Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Масонство на белорусских землях (конец XVIII – начало XX в.)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1815 г. восстановлен Великий Восход Польский и началось восстановления литвинского масонства. На землях Белоруссии расцвет масонства приходиться именно на 1816−1821 г. (под опекой Александра I, который сам являлся масоном). Именно в этот период возникают символические масонские ложи на территории Гродненской и Менской губернии. Так в Новогрудке — ложа под названием «Богиня Цэрэра», которая… Читать ещё >

Масонство на белорусских землях (конец XVIII – начало XX в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Исторический факультет Кафедра истории Беларуси КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История Беларуси»

Масонства на Белорусских землях (конец XVIII — начало XX в.)

Бондарчук Анжела Ивановна

2 курс, 22 группа Руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент Пархимович Николай Николаевич Витебск, 2013

Реферат Курсовая работа 29 с., 21 источника.

ФРАНК-МАСОНСТВО, МАСОНСКАЯ ЛОЖА, ЕЛАГИНСКАЯ СИСТЕМА, ВЕЛИКИЙ МАГИСТР, БРАТСТВО, ШВЕДСКО-БЕРЛИНСКАЯ СИСТЕМА, КОНСТИТУЦИЯ, БРАТ, ВЕЛИКИЙ ВОСХОД ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ ВОСТОК НАРОДОВ РОССИИ.

Объект исследования — Масонство на территории Беларуси с конца XVIII по начало XX

Предмет исследования — основные цели и принципы деятельности масонов, организационная структура, влияние на общество.

Цель работы — рассмотреть деятельность масонства на белорусских землях с конца XVIII по XX в, проанализировать их роль в обществе.

Методы исследования: метод классификации и систематизации, метод дедукции и индукции, аналитический метод, метод обобщения, метод научной абстракции.

Теоретическая и практическая значимость: содержание и выводы данного исследования могут быть использованы в ходе дальнейшей работы над проблемами масонской деятельности на белорусских землях XVIII — XX вв. В этом направлении особо перспективной представляется тема, затрагивающая судьбы наиболее заметных белорусских масонов Алексея Волковича и Григория Брука. Собранные материалы могут быть использованы также студентами для подготовки к семинарским занятия по теме «Общественное движение в Беларуси в первой половине 19 в.»

Реферат

Введение

Глава 1. Масонство: организация, основные цели и принципы

Глава 2. Масонские ложи на территории Белоруссии (Конец XVIII-Первая Четверть XIX в)

Глава 3 Масонские ложи на белорусских и литовских землях 1825−1920 Гг

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Масонство — интереснейшее явление в истории человечества, которое поразному и прямо противоположно характеризуют и оценивают историки до настоящего времени. Данная проблема имеет важное научное значение, поскольку история масонства до сих пор составляет специальный и очень сложный предмет исследования, в силу того, что мало сохранилось достоверных источников. Для масонство характерно взаимосвязь мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод возникновению множество предположений о сущности масонство.

Цель данной работы: изучить деятельность и влияние масонства на общество в белорусских землях с конца XVIII по XX в.

Задачи, которые были поставлены во время написания данной работы, следующие:

Изучить организацию, основные цели и принципы масонства

Исследовать деятельность масонских лож на территории Белоруссии (конец XVIII-первая четверть XIX в)

Рассмотреть влияние братьев масонских лож на общество в белорусских и литовских землях в 1825—1920 гг.

Для написания данной работы были использованы следующие методы: метод классификации и систематизации, метод дедукции и индукции, аналитический метод, метод обобщения, метод научной абстракции.

Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают, открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на нападки.

Для написания курсовой работы была использована книга Шведа В. В. «Между Польшей и Россией: общественно-политическая жизнь на землях Белоруссии (1772 — 1863.) «в которой в развёрнутой форме излагается основная сущность и принципы деятельности масонских организаций на территории Белоруссии.

В монографии Смалянчука А. «Адраджэнне вольнага мулярства на беларускіх і літоўскіх землях напачатку ХХ ст.» доступно, и в то же время на научном уровне, излагается деятельность масонских лож на белорусских и литовских землях в 1825—1920 гг.

Ряд сведений для выполнения данной работы нами были взяты из «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі «в которой орражена история деятельности масонских лож в Беларуси. .

Нами была использованы работа «Путеводитель по тайнам масонства» С. П. Карпачева. Наиболее обстоятельно в этом исследование даны организация массонства и его сущность. В монографии «Очерки с истории движения свободных каменщиков в Белоруссии» С. М. Рыбчонка [12], также использованом для подготовки курсовой работы, анализирует масонство на белорусские землях (конец XVIII-первая четверть XIX в).

Были задействованы нами так же и электронные ресурсы: Беларуская Вікіпедыя / Масонства и Виртуальный сервер Дмитрия Галковского [4], где перечислены белоруские деятели масонских лож.

Глава 1. Масонство: организация, основные цели и принципы Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению Лондонского клуба начала XVIII века.

До последней четверти прошлого века термин «франкмасон» противополагали обыкновенно краткому термину «масон», как обозначающий не каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), по имени только связавших себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности в них видели то «рыцарей Храма», скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели.

Предками современных франкмасонов, носившими это же имя, были несомненно, настоящие каменщики, и добавление к названию их ремесла слова «свободный» (free, frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово freemason встречается в английских документах начиная с последней четверти XVI века, по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году одним английским архитектором.

Это были известные в Англии в эпоху готического стиля sculptores lapidum liberorum (первое упоминание — в документе начала XIII века) — «каменотесы свободных камней». «Свободными камнями (Freestones) в отличие от обыкновенных (roughstones) назывались в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка, употреблявшиеся для более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения длинного термина и произошло, по этой гипотезе, английское слово freemason.

В эпоху готического стиля франкмасонами называлась, во всяком случае, более искусная категория квалифицированных, как сказали бы теперь, строительных рабочих. Позднее, с упадком готического стиля, различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло представление и о точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то франкмасонскими.

На сегодняшний день существует множество толкований, что представляет собой масонство.

Литература

о масонстве предлагает разнообразные определения, сводимые в несколько групп:

* Первую из них можно условно определить как этико-психологическую. Она рассматривает масонство как «состояние души», «изумительную по красоте систему нравственности, завуалированную аллегорией и иллюстрируемую символами», «духовное учение о постоянном самосовершенствовании».

* Вторая группа во главу угла ставит организационный принцип, рассматривая масонство как «религиозно-философское общество», «религиозно-нравственное движение». Очевидно, наиболее адекватно отражает состояние дела синтезирующий подход к определению рассматриваемого явления. О. Ф. Соловьев считает масонство «сплавом определенных организационных и духовных начал [5]».

Масонство, согласно наиболее распространенному в современной историографии определению, есть не что иное, как «религиозно-философское и политическое течение «. Конечно, масонство, прежде всего, является организацией. Нет масона вне Ордена, вне ложи. Об этих принципах свидетельствуют уставы Орденов вольных каменщиков. Так например, Конституция Великого Востока Франции определяет франкмасонство как «учреждение филантропическое, философское и прогрессивное», устав Великой Ложи Франции — как «посвятительный Орден, основанный на принципах братства». Конституция Великой Национальной Ложи Франции определяет масонство как «свободную Ассоциацию независимых людей, ставящих своей целью воплощение на практике идеалов Мира, Любви и Братства». Орден вольных каменщиков является универсальным и традиционным посвятительным Орденом, он представляет собой Братство посвященных людей всех рас, национальностей и вероисповеданий, совместно работающих над познанием универсальных принципов бытия и для раскрытия высшего духовного начала в человеке"[5].

В то же время специфика масонства как организации заключается в том, что доступ в нее открыт людям, обладающим определенными этико-психологическими качествами. Как показывает история, объединение лиц было самой различной ориентации: от мистиков и оккультизмов до рационалистов, от верующих до атеистов, от консерваторов до ярых прогрессистов. Тем не менее, вступающие в братства вольных каменщиков должны:

* Иметь намеренье приложить все усилия к тому, чтобы сделать хорошего человека еще лучше, дабы он следовал Божественным законам, стремился к познанию себя и мира;

* Добросовестно использовать время, деля его между почитанием Господа, работой, отдыхом и службой обществу, применяя свои умственные и физические способности наилучшим способом;

* Считать своим долгом, использование в полной мере своих талантов в частной и общественной жизни, в бизнесе и на службе для них самих, их семей, их окружения и всего человечества.

Стремясь к высочайшим моральным принципам, масоны должны обладать общественной активностью, так как масонство ставит своей целью совершенствование всего человечества. Цель эта достижима, лишь путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Не маловажное место в деятельности масонов занимает критика исторических религий и церкви. При этом война с Богом, церковью и духовенством не означает еще отмену религий, веры вообще, а наоборот, масоны создают новую религию — религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религию они заменяют новой — морального солидаризма. Существует еще не маловажная задача масонства (наряду с борьбой с религией, религиозной моралью, церковью и духовенством) — это уничтожение национальной государственности.

Масонства видит, и стремиться к конечному идеалу, а именно создать сверх государство. Основными признаками в нем будут являться свобода, равенство, братство и богом которого является человечество (мораль которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей). Осуществление всех этих идей моделируется в рамках масонских лож и в многочисленных обрядах и сложных символах.

Таким образом, можно сказать, что масонство — это и есть философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования:

* масоны принимают в Братство людей любой этнической группы на Земле.

* масоны утверждают, что все люди равноправны. Ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием.

* масоны уважают веру и идеалы других людей и пытаются быть одинаково добрыми и понимающими по отношению ко всем людям.

* неустанно стремятся к Истине и верят, что ничто не может быть оправданием Лжи.

* относятся к каждому открыто и без предубеждений.

Проявляя милосердие масоны:

* понимают под ним искреннее желание блага всем людям.

* направляют его не только по отношению к масонам и членам их семей, а к каждому человеку и всему обществу.

* направляют на благотворительность столько, сколько позволяет их состояние, и работают безвозмездно для братства.

Наряду с основными этическими принципами выделяют и основные принципы Ордена: Каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие Души. Франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания. Они верует в то, что как именно он поклоняется Богу, — это его дело, и только его, а как поклоняются Богу другие франкмасоны, — это их дело, и только их. Франкмасонство не предлагает какого-то пути к Спасению. Каждому масону следует искать его там, где он поклоняется Богу, что Братством только поощряется и всячески одобряется.

Поскольку религия и политика так часто вызывают раздоры между людьми, эти вопросы запрещены к обсуждению в масонской ложе. Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся. Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, франкмасонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии. Франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране.

Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков — стать достойными гражданами, соблюдая высочайшие моральные принципы, важнейшими из которых являются равенство, милосердие и честность. 11]

Прямыми предшественниками масонов являлись средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых и произошло само название братства — «франкмасоны» или «вольные каменщики». Расцвет готической архитектуры высоко поднял авторитет строителей, особенно мастеров и архитекторов. В то время даже бога иногда изображали как Архитектора, прикладывающего к Земле циркуль строителя.

Именно в это время получила особое звучание легенда о Хираме — строителе храма библейского царя Соломона, которая легла в основу таинств масонства нового и новейшего времени вместе с обрядами средневековых строительных лож. В тексте Библии дважды упоминается о Хираме, руководителе строительных работ у царя Соломона. Хирам разделил своих подчиненных (в зависимости от профессиональных качеств и усердия) на три разряда, поставив мастеров над подмастерьями. Каждый разряд получил свой пароль, опознавательные знаки и ритуалы. Однажды подмастерья решили выведать пароль мастеров. Они подстерегли Хирама, когда он вошел в Храм, и закрыли три выхода. Под угрозой смерти подмастерья потребовали от своего наставника назвать им заветное слово, но тот предпочел умереть, но не выдать тайны. Труп Хирама подмастерья зарыли на холме. Через семь дней Соломон, встревоженный исчезновением своего зодчего, приказал девяти мастерам отыскать его. После тяжелых поисков захоронение Хирама, над которым сиял свет, было найдено. Отметив это место веткой акации (она стала одним из символов масонства), мастера вернулись во дворец и сообщили Соломону о горестной находке. Тот велел принести тело Хирама в Храм. Но труп истлел. Восклицание мастера, первым обнаружившего это, — «Труп истлел!» и стало тем паролем, который передавался в масонских ложах от мастера к мастеру. В другом отрывке Библии, где речь идет о Хираме, он называется «сыном вдовы». Отсюда его последователи, каковыми считали себя масоны, тоже стали называться «сыновьями вдовы» .

Согласно, этой легенды производятся обряды посвящения в масонских организациях, например: в степень Ученика и Мастера.

Вступление в масонское братство осуществляется по рекомендации уважаемых его членов, после прохождения новичком испытательного срока, который завершался многочасовым пребыванием в кабинете размышлений. Если братья признавали новичка достойным приступить к Духовной Работе, его принимали в ложу в качестве ученика, а иногда сразу в подмастерья.

Ритуал посвящения был достаточно сложным и соблюдался в мельчайших деталях, которые в различных ложах могли различаться. Однако основные элементы ритуала были весьма устойчивыми в течении столетий. Новичку обнажали до колена левую ногу и правое плечо, что символизировало полную открытость перед будущей жизнью и собратьями, завязывали глаза и кружным путем по переходам и лестницам проводили в помещение ложи. При этом он мог подвергаться легким ударам, испытанию огнем, прикосновению шпаг — так испытывали его стойкость и мужество.

В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал «мертвец» — либо один из братьев игравший роль мертвеца либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти — череп, гроб с костями и другие — играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, «нестрашного» ужаса, неизменно притягивающего человека.

Посвящение в степень Мастера: в храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами — символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб Мастера и ветвь акации. Все готово к посвящению Подмастерья в степень Мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень Мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас.

Брат — наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, «погруженный в глубокую медитацию», скитается Подмастерье. Он взыскует Света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени Мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнанны. Подмастерья должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного Мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, так и сейчас — Подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело Мастера, теперь пуст и готов принять Мастера. Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он Хирам. Все братья принимают участие в «пробуждении» мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя Смотрителями, «поднимает» Хирама, накладывая «руку на руку, ступню на ступню, колено к колену, грудь к груди» .

Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом Мастере, который приносит присягу. Другие Мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный Мастер возносит хвалы Великому Архитектору Вселенной за то, что «Мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде». Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы «отпраздновать возвращение света и истины». В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.

Описание обряда того времени дает возможность почувствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих, творческих, с богатой фантазией и умом.

Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал Храм, который является символом великой Работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану Великого Архитектора Вселенной Храм есть и символ Мирового порядка. А Мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой Работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией Храма и модель вселенной, новичок под руководством Мастера начинает Работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его — тоже есть «Храм Господень» .

" Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение — это отражение. Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев" - такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом .

Организационная структура масонства в период расцвета, хорошо показана, на литвинском примере которое выглядит следующим образом (Приложение 1). Согласно приложению 1 Литвинския ложи подчинялись Великому Восходу Польскому, в состав которого входили капитулярные ложи, а так же провинциальная литвинская ложа. Причем последней ложе подчинялись пять символичных лож.

Организационная структура масонского ордена предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе, которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена, которую масоны всегда берегли за тремя замками и за тремя ключами. В сущности, говоря, символика и обрядность — это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим.

Основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное — только последующая надстройка над ними, возведение в них — сопровождались пышными и торжественными обрядами.

Сами масонские степени (ложи) делятся на:

* символические (ученик, подмастерье, мастер),

* средние или капитулярные,

* и высшие или философские.

Так с капитулярных степеней наиболее важная 18-я, розенкрейцерская (Приложение 2). Из философских — степень «кадош», святой — 30-я. Три последних степени считаются административными?; им и принадлежит реальная власть в ордене. Три первых степени составляют так называемое «голубое» (синее) масонство. Степени с 4-й по 18-ю образуют «красное» масонство. «Черное» или философское масонство составляют степени с 19-й по 29-ю. Наконец, так называемые административные степени (30-я — 33-я) образуют так называемое «белое» масонство. В степени с 4-й по 18-ю масоны возводятся капитулом, в степень с 19-й по 30-ю — ареопагом. Ритуальные ученые советы по возведению в степень с 31-й по 33-ю называются соответственно верховный суд, верховная консистория и верховный совет.

Основной ячейкой масонского братства является ложа. Масонская ложа — это целый мир, символическое изображение которого в виде прямоугольника соответствует обозначению вселенной у Птолемея. В то же время это и помещение, в котором собираются братья для своих работ.

Во главе ложи стоит управляющий, или мастер стула (венерабль, председатель). масонство белорусский ложа Остальные должности следующие: 1-й и 2-й надзиратели, секретарь (хранитель печати), ритор, обрядоначальник, казначей, привратник и прочие. Глава целого союза лож называется великим мастером. При наличии многих лож они объединяются в великую ложу, которая, в свою очередь, выделяет для управления ими более узкий по составу Капитул или Директорию. Само устройство великих лож может быть либо иерархическим (шотландское масонство), либо представительным, выборным (масонство иоанновское).

Основная работа каждой степени заключалась в подготовке и принятия брата в свою степень. Символом ученика являлся грубый природный камень, а главное занятие — обработка самого себя, в соответствии своих способностях и сил. Обчесанный кубичный камень являлся символом подмастера.

Каждый год 1 марта (первый день масонского года) происходили выборы администраторов ложи. Избирались они на один год: мастер кафедры, его наместник, хранитель печати, ритор, казначей, судья и елмузник (собиратель милостыни) и т. д. Наместник в основном помогал мастеру, а когда мастера не было, и управлял делами ложи. Следующая должность иерархии ложи — ритор. В его обязанности входило хорошо знать Статут, традиции и постановления ордена, чтобы их отстаивать. Он выступал по каждому делу, давал заключение согласно с правами масонов. Следующие должности — казначей и судья. Под опекой первого находился бюджет ложи и финансовые расчеты. Второй заведовал судебными делами братьев. Последняя должность — елмузник, в его компетенции находились сборы и распределение денег для помощи бедным, навещал больных братьев и на его имя подавались прошения о помощи. Существовало множество других должностей, которые заведовали своим делом обычно в соответствии светским, например, врачи следили за здоровьем братьев, юристы — судьями и риторами, музыканты — директорами или братьями гармонии, служащие канцелярий — секретари и т. д.

Открывается ложа ударом молотка почтенного мастера, побуждающего братьев «к порядку». Взявшись особым образом за руки, они образуют священную масонскую цепь, символ единения братьев всех стран. После этого надзиратель ложи направляется к алтарю и приветствует мастера. Затем он открывает Библию и возлагает на нее угольник и циркуль, символы прямизны и меры. Населенный пункт, где находится ложа, называется обычно «Восходом». «Восходом» именуется, как правило, и высшее масонское правление.

Учредительная грамота на открытие работ носит название Конституции.

Таким образом, масонство — это философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования.

С первых же дней своего существования организация масонов считалась тайной, куда непосвященные не принимались. Они установили ритуал приема в свою организацию и некоторые обряды. Большею частью это были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в Мироздании Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.

Организационная структура масонского ордена предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе, которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена. В сущности, говоря, символика и обрядность — это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим. Основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное — только последующая надстройка над ними, возведение в них — сопровождались пышными и торжественными обрядами.

Глава 2. Масонские ложи на территории Белоруссии (конец XVIII-первая четверть XIX в) Масонство появилась в начале XVIII в. в Англии. 24 июня 1717 г. В Лондоне образовалась первая в мире Великая ложа, которая и стала источником распространения масонства во всем мире. Именно под юрисдикцией Великой ложи Англии масонство проникает в XVIII в. в Российскую империю. Ядром новой масонской организацией являлась группа католиков. При Екатерине II масонство пережило свой «золотой век», но и она же своим указом от 1 августа 1792 г. запретило его.

После первого раздела Речи Посполитой появляются первые масонские ложи на территории Белоруссии. К большому сожалению информации, о них не много. Так 22 мая 1770 г. в Могилеве начинает свое существование ложа «Двух Орлов». В 1776 или 1777 г. профессор Московского университета И. Е. Шварц с разрешением гроссмейстера российских лож И. П. Елагина основал в том же Могилеве ложу «Геркулес в Колыбели». Позже ее мастером стал А. И. Веревкин. Работала ложа по елагинской системе, которую создал сенатор И. П. Елагин по примеру английской системы: до трех яновских степеней, к ним добавлена неопределенное количество высших степеней. Причем братья последней степени занимались умственной работай, на основе герметичной философии или теософии. В 1784 г. ложа эта вошла в Провинциальную ложу в Москве. В 1778—1779 гг. в Могилеве действовала ложа, название которой на данный момент неизвестно.

Следующим центром распространения масонство на Белоруссии становится Полоцк. Так, в 1777 г. в Полоцк переносит свою работу ложа «Талия», которая была основана в 1775 г. Вердеревским в Москве. Работала ложа по шведско-берлинской системе. Она была организованна по системе «Строгого послушанство», которое включает английское масонство для первых трех степеней и розенкрейцерство для высших степеней. Три яновские степени дополнялись тремя высшими: 4-я Шотландский мастер, 5-я Послушник, 6-я Рыцарь храма трех отделов (рыцарь, друг, зброеносец). Статус требовал полного подчинения младших братьев вышестоящим, и всех вместе главе ордена. Братом мог стать только состоятельный и родовитый дворянин-христианин. Подчинялась эта ложа, Великому мастеру Провинциальной ложи в Петербурге И. П. Елагину. В 1791 г. по елагинской системе действовала в Шклове ложа «Мудрость». Большинство названых лож действовали только до запрета масонства Екатериной II.

Масонство так же проникало на земли Белоруссии и со стороны Речи Посполитой. Так 10 декабря 1779 г. ложа «Добрый Пастырь» в Вильне приняла решение создать loge de de’putation в Гродно. Туда послали великого судью Гурко, который провел два заседания ложи в Слониме (12−13 февраля 1780 г.)

В 1781 г. Великий магистр провинциального масонства Королевства Польского и Великого княжества Литовского Игнат Потоцкий подготовил Статус Великого Восточного Королевство Польского и ВКЛ. 26 февраля 1784 г. его подписали депутаты от одной большой, трех провинциальных и девяти символических лож. В их числе была и провинциальная ложа под названием «Счастливое освобождение» в Гродно. Она возникла в 1781 г. и работала на французском языке (в документах ложи фигурирует и название «L'beureuse Delivrance». Эта надпись сохранилась и на овальной печати ложи).

Согласно Статусу Великого Восточного Королевство Польского и ВКЛ 1784 г. существовали три масонские провинции: великопольская, малопольская, литвинская, во главе которых стояли наместники Великого Магистра. Каждая провинция представляла собой малый Великий Восток с представителями символических лож и имела большую провинциальную ложу.

После второго и третьего раздела Речи Посполитой, неудачного восстания Т. Костюшко в масонстве на территориях бывших государств Королевства Польского и ВКЛ наблюдается развал. Только в 1809 г. начинает действовать ложа «Счастливое освобождение» в Несвиже, а 22 марта 1810 г. восстанавливается Великий Восход Польский. 17 марта 1812 г. создается Национальный Великий Восход Короны и Литвы, но в связи с войной 1812 г. масонское движение снова угасает.

В 1815 г. восстановлен Великий Восход Польский и началось восстановления литвинского масонства. На землях Белоруссии расцвет масонства приходиться именно на 1816−1821 г. (под опекой Александра I, который сам являлся масоном). Именно в этот период возникают символические масонские ложи на территории Гродненской и Менской губернии. Так в Новогрудке — ложа под названием «Богиня Цэрэра», которая в последствии стала называться «узел Объединения», в Гродне — «Друзья Человечества», в Минске — «Северный факел», «Священность Севера» и ложа «Гора Табор». Помимо этого создана символическая ложа «Владислава Ягайлы» в Слуцке и нижайшая копитулярная ложа «Священность Спокойствия» в Несвиже, основанная 19 марта 1819 г. в нее входило около 130 членов. Существование масонских организаций выявлялась в специальных делопроизводствах. Каждая ложа создавала его раз в год и рассылала ее другим ложам. На рецептивных заседаниях лож рассматривались вопросы приемов новых членов, значение внутренних и внешних отношений, на инструктивных заседаниях рассматривали специфику празднований торжественных дней по особенным ритуалам. «Торжественные работы» всегда проводились 24 июня. (7 июля.) на праздник св. Иоанна, на годовщину открытия ложи и после смерти кого-нибудь из братьев. Для делопроизводства каждая ложа выбирала секретаря и архивариуса, функции которых отмечены в статусе. В 1822 указом Александра I все масонские ложи в империи запрещены.

Хронологически деятельность масонских лож на территории Белоруссии совпало с эпохой Просветительства. Вместе с философией Просветительства масонство по-своему решало задачу освобождения особы от угнетения феодальных общественных отношений. Согласно масонской трактовке, смысл жизни каждого человека состоял в строительстве внутреннего царства доброты, справедливости и равноправии. Причем содержание религиозных терминов не соответствует их трактовке в масонстве, которое, в отличие от христианства, утверждает Бога как абстрактный феномен. Это вызвало осуждение масонства со стороны католичкой церкви. Так в 1738 г. римский папа Климент XII объявил в своей буле анафему масонству и обвинил масонов в дерзости и хитрости, стремлению овладеть всеми уровнями социальной иерархии с целью сконцентрировать в своих руках абсолютную власть. Несмотря на это, некоторые католические священники являлись членами лож в Литве и Белоруссии. Так, ксендзы были в минской ложе «Северный факел» и несвижской «Счастливое освобождение». Масонские ложи несли и определенное практическое значение: помогали финансовыми средствами больным, школьникам и т. д. В 1817 г. на дворянской собрании в Вильно масоны подняли вопрос о освобождении крестьян от крепостного права. Некоторые из них стремились улучшить принципы деятельности и структуру масонского братства. Мастер ложи «Усердный литвин» Шимкевич основал 26 марта 1818 г. новую ложу — «Усердный литвин реформированный». В которую входили многие профессора Виленского университета, действовала ложа до 24 марта 1820 г.

Масоны оказали значительное влияние на тайные организации. Шимкевич являлся первым старшиной общества шубровцев. Так при непосредственном участии профессора Анджея Снедецкого, возникло «Товарищество шубровцев» (лентяев). Его друзья взяли себе за цель посредством сатиры высмеивать пьянство, картежные игры, сутяжничество, чванство и другие пороки шляхтичей и магнатов. Отличительным знаком шубровцев стала Печать: скрещенные лопаты и метлы в дубовом венце, которые свидетельствовали про решительность этой организации вычистить и вымести из жизни всякий сор. Кружковцы имели свою газету «Ведомости Бруковыя» (Уличные). В ней сотрудничали наилучшие ученые и литературные силы всего города. Эта газета в 1816—1822 годах имела большое влияние на общественную мысль страны. В ней высказывалось ироничное отношение к шляхте и симпатии к простым людям, а иногда и порицание крепостнического быта. Печатное слово уготовлялось для Беларуси и Литвы. Статьи писались без оглядки на Варшаву. И это вызывало неудовольствие в Польше, где боялись, что местный сепаратизм повредит общепольскому делу. В то же время либерализм шубровцев совмещался и с антисемитизмом.

Молодежные объединения филоматов, филоретов, лучистых своей структурой напоминали масонские ложи, а их основатель Т. Зан весной 1821 г. был принят в виленскую масонскую ложу «Школа Сократа» по рекомендации ее основателя Ходьки.

После 1822 г. очень мало архивных материалов про деятельность масонских лож в России. Выход из масонства декабристов, репрессии официальных властей привели к снижению интеллектуального и духовного потенциала лож.

Таким образом, на землях Белоруссии в конце XVIII в. — первой четверти XIX в. действовала 16 масонских лож, которые насчитывали не менее 1060 братьев. За них велась постоянная борьба между Великим Восходом Польским и петербургской Великой ложей «Астреей», но литовско-белорусские ложи остались в подчинении Великого Восхода Польского. Масонство сгруппировало различные части демократичного общества для решения главной задачи — возрождения бывшей государственности. Оно внесло в жизнь народа лозунги равноправия, свободы и братства, повлияло на создание и деятельность тайных обществ.

Глава 3. Масонские ложи на белорусских и литовских землях 1825−1920 гг Указом Александра І в 1822 году масонские ложи по всей империи были запрещены. Мало что известно о деятельности масонство с этого периода и вплоть до начала ХХ. Мы можем только предполагать, что деятельность масонских организаций не прекращалась, она стала более скрытой и могла проявляться в деятельности тайных обществ и закрытых кружков. Так же можно предположить, что масонские организации все же прекратили свою деятельность, и стали проявлялись сугубо в индивидуальной деятельности братьев. Так братья, в ожидании благоприятного момента для возрождения ложи, следовали этическим принципам своей ложи и оказывали в малой степени влияние на общество, тем самым сумев сохранить и распространить принципы и идеи своего ордена. Новое возрождение масонства пришлось лишь в начале ХХ века. Первые ложи вновь начинают появляться при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидой Великого востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого востока Франции относятся к так называемому либеральному масонству. В 1906 году в Москве была основана ложа «Возрождение», в 1910;м — ложи в Минске и Вильно. В 1912 году была создана организация Великий Восток России, которая через год стала называться Великий Восток Народов России. Устав Великого Востока Народов России был напечатан как исторический документ в качестве приложения к книге Е. Сидоренко «Итальянские угольщики» (Петербург, 1913), что позволяло «братьям» легально хранить его у себя, не привлекая внимания Департамента полиции, пытавшегося выявить и установить слежку за членами организации. Устав определял цели и задачи ордена, его структуру, подробно описывал процедуру посвящения в члены организации и выхода из нее («усыпления»).

Существование организации должно было храниться в тайне, братья знали лишь членов своей ложи и обязывались не разглашать полученную на заседаниях информацию. В клятве, даваемой при вступлении в орден с соблюдением определенного ритуала, новые члены ложи обещали любить «братьев-масонов», защищать их в опасности и хранить орденскую тайну. Ложа состояла из 7−14 членов, за которыми звание масона сохранялось пожизненно. Пожелавший добровольно выйти из общества имел право «уснуть» (за ним оставалось право после перерыва возобновить свою деятельность, предварительно уведомив об этом членов ложи), нарушивший обязанности «усыплялся» принудительно. «Уснувшие» и «усыпленные» освобождались от исполнения орденских обязанностей, но считались по-прежнему связанными обетом хранения орденской тайны.

К концу 1913 года Верховному Совету Великого Востока Народов России подчинялось уже 40 лож, в которых насчитывалось до 400 «братьев». Секретарем, а позднее и Председателем Верховного Совета был Александр Михайлович Колюбакин (1868−1915), левый кадет и депутат ІІІ Государственной Думы. Численное большинство среди членов масонских лож Российской империи составляли кадеты, в профессиональном отношении преобладали юристы, журналисты, общественные деятели. Масоны декларировали над партийность своей организации, но с началом Первой мировой войны стал все более очевиден левый край Великого Востока Народов России, ставившего целью установление в России буржуазно-демократической республики.

Сложившиеся стереотипы участия евреев в движении «вольных каменщиков», так называемого «жидомасонского заговора», созданные российскими великодержавными шовинистами и черносотенцами в конце XIX — начале ХХ столетий, к сожалению, живы до сих пор. В то же время, участие евреев в масонских ложах в начале ХХ века было незначительным. По подсчетам А. Смоленчука, из установленных 45 «вольных каменщиков» — членов лож Беларуси и Литвы только 9 были евреями, что составляло всего 20% от общего числа. Для сравнения отметим, что поляки составляли около 40%, литовцы — 22%, русские — 9% и белорусы — 9%.

Организация новых лож целиком находилась в ведении Верховного Совета Великого Востока Народов России. Члены Совета с этой целью специально объезжали провинцию, выясняли состав местных лож, знакомились с «братьями», намечали новые кандидатуры для привлечения в организацию, инициировали создание новых лож. Масонская ложа в Витебске была создана в конце 1914 — начале 1915 годов, инициатором ее создания стал А. М. Колюбакин. Учредительное заседание ложи проходило на квартире А. О. Волковича на Соборной улице (здание сохранилось, ныне дом № 10 по улице Крылова). При основании ложи в братство были приняты Григорий Брук, Алексей Волкович, С. Писаревский, Витольд Бамас и Вячеслав Федорович. В 1915 или 1916 годах в Витебск приезжал Александр Федорович Керенский (1881−1970), адвокат, член IV Государственной Думы, позднее ставший председателем Временного правительства и Верховным главнокомандующим, с лета 1916 года исполнявший должность Секретаря Ложи Верховного Совета Великого Востока Народов России. Во время приезда Керенского в витебскую ложу был принят Бениамин Гуревич. Восьмым членом ложи был Михаил Цейтлин. По мнению Берберовой, во время приезда в Витебск Керенского на собрании ложи присутствовали также Марк Шагал и пришедший вместе с ним Григорий Аронсон. Однако, по свидетельству Б. Гуревича, заседание масонской ложи, на котором тот был принят в члены братства и где присутствовал Керенский, достаточно быстро с приходом «других людей, не состоявших членами ложи», переросло в «обычное политическое совещание: доклад прибывшего из Петербурга депутата на актуальные темы и оживленная дискуссия» .

Поскольку никто из современников и позднейших исследователей (кроме Берберовой) не называет Шагала в числе членов витебской ложи, возможно, его приход вместе с Аронсоном на встречу с Керенским не был связан с членством художника в местной масонской организации. Витебская масонская ложа просуществовала до 1916 года. По свидетельству Гуревича, «деятельности ложи никакой не было». Департаменту полиции, озабоченному распространением масонства в России, не удалось напасть на ее след.

На сегодняшний день существует проблема — практически отсутствуют архивные материалы про деятельность масонских лож в Белоруссии в начале 20 в. Существуют сведения про членства в варшавской ложе «Правда» в 1920;23 Б. А. Тарашкевича. В польской историографии существует гипотеза про непрерывное существование в Литве масонства благодаря усилиям рода Ромеров. Определенная активизация масонства на территории Литвы и Белоруссии наблюдается в начале 20 века. По инициативе ложи «Великий Восход России» в конце 1910 в Вильно создана ложа «Единство». В 1911 там же формируется ложа «Литва», в 1914; «Беларусь». Фактически масонам удалось создать автономную структуру в пределах бывшего ВКЛ.

Многие исследователи отдельно отмечают активность белорусских деятелей, в особенности Антона и Ивана Луцкевичи в пропаганде краевой идеи. Белорусы надеялись, что с помощью масонских лож смогут, укрепить социальную базу белорусского движения. Именно по этой причине они начинают издавать польскоязычный «Курьер краевый «(1912). При этом участие белорусов в ней осталось тайной для виленского общества. На похожих позициях находилась и русскоязычная «Вечерняя газета», изданием которой так же не обошлось без белорусов.

В 1913 виленские ложи разошлись во взглядах относительно дальнейшего развития. Часть поляков их покинула и создала самостоятельную ложу под управлением польского масонства. В годы первой мировой войны представители лож «Единство», «Литва» и «Беларусь» сформировали единую ложу во главе с Ю. Савлюсом — «Великий Восход Литвы и Беларуси», полностью независимую от «Великого Восхода России». Важной политической инициативой новой ложи стала организация в конце 1915 г. Совета Конфедерации Великого Княжества Литовского, которая опубликовала 9 декабря 1915 г. универсал конфедерации, а в феврале 1916 — воззвание о восстановлении ВКЛ. Новая межнациональная организация объявляла о вредности всех надежд связанных с Россией. Конфедерация ВКЛ связывала свою судьбу с Германией и Австро-Венгрией: «Мы верим, что после победы средне-европейских государств, бывшие западные провинции России, в первую очередь земли Польские, литовско-белорусские, над балтийские должны отойти от России и образовать государственные единицы в той или иной комбинации с средне-европейскими государствами. И при этом были бы заверение отношений самостоятельного развития их социально-культурной и политической жизни [20]». Проблема взаимосвязи Литвы и Польши в документах Конфедерации обходилась, скорее всего, руководство не считала эту проблему первоочередной.

Совет Конфедерации своими главными целями считал создание на литовско-белорусских землях независимого государства с сеймом в Вильно. Территория независимого государства должна была включать в себя, по меньшей мере, Ковенскую и Виленскую губернию, часть Гродненской и Сувалковской, литовские части Курляндской и часть Минской губернии (которая связана с Виленским центром). Форму государственного строя и конституцию должен был определить и утвердить сейм в Вильни.

Исследователь Олесь Смоленчук выделяет значимую роль белорусских политиков в создании Временного Совета и издание документов, таких как Универсал и Обращение. Согласен с этими выводами также Юлиан Витан-Дубейковский, который именно Ивана Луцкевича считал главным инициатором появления Универсала и Обращения. В конце 1920;х г. Антон Луцкевич признавал, что именно белорусские представители «создали — Конфедерацию ВКЛ, объединив на основе идеи независимости краю лучших представителей демократии всех четырех национальностей: белорусов, литвинов, жидов и поляков» [14].

Однако очень быстро после этого Временный Совет развалился, а ложа — «уснула». Связана это непосредственно с ростом социальной напряженности в обществе, которая и принудили ложу приостановить деятельность, (восстановилась только в 1920 в Кауносе).

22 июля 1920 произошла инаугурация ложи «Литва» как материнской ложи «Великий Восход Литвы». Главной задачей ложа ставила, прежде всего, укрепление государственности, пропаганде государственного объединения с Литвой, Эстонией, Восточной Пруссией и Белоруссией. Попытки восстановить ложу «Великий Восход Литвы» в июне 1920 в Вильно остались безрезультатными, она начала действовать только в 1-й половине 1921 под управлением И. И. Красковского. Эта ложа активно искала контакты с западноевропейским масонством и, по некоторым сведеньям, белоруской ложей на территории Литвы, расширила свое влияние в Латвии. Легальным прикрытием деятельности лож являлась Лига прав человека и гражданина. Анти масонские компании в 1920;х г. привели к упадку масонское движение. Еще в 1921 в том же Кавносе по примеру масонской ложи создана конспиративная организация Белорусское братство.

В завершение нужно отметить, что масонские ложи белорусских земель в первой половине XX в. сыграли значимую роль в национально-культурных и общественно-политических процессах. Наиболее эффективным можно считать деятельность виленских лож «Литвы» и «Беларусь», которые, фактически, заменили межнациональную краевую партию либерально-демократического направления. Но Создание подобной легальной организации не была осуществлена до конца, скорее всего именно из-за полной координации либерально-демократических и краевых элементов отдельных национальных движений, которые обеспечивали масонские ложи.

В идеологии виленских масонов лежит традиционный масонский гуманизм, про который писал в своем дневнике М. Ромер, существовал который в форме либерально-демократической направленности. Нет сомнений, что эта направление доминировала в идеологии лож в Минске и Витебске. Друзья масонских организаций расширялись среди общества, которые были осведомлены идеалами демократии. Они также пропагандировали идеи этнической толерантности и стояли против проявления шовинизма в политике и культурной жизни.

Обращает на себя внимание и активная деятельность белорусских политиков в масонских ложах. Братья Луцкевичи и Ватслав Ластовский относились к кругу руководителей белорусского национально-культурного Возрождения. Их `масонская деятельность' позволяла поднять проблему роли краевой идеологии в разработке белорусской национальной идеи в межреволюционный период 1907;1917. Очевидно, что эта идеология активна, использовалась белорусами с целью расширения социальной базы белорусского движения. Эта деятельность способствовала пропаганде края.

Таким образам Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX века под эгидой Великого востока Франции, которая относится к так называемому либеральному масонству. Причем, Ложи Великого востока народов России носившие название «масонские» таковыми не признавались братьями из Великого востока Франции и других масонских лож, а считались политическими клубами.

Так же можно говорит о определенной обособленности лож. Особенно эта относится витебских масонов. Тем не менее, развития событий неизбежно вели к образованию на белорусских землях единой масонской организации, непосредственно подчинённой «Великому Восходу Франции». Но военные действия первой мировой войны, которые сопровождались ростам меж национальной напряженности, помешали завершению этого процесса. Между тем подобные организации с учетом связей с западноевропейским масонством могла сыграть не последнюю роль в борьбе за сохранения территориального единства Белорусско-Литовского края и его преобразование в реальный субъект международных отношений накануне и после завершения мировой войны.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

На сегодняшний день существует множество толкования, что представляет собой масонство.

Литература

о масонстве предлагает разнообразные определения, сводимые в несколько групп :

Первую из них можно условно определить как этико-психологическую. Она рассматривает масонство как «состояние души», «изумительную по красоте систему нравственности, завуалированную аллегорией и иллюстрируемую символами», «духовное учение о постоянном самосовершенствовании».

Вторая группа во главу угла ставит организационный принцип, рассматривая масонство как «религиозно-философское общество», «религиозно-нравственное движение». Очевидно, наиболее адекватно отражает состояние дела синтезирующий подход к определению рассматриваемого явления.

Таким образом масонство — это и есть философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования.

С первых же дней своего существования организация масонов считалась тайной, куда непосвященные не принимались. Они установили ритуал приема в свою организацию и некоторые обряды. Большею частью это были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в Мироздании Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.

Организационная структура масонского ордена предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе, которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена, которую масоны всегда берегли за тремя замками и за тремя ключами. В сущности, говоря, символика и обрядность — это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим. Основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное — только последующая надстройка над ними, возведение в них — сопровождались пышными и торжественными обрядами.

Таким образом сами масонские степени (ложи) делятся на:

символические (ученик, подмастерье, мастер),

средние или капитулярные,

и высшие или философские.

Основной ячейкой масонского братства является ложа. Масонская ложа — это целый мир, символическое изображение которого в виде прямоугольника соответствует обозначению вселенной у Птолемея. В то же время это и помещение, в котором собираются братья для своих работ.

Во главе ложи стоит управляющий, или мастер стула (венерабль, председатель).

На территорию Белоруссии масонство начинает проникать именно в конце XVIII в. — первой четверти XIX в. и насчитывает по сегодняшним данным около 16 масонских лож, которые насчитывали не менее 1060 братьев. За них велась борьба между Великим Восходом Польским и петербургской Великой ложей «Астреей», но литовско-белорусские ложи остались в подчинении Великого Восхода Польского. Масонство сгруппировала различные части демократичного общества для решения главной задачи — возрождения бывшей государственности. Оно внесло в жизнь народа лозунги равноправия, свободы и братство, повлияла на создания и деятельность тайных обществ. Причем отношения властей на масонские организации были не одназначны. В начале века власти способствовали их деятельности, особенно в армии, различивая на то, что офицеры, оказавшиеся в плену, могли использовать помощь от иностранных друзей-масонов. Но со временем, когда начался переход от либерализма, отношения к масонским организациям изменилось. Власти стали подозрительно относится к тайным и полулегальным масонским ложам и в 1822 г. специальным указом царя деятельность масонских лож была запрещена.

Новое возрождение масонства пришлось на начало ХХ века. Необходимо отметить, что масонские ложи белорусских и литовских земель в начале XX в. сыграли значимую роль в национально-культурных и общественно-политических процессах, так как практически все руководители или активные участники тайных обществ в свое время являлись масонами. Обращает на себя внимание активная деятельность белорусских политиков в масонских ложахБратья Луцкевичи и Ватслав Ластовский относились к кругу руководителей белорусского национально-культурного Возрождения. Их `масонская деятельность' позволила поднять проблему роли краевой идеологии в разработке белорусской национальной идеи в межреволюционный период 1907;1917. Эта идеология активна, использовалась белорусами с целью расширения социальной базы белорусского движения. Эта деятельность способствовала пропаганде края. Насчитывается, всего, на Белоруссии, в первой четверти XIX в. около 500 масонов.

В идеологии белорусских масонов лежит традиционный масонский гуманизм, существовал который в форме либерально-демократической направленности. Эта направление доминировала в идеологии лож в Минске и Витебске. Друзья масонских организаций расширялись среди общества, которые были осведомлены идеалами демократии. Они также пропагандировали идеи этнической толерантности и стояли против проявления шовинизму в политике и культурной жизни.

Тем не менее, развития событий неизбежно вели к образованию на белорусских и литовских землях единой масонской организации, непосредственно подчинённой «Великому Восходу Франции». Но военные действия первой мировой войны, которые сопровождались ростам меж национальной напряженности, помешали завершению этого процесса. Между тем подобные организации с учетом связей с западноевропейским масонством могла сыграть не последнюю роль в борьбе за сохранения территориального единства Белорусско-Литовского края и его преобразование в реальный субъект международных отношений накануне и после завершения мировой войны.

На данный момент можно говорить о том, что-то время, когда масонские ордена оказывали реальное воздействие на ход истории как отдельных государств, так и всего мира в целом, безвозвратно ушло. Современное масонство уже утратило свои первоначальные черты и, надо полагать, вскоре может вообще исчезнуть как явление или переродится в нечто более новое, соответствующее целям и задачам нового общества.

Список использованных источников

Беларуская Вікіпедыя [Электронный ресурс] / Брук Г. Я. — 2013. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. — Дата доступа: 23.04.2013.

Беларуская Вікіпедыя [Электронный ресурс] / Масонства — 2013. — Режим доступа: http://be-x-old.wikipedia.org. — Дата доступа: 23.04.2013.

Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия // Вопросы литературы. 1990. № 4. С. 230.

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского [Электронный ресурс] / - 2005. — Режим доступа: http:// www.samisdat.com/5/523-spis.htm. — Дата доступа: 23.04.2013.

Карпачев С. П. Путеводитель по тайнам масонства. — М., 2002.

Коваль Э. Теории заговора / Э. Коваль // Планета. — 2010. — N 12 (68). — С. 58−67.

Людмила Хмельницкая. Марк Шагал и витебская масонская ложа [Электронный ресурс]/ - 2008. — Режим доступа: http:// http://chagal-vitebsk.com/node/156. — Дата доступа: 23.04.2013.

Маркс М. Записки старика // Віцебскі сшытак. — 1996. — № 2. С. 87 — 102.

Подлипский А. Витебская Александровская гимназия (1808−1918). Страницы истории и выпускники. Витебск, 1994. С. 43.

Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.

Рыбко М. Масонства // ЭГБ. Т. 3. — Мн., 1999. — С. 91 — 93.

Рыбчонок С. М Минский верстак в первой четверти XIX в.: Очерки с истории движения свободных каменщиков в Белоруссии // Годность. — 1994. — № 1. — С. 3 — 14.

Серков А. И. Русское масонство. 1731−2000. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 1139.

Смалянчук А. Адраджэнне вольнага мулярства на беларускіх і літоўскіх землях напачатку ХХ ст. // Вольныя муляры ў беларускай гісторыі. Канец XVIII — пачатак XX ст. С. 175.

Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории / пер. с англ. С. Б. Квиткин [и др.]. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2003. — 480 с.: ил. — (Мир культуры, истории и философии). — Глоссарий: с.386−390.

Уколова. Под покровом масонской тайны // Наука и жизнь. — 1990. — № 12

Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / пер. с нем. С. Целищева. — Санкт-Петербург: Мидгард, 2007. — 1008 с.

Швед В. В. Гродненские масонские ложи (конец XVIIIначала XIX в .) //Гродненские записи: Страницы истории и культуры. — Гродно. 1997. — С. 64−77.

Швед В. В. Между Польшей и Россией: общественно-политическая жизнь на землях Белоруссии (1772 — 1863.). — Гродно. 2001.

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэд. кал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2000;2005. — Т. 5: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. — 2004. — 343 с.; іл.

Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.5: М-Пуд / Беларус.Энцыкл.;Рэдкал. Пашкоў Г. П.(гал.рэд.) і інш.;Маст. Жакевіч Э.Э. — Мн.: БелЭн, 1999. — 592с.

Приложение 1

Организационная структура масонства на землях Белоруссии

Великий Восход Польский (1815−1821)

КАПИТУЛЫ:

Святость Спокойствия (Несвиж)

Провинциальная литвинская ложа «Безупречная общность» (Вильня)

Гора Табор на Восходе Минска

Символические

№ 4

Счастливое Освобождение (Несвиж)

№ 19

Северный факел

(Минск)

№ 24

Узел Единства (Новогрудок)

№ 25

Друзья Человечества (Гродно)

№ 32

Владислав Егайло на Восходе Слуцка

ложи

Приложение 2

СПИСОК СТЕПЕНЕЙ ИЕРАРХИИ

УЧЕНИК ПОДМАСТЕРЬЕ МАСТЕР-КАМЕНЩИК

Голубые (синие) универсальные

степени (градусы) ордена 1 — 3

ТАЙНЫЙ МАСТЕР СОВЕРШЕННЫЙ МАСТЕР ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СУДЬЯ ХРАНИТЕЛЬ ЗДАНИЙ РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ДЕВЯТИ РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ПЯТНАДЦАТИ ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ВЕЛИКИЙ МАСТЕР-АРХИТЕКТОР КОРОЛЕВСКАЯ АРКА ВЕЛИКИЙ ИЗБРАННИК РЫЦАРЬ ВОСТОКА ИЛИ МЕЧА КНЯЗЬ ИЕРУСАЛИМСКИЙ РЫЦАРЬ ВОСТОКА И ЗАПАДА КНЯЗЬ РОЗЕНКРЕЙЦЕР

Красное масонство Капитулярные степени (градусы)

4? — 18?

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ МАСТЕР (ВЕЛИКИЙ МАГИСТР) (ПОЖИЗНЕННО) НОАХИТ ИЛИ ПРУССКИЙ РЫЦАРЬ РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО ТОПОРА ИЛИ КНЯЗЬ ЛИВАНА ХРАНИТЕЛЬ СКИНИИ КНЯЗЬ СКИНИИ РЫЦАРЬ МЕДНОГО ЗМЕЯ КНЯЗЬ МИЛОСЕРДИЯ ВЕЛИКИЙ КОМЕНДАНТ ХРАМА

РЫЦАРЬ СОЛНЦА ВЕЛИКИЙ РЫЦАРЬ СВ. АНДРЕЯ

Черное масонство Философские степени (градусы)

19 -29

РЫЦАРЬ КАДОШ ВЕЛИКИЙ КОМАНДОР ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО СЕКРЕТА ВЕРХОВНЫЙ ИНСПЕКТОР

Белое масонство Административные степени

(градусы) 30 — 33

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой