Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области финансирования. В существующих кризисных условиях следует считать целесообразным смешанное многоканальное финансирование. Оно предполагает и государственное, и самофинансирование. Одним из таких каналов сейчас является формирование внебюджетного контингента — прием абитуриентов сверх контрольных цифр приема, установленных Министерством, на основе заключения договоров с полной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 1. Экономические интересы и экономические законы и их особенности в сфере высшего образования
    • 2. Характеристика проявления рыночных отношений в системе подготовки специалистов высшей квалификации
  • ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 1. Анализ взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов в условиях формирования рыночных отношений в России
    • 2. Основные направления совершенствования взаимодействия экономических интересов в сфере образования
  • Заключение

Совершенствование взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации.

Проблема взаимодействия экономических интересов в сфере образования становится все более актуальной, но продолжает оставаться мало исследованной.

В ходе работы автор столкнулся с рядом трудностей. Во-первых, отсутствует единство взглядов по общетеоретическим вопросам экономических интересов: о сущности, природе, структуре, отраслевых особенностях взаимодействия экономических интересов и др.

Одни экономисты отождествляют интересы с производственными отношениями, другие — с материальными потребностями, третьи — и с производственными отношениями, и с материальными потребностями. Каждая из названных точек зрения содержит зерно истины, но ближе к истине третья. Однако и это представление, по нашему мнению, нуждается в уточнении.

Тенденции развития современной экономики показывают, что экономические отношения возникают по поводу не только материальных, но и духовных потребностей людей. Это обстоятельство осооенно важно при рассмотрении взаимодействия экономических интересов в сфере образования.

Методологические и теоретические аспекты проблемы экономических интересов разработаны в научных исследованиях Б. Я. Гершковича, Н. И. Гвоздевой, А. Г. Здравомыслова, В. П. Каманкина, Н. Д. Колесова, И. Ф. Комарницкого, Ф. П. Кошелева, В. И. Лившица, И. С. Пастухова, В. В. Радаева, И. Г. Саяпина, Т. И. Трубициной, В. В. Чекмарева, В. М. Юрьева и других.

Однако в работах многих названных авторов экономические интересы рассматривались в условиях плановой экономики и отношений общественной собственности. Отдельные положения их исследований можно будет использовать в условиях рыночных отношений, но в целом необходимы специальные разработки.

В последние годы в России осуществляется переход к рыночной экономике. Этот период по-разному называется учеными-экономистами: «переходная», «смешанная», «транзитарная». По нашему мнению, наиболее подходит термин «транзитарная» экономика, так как, в транзитарной экономике наблюдается преемственность и сосуществование элементов прошлой социалистической системы, рыночной частнособственнической и ростки новых элементов будущего состояния.

В этих новых условиях интересы как одна из экономических категорий проявляются и взаимодействуют по-новому.

Следует заметить, что именно в рамках рыночных отношений экономические интересы нашими учеными исследованы недостаточно.

В нашем исследовании мы применили методологические принципы:

• системности;

•диалектического единства элементов системы;

• динамичности интересов:

• учета взаимосвязи процессов, идущих в стране: а) распад прежнего механизма хозяйствованияб) приспособление старых форм к новым условиямг) возникновение новых форм и методов хозяйствования;

• субординации и координации во взаимодействии экономических интересов;

• моделирования;

• единства конкретного и абстрактного.

В работе использованы методы социологического исследования.

Рыночные отношения, которые развиваются в настоящее время в России, охватывают все сферы общественной жизни. Не стала исключением н сфера высшего образования. Только в отличие от Запада, где процесс встраивания вузов в рынок носил органичный характер и происходил постепенно на протяжении многих лет, в России этот процесс выступает как скачок. Российские вузы оказались совершенно не готовы к функционированию в рыночных условиях. Отсюда вытекает необходимость радикального преобразования сферы высшего образования.

Причем, сфера образования в большей мере, чем другие отрасли народного хозяйства, носила нерыночный характер, а система подготовки и распределения специалистов высокой квалификации является сферой всеобъемлющего государственного регулирования.

Период реформирования системы образования в России совпал с развертывающимся в современном мире мировым кризисом образования. Но кризис образования в России в отличие от многих других стран развертывается в условиях общего кризиса экономики нашей страны.

Однако, кризис системы образования в России, являясь проявлением общего социально-экономического кризиса, в то же время является одним из важнейших условий выхода из общего экономического кризиса.

Переходный характер экономики России сопряжен со все возрастающей ролью образования, особенно высшего, которому ныне принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении материального и культурного богатства человеческого общества. Именно через систему образования проходит самый надежный и цивилизованный путь прогресса и реформ в развитии общества.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена еще тем, что в эпоху становления «постиндустриального общества» человек становится не только субъектом, но и главным объектом общественного развития. Исходя из этого наше исследование опирается на анализ особенностей взаимодействия экономических интересов в их рыночных и нерыночных проявлениях на различных уровнях в системе подготовки специалистов высокой к в ал и ф и к, а ц и и.

Состояние научной разработанности темы.

Вопросами взаимодействия экономических интересов в системе образования в определенной мере занимались классики А. Смит, К. Маркс, А.Маршалл. Но специальных работ в названном аспекте в системе подготовки специалистов высокой квалификации практически не публиковалось.

В настоящее время есть определенные наработки в вопросах по изучению экономических отношений в сфере образования (Чекмарев В.В., Литвинова Н.П.), экономических отношений в процессе подготовки специалистов высокой квалификации (Соколов Л.А.), рынка образовательных услуг (Соловьева E.H., Попов E.H.), экономической эффективности производства образовательных услуг (Александрова H.A., Асатуров А.К.), области подготовки специалистов (Арташкина Т.А., Володарская И.А.), маркетинга образовательных услуг (Панкрухин А.П.), нового механизма в образовании (Малиновская О.В.), теории и методологии поведения экономических интересов социальных субъектов в системе транзитарного хозяйства России (Юрьев В.М.) и другие, а также есть некоторые интересные публикации в газетах и журналах, носящие характер дискуссионных размышлений.

Изложенные выше обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационного исследования, его целей и задач.

Оценка актуальности и состояния разработанности проблемы реформирования системы высшего образования позволяют сформулировать тему диссертационной работы как исследование совершенствования взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов в России.

Объектом исследования является сфера высшего образования в России.

Предметом исследования выступает совершенствование взаимодействия экономических интересов в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях формирования рыночных отношений в России.

Сформулированная выше тема определила постановку целей настоящей работы. Главной целью диссертационной работы является разработка основных направлений совершенствования сферы образования в условиях переходной экономики.

Исходя из целевой установки в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести исследование специфики взаимодействия экономических интересов в сфере образования в условиях переходной экономики.

2. Выявить роль и значение образования в развитии общества в целом и отдельного индивидуума в условиях развития рыночных отношений.

3. Исследовать взаимосвязь, взаимодействие и противоречия экономических интересов, мотивацию в экономическом поведении субъектов сферы образования на различных уровнях: федеральном, региональном, а также на уровне отдельного высшего учебного заведения.

4. Выявить основные тенденции в развитии рыночных отношений в сфере образования в условиях реформирования Российской экономики.

5. Определить основные направления совершенствования сферы образования в условиях становления рыночных отношений.

На защиту выносятся:

• модель образования как особой сферы взаимодействия экономических интересов;

• мониторинг особенностей рыночных отношений в сфере образования по поводу производства и реализации образовательных услуг;

• проявление экономических интересов и экономических законов в сфере образования в целом и, в частности, в системе подготовки специалистов высокой квалификации;

• особенности взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов;

• основные направления совершенствования взаимодействия экономических интересов на различных уровнях в сфере образования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Определены уровни рыночных отношений в сфере образования;

2. Рассматривается взаимодействие экономических интересов в сфере образования и в системе подготовки специалистов как особый аспект исследования;

3. Уточнена трактовка различий между понятиями «образовательная услуга» и «товар» ;

4. Определены фазы жизненного цикла основного потребителя образовательных услуг — студента;

5. Сформулированы факторы и способы снижения неопределенности и риска в сфере образования (диверсификация).

Достоверность исследования подтверждается статистическими данными, характеризующими реформирование экономики, нормативными документами, результатами проведенного автором социологического опроса студентов.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональной Концепции высшего образования. Рекомендации по основным направлениям совершенствования сферы образования используются в управлении системой высшего образования региона. Сформулированные в диссертации положения могут служить базой для дальнейших исследований и использоваться в качестве методического материала для преподавания курсов экономической теории, экономики образования, маркетинга (особенно образовательного) и других.

Работа выполнена в соответствии с планом Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в двенадцати научных публикациях общим объемом 2,5 печатных листа. Некоторые положения и результаты были изложены в форме докладов на Вторых и Третьих Державинских чтениях (г.Тамбов, 1997;1998 гг.), а также межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития и характеристика экономической реформы в России: региональный аспект» (г.Тамбов, 1997 г.). В коллективную монографию «Система рыночных отношений в России: проблемы формирования, противоречия, перспективы» вошла статья автора диссертации «О системном подходе в исследовании экономических отношений» .

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы включает в себя 95 наименований. Основной текст изложен на 140 машинописных страницах. Работа иллюстрирована схемами и диаграммами, а также содержит 3 таблицы.

Практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов.

1. В области финансирования. В существующих кризисных условиях следует считать целесообразным смешанное многоканальное финансирование. Оно предполагает и государственное, и самофинансирование. Одним из таких каналов сейчас является формирование внебюджетного контингента — прием абитуриентов сверх контрольных цифр приема, установленных Министерством, на основе заключения договоров с полной компенсацией за обучение. В ряде вузов удельный вес такого финансирования составляет до 20%. Другим каналом внебюджетного финансирования может быть получение высшего образования на основе спонсорства и за счет попечительских организаций, которое пока еще слабо развито. Третьим каналом может быть обучение студента в кредит на основе соответствующего договора (контракта), как это практикуется в ряде зарубежных стран. Четвертым каналом может быть подготовка специалистов по заказам фирм или предприятий с условием последующего трудоустройства этого специалиста. Существующая система многоканального финансирования находится в стадии становления. Ее совершенствование требует дополнительного исследования.

2. В области подготовки специалистов. В целях повышения качества профессиональной подготовки в соответствии с потребностями социально-экономического и научно-технического прогресса и запросами народного хозяйства необходима разработка единых широкопрофильных стандартов образования, с тем чтобы независимо оттого, где подготовлен специалист, он должен уметь работать на современном оборудовании и с использованием современных технологий. Необходима также унификация системы образования и образовательных документов, их конвертируемости и обеспечения выхода российского образования в мировое образовательное пространство.

3. В области сохранения и развития научного потенциала России необходима разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение научного потенциала страны и преодоления «утечки мозгов» из России.

4. В области трудоустройства выпускников вузов крайне важно повышение регулирующей роли государства в обеспечении занятости тех, кто завершил обучение. Ликвидация государственной системы распределения выпускников учебных заведений не была подкреплена разработкой иного механизма их распределения и использования. Фактически выпускники целиком отданы во власть складывающегося рынка труда, далекого от адекватного отражения общественных потребностей, исходящих не только из сиюминутной конъюнктуры, но и из предвидимой перспективы.

В связи с этим считаем, что в системе образования на всех его уровнях необходимо осуществлять мониторинг и учредить маркетинговую службу.

5. В области управления высшим образованием. Чтобы преодолеть разобщенность системы подготовки высококвалифицированных специалистов, необходима координация управления образованием на всех его уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, как по вертикальным, так и по горизонтальным связям. Это будет способствовать совершенствованию взаимодействия интересов в сфере образования на всех его уровнях.

6. В области взаимодействия федерального и регионального управления системой образования. В условиях усиливающейся регионализации социально-экономического развития считаем необходимым разработку региональных программ системы подготовки, переподготовки и распределения высококвалифицированных специалистов с учетом ее взаимодействия с федеральной программой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Экономическая эффективность производства образовательных услуг. Автореф. дис. к. эк. н. / Кострома, 1996
  2. П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М., 1973
  3. Т.А. Проблемы целей обучения в высшей школе. Изд-во Дальневосточного университета, 1994, с. 133
  4. Т.А. Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования. Владивосток, 1993
  5. Т.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1993
  6. А.К. Экономическая природа образовательных услуг и формы ее реализации в рыночных отношениях. СПб, 1996, -16с.
  7. А.К. Систематика и интеграция профессий для перехода на гибкие формы подготовки рабочих в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг. СПб, 1996, 15 с.
  8. Л.Я. Личные потребности. М., 1984
  9. Р.Б. Экономические интересы и хозяйственное поведение предприятий в условиях перехода к рынку. Автореф. дисс. к.эк.н., -М., 1994
  10. М.К. Экономические интересы и их взаимодействие в регионе. Дисс. к.эк.н.: (08.00.01), Томск, 1986, -193 с.
  11. М.К. Экономические интересы и их взаимодействие.: Региональный аспект. Иркутск. :Изд-во Иркутского ун-та, 1991,-104 с.
  12. В.В. Экономические интересы и их реализация в условиях становления рыночной экономики. Дисс. к.эк.н.: (08.00.01), -Н.Новгород, 1994, -172 с.
  13. В.В. Сочетание отраслевых и территориальных интересов в развитии материального производства важный путь ускорения социально-экономического развития страны: Дис. к.эк.н., (08.00.01) :(На примере Новополоцкого региона) -Минск, 1987, — 183 с.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспекти-ве:Перевод. с англ. М.: Акад. нар. хоз-ва: Дело, 1994. 687 с.
  15. О.Т. Хозяйственный механизм согласования интересов. М., Наука, 1988, 208 с.
  16. И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1993
  17. Вопросы экономики, 1990, N 1
  18. А.И. Экономические интересы работников коллективных сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях. Автореф. дисс. к.эк.н., -М., 1995
  19. Выпускники вузов, средних специальных и профессио-' нальных учебных заведений на рынке труда Тамбовской области. -Тамбов: Тамбовский областной центр занятости населения, 1996
  20. .Я. и Лившиц В.И. Экономические интересы в условиях развитого социалистического общества / Уч. пособ. для эконом, спец-тей. М.: Высшая школа, 1975
  21. Г. В. Экономические интересы и экономическое сознание при социализме. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1989(1990),-145 с.
  22. Гражданский Кодекс. 4.2, ст.779
  23. А.И. Региональные пропорции воспроизводства -Л.: Лениздат, 1977, -127 с.
  24. Д.В. Длинные волны истории и динамика политической власти //Полис, 1992, № 3
  25. В.Б. Человеческий капитал в условиях перехода к рыночным отношениям.: Автореф. дисс. к.эк.н., СПб, 1994
  26. С.А. Основы теории человеческого капитала Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1994, 160 с.
  27. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  28. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  29. А.Г. Проблема интересов в социалистической теории. -Л., 1964
  30. Н.А. Экономические интересы как фактор ускорения. Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1990. — 16 с. 31. Иностранец -1995. -№ 16
  31. Ю.К. Теоретико-прикладные проблемы финансирования высшей школы России. Автореф. дисс. к.эк.н.: (08.00.01), -М., 1997
  32. В.П. Экономические интересы развитого социалистического общества,— М.: Мысль, 1978. 296 с.
  33. С. Т. Альтернативная теория стоимости. -М.: Знание, 1991
  34. С.Т. Внутрихозяйственный механизм предприятия: концептуальный вариант развития. -М.: Знание, 1991
  35. С. Т. Современная концепция экономической реформы. -М.: НИИУ, 1992
  36. В.Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995, 328
  37. Н.Д. Институциональные изменения в образовательной системе как способ увеличения общественного благосостояния. Автореф. дисс. к.эк.н., (08.00.01), Москва, 1997, 16 с.
  38. М.Е. Взаимодействие материальных интересов в первичном производственном звене в новых условиях хозяйствования. Автореф. дисс. к.эк.н., -Алма-Ата, 1991
  39. И. Ф. Взаимодействие и противоречия экономических интересов социализма. Львов: Свит, 1990, -213 с.
  40. В.Ф. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики. Автореф. дисс. к.эк.н., -М., 1995
  41. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990
  42. Кочеткова В. К, Формирование маркетинговой деятельности в вузах. Дисс.к.эк.н.: (08.00.05), -М., 1993, -183 с.
  43. Ф.П. Экономические интересы при социализме и формы их реализации. -М.: Изд-во МГУ, 1978, -132 с.
  44. В.Д. Взаимодействие объективного и субъективного в производственных отношениях. -Хабаровск, Кн. изд-во, 1994
  45. В.И. // Полн.собр.сочин., т.42
  46. Н.П. Образование в переходный период: четыре принципа экономической политики в области образования при рыночной экономике. // Профтехобразование, 1991, N 2
  47. Н.А. Математическое моделирование задач согласования интересов в первичном трудовом коллективе: Авто-реф. дисс. к.эк.н., -Л., 1988
  48. М.В. Взаимодействие экономических интересов в современной экономике. (Распределительный аспект), Дисс. к.эк.н.: (08.00.01), -Томск, 1991, 153 с.
  49. О.В. Новый хозяйственный механизм в образовании: Экономика школы /СПб.ун-т пед.мастерства. -СПб., 1993
  50. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. — Т. 46 -41
  51. Т.А. Потребность как социальное явление. -М.:Высшая школа, 1990, 127 с.
  52. Н.Н. Современный антропогенез и цивилиза-ционные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии. 1995, N 1
  53. Молодежь, образование, рынок: Сб.научн.тр. / НИИ высшего образования. -М., 1992 (РОТ НИИВО)
  54. Народное образование. 1993, N 1
  55. Т.В. Проблемы построения и применения моделей согласования интересов в экономике: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.: 08.00.13. М.: Моск. ун-т. им. М. В. Ломоносова, 1976, — 18с.
  56. Новая Россия. -М.: Международная академия информации, 1994
  57. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. -М., 1992
  58. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.:ПРОМО-Медиа, 1995, 608 стр.
  59. Общество и экономика. 1996, № 3−461 ."Outlook 1990−2005″, U.S.Departament of Labour, Bureau of Labour Statistics, Occupational Outlook Quarterly, Fall 1991
  60. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. -М.:Интерпракс, 1995, 240 с.
  61. И.С. Экономические интересы, распределение и потребление при социализме. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987, -141 с.
  62. И.С. Экономические интересы, производство и обмен при социализме. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985, -141 с.
  63. Е.В. Динамический хозяйственный механизм как система взаимосвязи экономических интересов и научно-технического прогресса. Автореф. дисс. д.эк.н., Ростов н/Д., 1992
  64. Е.Г. Некоторые вопросы защиты социально-экономических интересов трудящихся. -М., 1991
  65. Постановление Комитета по высшей школе Миннауки РФ от 13 марта 1992 года «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации»
  66. Проблемы национальной технологической безопасности России на пути к рыночной экономике. Научный доклад, -М., ИМЭПИ РАН, 1995
  67. В.В. Экономические интересы при социализме.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1971, 335 с.
  68. Российский экономический журнал, 1997, N 5−6
  69. М.Н., Потапов В. П. После школы: Социальная профориентация молодежи: Опыт социологического исследования. (Всерос. науч.-практ. центр проф.ориентац.и психол. поддержки насел. М.: Б.и., 1995, 223 с.
  70. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. -М.: Политиздат, 1988, 222 с.
  71. Рынок труда молодежи. Проблемы занятости выпускников учебных заведений г. Тамбова. Тамбов: Служба занятости населения г. Тамбова
  72. И.Г. Система экономических интересов социалистического общества и их взаимодействие. -Днепропетровск, 1974
  73. И.Г. Экономические интересы развитого социалистического общества и их использование в практике хозяйствования. Дисс. д.эк.н.: (08.00.01), -Л., 1984, -397 с.
  74. О.Ю. Экономические интересы и формы их реализации в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. дисс. к.эк.н., Ростов н/Д., 1995
  75. В.А. Экономические интересы: развитие и механизм согласования. (Теория и практика углубления экономической реформы: В помощь лектору о-во «Знание» УССР), -Киев, 1990,-14 с.
  76. С.И. «Утечка умов» и технологическая безопасность России // РЭЖ, 1996, № 3
  77. Е.М. Экономические отношения в сфере образования и современные методические основы их исследования. Дисс. К.ЭК.Н.: (08.00.01), -Кострома, 1996
  78. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962, -684 с.
  79. Л.А. Экономические отношения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в условиях переходной экономики России. Дисс. к.эк.н., 08.00.01. Кострома, 1996, -162 с.
  80. Е.Н. Экономические отношения на рынке образовательных услуг. Автореф. дисс. к. эк. н., Кострома, 1996, 20 с.
  81. Т.Н. Методологические принципы исследования взаимодействия экономических интересов в переходной экономике. Доклад на международной научной конференции «Взаимодействие экономических интересов при переходе к рыночным отношениям», Тамбов, 1995
  82. Финансовые известия N 86.-1995−10/Х1 с. VI
  83. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. -М.: Дело, 1993, 829 с.
  84. В.В. Роль экономических интересов производственного коллектива в совершенствовании формирования и использования его трудового потенциала. Дисс. к.эк.н.: (08.00.01), -Ярославль, 1989
  85. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. Автореф. дисс. д.эк.н., 08.00.01, Иваново, 1998, -32 с.
  86. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. Москва, 1993
  87. .М. Взаимодействие экономических интересов трудовых коллективов в процессе реализации достижений научно-технического прогресса. Автореф. дис. к.эк.н., 08.00.01, Казань, 1990
  88. Экономическая энциклопедия. -Политическая экономия, т.2, М.: Советская энциклопедия, 1975
  89. Ф. К жилищному вопросу. Маркс К. и Энгельс Ф., соч., т.18
  90. Р. Дж., Смит P.C. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. -М.: Изд-во МГУ, 1996, — 800 с.
  91. С.Н. Экономический механизм согласования интересов в условиях формирования рыночных отношений: Дисс. к.э.н., (08.00.05) -Л., 1991, -209 с.
  92. В.М. Оптимальное сочетание экономических интересов производственного коллектива на этапе развитого социализма: Дисс. к.эк.н.: (08.00.01), -Тамбов, 1985, -223 с.
  93. В.М. Транзитарное хозйство России: детерминизм экономических интересов. -М.: Финансы и статистика, 1997, -335 с.
Заполнить форму текущей работой