980. Рощин С. К Психология и журналистика. М., Наука, 1989. изучения методов информационного воздействия, манипулирования, от проблематики информационного общества.

Проблема патриотического воспитания, пропаганды патриотизма в отечественной науке представлена двумя массивами: советского и нового российского периодов.

Первый характеризуется тем, что пропаганда патриотизма, его культивирование в массах являлись преимущественно прерогативой военной науки, как качества, неотрывно связанного с защитой Отечества, и имело окраску военно-патриотического воспитания, изначально — как составная часть военного воспитания1, позже — как часть процесса государственного воспитания2.

Современная российская наука рассматривает патриотизм как самостоятельную категорию, существующую независимо от идеологического или военно-патриотического воспитания граждан России, возлагая надежды на то, что его развитие в российском обществе сможет играть консолидирующую, жизнеутверждающую роль. Соответственно, особое внимание уделяется сущности категории патриотизма3.

Возвращаясь к исследованиям, направленным на изучение воспитания граждан посредством прессы, отметим, что категория патриотизма не являлась предметом таких работ и не рассматривалась как самоцель. Данное понятие использовалось в служебной роли, что может.

1 См.: Бирюков Н. П. Записки по военной педагогике. Орел, 1909. Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и опыт. -М., Патриот, 1990. — 152с.- Вошогоное ДА Методология идейного воспитания. Вопросы теории идей го-воспитательной работы в советских вооруженных силах. Воен-издат, -М., 1980. May Н. И. Воспитание и обучение пехоты от поступления на службу новобранцев до совместных занятий войск в составе трех родов оружия. Варшава, 1882. Трест" Д. Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909.

2 См.: Вырщикое АН. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., Педагогика, 1990. Конжиее КМ Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М., Педагогика, 1986. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск, Наука, 1985. СухомшнскийВА Воспитание советского патриотизма у школьников. -М., 1959.160с.

J См.: Государственная идеология и общенациональная идея. -М., Реалисты, — 1997, — № 32. Лутови-нов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. Москва, Фонд «Андрея Первозванного», 1999. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. ВУ, -М., 1997. Рерих Н. И. О Вечном.: Книга о патриотическом воспитании. М., Политиздат, 1991. быть связано с объективной ранее, оптимистичной убежденностью исследователей в доминирующей патриотичности общества.

Таким образом, в преддверии вступления России в эру информационного общества, в условиях глобализации международного информационного пространства необходимо исследование, которое сможет обобщить предыдущий опыт и определить способность современной российской прессы заниматься воспитанием граждан России.

Объект исследования — роль прессы при переходе к информационному обществу.

Предмет исследования — сущностные проявления и проблемы участия российской печати в патриотическом воспитании граждан России.

Вышеуказанные объективные требования, актуальность исследования, а также назревшая в ситуации духовной неопределенности страны, перед риском глобализации мировых отношений необходимость воспитания в гражданах России чувства патриотизма, позволяют нам определить цель исследования как качественный анализ участия современной российской прессы в патриотическом воспитании.

Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Политологический анализ основных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности, содержания, типологии патриотизма и исторических форм реализации патриотического воспитания в России;

2. Формирование авторской концептуальной модели патриотизма, как базовой категории в патриотическом воспитании;

3. Определить ситуацию изменения политических, экономических, общественных отношений в информационные отношения при патриотическом воспитании в информационном обществе;

4. Разработать методику изучения и оценки основных российских печатных изданий с точки зрения участия прессы в патриотическом воспитании, пропаганды ценностей патриотизма;

5. Обосновать пути и направления оптимизации информационного воздействия как метода информационного воспитания в ситуации информационной сферы.

Гипотезы исследования:

1. Российская пресса исторически неразрывно связана с модернизацией государства, его укреплением, воспитанием граждан России, и по своему статусу, как участник процесса патриотического воспитания, играет преимущественно сопровождающую, обслуживающую роль.

2. Патриотизм — это духовная идея, способная определять жизнь человека и государства. В узком смысле патриотизм — это характеристика любви человека к своей Родине, готовности к самопожертвованию во имя ее. В широком смысле, при условии сохранения истинности первой трактовки, патриотизм — это духовное качество человека, составляющее его мировоззрения, гражданских позиций, отражающее позитивное социальное отношение индивида к Родине, Отчизне.

Чувство патриотизма возникает в условиях, когда субъект патриотизма вступит в практические отношения с его объектом, когда индивид не просто будет осознавать себя гражданином государства, а начнет действовать как истинный патриот.

3. Современная российская пресса, претерпевшая изменения, обусловленные переходом к новой форме государственности, укреплением иных экономических и политических отношений, сегодня участия в пропаганде идеалов патриотизма не принимает, либо принимает в недостаточной степени, руководствуясь потребностями рынка.

4. В условиях глобализации информационного пространства, информационных технологий, средства массовой информации способны играть доминирующую роль в процессе патриотического воспитания гражданина России.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта специфика института прессы как относительно самостоятельного участника информационных процессов по формированию патриотизма в российском обществе.

2. Установлена зависимость роли прессы в патриотическом воспитании гражданина России от конкретных исторических, экономических и социально-политических условий и факторов внешней среды.

3. Уточнено понимание патриотизма в качестве объекта внимания средств массовой информации.

4. Предложены пути оптимизации отношений прессы и государства в формировании патриотизма в условиях существующего информационного рынка.

На защиту выносятся:

— авторская концептуальная модель патриотизма как базовой категории в патриотическом воспитании;

— типологизация основных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности, содержания патриотизма и исторических форм реализации патриотического воспитания в России;

— результаты исследования практической деятельности современной российской федеральной прессы по воспитанию и укреплению в гражданах России чувства патриотизма, объективному освещению политической действительности;

— методика изучения и оценки основных российских печатных изданий с точки зрения участия прессы в патриотическом воспитании, пропаганде ценностей патриотизма;

— теоретические и практические рекомендации.

Методологической основой диссертации являются теории информационного воздействия, процесса, пропаганды, концепция патриотизма, принципы историзма и объективности, использование общенаучных, исторического и логического методов, метода обработки эмпирических данных, метода интерпретации научных данных, метода экспертных оценок.

Источниковая база исследования. В работе использован опубликованный эмпирический материал. Чтобы разобраться в круге источников, изученных в настоящем исследовании, разделим их на несколько групп:

— справочная литература;

— материалы периодической печати;

— законодательные и нормативные правовые акты;

— научная литература, монографии, материалы диссертационных работ;

— иностранные источники.

Источниками, послужившими основой работы, стали документы, представленные в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), научной библиотеки Института научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН), Исторической библиотеки, Государственной публичной библиотеки имени Н. А. Некрасова, библиотеки зарубежной литературы, библиотеки Московского Государственного Социального Университета (МГСУ), библиотеки Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВУ МО РФ).

Материалы периодической печати, использованные в настоящем исследовании, можно подразделить на 2 типа. Публикации в периодике 19 века «Военный сборник» и «Военный журнал». Материалы советской и российской печати с 1980;х до 2000;х годов: журналы «Армейский сборник», «Демократический журналист», «Вопросы философии», «Иностранная литература», «Коммунист», «Международная жизнь», «Ориентир», и другие, газеты «Известия», «Независимая газета», «Российская газета» и т. д.

В ходе работы над диссертацией делалась опора на труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области педагогики, политических наук, философии, в той или иной мере отражавшие исследуемую тему. В их числе — докторские и кандидатские диссертации, авторефераты, научные статьи.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

1. Разработана модель развития новой (информационной) формы патриотического воспитания гражданина России.

2. Теоретическая база и эмпирические материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах «Общей политологии», «Теории и методики журналистского творчества», «Основ рекламной деятельности».

3. Доказана необходимость более выверенного регулирования отношений в области средств массовой информации и государства.

4. Предложена методика изучения и оценки основных российских печатных изданий с точки зрения участия прессы в патриотическом воспитании, пропаганды ценностей патриотизма.

Апробация исследования, его основных аспектов была проведена по трем основным направлениям. Во-первых, это публикации в периодической печати. Во-вторых, апробация ряда аспектов исследования на научных конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Анализ систем на рубеже тысячелетия», в проблемной группе «Информационные системы на рубеже тысячелетия», проводимой под эгидой РАН в декабре 1998 годав работе научно-практического семинара «Духовные ценности православия и образо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

Во-первых, чувство патриотизма исторически присуще гражданам России, о чем говорят и примеры героизма, и традиции беззаветной службы Родине, и длительная история развития патриотического воспитания. Это приводит к выводу о том, что патриотизм укоренился в менталитете граждан России, что позволяет путем реализации патриотического воспитания, развития патриотизма, воспитывать законопослушных граждан, развивать гражданское самосознание.

Во-вторых, сложившаяся сегодня в мире ситуация, политический контекст любой современной акции, в том числе и патриотического воспитания, характеризуется процессом глобализации международных отношений, зарождением мирового информационного поля, переходом ведения политических конфликтов в информационную сферу, повышением опасностей на информационном поле и попытками создания базы урегулирования международных информационных отношений. Все это позволяет говорить о переходе к так называемому постиндустриальному обществу, эре общества информационного.

В-третьих, в ситуации глобального развития инфосферы в информационном обществе роль средств массовой информации, и в частности прессы, приобретает качественно новое значение. При взаимодействии с мировой информацией, государство нуждается в профессиональной печати, обладающей специальными навыками, и находящейся на позициях патриотичности по отношению к Отечеству.

В-четвертых, в контексте повышения роли информации в жизни общества, у прессы появляется возможность наиболее полной самореализации, как «четвертой власти», пресса становится одним из доминирующих инструментов воспитания аудитории, общества. В России это положение подкрепляется большим количеством — более чем 14 тысячами — российских газет, разнообразием тем и социальной ориентации печатных изданий, наличием достаточно разработанных информационных технологий и психологических аспектов воздействия прессы, что посредством информационного «упражнения» может формировать необходимую социальную установку личности.

В-пятых, вышеописанный информационно-политический контекст современности позволяет нам говорить о назревшей необходимости приведения патриотического воспитания к новой форме его реализации — информационной. Таковая форма может реализовываться через периодику.

В шестых, говоря о реализации патриотического воспитания через периодические печатные издания вообще можно отметить, что объективно существует инструментарий такого воспитания. Он может быть подразделен на две части. Первая — грамотная, профессиональная публикация материалов на определенные темы, которые могут способствовать патриотическому воспитанию, пропаганде патриотизма. Вторая — применяемые в журналистике специальные технологии, при помощи которых может укореняться через воздействие на подсознание — выработку привычки и повышение внимание к теме — интересующий нас патриотизм.

В-седьмых, рассматривая нынешнее состояние современной российской прессы и ее потенциальные возможности заниматься пропагандой патриотизма, патриотическим воспитанием, исходя из результатов проведенного экспертного опроса, можно определить следующие тенденции:

А) Основные федеральные издания России, предложенные для анализа, имеют навык использования технологий информационного манипулирования и готовы к переходу к доминирующей роли в ситуации информационного общества.

Б) Ни одно из федеральных изданий не в состоянии сегодня грамотно реализовывать патриотическое воспитание, заниматься пропагандой патриотизма в силу слабого знания этой темы.

В) По проводимой редакционной политике изданий по отношению к государству исследованные федеральные издания можно подразделить на два типа. Первый — пропатриотический, в который входят издания официозные и общественно-политические, преимущественно с «левым» уклоном. Второй — антипатриотический, в который входят общественно-политические издания, делающие ставку на сенсационность материалов, работающие на дестабилизацию общественной ситуации.

Г) Единственным типом изданий, в которых была выявлена патриотичность редакционной политики и сохранение традиций патриотического воспитания, является так называемая военная пресса. Ее особенности: сохранение иерархической системы, демократичность и объективность, ограниченные самоцензурой и безопасностью государства, владение проблемой патриотизма, но низкий опыт применения политических технологий в материалах.

Таким образом, проведенное исследование выявило ряд проблем, требующих разрешения. Среди них: необходимость четкой трактовки на государственном уровне понятия патриотизм, существенность объективного контролирования информационного рынка России, важность обеспечения информационной безопасности государства.

Для решения этих и сопутствующих им проблем, можно предложить ряд рекомендаций:

1. В связи с довольно насыщенной типологией понятия патриотизма и существованием большого количества форм лжепатриотизма, необходимо определить и культивировать понятие истинного патриотизма на государственном уровне, ограничивая голословные изыскания неподготовленного обывателя, ангажированного журналиста по этому поводу. Это предлагается делать, в том числе, посредством дальнейшего разъяснения на государственном уровне основных категорий патриотизма, по объективным причинам не определенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы».

2. Необходимо налаживать более тесный контакт государства со средствами массовой информации, в частности, печатью. Применять в отношениях с прессой дифференцированный подход к изданиям объективным и ангажированным. Это можно реализовать, например, в области предоставления информации, не выходя при этом за рамки закона, путем законного усложнения, или умягчения процедуры получения официальных сведений. Или, путем финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства.

3. В связи с ситуацией важности информационной безопасности, рядом информационных угроз государству, и существованию при этом изданий, проявляющих антигосударственность, установку на дестабилизацию политической ситуации, несоблюдение законности, рекомендуется введение жесткого контроля, вероятно специального государственного или общественного контрольного органа, за соблюдением со стороны средств массовой информации законности, в частности закона о СМИ, Конституции, Уголовного Кодекса и т. п.

4. В связи с повышением значения патриотического воспитания, необходимо обличение социального заказа на пропаганду патриотизма в государственные рамки, с учетом перехода прессы к доминирующей роли в воздействии на общество.

5. Для стимулирования соперничества изданий за патриотическую информационную нишу, развитие желания у прессы правильно осве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии, сборники.
  2. Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспектива. -М., Мысль, 1991.
  3. Е. Ч. Бизнес и пропаганда (система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации). Изд-во Моск. Ун-та, -М., 1986.
  4. В.Л. Против клеветы и домыслов (сущность, методы, практика контрпропаганды). -М., Политиздат, 1987.
  5. Артикул воинский с кратким толкованием. 1716 г. Артикулы 56, 58, 59.
  6. Э.Г. Формирование патриотизма в системе социальных технологий. // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.
  7. . Политическое самосознание социальной группы. Екатеринбург, 1995.
  8. Бесстужев-Лада И. В. Советский образ жизни. Формы и методы его пропаганды. Материалы университета лекторов г. Москвы. -М., 1980.
  9. Н.Л. Ленинские принципы политической агитации и их воплощение в жизнь. -М., 1968.
  10. Н.П. Записки по военной педагогике. Орел, 1909.
  11. Ю.П. Внешнеполитическая пропаганда и международная журналистика. -М., УДН, 1987.
  12. Д.А. «Методология идейного воспитания» вопросы теории идейно-воспитательной работы в советских вооруженных силах. Воениздат. -М., 1980.
  13. А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика, -М., Педагогика, 1990.
  14. Э. Нации и национализм. -М., 1991.
  15. М.А. Методологические основы патриотического воспитания старшеклассников. // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.
  16. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М., Политиздат, 1987,
  17. П.С. Массово-информационные процессы в современном мире. // Пропаганда в идеологической борьбе: Учеб. пособие для вузов. -М&bdquo- Высш. шк, 1987.
  18. В.Я. Принципы, формы и методы большевистской пропаганды и агитации в первые годы советской власти (1917−1920гг.). Горький, 1967.
  19. О.П. Позиция американской элиты по вопросу расширения НАТО на Восток. -М., 1998.
  20. Т.А. Научно-педагогические основы устной пропаганды. Материалы Университета лекторов г. Москвы. М., 1978−78.
  21. Е.П. Газетная кампания, как средство повышения творческой активности масс. -М., 1981.
  22. А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. -М., ВУ, 1997.
  23. Ю.Б. Идеологическая борьба или психологическая война? -М., Политиздат, 1986.
  24. Ю.Б. Информационный взрыв: международный аспект. -М., Международные отношения, 1988.
  25. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. -М., Педагогика, 1986.
  26. В.И. Поли. собр. соч. Т.41.
  27. В.И. В патриотизме молодежи будущее России. -М., Фонд «Андрея Первозванного», 1999.
  28. Маркс К Немецкая идеология. -М., Госполитиздат, 1956.
  29. May Н.И. «Воспитание и обучение пехоты от поступления на службу новобранцев до совместных занятий войск в составе трех родов оружия». Варшава, 1882.
  30. С.Л. Имя страны, народа и патриотизм. /7 Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.
  31. Г. А. Политическая партия и партийная пресса. -М., 1991.
  32. Ф.Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  33. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.
  34. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М., ВУ, 1997.
  35. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск, Наука, 1985.
  36. С.П. Вернуться к данному Богом. /7 Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.
  37. Правовое поле журналиста. Под ред. Монахова В. Н. и др. -М., Славянский диалог. 1997.
  38. Пропаганда и идеологическа борба. Под ред. Р. Кар ару сынова, Н.Гърковой. София, Партиздат, 1984.
  39. В. Л. Военное воспитание. -М., 1908.
  40. Н.И. О Вечном.: Книга о патриотическом воспитании. -М., Политиздат, 1991.
  41. Рощин С. К Западная психология как инструмент идеологии и политики. -М., Наука, 1980.
  42. Рощин С. К «Психология и журналистика». -М., Наука, 1989.
  43. Стратегия лжи. Ред. коллегия: Зорин B.C. и другие. -М., Мысль, 1967.
  44. Теория и практика идеологической работы: Курс лекций / Бажова В. Г. и др.- Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. -М., Мысль, 1984.
  45. В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. -М., 1959.
  46. Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909.
  47. О.А. Формы и методы буржуазной пропаганды образа жизни. Киев, Знание, 1975.
  48. Г. Г. Социально-политические аспекты информационной печати. 1991.
  49. Р.И. Постиндустриальное развитие: Уроки для России. / РАН, -М., Наука, 1996.1. Диссертации.
  50. М.А. Средства массовой информации в социально-политических процессах РФ. 1990-е годы. -М., 1998.
  51. А. Пацифизм и защита Отечества. // ВПА, -М., 1990.
  52. С.В. Политическая культура и немецкий тоталитаризм. Екатеринбург, 1995.
  53. Н.Л. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России. //ГА ВС, -М., 1993.
  54. АЛ. Региональная пресса в политическом процессе реформирования российского общества. Орел, 1998.
  55. С.А. Взаимодействие власти и прессы. -М., 1995.
  56. Т.А. Противоречия массового политического сознания населения современной России. С.-Пб., 1995.
  57. Г. П. Общественно-политическая печать, как фактор политической социализации и нравственного воспитания молодежи. // ИНИОН, -М., 1995.
  58. А.А. Общее и различное в развитии политической культуры и коммуникации. -М., 1995.
  59. В.Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России. //ВУ. -М., 1996.
  60. А.А. Новый международный порядок и его влияние на духовные процессы в обществе и Вооруженных Силах. /7 ГА ВС, -М., 1992.
  61. А.В. Военная печать как фактор формирования активной жизненной позиции у советских воинов. // ВПА, -М., 1985.
  62. А.В. Гражданская культура. С.-Пб., 1997.
  63. B.C. Проблемы укрепления воинской дисциплины в деятельности советской военной печати, (на примере окружных, групповых и флотских газет) 1976−89 гг. //ВПА, -М., 1990.
  64. В.Е. Государственная информация как важнейший фактор управления политическими процессами в условиях модернизации Российского общества. -М., 1996.
  65. С.К. Идеологическая функция буржуазных теорий личности. МГУ. -М., 1976.
  66. Н.П. Средства массовой информации в формировании политической культуры офицера. // ГА ВС, -М., 1994.
  67. Ю.Н. Деятельность партийных организаций Украины по повышению роли печати в военно-патриотическом воспитании молодежи. Днепропетровск, 1983.
  68. В.А. Методология печатной партийной пропаганды в период развитого социализма (50−70-е гг.). Свердловск, 1976.
  69. А.В. Геополитические аспекты обеспечения международной безопасности Российской Федерации. -М., 1998.
  70. Экрем Энен. Информационное освещение в ежедневной прессе войны 1991 года в персидском заливе (СССР, Турция, Швеция). -М., 1996.
  71. Публикации в периодической печати.
  72. Л. О новом мышлении и стереотипах общественного сознания. //'Коммунист, -1991, № 10.
  73. Pi. Европейская информационная политика. /7 Демократический журналист, 1989, — № 3.
  74. Н.Д. Воспитательные задачи командира роты. «Военный сборник», Спб., 1884, -№ 12- Спб., — 1885, — № 2.
  75. Н.П. Философские аспекты информатизации общества. // Философские науки, 1988, — № 7.
  76. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, — № 7.
  77. В.А. Информация, как глобальная проблема современности. // Вопросы философии, 1983, — № 12.
  78. Государственная идеология и общенациональная идея. -М., Реалисты, 1997, — № 32.
  79. В.И. Несколько слов о воспитании и образовании солдат. «Военный сборник», Спб., 1880, — № 11.
  80. Домашние меры воспитания. «Военный сборник», Спб., 1868, — № 5.
  81. И.М. Что ожидает советскую печать. // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 10 Журналистика, 1991, — № 1.
  82. Демократический журналист, 1989, — № 10.
  83. Я.Н. Важное средство пропаганды. /У Коммунист, 1973. -№ 8.
  84. Я.Н. Журналистика и политика. /7 Вестн. Моск. Ун-та. Серия 10 Журналистика, 1987, -№ 1.
  85. В.Н. Новое политическое мышление и массовое сознание. // Социально-политические науки, 1990, — № 8.
  86. Как лица превращаются в фигуры. /У Независимая газета, 1998, — 31 октября.
  87. В., Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов? /7 Коммунист, 1991, — № 4.
  88. Т. Информационное взаимодействие. // Демократический журналист, 1989, -№ 4.
  89. В.И., Некрасов П. Ф. На благо Отечества! Или что такое патриотизм. // Ориентир, 2000, — № 12.
  90. В. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия. // Ориентир, 2001, — № 2.
  91. С. Война, к которой готовится Америка. Эволюция вооруженной борьбы в эпоху информатизации. // Независимая газета, -1996, № 5.
  92. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы», принятой постановлением
  93. Правительства РФ от 16 февраля 2001 года. // Российская газета, 2001, — 12 марта.
  94. О духе обучения войск. «Военный сборник», т. XIX Спб., 1.861.
  95. О солдате «Военный журнал», кн. IX Спб., 1812.
  96. А.С. Информационные политические технологии в условиях открытого общества. // Кентавр, 1994, — № 2.
  97. Плешаков К Наши национальные интересы в переходный период. // Международная жизнь, 1991, — № 10.
  98. Подборка данных о средствах массовой информации. Сборник материалов. Вашингтон: Копирайт, 1996.
  99. Рейтинг российской прессы /7 Российская газета, 2000, — 15 апреля.
  100. Г., Цыгичко В., Черешкин Д. Оружие, которое может быть опаснее ядерного. Реалии информационной войны. /7 Независимая газета, 1995, -№ 3.
  101. А., Шилов Я. Чечня: война без перемирия на информационном поле. // Известия, 1995, — 28 апреля.
  102. С. Геополитическая экспансия. // Армейский сборник, -1997, -№ 11.
  103. С. Геополитическая опасность. /7 Армейский сборник, -1997, -№ 10.
  104. В.И. О концепции информационной войны. // Безопасность, 1995, — № 9.
  105. И. Информационный удар добывает победу в современной войне. Н Ориентир, 2000, -№ 2.
  106. А.В. Оружие, которое не убивает. // Ориентир, 1997, № 1.
  107. А.В. Фронт без выстрелов. Информационно-психологическое противоборство в локальных конфликтах. // Независимое военное обозрение, 1997, -№ 3.
  108. Чечня 1991−2000. // Ориентир, 1999, -№ 6.
Заполнить форму текущей работой